Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесбережение / навык самостоятельности / студенческая молодежь / специалисты / физическая культура / сохранение здоровья / физическое развитие / health care / self-reliance / student youth / specialists / physical education / health preservation / physical development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.С. Лыженкова

Содержание статьи включает анализ текущего состояния самостоятельности здоровьесбережения студентов технического вуза при использовании смешанного обучения, а также исследование возможностей развития данных представлений в условиях направленной стимуляции в смешанном обучении. В ходе работы были решены следующие задачи: теоретически изучено современное состояние вопроса самостоятельности оздоровления и сохранения здоровья в физическом воспитании, которое является важным средством оптимизации и гармонизации подготовки будущих специалистов; определены наиболее важные факторы развития самостоятельности здоровьесбережения. В ходе исследования был проведен опрос среди студентов 1–3 курсов Иркутского университета путей сообщения по выявлению представлений о самостоятельности здоровьесбережения. Проведенное исследование показало, что развитие самостоятельности в сохранении здоровья при смешанном обучении оказывает положительное влияние на психологическое и физическое состояние студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.С. Лыженкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE IDEAS OF STUDENTS ABOUT THE INDEPENDENCE OF HEALTH CARE IN MIXED EDUCATION

The content of the article includes an analysis of the current state of self-reliance of health-saving students of a technical university when using mixed learning, as well as a study of the possibilities of developing these ideas in conditions of directed stimulation in mixed learning. In the course of the work, the following tasks are solved: theoretical study of the current state of the issue of self-improvement and health preservation in physical education, which is an important means of optimizing and harmonizing the training of future specialists; identification of the most important factors in the development of self-reliance of health saving. In the course of the study, a survey is conducted among students of 1-3 courses of the Irkutsk University of Railway Engineering, to identify ideas about the independence of health saving. The conducted research has shown that the development of self-reliance in maintaining health in mixed education has a positive effect on the psychological and physical condition of students.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ»

УДК 378.172

Lyzhenkova R.S., senior teacher, Department of Physical Culture and Sports, Irkutsk State University of Railway Engineering (Irkutsk, Russia),

E-mail: tina051@narod.ru

STUDYING THE IDEAS OF STUDENTS ABOUT THE INDEPENDENCE OF HEALTH CARE IN MIXED EDUCATION. The content of the article includes an analysis of the current state of self-reliance of health-saving students of a technical university when using mixed learning, as well as a study of the possibilities of developing these ideas in conditions of directed stimulation in mixed learning. In the course of the work, the following tasks are solved: theoretical study of the current state of the issue of self-improvement and health preservation in physical education, which is an important means of optimizing and harmonizing the training of future specialists; identification of the most important factors in the development of self-reliance of health saving. In the course of the study, a survey is conducted among students of 1-3 courses of the Irkutsk University of Railway Engineering, to identify ideas about the independence of health saving. The conducted research has shown that the development of self-reliance in maintaining health in mixed education has a positive effect on the psychological and physical condition of students.

Key words: health care, self-reliance, student youth, specialists, physical education, health preservation, physical development

Р.С. Лыженкова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», г. Иркутск, E-mail: tina051@narod.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ

Содержание статьи включает анализ текущего состояния самостоятельности здоровьесбережения студентов технического вуза при использовании смешанного обучения, а также исследование возможностей развития данных представлений в условиях направленной стимуляции в смешанном обучении. В ходе работы были решены следующие задачи: теоретически изучено современное состояние вопроса самостоятельности оздоровления и сохранения здоровья в физическом воспитании, которое является важным средством оптимизации и гармонизации подготовки будущих специалистов; определены наиболее важные факторы развития самостоятельности здоровьесбережения. В ходе исследования был проведен опрос среди студентов 1-3 курсов Иркутского университета путей сообщения по выявлению представлений о самостоятельности здоровьесбережения. Проведенное исследование показало, что развитие самостоятельности в сохранении здоровья при смешанном обучении оказывает положительное влияние на психологическое и физическое состояние студентов.

Ключевые слова: здоровьесбережение, навык самостоятельности, студенческая молодежь, специалисты, физическая культура, сохранение здоровья, физическое развитие

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что современная практика высшего образования не может обойтись без развития навыков самостоятельности в сохранении здоровья посредством физического воспитания студентов под руководством педагога.

В течение последних лет все больше уделяется внимания изучению и применению различных методик здоровьесбережения студенческой молодежи в парадигме гуманизации образования и в условиях смешанного обучения. Появилось много исследований, освещающих вопросы педагогики здоровьесбережения и показывающих ее важное место в системе современного образования, как отмечают Тимиров Ф.Ф., Шуляк Е.В. и др. [1]. Голубчиковой М.Г. с соавторами рассматривается самостоятельность здоровьесбережения студентов как важный компонент учебной и профессиональной самостоятельности, создающий условия для качественного, оптимального становления и развития будущего специалиста [2; 3]. Проблемы самостоятельного здоровьесбережения обучающихся российских университетов являются одними из наиболее актуальных, но до сих пор недостаточно изученных, особенно в рамках такого относительно нового для отечественной педагогики направления, как смешанное обучение.

Цель исследования заключается в изучении представлений студентов технического вуза о самостоятельности здоровьесбережения при использовании смешанного обучения.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели: теоретически изучить современное состояние вопроса самостоятельности оздоровления и сохранения здоровья в физическом воспитании; выявить актуальное состояние представлений студентов о здоровьесбережении.

Методология данного исследования включает анализ и обзор текущих исследований в области физической культуры, работ о сохранении здоровья, а также в области смешанного и дистанционного обучения. На важность и необходимость изучения особенностей смешанного обучения в современных условиях указывают многие авторы [4]. О его возможностях в осуществлении наиболее целесообразных с точки зрения конкретной ситуации обучения форм, методов и средств обучения пишут Шаповалова Т.Р, Медведева Г Г [5].

Научная новизна статьи заключается в выявлении возможностей приобщения студентов к использованию принципов самостоятельности здоровьесбереже-ния, которые должны быть реализованы в ходе образовательной деятельности при смешанном обучении.

Теоретическая значимость - в определении дидактических задач, каковые должны быть решены в ходе воплощения данных принципов на практике.

Практическая значимость состоит в анализе опыта успешного использования здоровьесберегающих технологий на примере конкретного вуза.

Научные исследования в области самостоятельности здоровьесбережения показывают, что для полноценного функционирования любого образовательного учреждения одной из задач является создание концепции педагогики здоровья, направленной на развитие культуры здоровья, и его сохранение каждым учащимся с учетом механизмов преодоления трудностей [1-11]. Необходимо проанализировать и активизировать ресурсы студентов, имеющих разные взгляды на проблемы сохранения здоровья, физического воспитания и спорта и общего бла-

гополучия. В то же время современные исследователи подчеркивают важность управления процессами оздоровления, активизации жизнедеятельности студентов в стратегическом, системном и сознательном сохранении здоровья [6]. По мнению Л.А. Акимовой и Т.М. Панкратович [7, с. 120], такой метод обучения культуре физического совершенствования сегодня «в интегрированном образовании должен быть направлен на повышение мотивации студентов к самообразованию, развитие способности к обучению самооценке своего физического и психического состояния, самодисциплину, развитие навыков обучения независимо от статуса и способностей. Кроме того, педагог должен знать преимущества и недостатки приемов и методов в соответствии с основополагающим правилом физического воспитания «не навреди». Такая система предполагает, что «для укрепления и сохранения здоровья обучающихся необходимо постоянно анализировать влияние обучения на уровень образования, социального комфорта, социальной адаптивности и развития психического здоровья и физики. Конечно, при этом сохранение физического и психического здоровья учащихся является одним из важнейших ориентиров нашего образования и залогом будущего благополучия» [6, с. 22]. Стоит подчеркнуть, что при смешанном обучении, по мнению авторов, главное внимание стоит уделить именно мотивации и самоорганизации, поэтому сейчас преподаватели должны решить, как помочь воспитать внутреннюю мотивацию учащихся, как улучшить способность студентов мыслить и действовать самостоятельно удаленно, как стимулировать различные формы эффективного взаимодействия между студентами [5, с. 350].

В своей работе Л.М. Романова и А.С. Кочур [8, с. 133] представили современную модель «здоровьесберегающих навыков», формируемых у студентов вузов, в основе которых должно быть знание биологических, психологических и практических основ адаптивной культуры и здорового образа жизни. Из опыта преподавателей вузов можно увидеть отсутствие частичного интереса к вопросу развития самостоятельности личности студента, а это качество является основой для приобретения профессиональных компетенций [2]. Мы согласны, что компетенции здоровьесбережения должны быть основаны на развитии учебной самостоятельности личности и будут необходимы как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности в будущем [9]. Смешанная форма обучения показала свою актуальность, целесообразность и эффективность благодаря использованию информационных технологий [10, с. 51]. Исследователи утверждают, что о готовности к самостоятельной учебной деятельности свидетельствует ряд факторов, влияющих друг на друга: с одной стороны, психологическая составляющая, а именно - мотивация, отношение к этой деятельности, умственные способности и способности учащихся, их способность желать; во-вторых, коммуникативные навыки; в-третьих, методический аспект, касающийся конкретных методов работы студентов [10, с. 53]. Анализ механизмов смешанного обучения и его взаимосвязи с самостоятельностью здоровьесбережения позволяет сделать вывод, что такое явление еще неполностью изучено и слабо рассматривается в рамках методики преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях и вузах. В нашем исследовании по выявлению уровня самостоятельности здоровьесбережения приняли участие студенты 1-3 курсов Иркутского университета путей сообщения, обучающиеся на факультетах экономики и

управления» (ФЭиУ), управления транспортом и информационными технологиями (ФУТиИТ), транспортных систем (ФТС), систем обеспечения транспорта» (ФСОТ), строительства железных дорог (ФСЖД), и контрольная группа (ЭГ). Все студенты на момент исследования обладали необходимым академическим опытом обучения в университете, также опрошенные студенты уже имели опыт дистанционного обучения в период 2020-2022 годов. Общее количество респондентов - 150 студентов. Работа с ними велась в период с октября 2021 года по май 2022 года. Занятия физической культурой осуществлялись во всех группах по одинаковой программе. Задачами исследования было выявить актуальное состояние самостоятельности здоровьесбережения студентов и представлений о ней в целом, а также исследовать возможности развития данных представлений в условиях направленной стимуляции в смешанном обучении. В экспериментальной группе (ЭГ) принимали участие 30 человек с разных факультетов, студентам было предложено 2 направления здоровьесберегающих программ - пилатес и йога. Занятия студенты этой группы посещали с октября 2021 г по апрель 2022 г, занятия велись по ранее разработанной методике с использованием здоровьесберегающих технологий. Дополнительные занятия проводились 1 раз в неделю по 50 минут с чередованием направления, дополнительного к основному занятию по физической культуре, также 1 раз в неделю студенты самостоятельно занимались по данной методике в режиме видеосвязи в системе TIMS. В конце освоения курса студентам предлагались вопросы, на которые они должны были ответить. Исходя из проведенного опроса, можно говорить о том, что группы ФЭИУ и ФУТИИТ продемонстрировали наибольшую разницу: больше студентов в ФЭИУ высказались о более сильной позиции в отношении здоро-вьесбережения, в том числе о меньшей удовлетворенности смешанным обучением. В частности, ФТС и ФСЖД показали, что они мало знают о системе регулярных занятий по сравнению с другими группами факультетов. В ФСОТ наиболее очевидные различия были связаны со знанием о достижении и поддержании благополучия, которое не было показано в отношении исследования со смешанным образованием. Студенты ЭГ показали неплохие знания в

вопросе здоровьесбережения. Кроме того, опрошенные нами студенты продемонстрировали интерес к информации о сохранении здоровья и способность к самостоятельной деятельности в этой области, оценили смешанное обучение преимущественно положительно. Часто в ходе практических занятий были предложения по улучшению их поддержки при самостоятельной работе. Также студентам была предложена анкета, в которой предлагались открытые вопросы о различных аспектах самостоятельности здоровьесбережения. Полученные ответы представлены в табл. 1.

Таким образом, для участников опроса из разных групп факультетов вуза важны следующие категории ценностей. Первое - это поддержка психологического благополучия для характеристики смысла и цели сбережения здоровья в целом. Вторыми по важности являются вопросы правильного питания, поддержания физической формы. В целом можно сделать вывод о том, что наиболее самостоятельные студенты имеют более целостное, системное представление о здоровьесбережении как деятельности по сохранению и развитию своих возможностей. Во многих случаях желание поддерживать физическое и психическое здоровье представляет собой более общий, системный взгляд на здоровьесбе-режение, который конкретно нацелен на то, чтобы студенты развивали свои способности и рассматривали это как часть самовоспитания и самосовершенствования своей личности [11].

Основываясь на изучении и анализе соответствующих научных источников и результатах нашего исследования, мы пришли к следующим выводам: 1. Наряду с теоретическими и практическими знаниями самостоятельное проведение занятий, предполагающих физическую активность, является важным способом улучшения и закрепления подготовки будущих специалистов к самостоятельному здоровьесбережению в процессе смешанного обучения. 2. Результаты опроса показали, что самостоятельное здоровьесбережение оказывает положительное влияние не только на физическое совершенствование, но и на психологическое состояние молодежи. Разработанные опросники студентов технического вуза могут быть использованы в повседневной практике специалистов, участвующих в решении проблем организации физического воспитания студентов.

Таблица 1

Представление студентов о знании и критериях самостоятельности здоровьесбережения при смешанном обучении

№№ Предлагаемые утверждения % студентов, выбравших ответы, по факультетам

ФЭиУ ФУТИиТ ФТС СЖД ФСОТ ЭГ

1. Главный принцип жизненной позиции - ЗОЖ 12% 10% 13% 12% 15% 1%

2. Я самостоятелен в заботе о своем здоровье 15% 13% 13% 10% 10% 20%

3. Я считаю, что важно беречь здоровье 15% 15% 15% 15% 15% 25%

4. Я оцениваю ход процесса здоровьесбережения по таким критериям, как: - поддержание здоровья, поддержание иммунитета 17% 15% 16% 18% 17% 18%

4.1 - достижение и поддержание благополучия 17% 17% 14% 15% 10% 17%

4.2 - поддержание внешней формы 15% 13% 12% 15% 17% 20%

4.3 - систематические занятия физической культурой и спортом 13% 13% 10% 10% 13% 15%

4.4 - забота о психологическом состоянии благополучия 7% 9% 8% 10% 10% 12%

4.5 - забота о правильном питании 15% 13% 15% 10% 10% 15%

4.6 - соблюдение режима дня 4% 10% 12% 10% 8% 15%

5. У меня режим здоровьесбережения (система регулярных занятий) 15% 12% 10% 10% 15% 20%

6. Я считаю, что смешанное обучение (в аудитории, самостоятельно или дистанционно) помогает студентам заботиться о здоровье. Сейчас все чаще практикуется смешанное обучение - в аудитории, самостоятельно или дистанционно. Помогает ли это вам и иным студентам заботиться о здоровье, и каким образом? 4% 4% 5% 5% 7% 10%

7. Смешанное обучение должно применяться для того, чтобы оно помогало заботиться о здоровье и развивать физическую культуру 9% 5% 5% 5% 3% 8%

8. Я могу самостоятельно построить, реализовать здоровьесберега-ющие, тренировочные занятия. Можете ли Вы самостоятельно построить, реализовать и оценить здровьесберегающее, в том числе тренировочное,занятие? 25% 20% 17% 15% 20% 50%

9. Смешанное обучение обладает ценностно-смысловыми возможностями при развитии здоровьесберегающей компетентности и самостоятельности студентов. Обладает ли смешанное обучение ценностно-смысловыми возможностями при развитии здровьесбе-регающей компетентности и самостоятельности? студентов 15% 10% 10% 13% 15% 10%

10. Вы используете знания и умения? Я использую знания и умения, чтобы расширить свои компетенции и активность в поиске и реализации упражнений и методик здоровьесбережения 15% 15% 15% 15% 15% 25%

Библиографический список

1. Тимиров Ф.Ф. Педагогика здоровьесбережения в системе современного образования. Ямальский вестник. 2016; № 4 (9): 55-59.

2. Голубчикова М.Г., Коробченко А.И., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р Развитие учебной самостоятельности студентов в сфере физической культуры и здоровьесбережения. Педагогический имидж. 2022; № 1:327-335.

3. Коробченко А.И., Голубчикова М.Г. Развитие учебной самостоятельности студентов технических вузов как основы формирования общекультурных компетенций посредством дисциплины «Физическая культура и спорт». Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. 2017; № 5: 79-82.

4. Banartseva A.V., Vlasova I.V., Kaplina L.Yu. The necessity of blended learning in the modern conditions of educational development. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-2: 51-54.

5. Шаповалова Т.Р, Медведева ГГ. К проблеме адаптации и использования новых стратегий обучения в контексте смешанного обучения. Евразийское научное объединение. 2021; № 10-5 (80): 350-352.

6. Шуляк Е.В. Здоровьесбережение студентов - важнейшая задача высших учебных заведений. Академический журнал Западной Сибири. 2012; № 2: 22.

7. Акимова Л.А., Панкратович Т.М. Феномен «смешанное обучение» В контексте методики преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях. Шаг в науку. 2021; № 4: 118-122.

8. Романова Л.М., Кочура А.С. Структура компетенций здоровьесбережения студентов вуза. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2018: 131-134.

9. Лыженкова РС., Арпентьева М.Р Здоровьесбережение и физическая культура студентов в различных направлениях жизнедеятельности. Современные тренды высшего образования. Ульяновск, 2023: 252-264.

10. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология. Высшее образование в России. 2021; № 5: 44-54.

11. Байханов И.Б. Самообразование как детерминат социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

References

1. Timirov F.F. Pedagogika zdorov'esberezheniya v sisteme sovremennogo obrazovaniya. Yamal'skij vestnik. 2016; № 4 (9): 55-59.

2. Golubchikova M.G., Korobchenko A.I., Golubchikov G.M., Arpenfeva M.R. Razvitie uchebnoj samostoyatel'nosti studentov v sfere fizicheskoj kul'tury i zdorov'esberezheniya. Pedagogicheskij imidzh. 2022; № 1:327-335.

3. Korobchenko A.I., Golubchikova M.G. Razvitie uchebnoj samostoyatel'nosti studentov tehnicheskih vuzov kak osnovy formirovaniya obschekul'turnyh kompetencij posredstvom discipliny «Fizicheskaya kul'tura i sport». Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika, psihologiya, sociokinetika. 2017; № 5: 79-82.

4. Banartseva A.V., Vlasova I.V., Kaplina L.Yu. The necessity of blended learning in the modern conditions of educational development. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-2: 51-54.

5. Shapovalova T.R., Medvedeva G.G. K probleme adaptacii i ispol'zovaniya novyh strategij obucheniya v kontekste smeshannogo obucheniya. Evrazijskoe nauchnoe ob'edinenie. 2021; № 10-5 (80): 350-352.

6. Shulyak E.V. Zdorov'esberezhenie studentov - vazhnejshaya zadacha vysshih uchebnyh zavedenij. Akademicheskj zhurnal Zapadnoj Sibiri. 2012; № 2: 22.

7. Akimova L.A., Pankratovich T.M. Fenomen «smeshannoe obuchenie» V kontekste metodiki prepodavaniya fizicheskoj kul'tury v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah. Shag v nauku. 2021; № 4: 118-122.

8. Romanova L.M., Kochura A.S. Struktura kompetencij zdorov'esberezheniya studentov vuza. Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 23-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2018: 131-134.

9. Lyzhenkova R.S., Arpent'eva M.R. Zdorov'esberezhenie i fizicheskaya kul'tura studentov v razlichnyh napravleniyah zhiznedeyatel'nosti. Sovremennye trendy vysshego obrazovaniya. Ul'yanovsk, 2023: 252-264.

10. Blinov V.l., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Modeli smeshannogo obucheniya: organizacionno-didakticheskaya tipologiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 44-54.

11. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378

Makarova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Life Safety and Fundamentals of Military Training, North Caucasus Federal

University (Stavropol, Russia), E-mail: angeldeplata@mail.ru

Pereverzev I.V., teaching assistant, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: pereverzev_1994@mail.ru

Eskov V.A., teaching assistant, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: vadim.yeskov@inbox.ru

TRAINING OF TEACHING STAFF TO TEACH THE COURSE "LIFE SAFETY" WITH THE MODULE "MILITARY TRAINING FUNDAMENTALS" TO UNIVERSITIES STUDENTS. The article discusses a problem of training teachers to teach a course "Life safety" with the module "Military training fundamentals" to modern universities students. The authors analyze the current stage of development of the society, including the higher education system. Based on the results of this analysis, the main factors that have a negative impact on the future professionals and citizens training course in this discipline and module are identified. Some ways of countering them are outlined that can be implemented in modern conditions. The work clarifies the specifics of the role that the modern Russian university teaching staff plays in overcoming the minimization of the negative impact of the mentioned factors. The researchers convey the most essential requirements that such teacher must meet. A system of measures is being investigated, through the implementation of which it is possible to achieve teachers employed in modern universities compliance with these requirements. The authors conclude that the study has shown that one of the main components of the success of such optimization is the training of teaching staff for it, taking into account current pedagogical, military-political and other realities. The successful completion of this last one is possible at the present stage of the development of the system of higher education in Russia.

Key words: higher education, improving educational results of university students, teaching "Life Safety", military training of students, advanced training of teachers

Е.В. Макарова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. безопасности жизнедеятельности и основ военной подготовки ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: angeldeplata@mail.ru

И.В. Переверзев, асс., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: pereverzev_1994@mail.ru

В.А. Еськов, асс., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: vadim.yeskov@inbox.ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С МОДУЛЕМ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» СТУДЕНТАМ ВУЗОВ

В данной статье рассматривается проблема подготовки педагогических работников к преподаванию курса «Безопасность жизнедеятельности» с модулем «Основы военной подготовки» студентам современных вузов. Для этого, прежде всего, анализируется текущий этап развития человеческого общества, в том числе системы высшего образования. На основании результатов этого анализа выявляются основные факторы, оказывающие негативное влияние на ход обучения будущих профессионалов и граждан этой дисциплине и модулю. Далее намечаются некоторые пути противодействия им, могущие быть реализованными в современных условиях. Выясняются особенности той роли, которую преподавательский состав современного российского вуза играет в преодолении минимизации отрицательного влияния вышеуказанных факторов. В статье изложена информация о наиболее существенных требованиях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.