Научная статья на тему 'Изучение представлений студентов университета о научном туризме'

Изучение представлений студентов университета о научном туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный туризм / мировой туризм / туристическая деятельность / научная деятельность / студент / высшее образование / scientific tourism / world tourism / tourist activity / scientific activity / student / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степашкина Валерия Александровна, Боговарова Вера Александровна

Одним из видов туризма, который все ещё остаётся недостаточно изучен-ным и разработанным является «научный туризм», в частности особо актуальным является ис-следование представлений о данном концепте и изучение отношения студенческой молодежи к данному типу туристической деятельности в Российской Федерации. Визиты в различные уни-верситетские научно-образовательные центры и посещение культурно-исторических объектов в контексте научного туризма для студенческой молодежи способствует увеличению заинтересо-ванности у молодых людей в научных изысканиях и самоактуализации в науке, что ведет к ак-тивному развитию научной деятельности. В данной статье приведен анализ представлений о концепте «научный туризм» у студентов обучающийся в Казанском Федеральном Университете. Для определения представлений о научном туризме у студентов было использовано анкетирова-ние и сравнивалось представление о данном концепте и отношение к нему у двух групп студен-тов (активно участвующих в научной деятельности и не занимающихся наукой в процессе обу-чения). Определено, что научный туризм и туристическое сопровождение студентов в научном пространстве сочетает в себе познание научных достижений и расширение кругозора относи-тельно взаимосвязи исторического и культурного наследия с научными исследованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степашкина Валерия Александровна, Боговарова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF SCIENTIFIC TOURISM CONCEPT AMONG STUDENTS IN RUSSIA

One of the types of tourism that still remains insufficiently studied and developed is “scientific tourism”, in particular, the study of ideas about this concept and the study of students' at-titude to this type of tourism activity in the Russian Federation is particularly relevant. Visits to vari-ous university research and educational centers and visits to cultural and historical sites in the context of scientific tourism for students increase the interest of young people in scientific research and self-actualization in science, which leads to the active development of scientific activity. This article pro-vides an analysis of ideas about the concept of “scientific tourism” among students studying at the Kazan Federal University. To determine ideas about the scientific tourism, the students used ques-tionnaires and compared the concept of this concept and the attitude to it among two groups of students (who are actively involved in scientific activities and are not engaged in science in the learning process). It is determined that scientific tourism and tourist co-escort of students in the scientific space combines the knowledge of scientific achievements and the broadening of horizons regarding the relationship of historical and cultural heritage with scientific research.

Текст научной работы на тему «Изучение представлений студентов университета о научном туризме»

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА О НАУЧНОМ ТУРИЗМЕ

1Степашкина В.А., 2Боговарова В.А.

kvmukfu@mail.ru

1Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия 2Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, Россия

Аннотация: Одним из видов туризма, который все ещё остаётся недостаточно изученным и разработанным является «научный туризм», в частности особо актуальным является исследование представлений о данном концепте и изучение отношения студенческой молодежи к данному типу туристической деятельности в Российской Федерации. Визиты в различные университетские научно-образовательные центры и посещение культурно-исторических объектов в контексте научного туризма для студенческой молодежи способствует увеличению заинтересованности у молодых людей в научных изысканиях и самоактуализации в науке, что ведет к активному развитию научной деятельности. В данной статье приведен анализ представлений о концепте «научный туризм» у студентов обучающийся в Казанском Федеральном Университете. Для определения представлений о научном туризме у студентов было использовано анкетирование и сравнивалось представление о данном концепте и отношение к нему у двух групп студентов (активно участвующих в научной деятельности и не занимающихся наукой в процессе обучения). Определено, что научный туризм и туристическое сопровождение студентов в научном пространстве сочетает в себе познание научных достижений и расширение кругозора относительно взаимосвязи исторического и культурного наследия с научными исследованиями.

Ключевые слова: научный туризм, мировой туризм, туристическая деятельность, научная деятельность, студент, высшее образование.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

REPRESENTATION OF SCIENTIFIC TOURISM CONCEPT AMONG STUDENTS

IN RUSSIA

V. Stepashkina1, V. Bogovarova2

kvmukfu@mail.ru

1Kazan Federal University, Kazan, Russia 2University of Management

Abstract: One of the types of tourism that still remains insufficiently studied and developed is "scientific tourism", in particular, the study of ideas about this concept and the study of students' attitude to this type of tourism activity in the Russian Federation is particularly relevant. Visits to various university research and educational centers and visits to cultural and historical sites in the context of scientific tourism for students increase the interest of young people in scientific research and self-actualization in science, which leads to the active development of scientific activity. This article provides an analysis of ideas about the concept of "scientific tourism" among students studying at the Kazan Federal University. To determine ideas about the scientific tourism, the students used questionnaires and compared the concept of this concept and the attitude to it among two groups of stu-

dents (who are actively involved in scientific activities and are not engaged in science in the learning process). It is determined that scientific tourism and tourist co-escort of students in the scientific space combines the knowledge of scientific achievements and the broadening of horizons regarding the relationship of historical and cultural heritage with scientific research.

Keywords: scientific tourism, world tourism, tourist activity, scientific activity, student, higher education.

Acknowledgements: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.

Введение

В данной статье представлено понятие «научный туризм» как тип туристической деятельности, имеющий в своей основе привлечение научного сообщества и студенческой молодежи к науке. В некоторых исследованиях научный туризм рассмотрен как тип или компонент природного туризма [1]. В других работах научный туризм рассматривается как часть (или вид) культурного туризма, имеющего свои особые ценности, путешествие в контексте научного туризма предоставляет возможности оценивать исследовательские результаты, научные перспективы, коммуникацию с различными слушателями и исследователями в новых местоположениях [2]. Также «научный туризм» представлен как образовательный тип молодежного туризма, с целью получения новых знаний и навыков [3].

В целом, под научным туризмом понимается «тип туризма, целью которого является участие в тех или иных научных программах, без извлечения туристом материальной выгоды» [4]. Научный туризм также приравнивается к исследовательской деятельности. Данный вид туризма предполагает путешествие, нацеленное на внесение определенного исследовательского вклада туристами в отдельные области науки. Научный или научно-образовательный туризм предусматривает путешествия с целью проведения научной работы, обучения или повышения квалификации [5]. Основой научного туризма является передача научного знания, сконцентрированного в отношениях между посетителями (туристами) и местными (коренными) жителями [6].

Туристическое сопровождение студенческой молодежи при проведении научно-практических мероприятий согласуется с целями научного туризма представленными Holodilina (2012), для студентов актуальным является участие в научном туризме в контексте практических и учебных исследований и познание истории научных исследований и историко-культурного наследия [7].

Основываясь на вышеизложенных представлениях и концепциях о научном туризме, выявляется важная актуальная задача в подготовке будущих исследователей. Именно научный туризм способствует расширению научного кругозора студенческой молодежи, посещающей научно-практические мероприятия. Таким образом, выявляется необходимость выде-

ления представлений о научном туризме у студентов, выраженная в потребности более эффективного использования туристического сопровождения научно-практических мероприятий, что актуально для формирования студенческой научно-образовательной среды.

Методы

Данное исследование является пилотажным или первичным и, по сути, сводится к получению новых, свежих данных о научном туризме и его реальном проявлении в жизни тех студентов, которые нацелены на науку.

Главный исследовательский вопрос заключался в следующем: Какое представление о научном туризме как о концепте есть у студентов, обучающихся в высшем учебном заведении? Дополнительной задачей исследования стало определение отношения к данному типу туризма в студенческой среде.

Data source: в исследовании приняли участие 74 студента Казанского федерального университета, обучающихся на последних курсах бакалавриата различных направлений. Вся выборка была поделена на две группы. Группу № 1 составили студенты (36 человек), активно участвующие в научных мероприятиях и занимающиеся научной деятельностью. Группу № 2 составили студенты (38 человек), не занимающиеся научной деятельностью.

В данном исследовании применен метод сравнительного опроса. Анкета, использованная в опросе студентов, включала 10 вопросов, часть из которых была открытого типа и часть составляла дихотомичный выбор между ответами «да» или «нет». Далее представлены вопросы анкеты:

1. Занимаетесь ли Вы научно-исследовательской деятельностью в рамках своего обучении?

2. Участвуете ли Вы в каких-либо научных, научно-технических и научно-практических мероприятиях?

3. Представлены ли Ваши исследования в каких-либо научных сборниках, журналах и сборниках тезисов конференций?

4. Сталкивались ли Вы с понятием «научный туризм»?

5. Что, по Вашему мнению, означает понятие «научный туризм»?

6. Какая цель у научных туров?

7. Куда бы Вы поехали в качестве научного туриста, путешествуя по миру (назовите две страны и два научных мероприятия)?

8. Куда бы Вы поехали в качестве научного туриста на территории Российской Федерации (назовите два определенных места и два научных мероприятия)?

9. Что бы Вы посоветовали посетить в рамках научного туризма в Республике Татарстан?

10. Какие основные направления интересные для научного туризма, по Вашему мнению, представлены в Казанском федеральном университете?

Результаты и обсуждение

Ответы студентов на первые три вопроса анкеты составляю блок показателей вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность. Результаты показали, что из 74 человек 36 студентов, считают себя причастными к развитию науки в Казанском федеральном университете. Из общей исследуемой выборки 38 человек наукой не интересуются и не участвуют в каких-либо научных мероприятиях.

Ответы всех студентов на 4, 5 и 6 вопрос были распределены и сгруппированы по темам относительно репрезентации концепта «научный туризм». Эти ответы представляют собой обобщенное представление студентов двух обследованных групп о научном туризме. Согласно полученным результатам, те студенты, которые заняты в научной и исследовательской деятельности больше осведомлены о понятии «научный туризм», чем те студенты, которые наукой не интересуются. Таким образом, студенты считают, что научный туризм - это путешествия в сочетании с участием в научных мероприятиях и исследованиях, а также посещение научно-образовательных центров и университетов. Совершая научные туры, студенты первой группы, предполагают, что их первостепенной целью является накопление научного знания. Эти результаты согласуются с основными мотивами студентов относительно их участия в научно-исследовательской деятельности в совокупности с туристическими поездками, для студентов важным является польза для будущей профессии и углубление знаний [8].

Студенты второй группы больше мотивированы на отдых, и научный туризм, прежде всего, связывают с возможностью развлечения в период участия в научных мероприятиях.

Ответы всех студентов на 7, 8, 9 и 10 вопросы были распределены и сгруппированы по интересующим их направлениям научного туризма в мире, Российской Федерации, Республике Татарстан (табл. 2). Пункты в таблице проранжированы в соответствии с содержанием ответов студентов от наиболее часто встречающихся до наименее представленных в ответах. Наиболее популярным ответом был США, как один из крупнейших центров научно -исследовательской деятельности. На сегодняшний день крупнейшие университеты и научно-образовательные центры в США и Европейских странах предоставляют возможность реализации научного туризма [9].

Однако студенты первой группы, в отличие от студентов, не занимающихся наукой, в большей степени осведомлены о других крупных и значимых научных платформах, как в мире, так и в России. Интерес студентов первой группы сосредоточен на участие в конференциях, исследовательских программах и программах обучения. Для поддержания интереса к исследовательской деятельности мы рекомендуем технологию фасилитации с учетом методологического феномена магистратуры [10; 11].

Вторая группа студентов стереотипно отмечала конференции как основное научное мероприятие. Также, в представлениях второй группы студентов менее репрезентована научная платформа Казанского федерального университета и области науки, которые были бы интересны научным туристам из других стран. Студенты из группы № 2 охотнее совершали бы поездки в страны Латинской Америки и Италию с целью отдыха и развлечения. По мнению А.В. Фахрутдиновой вопросы реформирования профессионального образования тесно связаны с современным пониманием гражданского воспитания [12; 13]

Исходя из содержания и сущности понятия «научный туризм», обобщая результаты, полученные в данном пилотажном исследовании и обращаясь к работе A. Benson (2005) [14], можно выделить образовательные, научные и исследовательские задачи данного типа туризма:

- Образовательные задачи связаны с включением научной туристической деятельности в непрерывный процесс обучения студентов высшей школы посредством их визитов в университеты и колледжи всего мира.

- Научные задачи связаны с расширением знаний о мировых тенденциях в науке.

- Исследовательские задачи связаны с поиском новых научных целей, направлений, представлением своих исследовательских результатов, а также возможностью сотрудничества и обмена опытом.

Выводы

Обобщая существующие исследования по направлению научного туризма и по результатам опроса студентов относительно понятия «научный туризм» можно сделать следующие выводы:

1. Научный туризм и туристическое сопровождение студентов в научном пространстве сочетает в себе познание научных достижений и расширение кругозора относительно взаимосвязи исторического и культурного наследия с научными исследованиями.

2. Студенты, занимающиеся научной деятельностью, считают, что научный туризм - это путешествия в сочетании с участием в научных мероприятиях и исследованиях, а также посещение научно-образовательных центров и университетов.

3. Активное занятие наукой и участие в научных мероприятиях вызывают интерес к научно-туристической деятельности. Студенты мотивированы на накопление научного знания посредством научного туризма.

Литература

1. Laarman J.G., Perdue R.R. "Science tourism in Costa Rica". Annals of Tourism Research, 16(2), pp. 205-215, 1989.

2. Cynarski W.J., Duricek M. "Scientific tourism. Self-realisation, dialogue-cultural and sacral dimensions". Ido Movement for Culture. Journal of Martial Arts Anthropology. Т. 14., №. 4, pp. 39-45, 2014.

3. Ilyina, L. and Mieczkowski, Z., "Developing scientific tourism in Russia". Tourism Management, 12, pp. 327-331, 1992.

4. Holodilina Yu.Ye. "Theoretical aspects of development scientific tourism in region". Vestnik of the Orenburg State University", 13, pp.500-505, 2011.

5. Ivanova R. N. "Content and objects of the scientifi c tourism in Yakutia". Vestnik of North-Eastern Federal University, 9(2), pp. 73-77, 2012.

6. Slocum S., Kline C., Holden A. (ed.). "Scientific Tourism: Researchers as Travellers". Routledge, 2015.

7. Holodilina Yu.Ye. "Resource capacity of the region as basis of development of scientific tourism". Vestnik of the Orenburg State University, 8, pp. 169-173, 2012.

8. Ohernysheva T. L. "Scientific tourism of universities students' associations as the way of activation of the country scientific potential". Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute. 1 (38). pp. 268-275, 2017.

9. Tovmasyan G. Tovmasyan R. "Scientific Tourism Development Bases in Armenia". SocioEconomic Challenges (SEC), 1 (V. 2), pp. 85-90, 2018.

10. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании. Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 9-14.

11. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности. Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.

12. Фахрутдинова А.В. Реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения его конкурентоспособности / Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012. Т. 210. С. 247-251.

13. Фахрутдинова А.В. Современное понимание гражданского воспитания учащихся: содержательный аспект/ Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 141. № 3. С. 170 -174.

14. Benson, A. Research Tourism-Professional travel for useful discoveries. In M. Novelli (Ed.), Niche Tourism Oxford: Elsevier, pp. 1331144, 2005.

Сведения об авторах Степашкина Валерия Александровна, магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Боговарова Вера Александровна, д-р пед. наук, профессор, Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, Россия.

Дата поступления 22.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.