Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал региона как основа развития научного туризма'

Ресурсный потенциал региона как основа развития научного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
609
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ / ОБЪЕКТЫ НАУЧНОГО ТУРИЗМА / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Холодилина Юлия Евгеньевна

В статье рассмотрено понятие научного туризма, представлены основные его виды, опреде лены признаки и цели развития научного туризма. Дана оценка ресурсного потенциала региона и выделены перспективные объекты для развития научного туризма в Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал региона как основа развития научного туризма»

Холодилина Ю.Е.

Оренбургский государственный университет E-maikx-m-a@man.ru

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ТУРИЗМА

В статье рассмотрено понятие научного туризма, представлены основные его виды, определены признаки и цели развития научного туризма. Дана оценка ресурсного потенциала региона и выделены перспективные объекты для развития научного туризма в Оренбургской области. Ключевые слова: научный туризм, объекты научного туризма, ресурсный потенциал.

Туристская индустрия в настоящее время имеет большое значение как для муниципальных образований, субъектов Федерации, так и государства в целом. Практически все регионы Российской Федерации включили туризм как приоритетную отрасль в концепции и программы перспективного развития. Особую роль сыграл факт создания и утверждения в 2010 году концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)».

Тенденции последнего десятилетия характеризуются появлением новых видов туризма, среди которых можно выделить научный туризм.

Принятая ЮНЕСКО и Всемирной туристской организацией (ВТО) Хартия научного и культурного туризма дает следующее определение: «Научный туризм имеет своей целью личное познание научных достижений и открытие исторических мест и памятников» [1, с. 4].

ЮНЕСКО рассматривает научный туризм как эффективное средство доступности научных ценностей, как действенный канал и источник сохранения и познания наследия через его использование.

По оценкам экспертов ЮНЕСКО, доля научного туризма к 2020 году составит 25% от общих показателей мирового туризма или около двух триллионов долларов США в год, что практически завершит процесс превращения туризма в ведущий комплекс мирового научного и культурного развития [1, с. 6].

Научный туризм - это осуществление исследовательской (научной) деятельности на конкретной территории, не являющейся местом постоянного проживания туриста в период от 24 часов до 6 месяцев подряд без извлечения материальной выгоды.

Научный туризм относится к специальным видам туризма и характеризуется следующими признаками:

1) немассовый, достаточно редкий вид туризма;

2) трудоемкий по созданию конечного турпродукта;

3) капиталоемкий вид туризма;

4) сочетающий признаки различных видов туризма (экологического, делового, познавательного);

5) обусловленный вторичными потребностями человека;

6) использующий нетрадиционные источники финансирования.

Основными видами научного туризма в зависимости от объекта являются:

- биологический (изучение флоры и фауны);

- геоклиматический (изучение уникальных климатических зон);

- этнографический (изучение культуры и быта народов);

- геоморфологический (изучение геологического строения ландшафтов и территорий);

- археологический (изучение истории древних культур и цивилизаций).

Целями научного туризма являются:

- профессиональные научные исследования, представляющие интерес для науки;

- практические и учебные исследования студентов учебных учреждений (например, геологические, исторические, археологические и др. практики);

- ознакомление с историей научных исследований, уникальностью природных богатств и историко-культурного наследия.

Научный туризм, как и любой вид туризма, можно различать по таким критериям, как способ организации, продолжительность и т. д. Классификация научного туризма по

организационно-технологическим критериям представлена в таблице 1.

Проанализировав аспекты определения научного туризма, можно отметить, что научный туризм - это самостоятельный вид туризма, подразделяющийся на несколько видов и имеющий свои особенности организации и функционирования и специфические цели.

Научный туризм ориентирован в своем развитии на:

- научно-исследовательскую деятельность - направленность на поиск новых знаний, совершение открытий и проведение исследований;

- интеллектуально-образовательную деятельность - направленность на массовое образование и воспитание, связанная с общефилософской теорией познания;

- экономико-развивающую деятельность - направленность на эффективное устойчивое развитие науки в целом и тех регионов, где оно осуществляется.

Принципами научного туризма являются:

- стабилизация - недопущение и минимизация ущерба, причиненного природной среде;

- экологичность - недопущение и минимизация ущерба, причиненного природной

среде, не нарушает экологической устойчивости среды;

- этнологичность - уважение интересов местных жителей, уважительное отношение к этнокультурной среде, сохранение и воспроизводство этнокультурных традиций, традиционных систем природопользования.

Территория, на которой развивается и функционирует научный туризм, может быть различна и по широте охвата (локальная, региональная и т. д.), и по статусу территории (заповедник, ООПТ и т. д.), поэтому целесообразно ввести такое понятие как «зона научного туризма». Зона научного туризма - это территория, на которой располагается уникальный объект, представляющий интерес для научных туристов.

Для успешного функционирования зоны научного туризма к ней предъявляются следующие требования:

1) ресурсное обеспечение - наличие уникальных объектов (явлений), представляющих интерес для научных туристов;

2) научная площадка - комплекс сооружений и оборудования, необходимые для осуществления научно-исследовательской деятельности;

Таблица 1. Классификация научного туризма по организационно-технологическим критериям

№ Критерий Тип научного туризма Определение Вид научного туризма

1 По способу организации организованный Путешествие одного или группы научных туристов по предварительно разработанной туристским предприятием программе - биологический; - геоклиматический; - этнографический; - геоморфологический; - археологический

неорганизованный Научные туристы самостоятельно разрабатывают и организовывают маршрут своего путешествия - биологический; - геоклиматический; - этнографический; - геоморфологический

2 По продолжительности краткосрочный Путешествие сроком до пятисеми дней - биологический; - геоклиматический; - этнографический; - геоморфологический; - археологический

долгосрочный Путешествие сроком более семи дней - биологический; - геоклиматический; - этнографический; - геоморфологический; - археологический

3 По интенсивности туристского потока постоянный Осуществляется в течение всего года (сезон не влияет на проведение исследований) - этнографический

сезонный Осуществляется в течение конкретного сезона (периода) - биологический; - геоклиматический; - геоморфологический; - археологический

3) специально приспособленные помещения для жилья и питания;

4) инженерно-технические сооружения, обеспечивающие электро-, тепло- и водоснабжение.

При развитии научного туризма необходимо сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшиеся на этих территориях, с инновационными видами, к числу которых относится туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы [1, с. 7]. Поэтому развитие научного туризма должно содействовать решению следующих задач:

1) активное содействие в сохранение уникального наследия местности: культурного, исторического и природного;

2) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

3) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Научный туризм в настоящее время составляет относительно небольшую долю в общем туристском потоке. Вместе с тем значение научного туризма возрастает и включает в себя:

- пополнение информации о малоизученных районах и объектах;

- расширение научных и образовательных связей между различными регионами и странами;

- разработка международных проектов, осуществляемых на гранты благотворительных фондов.

Российская Федерация обладает уникальными условиями для развития и функционирования научного туризма, а именно:

- развитой системой научных исследований в самых широких областях, сосредоточением которых является Российская академия наук (РАН);

- большим количеством разнообразных природных ландшафтных и биосферных заповедных зон;

- большим количеством разнообразных этнографически интересных районов;

- памятниками светской и церковной архитектуры;

- историческими, мемориальными комплексами различных эпох;

- центрами различных национальных народных промыслов [2].

Несмотря на то, что РФ обладает значительным ресурсным потенциалом научного туризма, данный вид туризма практически не освоен не только зарубежным, но и отечественным туристическим бизнесом. Это обусловлено отсутствием материально-технического оснащения научного туризма (научные базы, станции, оборудование и т. п.) и его продвижения на туристском рынке.

Данная тенденция характерна и для Оренбургской области. В области имеется более двух тысяч объектов культурного, природного и исторического наследия федерального и регионального значения, которые могут стать основой развития научного туризма в регионе. Данные о количестве объектов наследия Оренбургской области федерального и регионального значения представлены в таблице 2.

Оренбургская область обладает значительным ресурсным потенциалом для развития научного туризма: более 450 объектов архитектуры и истории, около 1200 объектов археологического наследия, более 230 геоморфологических и более 100 природных объектов.

Таблица 2. Количество объектов культурного, природного и исторического наследия федерального и регионального значения Оренбургской области*

Категория охраны Федерального значения Регионального значения Всего

Объекты архитектуры, истории и монументального искусства 26 431 457

Объекты археологического наследия 2 1278 1280

Геоморфологические объекты 3 230 233

Биологический объекты (флора и фауна) 2 101 103

Итого 33 2040 2073

‘Составлено автором по [3, 4, 5 ].

Следует отметить, что наибольшее количество объектов - это объекты археологического наследия, что предопределяет перспективность развития археологического научного туризма. Несмотря на небольшое количество геоморфологических и биологических объектов федерального значения перспективность их использования обуславливается научной значимостью.

Наиболее перспективными объектами для развития научного туризма являются объекты, имеющие федеральное значение, данные о которых представлены в таблице 3.

В настоящее время на указанных объектах исследования в основном проводятся Институтом степи УрО РАН, а также отдельными научными группами и учеными, приезжающими в Оренбургскую область.

На данных объектах отсутствует необходимая инфраструктура, которая является одним из главных факторов развития научного туризма. Признание этих объектов потенциальными зонами научного туризма и создание необходимой инфраструктуры позволит сформировать основы нового и перспективного туристского направления и увеличить туристский поток в регионе.

Основными субъектами организации научного туризма в Российской Федерации являются:

1) Российская академия наук (РАН), которая должна обеспечить надежную, интересную и привлекательную научную основу;

2) туристские вузы и факультеты, призванные вместе с РАН разработать методики проектирования и проведения туров и обес-

Таблица 3. Объекты Оренбургской области для развития научного туризма*

№ Название объекта Месторасполо- жение Краткая характеристика Вид научного туризма

1 Страна городов Кваркенский район Протогород XVII в. до н. э. - укрепленное поселение и прилегающие хозяйственные площадки, могильник, ряд неукрепленных селищ археологи- ческий

2 Каргалинские рудники Октябрьский район Памятник древнего и старинного горнометаллургического производства археологи- ческий

3 Царский курган Илекский район Сарматский курган высотой около 3,5 м, диаметром 35-40 м на апшеронской равнине. Курган не распахан археологи- ческий

4 Светлинские озёра Светлинский район Большое количество плоскодонных озёрных ванн; имеются уникальные условия для гнездования большого числа видов водоплавающих и околоводных птиц (около 145 видов птиц) природный

5 Карагайский бор и ущелье на р. Губерля Кувандыкский район Изреженный сосновый бор на скальных выходах слюдистых сланцев - реликт древних ландшафтов ледникового периода. Место произрастания редких для области папоротников, петрофитных растений природный

6 Реликтовая лиственница Адамовский район Растет в открытой безлесной степи. Возраст этого дерева оценивается в 500-750 лет. Оно имеет высоту 18 м и диаметр ствола 80 см природный

7 Усадьба Аксакова Бугурусланский район Усадьба русского писателя XIX века С.Т. Аксакова (в настоящее время дом-музей С.Т. Аксакова) этнографи- ческий

8 Кзыладырское карстовое поле Кувандыкский район Самый значительный участок карстовых форм в Оренбуржье как по масштабам, так и по разнообразию геоморфо- логический

9 Донгузские скалы (Донгуз^І) Оренбургский район Крупное для Предуралья местонахождение костей пермских тетрапод геоморфо- логический

10 Скала Верблюд Светлинский район Является одной из самых оригинальных природных скульптур и своеобразным символом Оренбургского сухостепного Зауралья. От скалы Верблюд в балке Ащису начинается каменная река (курум), которая тянется по днищу балки на расстоянии около 2 км геоморфо- логический

‘Составлено автором по [3, 4].

печить подготовку квалифицированных специалистов для туристских фирм, организующих научные туры;

3) федеральные и местные власти, чья роль сводится к всемирной поддержке научнотуристских инноваций на законодательном уровне (федеральная власть) и на уровне режима наибольшего благоприятствования (местная власть) [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует согласиться, что большое значение в организации и развитии научного туризма имеет деятельность региональных властей.

В частности, научный туризм в Оренбургской области должен формироваться при участии:

- Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области; Министерства природных ресурсов Оренбургской области, Министерства культуры Оренбургской области;

- муниципальных властей;

Список литературы:

1. Квартальнов, В.А. Современные особенности туризма как научного познания и исследования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №11. - С. 3-9.

2. Павлов, В.П. Научный туризм: накопленный опыт и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intacadem.ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyy-opyt-i-perspektivy-razvitiya.html - Дата обращения: 15.05.2012.

3. Геологические памятники природы Оренбургской области / А.А. Чибилев [и др.]. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2000. -400 с.

4. Зеленая книга Оренбургской области: Кадастр объектов Оренбургского природного наследия / А.А. Чибилев, Г.Д. Му-сихин, В.П. Павлейчик, В.П. Паршина. - Оренбург: Изд-во ДиМур, 1996. - 260 с.

5. Паспорт сферы культуры Оренбургской области // Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, 2010. - 41 с.

Работа выполнена в рамках гранта Правительства Оренбургской области на тему «Организационно-экономическое обеспечение развития туристско-рекреационных

комплексов Оренбургской области»

Сведения об авторе:

Холодилина Юлия Евгеньевна, соискатель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6405, тел. (3532) 372448, e-mail: up_osu@mail.osu.ru

UDC 379.85 Holodilina Yu.Ye.

Orenburg state university E-mail: x-m-a@mail.ru

RESOURCE CAPACITY OF THE REGION AS BASIS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC TOURISM

In article the concept of scientific tourism is considered, its main types are presented, signs and the purposes of development of scientific tourism are defined.

The assessment of resource capacity of the region is given and perspective objects for development of scientific tourism in the Orenburg region are allocated.

Key words: scientific tourism, objects of scientific tourism, resource potential.

- Института степи УрО РАН;

- Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», кафедры управления персоналом, сервиса и туризма и кафедры географии и реги-оноведения.

По нашему мнению, значение научного туризма заключается, во-первых, в популяризации отечественной науки, научных и туристских объектов, во-вторых, в экономической роли, которая основана на том, что научный туризм станет источником самофинансирования объектов, будет генерировать внебюджетные инвестиции, направленные на пополнение бюджетных доходов региона.

Налаженный научный туризм способствует подъему науки, культуры и общей экономической конъюнктуры как отдельного региона, так и страны в целом.

05.06.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.