Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева В.В., Баранецкий И.И.

Культура межличностного взаимодействия, основанная на гуманности, становится базовой потребностью современного общества, ориентированного на человека, способного к восприятию эмоциональных проявлений других людей, адекватному отклику на эмоциональные состояния окружающих. Данная статья посвящена изучению эмпатии младших школьников и роли средств духовно-нравственного воспитания в её развитии. Актуальность поднятой темы связана, на наш взгляд, с актуализировавшейся потребностью общества в людях, ориентированных на проявления эмпатии в межличностных отношениях, а также с необходимостью разработки механизмов и средств её развития в младшем школьном возрасте. В данной статье предлагается рассмотреть возможность средств духовно-нравственного воспитания в данном процессе. В опытно-экспериментальной работе использовались методики «Экспресс-диагностика эмпатии» И.М. Юсупова, опросник «Эмпатия» А.А. Меграбяна, методика «Неоконченные предложения» Т.П. Гавриловой. В выборку исследования вошли младшие школьники в количестве 14 человек в возрасте от 10 до 11 лет. В статье, в рамках теоретической части исследования уточняется понятие эмпатии, раскрывается высший уровень её развития - эмпатической культуры личности, уточняются критерии эмпатической культуры личности младших школьников. В опытно-экспериментальной части исследования раскрываются особенности эмпатии младших школьников до и после реализации психолого-педагогической программы. Разработанная и реализованная программа развития эмпатии младших школьников включает в себя три блока: когнитивный (направлен на развитие представлений младших школьников об эмоциях), эмоциональный (направлен на развитие способности дифференцировать свои эмоциональные состояния, а также другого человека, характеризующиеся проявлением сочувствия или содействия), поведенческий блок (развитие способности проявлять действенную помощь в деятельности по отношению к различным объектам эмпатии, то есть активно поддерживать другого и оказывать ему помощь). При коррекционно-развивающем воздействии используются средства духовно-нравственного воспитания, такие как рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример, собственная деятельность младшего школьника, ролевые игры, народные игры. Также, большое значение в программе имеют сказки и сказкотерапия, элементы арт-терапия. У участников экспериментальной группы по завершении реализации программы повысился общий уровень эмпатии (на уровне значимости 0,01), а также отношение к родителям (на уровне значимости 0,01), к старикам (на уровне значимости 0,01) и детям (на уровне значимости 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.923.2

В.В. Пантелеева, И.И. Баранецкий

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Культура межличностного взаимодействия, основанная на гуманности, становится базовой потребностью современного общества, ориентированного на человека, способного к восприятию эмоциональных проявлений других людей, адекватному отклику на эмоциональные состояния окружающих. Данная статья посвящена изучению эмпатии младших школьников и роли средств духовно-нравственного воспитания в её развитии. Актуальность поднятой темы связана, на наш взгляд, с актуализировавшейся потребностью общества в людях, ориентированных на проявления эмпатии в межличностных отношениях, а также с необходимостью разработки механизмов и средств её развития в младшем школьном возрасте. В данной статье предлагается рассмотреть возможность средств духовно-нравственного воспитания в данном процессе. В опытно-экспериментальной работе использовались методики «Экспресс-диагностика эмпатии» И.М. Юсупова, опросник «Эмпатия» А.А. Меграбяна, методика «Неоконченные предложения» Т.П. Гавриловой. В выборку исследования вошли младшие школьники в количестве 14 человек в возрасте от 10 до 11 лет. В статье, в рамках теоретической части исследования уточняется понятие эмпатии, раскрывается высший уровень её развития - эмпатической культуры личности, уточняются критерии эмпатической культуры личности младших школьников. В опытно-экспериментальной части исследования раскрываются особенности эмпатии младших школьников до и после реализации психолого-педагогической программы. Разработанная и реа-

© Пантелеева В.В., Баранецкий И.И., 2017.

лизованная программа развития эмпатии младших школьников включает в себя три блока: когнитивный (направлен на развитие представлений младших школьников об эмоциях), эмоциональный (направлен на развитие способности дифференцировать свои эмоциональные состояния, а также другого человека, характеризующиеся проявлением сочувствия или содействия), поведенческий блок (развитие способности проявлять действенную помощь в деятельности по отношению к различным объектам эмпатии, то есть активно поддерживать другого и оказывать ему помощь). При коррекционно-развивающем воздействии используются средства духовно-нравственного воспитания, такие как рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример, собственная деятельность младшего школьника, ролевые игры, народные игры. Также, большое значение в программе имеют сказки и сказкотерапия, элементы арт-терапия. У участников экспериментальной группы по завершении реализации программы повысился общий уровень эмпатии (на уровне значимости 0,01), а также отношение к родителям (на уровне значимости 0,01), к старикам (на уровне значимости 0,01) и детям (на уровне значимости 0,05).

Ключевые слова: эмпатия, эмпатическая культура, духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст.

Эмпатическая составляющая человеческой культуры обеспечивает адекватное познание, восприятие и понимание человека человеком, проявляется в способности индивида сопереживать, сочувствовать и содействовать людям. Устойчивый социальный запрос на человека нового типа, способного проявлять соучастие, эмпатию по отношению к другим людям, ориентирует педагогику и психологию на совершенствование культуры проявления эмпатии школьниками в образовательном процессе. Так, в психолого-педагогической литературе отмечается особая важность развития культуры эмпатии у младших школьников, так как вместе с ней, во-первых, закладываются гуманистические смысложизненные и ценностные ориентации личности [1, 2].

Термин «эмпатия» был введен Э. Титченером [3], который обобщил философские идеи Э. Клиффорда и Т. Липпса о симпатии с теориями вчувствования. Под эмпатией он понимал постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.

Эмпатия и эмпатическая культура личности как проблема исследования интересует не только психологическую науку. Так, можно отметить философские исследования сущностных основ эмпатии и культуры - Т. Липпс [4], Г. Спенсер, А. Шопенгауэр, Ю.Л. Афанасьев, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Ю.Н. Коган и др.

Педагогическое направление исследования эмпатии представлено эмпирическими исследованиями таких эмпатических качеств как милосердие (А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, А.Я. Коменский), сочувствие (М.И. Демков, Ж.-Ж. Руссо), соучастие (А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский), эмоционально-нравственная отзывчивость (В.Г. Белинский, С.М. Каргапольцев, А.И. Кирьякова и др.), сопереживание, содействие и др.

В психологическом направлении проблему эмпатии рассматривают с разных позиций. Так, например, А.А. Бодалев [5], Т.П. Гаврилова [6-7], Ю.Б. Гиппенрейтер [8-9], К. Рождерс [10], И.М. Юсупов [11-12], Ж.В. Рзаева [13-15] понимают эмпатию как свойство личности; Н.Н. Обозов, А.П. Сопиков [16], Л.П. Стрелкова, О.В. Порваткина - определяют эмпатию как процесс; Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Ю. Корякина, Е.Н. Козлова [17] выделяют уровни развития эмпатии; механизмы формирования эмпатии изучают А.П. Сопиков и др.; этапы становления в онтогенезе - Л.В. Веденеева, Л.П. Стрелкова, И.М. Юсупов.

Инновационные изменения, происходящие в системе образования, преодоление единообразия и формальной усредненности в организации учебно-воспитательного процесса могут выступать позитивным фактором развития эмпатии младших школьников. Тем не менее, остаются нерешенными вопросы создания целостной системы педагогических условий ее формирования, основанные на средствах духовно-нравственного воспитания. Недостаточно изучена роль средств духовно -нравственного воспитания в формирования эмпатии младших школьников в аспекте их полифункционального, позитивного влияния на эмоциональную сферу личности в системе возможностей дополнительного образования. [18-20]

Таким образом, актуальность рассмотрения вопроса развития эмпатии и роли средств духовно-нравственного воспитания в данном процессе определяется, во-первых, возросшей потребностью общества в людях, ориентированных на проявление эмпатии в межличностных отношениях, во-вторых,

необходимостью разработки механизмов формирования эмпатии в младшем школьном возрасте и ролью средств духовно-нравственного воспитания в данном процессе.

В экспериментальной части исследования приняли участие младшие школьники в количестве 14 человек в возрасте от 10 до 11 лет.

Целью исследования является повышение уровня развития эмпатии младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания. Эмпатия является одной из важнейших характеристик личности младшего школьника и рассматривается нами как гармоническая совокупность компонентов, включающих гуманное отношение к другим людям, способность к сопереживанию и сочувствию, состояние эмоционального вовлечения и разделения переживаний другого, процесс вхождения в мир другого, содействие другому в решении его проблем. К критериям сформированности эмпатии личности младшего школьника мы относим: развитость эмоциональной идентификации, сформированность умения описывать переживаемые чувства, качество восприятия эмоционального конфликта между собственными переживаниями и переживаниями другого человека, стабильность альтруистической формы поведения по отношению к окружающим, наличие представлений о нравственных нормах, готовность оказать содействие другому в решении проблем.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление актуального уровня развития эмпатии младших школьников с помощью стандартизированных методик. Второй этап исследования заключался в разработке и реализации психо лого-педагогической программы формирования эмпатии младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания (разъяснение, духовно-нравственный рассказ, этическая беседа, пример, анализ произведений детской художественной литературы, взаимодействие с природой и природными объектами, собственная деятельность детей (игра), народные игры). Третий этап эмпирического исследования - контрольный эксперимент, целью которого является выявление уровня эмпатии младших школьников после реализации психолого-педагогической программы.

Методика исследования

Методы исследования включают в себя общенаучные методы теоретического, экспериментального и эмпирического исследования, а именно:

- теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);

- экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты);

- психодиагностические методы: 1) опросник «Экспресс-диагностика эмпатии» И.М. Юсупова; 2) опросник «Эмпатия» А.А. Меграбян); 3) методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой;

- методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный анализ).

Результаты исследования и их обсуждение

С целью изучения возможностей средств духовно-нравственного воспитания в развитии эмпатии младших школьников как коррекционно-развивающего метода, была разработана и реализована программа, направленная на развитие эмпатии детей младшего школьного возраста.

Новизна предлагаемой программы заключается в том, что, развивая эмпатию с помощью специально подобранных занятий посредством средств духовно-нравственного воспитания, формируются базовые ценности гуманности и нравственности личности младшего школьника как основы высшего уровня развития эмпатии. Таким образом, закладывается фундамент для развития эмпатической культуры личности.

Цель программы: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста средствами духовно -нравственного воспитания личности.

Задачи программы:

-Ознакомление детей с разными эмоциями, особенностями их вербального и невербального выражения;

-Развитие умения различать и понимать свои чувства и эмоциональные состояния окружающих;

-Способствовать формированию и развитию гуманного отношения к другим людям, а также к героям художественных произведений фольклора, литературы, музыки и др. видов искусств;

-Способствовать формированию активной позиции при выражении своего сочувствия другому (родителям, животным, пожилым, сверстникам), выражающейся в оказании помощи другому в решении его проблемы.

Программа развития эмпатии младших школьников основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития, и построена с учетом основных возможностей и потребностей возрастной стадии развития младших школьников.

Разработанная и реализованная программа развития эмпатии младших школьников включает в себя три блока: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный блок направлен на развитие представлений младших школьников об эмоциях; эмоциональный блок - развитие способности дифференцировать эмоциональные состояния другого человека, характеризующиеся проявлением сочувствия или содействия; поведенческий блок - развитие способности проявлять действенную помощью в деятельности по отношению к различным объектам эмпатии, то есть активно поддерживать другого и оказывать ему помощь.

Важно отметить, что в структуру и содержание каждого занятия были включены все три блока, то есть на одном занятии прорабатываются и когнитивный компонент эмпатии, и эмоциональный, и поведенческий.

В связи с тем, что развитие эмпатии, на наш взгляд, является не только задачей школы, психолого-педагогической службы, но и одной из основных задач воспитательного процесса ребенка в семье, в разработанной нами психолого-педагогической программе больше значение уделяется домашнему заданию. Разработан перечень возможных домашних заданий, которые учащиеся выполняюсь как самостоятельно, так и в совместной деятельности с родителями. Таким образом, разработанная и реализованная психолого-педагогическая программа дополняется, расширяется и усиливается домашними заданиями, проектами и совместной деятельностью с родителями.

Используемые коррекционные методики: средства духовно-нравственного воспитания, такие как рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример, собственная деятельность младшего школьника, ролевые игры, народные игры. Также, большое значение в программе имеют сказки и сказкотерапия, элементы арт-терапия.

После реализации психолого-педагогической программы развития эмпатии средствами духовно-нравственного воспитания была проведена повторная диагностика уровня развития у младших школьников. Результаты констатирующего и контрольного срезов представлены в таблицах 1 - 3 и на рисунках 16.

На рисунках 1 и 2 представлены результаты исследования уровня развития эмпатии младших школьников до и после реализации разработанной программы по методике И.М. Юсупова. На рисунке 1 данные представлены в процентах, на рисунке 2 данные по шкалам методики представлены в средних значениях.

60 50 40 30 20 10 0

До

I После

Очень низкий Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Рис. 1. Уровень выраженности эмпатической культуры младших школьников в экспериментальной группе (п=14)

до и после коррекционного воздействия

14 12 10 8 6 4 2 0

vv

У

ж

До

После

Рис. 2. Средние значения выраженности шкал методики «Экспресс-диагностика эмпатии» И.М. Юсупова младших школьников до и после коррекционного воздействия

Из рисунка 1 видно, что у младших школьников до реализации программы преобладал низкий уровень развития эмпатии, после реализации программы произошли такие изменения как общее повышение уровня развития эмпатии с низкого (0%), до среднего (50%), ниже среднего (7,1%), выше среднего (28,5%) и высокого (14,3%), подобные изменения наблюдаются и при анализе выраженности шкал методики, то есть показатели низкого уровня уменьшились, а среднего и высокого выросли.

Анализируя результаты контрольного диагностического среза после реализации разработанной программы по шкалам методики И.М. Юсупова, мы можем отметить, что также произошли существенные изменения в выраженности эмпатии у младших школьников. Увеличились показатели по «выпадающим» шкалам - «отношение к старикам» (с 6,07 до 9,05) и «отношение к детям» (с 4,86 до 7,15). Все остальные шкалы также имеют положительную динамику.

На рисунке 3 представлены результаты исследования эмпатии у младших школьников до и после реализации программы (по методике А.А. Меграбяна). Данные представлены в процентах.

70 60 50 40 30 20 10 0

до

I после

Очень низкий

Низкий

Норма

Высокий

Очень высокий

Рис. 3. Результаты диагностических срезов до и после реализации программы в экспериментальной

группе по методике А.А. Меграбяна, в %

Опираясь на полученные результаты контрольной и повторной диагностики уровня развития эм-патии у младших школьников по методике А.А. Меграбяна, мы можем отметить, что после реализации разработанной нами программы у 64,3% респондентов выборки уровень развития в пределах нормы (при констатирующем срезе - 28,6%). Низкий уровень развития эмпатии после коррекционного воздействия сохранился у 21,4% младших школьников (у 57,1% до воздействия). Высокий уровень развития эмпатии сохранился на том же уровне (14,3 до и после реализации программы). Таким образом, мы можем отметить, что после реализации программы увеличилось количество учащихся, уровень эмпатии у которых в пределах нормы.

На рисунке 5 представлены результаты исследования характера эмпатии младших школьников до и после коррекционного воздействия (по методике «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой).

80 60 40 20 0

До

I После

Гуманистическая Эгоистическая

Рис. 5. Результаты исследования характера эмпатии младших школьников до и после коррекционного воздействия

У 57,2% младших школьников до реализации развивающей программы преобладал эгоистический характер эмпатии, тогда как результаты контрольной диагностики показали динамику и преобладание гуманистической эмпатии после коррекционного этапа у 64,3% младших школьников.

Для того, чтобы определить эффективность разработанной программы использовался параметрический ^критерий Стъюдента для зависимых выборок (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития эмпатии у младших школьников до и после коррекционного воздействия _

Показатель

СРЗНАЧ (до)

СРЗНАЧ (после)

t-эмпирическое

Уровень значимости

_Методика экспресс - диагностики эмпатии И.М. Юсупов

Общий уровень

41,71

53,07

5,2

0,01

_К родителям

8,79

11,92

3,1

0,01

К животным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8,14

10

2,1

_Нет различий

К старикам

6,07

8,85

3,3

0,01

К детям

4,86

6,78

2,2

0,05

К героям художественных _произведений_

6,43

0,8

Нет различий

К незнакомым и малознакомым людям_

7,43

8,5

1,1

Нет различий

Методика изучения эмпатии А.А. Меграбян

Эмпатия

37,93

46,14

5,2

0,01

«Неоконченные рассказы» Т.П. Гаврилова (критерий ф-Фишера)

_Гуманистический

42,8%

64,3%

0,97

_Нет различий

Эгоистический

57,2%

35,7%

1,085

_Нет различий

7

Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития эмпатии у младших школьников по завершении реализации программы повысился общий уровень эмпатии (на уровне значимости 0,01) по методикам И.М. Юсупова, А.А. Меграбяна, а также отношение к родителям (на уровне значимости 0,01), к старикам (на уровне значимости 0,01) и детям (на уровне значимости 0,05). Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития эмпатической культуры в экспериментальной и контрольной группах после коррекционного воздействия свидетельствует о том, что в экспериментальной группе уровень эмпатической культуры существенно выше (на уровне значимости 0,05). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что разработанная и реализованная программа развития эмпатической культуры младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания способствует повышению общего уровня эмпатической культуры. Подобранные упражнения и, в особенности, домашние задания, направленные на совместную деятельность с родными, бабушками, дедушками, сверстниками, обсуждение и анализ выполненных домашних заданий способствуют развитию эмпатии по отношению к родителям, старикам, детям.

Основные результаты и выводы

В результате констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития эмпатии младших школьников было определено, что у младших школьников преимущественно выражен низкий и средний уровень развития эмпатии. Тем не менее, они наиболее сопереживают и сочувствуют своим родителям, также, наиболее развита эмпатия у младших школьников к животным. Наименее выражена эмпатия у младших школьников к детям и старикам. Сопереживание незнакомым людям и героям художественных произведений у младших школьников выражены в средней степени. Также, у младших школьников ярко выражена эгоистическая эмпатия, чем гуманистическая, то есть младшие школьники проблемные ситуации разрешают преимущественно в свою пользу, нежели учитывают чувства и потребности другого.

На этапе формирующего эксперимента была разработана и реализована программа, направленная на развитие эмпатии младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания, которая опирается на выделенные компоненты эмпатии - эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития эм-патии в экспериментальной и контрольной группах. В результате было определено, что у участников экспериментальной группы по завершении реализации программы повысился общий уровень эмпатии (на уровне значимости 0,01), а также отношение к родителям (на уровне значимости 0,01), к старикам (на уровне значимости 0,01) и детям (на уровне значимости 0,05).

Библиографический список

1.Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 107-114.

2.Минаева, В.М. Развитие эмоций младших школьников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 1999. - 165 с.

3.Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке [Текст] / А. В. Ковалевская // Шхалопя. — 2001. —№ 2 (23) — С. 10—24.

4.Липпс, Т. Эстетика [Текст] / Т. Липпс // Философия в систематическом изложении. - 1979. - №3. - 28-44

5.Бодалев, А.А. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии [Текст] / А.А. Бодалев //Групповая психотерапия при неврозах и психозах. - М.: Просвещение. - 1975. - 174 с.

6.Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков [Текст] / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания. - М.: Просвещение, 1981. - С. 138.

7.Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. (18) - С. 147-158.

8.Гиппенрейтер, В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся [Текст] / В.М. Гиппенрейтер. - Киев: Радянска школа, 1983. - С. 76.

9. Гиппенрейтер, Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конкурентной эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппен-рейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4.

10.Роджерс, К. Эмпатия. Психология мотивации и эмоций / К. Роджерс. - М.: ЧеРо, 2012. - С. 218.

11.Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. -Казан: Казан. гос. пед. ин-т, 1991. -

192

12.Юсупов, И. М. Диагностический опросник склонности к сопереживанию [Текст] / И. М. Юсупов. — Казань : Казан. гос. пед. ин-т., 1988. — 23 с.

13.Рзаева, Ж. В. Динамика формирования эмпатии у будущих педагогов- психологов в процессе вузовского обучения [Текст] / Ж. В. Рзаева // Наука. Образование. Технологии — 2009 : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, 10—11 сен- тября 2009 г. : в 2 ч., / Баранович. гос. ун-т ; редкол. : В. И. Кочурко [и др.]. — Бара-новичи : РИО БарГУ, 2009. — Ч. 1. — С. 77—78.

14.Рзаева, Ж. В. Место эмпатии в структуре профессиональных и личностных качеств педагога [Текст] / Ж. В. Рзаева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. : в 2 ч. / под ред. В. Ф. Беркова. — Минск : РИВШ, 2009. — Ч. 2. — Вып. 8 (13). — С. 258—264.

15.Рзаева, Ж. В. Практика как показатель качества подготовки будущих специалистов / Ж. В. Рзаева [Текст] // Моноторинг качества педагогического образования: теоретико- методологиченские основы и пути решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, 21—22 марта 2007 г. / БарГУ ; редкол. : Е. И. Пономарева (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи, 2007. — С. 150—151.

16.Сопиков, А.П. Механизм эмпатии [Текст] / А.П. Сопиков // Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения. В сборн. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.,

17.Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания школьников. - М.: Владос. - 2008. - 289 с.

18. Духовно-нравственное воспитание. От теории к практике / А.Б. Мазуров, И.М. Ильичева, С.А. Коптюбен-ко, С.С. Лыкин; М-во образования и науки Рос. Федерации, М-во образования Моск. обл., Моск. гос. обл. социал. -гуманитар. ин-т. - Коломна: МГОСГИ, 2011. - 239 с.

19.Сидорова А.Н. Формирование у младших школьников первоначальных представлений о нравственных ценностях / А.Н. Сидорова, В.И. Прокопенко // Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1, Белгород, 2007. -с. 108-113.

20.Сидорова, А.Н. Микроклимат семьи - основа духовно-нравственного развития личности ребенка [Текст] / А.Н. Сидорова, Н.Ф. Кошелькова // Дошкольное и начальное образование: опыт, перспективы развития: сборник научных и научно-методических статей. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. - с. 37-44

ПАНТЕЛЕЕВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная психология»

БАРАНЕЦКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ - магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология», Тольяттинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.