Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ВЧУВСТВОВАНИЕ / ОТЗЫВЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлина Е.В.

В статье рассматриваются подходы к определению эмпатии в зарубежной и отечественной психологии и ее основные виды. Значимость изучения проблемы эмпатии у студентов - будущих педагогов обусловлена тем фактом, что профессия педагога - одна из тех, где эмпатия занимает важное место в структуре личности. В статье сделан обзор эмпирических исследований по выявлению эмпатии в студенческой среде, а также приведен анализ результатов собственного эмпирического исследования по выявлению эмпатии у студентов - будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

Е.В. Павлина

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются подходы к определению эмпатии в зарубежной и отечественной психологии и ее основные виды.

Значимость изучения проблемы эмпатии у студентов - будущих педагогов обусловлена тем фактом, что профессия педагога - одна из тех, где эмпатия занимает важное место в структуре личности.

В статье сделан обзор эмпирических исследований по выявлению эмпатии в студенческой среде, а также приведен анализ результатов собственного эмпирического исследования по выявлению эмпатии у студентов - будущих педагогов.

Ключевые слова: эмпатия, вчувствование, отзывчивость, студенты вуза, будущие педагоги.

Вопросы эмпатии актуальны прежде всего по причине тенденций современного общества к проявлениям крайнего индивидуализма, прагматизма, культа рациональности. Огромное количество перемен в области политики, экономики, культуры, сопровождающих нашу жизнь, привели к изменениям и в социальной сфере, где общественные интересы подменяются личными. Мотивы личного успеха, престижа, благополучия и первенства становятся доминирующими в нашем обществе, что уже воспринимается как его неотъемлемая норма. Излишняя эмоциональность и чувствительность личности могут восприниматься как досадная помеха на пути к достижению жизненных целей. При этом нельзя не отметить, что эмпатия представляет собой качество, которое необходимо для представителей многих «помогающих» профессий, она важна для специалистов гуманитарного профиля для обеспечения успешности межличностного взаимодействия в ситуации диалога, для педагогов, врачей, социальных работников - для всех, кто общается с

© Е.В. Павлина, 2022.

людьми. Эмпатия - это регулятор человеческого взаимодействия. Проявляясь в оказании помощи и поддержки другим людям, она постулирует гуманистические ценности в обществе, а также сопровождает личностный рост.

Объект исследования: эмпатия как феномен проникновения во внутренний мир другого человека.

Предмет исследования: особенности эмпатии у современных студентов ВУЗа.

Цель исследования: изучить особенности эмпатии у современных студентов ВУЗа.

Теоретическая часть

Первоначально термин «эмпатия» появился в начале XX в. в немецкой эстетике, где представлял собой умение наблюдателя отождествить себя с наблюдаемым физическим объектом. Можно выделить два направления исследований данного феномена: одни авторы понимают ее как способность вчувствова-ния в объект, другие трактуют его как свойство психики.

В работах Р. Фишера была представлена концепция «вчувствования», первоначально применимая к эстетическому отношению, когда субъект соприкасается с объектом - окружающим миром или произведением искусства, тем самым переносит себя в этот объект. Субъект одалживает свои чувства объекту, ставит себя ему на службу [13].

В начале XX в. Т. Липпс экстраполировал эту проблему с искусства на проблему межличностных отношений, полагая, что вчувствование является механизмом познания Другого, а также окружающего мира в целом. Им в психологию было введено понятие вчувствования, понимаемое как симпатия.

Э. Титченер понимал эмпатию как вчувствование себя в предметах и ситуациях, а также в чувства и состояния другого человека, механизмом которой является имитация [13].

Спустя полвека понятие эмпатии было расширено в различных моделях, понятие эмпатии стало рассматриваться в множестве подходов и насчитывать большое количество опредедений.

В российскую психологию понятие «эмпатия» пришло в начале 1970-х годов и разрабатывалось прежде всего в работах Т.П. Гавриловой.

В Большом психологическом словаре Б.Г. Зинченко и В.П. Мещерякова эмпатия трактуется в 3 значениях:

1) синонимично понятию вчувствования, как внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей,

2) как эстетическая способность, предполагающая умение вчувствоваться в художественный объект, источник эстетического наслаждения,

3) как отзывчивость человека на переживания другого человека, что представляет собой разновидность социальных, нравственных эмоций, проявляющихся в форме сочувствия, сопереживания, в основе чего лежит механизм децентрации [7, С. 563].

Д. Гоулман и П. Экман выделяют 3 вида эмпатии:

1) когнитивная, способствующая умению предсказывать аффективные реакции других людей в разных ситуациях, что повышает эффективности переговоров (задействует интеллект, процессы сравнения и аналогии)

2) эмоциональная (аффективная) - предполагает умение переносить на себя чужие чувства и помогает душевному сближению,

3) сострадательная эмпатия (забота) - способность понимать других людей и разделять их чувства, открыто помогать им [4].

В гуманистическом направлении психологии проблема эмпатии довольно подробно освещена К. Роджерсом, который определял ее как «временную жизнь жизнью другого, пребывание в ней без осуждения и оценивания. Эмпатичность - это, с одной стороны, активность и сила, но в то же время чуткость» [12].

В российской психологии понятие эмпатии трактуется неоднозначно и часто заменяется такими понятиями, как «доброжелательность», «чуткость», «сопереживание», «сочувствие», «социальная сензитив-ность».

С точки зрения Т.П. Гавриловой, эмпатия является формой эмоционального переживания, которая имеет связь с его прошлым опытом, что влияет на ее модальность. Как переживание она появляется в ситуациях взаимодействия человека с другими людьми, в котором находит отражение система ценностей человека [3].

По мнению А.А. Бодалева, эмпатию следует рассматривать наряду с такими психологическими механизмами, как идентификация, децентрация и рефлексия, которые влияют на ход познания человеком себя самого и окружающих людей и в целом, на особенности его взаимодействия с другими людьми [1].

A.К. Бохард понимает эмпатию как совокупность отношений помощи, теплоты, близости и позитивного отношения в адрес партнера по общению. Высокая эмпатичность предполагает высокий уровень нравственного развития личности [2].

Е.П. Ильин называет эмпатию чувством, которое предрасполагает к альтруистическому поведению. Высокая способность к сопереживанию - свидетельство готовности к помощи [9].

И.В. Грошев понимает эмпатию как психическую способность и даже потребность некоторых людей, что делает их сенсорное восприятие тоньше, а в особенности - эмоционально-образное восприятие внешнего мира [5].

По мнению В.В. Знакова, эмпатия проявляется в положительном отношении к другому человеку, что означает признание целостности его личности [8].

И.М. Юсупов рассматривает эмпатию как целостный феномен, который связывает сознательную и подсознательную части психики, целью которого является проникновение во внутренний мир другого человека [15].

Анализ подходов к определению эмпатии позволяет сделать вывод о том, что эмпатия - это отзывчивость человека на переживания других людей, эмоциональный отклик в форме сочувствия и сопереживания.

Вопросы эмпатии в зарубежной психологии представлены в монографии М. Дэвиса (1996). В отечественной психологии - в монографии М.А. Пономаревой (2006), В.И. Долговой (2014) и др.

Проблеме эмпатии посвящено несколько диссертации, среди которых можно назвать работы Т.П. Гавриловой (1977), Л.П. Стрелковой (1987), Л.П. Выговской (1991), И.М. Юсупова (1995), Т.В. Дорошенко (2007), А.Э. Ахмедзяновой (2011), Т. Д. Карягиной (2013), О.Ю. Богачевой (2014), М.В. Сизиковой (2018) и др. Очевидно, что этот феномен представляет собой большой потенциал для исследования.

Юношеский возраст - это важный этап в развитии личности. Развитая эмпатия в этот временной период влияет на эффективность межличностного взаимодействия, что может быть основой для личных отношений (дружба и любовь), так и для профессиональных (отношения с однокурсниками и преподавателями).

Анализ эмпирических исследований по изучению эмпатии у современных студентов, осуществленных в нашей стране, показал их сравнительно небольшое количество. В их числе можно отметить работы С.Н. Никишова и И.С. Осипова, изучавших особенности эмпатии у студентов разных направлений образования - гуманитарного и инженерного. Авторы пришли к выводу, что большинство опрошенных имеют средний уровень проявления эмпатии: способны к контролю собственных эмоций, обладают чувством такта, но при этом испытывают сложности в составлении прогнозов относительно развития отношений между людьми. Гуманитарии обладают большей эмпатией, чем студенты инженерных специальностей [11].

B.П. Кузьмина при изучении эмпатии у студентов первого и последнего курса выявила, что преобладающий уровень эмпатии в студенческой среде - средний и заниженный [10].

А.Р. Дроздикова-Зарипова при изучении эмпатии у первокурсников -будущих педагогов и психологов, пришла к выводу о том, что они обладают заниженными эмпатическими способностями [6]. Н.В. Шутова с соавторами в своем исследовании получила аналогичные результаты [14].

Эмпирическая часть

Цель эмпирического исследования: выявить уровень эмпатии у студентов.

База проведения исследования: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. В исследовании принимали участие студенты направлений обучения: «Физкультура - ОБЖ», «Физика / математика», «Биология / химия», «Психолого-педагогическое образование».

Выборка исследования была сформирована стратометрическим путем, где стратами являлись: возраст испытуемых: юношеский и их социальный статус - студенты высшего учебного заведения.

Описание выборки: 50 человек: 36 девушек и 14 юношей в возрасте от 18 до 20 лет. Средний возраст 19,5 лет.

В исследовании были использованы методики: «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) и Опросник «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбяна и Н. Эпштейна).

По методике «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) нами получены результаты, которые мы представили в таблице 1

Таблица 1

Показатели уровней эмпатии у студентов по методике «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова

Уровни Кол-во %

Очень высокий 14 28

Высокий 7 14

Средний 19 38

Низкий 10 20

Очень низкий 0 0

Из таблицы мы видим, что у студентов преобладающим является средний уровень эмпатии (38%). Это означает, что большинство студентов не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностном общении они более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. Студенты этой группы внимательны в общении, стараются понять больше, чем сказано собеседником. Однако при этом им не свойственна высокая сентиментальность и душевность.

Также у большой части студентов, а таких 28%, выявлен очень высокий уровень эмпатии. Это означает, что у них болезненно развито сопереживание, они реагируют на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Им свойственна большая ранимость и впечатлительность, нужда в эмоциональной поддержке.

Высокий уровень эмпатии отмечен у 14% студентов. Для них характерна чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушие, неподдельный интересом к людям, эмоциональность, отзывчивость, душевность. В оценке событий они больше доверяют чувствам и интуиции, а не аналитическим выводам.

Итак, как видим, по методике И.М. Юсупова у студентов преобладает средний уровень эмаптии.

По Опроснику «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбяна и Н. Эпштейна) нами получены результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровней эмпатии у студентов по Опроснику «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбяна и Н. Эпштейна)_

Уровни Кол-во %

Высокий 15 30

Средний 20 40

Низкий 15 30

Как видим из таблицы, у студентов преобладает средний уровень эмпатии (40%), что соотносится с показателями по предыдущей методике и свидетельствует о том, что студенты не отличаются большим вниманием к окружающим людям, судят о людях по их поступкам, а не на основании своих предчувствий или личных впечатлений. Они достаточно внимательны к своим собеседникам, однако особой душевности ждать от них не приходится.

Заключение

Проблема гуманизации отношений человека с окружающим миром является одной из важнейших проблем современного общества. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Ключевым условием таких процессов является эмпатия, которая способствует установлению взаимопониманию между людьми, позволяет откликаться на эмоциональные состояния других людей, лучше понимать друг друга, что в конечном счете приводит к снижению агрессии и предупреждает межличностные конфликты. Поэтому развитие эмпатии представляет важность и значимость для личностного развития, для образования и для разных сфер деятельности.

Исследование эмпатии, проведенное в группе студентов, показало преобладающий средний уровень эмпатии, что соотносится с результатами аналогичных исследований, проведенных такими авторами, как С.Н. Никишова, И.С. Осипова и В.П. Кузьминой. Поскольку это качество предполагает возможность развития, то в качестве рекомендации можно предложить современные тренинговые программы по развитию эмпатии.

Библиографический список

1.Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. - М.-Воронеж, 1996. - 255 с.

2.Бохард, А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психо-логии. // Иностранная психология. --1993. - № 1. - С. 27-29.

3.Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис....канд. псих. наук. - М., 1977. - 20 с.

4.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: «Манн, Иванов Фервет», 2013. - 536 с.

5.Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, 2005. - 464 с.

6.Дроздикова-Зарипова А.Р. Исследование эмпатии у первокурсников - будущих педагогов и психологов в контексте саморазвития личности [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/28078817/ (дата обращения 12. 08. 2022)

7.Зинченко В.П.,. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - М.: АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2009. - 867 с.

8.Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, СаиГПУ 2010. - 188 с.

9.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.

10.Кузьмина В.П. Эмпатия в студенческом возрасте // Вестник ВятГУ, 2005. - № 13. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-v-studencheskom-vozraste (дата обращения: 18.08.2022).

П.Никишов, С. Н. Психологические особенности эмпатии у студентов / С. Н. Никишов, И. С. Осипова. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-empatii-u-studentov

12.Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. -М.: ЧеРо, 2002. - С. 428-430.

13.Сизикова М.В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности. Дисс. канд. психол. наук. - М., 2018. - 165 с.

14Шутова Н.В., Ходыкина О.А. Теоретико-экспериментальное исследование развития эмпатических способностей у современных студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66958 (дата обращения: 09.08.2022).

15.Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты: Дисс. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1995. - 252 с.

ПАВЛИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - студент-магистрант ИНПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова (Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.