Научная статья на тему 'Изучение представлений мастеров производственного обучения о формировании культуры профессионального здоровья учащихся'

Изучение представлений мастеров производственного обучения о формировании культуры профессионального здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куканова Ольга Дмитриевна

Статья посвящена исследованию представлений мастеров производственного обучения о формировании культуры профессионального здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования, которая является необходимым условием качественной и продуктивной трудовой деятельности современного специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение представлений мастеров производственного обучения о формировании культуры профессионального здоровья учащихся»

УДК 377.3

Куканова Ольга Дмитриевна

Старший преподаватель кафедры Пищевые производства Пензенской государственной технологической академии; [email protected], Пенза

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Kukanova Olga Dmitrievna

The senior teacher of chair Food manufactures of the Penza State technological academy; [email protected], Penza

STUDYING OF REPRESENTATIONS OF MASTERS IN SERVICE TRAINING ABOUT FORMATION OF CULTURE OF PROFESSIONAL HEALTH OF PUPILS

Изменившиеся социально-экономические условия жизни, жесткая конкуренция и становление рыночных отношений выдвигают новые требования к подготовке квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования. Востребованными становятся лишь те выпускники, которые имеют высокие профессиональные знания умения и навыки, способны ориентироваться и управлять производственной ситуацией, обладают развитой общей и профессиональной культурой здоровья.

Ключевая роль в подготовке таких специалистов принадлежит мастерам производственного обучения, ибо, как подчеркивается в работах С. Я. Батышева [1], H. М. Таланчука [3], В. Н. Корчагина [2], они решают главные задачи учебно-воспитательного процесса. Именно от мастера будет зависеть успешность формирования у учащихся профессиональных умений и навыков, культуры трудовой деятельности, которые определяют индивидуальный профессиональный стиль будущего рабочего. Современный рынок труда и производство требуют от мастера не только владения умениями и навыками профессиональной, но и учебно-воспитательной деятельности. Общая модернизация промышленности, ускорение научно-технического прогресса во всех областях знаний и высокие требования к профессиональному здоровью молодого специалиста на производстве ставят перед мастером задачу активизировать и совершенствовать деятельность по формированию культуры профессионального здоровья учащихся, поскольку именно это интегративное качество способствует снижению риска профессиональных заболеваний, высокой и продолжительной работоспособности, привитию навыков здорового образа жизни.

Однако, по самооценкам учащихся, на примере выборки 150 человек, 70% первокурсников не имеют правильных и ясных представлений о куль-

туре профессионального здоровья, не совсем объективно оценивают свои положительные и отрицательные стороны, часто приписывают себе качества, которыми не обладают (считают себя обладающими культурой профессионального здоровья, а мастера свидетельствуют об обратном). Это приводит к тому, что часть выпускников училищ и лицеев не закрепляются на производстве по своим специальностям в связи с устойчивой заболеваемостью.

Все это вскрывает требования, которые должны соблюдаться в деятельности мастера по определению ее содержания в процессе формирования культуры профессионального здоровья учащихся. В перечень требований входит обязательность формирования у учащихся правильных представлений о сути культуры профессионального здоровья; вооружение их системой знаний о структуре культуры профессионального здоровья, качествах и характеристиках, входящих в эту структуру; выработка умений анализировать собственный уровень культуры профессионального здоровья, уровень сознательности в соблюдении и выполнении здоровьесберегающих норм.

Однако в практике эти требования соблюдаются недостаточно. Такое положение обусловлено тем, что у самих мастеров нет системных представлений о сути культуры профессионального здоровья, ее структуре; многие правила, которыми они руководствуются при этом, фрагментарны. Рассмотрим в этой связи эмпирические данные, характеризующие представления мастеров производственного обучения о формировании культуры профессионального здоровья учащихся, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента на примере выборки 79 человек, (в качестве компетентных судей при оценке правильности ответов мастеров были руководители профессиональных училищ и лицеев) (см. табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика правильности представлений мастеров производственного обучения о сути культуры профессионального здоровья учащихся и требованиях по ее формированию

№ Вопросы оценивания Частота ответов в %

Правильно Частично правильно Ошибочное утвержде- ние

1 2 3 4 5

1. Представление о том, что такое культура профессионального здоровья 13 52 35

2. Обладаете ли Вы сами культурой профессионального здоровья? 80 11 9

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы он мог проявлять культуру профессионального здоровья? 8 87 5

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

4. Какие действия необходимо выполнять, чтобы успешно формировать культуру профессионального здоровья учащихся? 2 25 73

5. Какие факторы влияют на проявление культуры профессионального здоровья? 29 53 18

6. Какие факторы влияют на процесс формирования культуры профессионального здоровья учащихся? 26 62 12

7. Какие формы работы нужно использовать в процессе формирования культуры профессионального здоровья учащихся? 71 6 23

8. Какие методы нужно использовать в процессе формирования культуры профессионального здоровья учащихся? 8 57 35

Из представленной таблицы 1 видно, что достаточно высокий уровень самооценок по вопросам культуры профессионального здоровья личности выявляется у мастеров только в вопросах, обладают ли они сами культурой профессионального здоровья и какие формы нужно использовать в процессе формирования культуры профессионального здоровья учащихся (две трети оценок оказались верными). По остальным вопросам более двух третей педагогов либо давали частично правильные (52%), либо в корне неверные ответы. Эти данные свидетельствуют, что мастера сами испытывают значительные затруднения в определении правильной системы своих действий. Чтобы понять глубже суть этих сложностей, проведем качественный анализ полученных эмпирических данных.

Ошибочные представления о сути культуры профессионального здоровья. Одна треть педагогов допускают неверную трактовку понятия культуры профессионального здоровья и 35% определяют ее не совсем корректно. В чем же заключается ошибочность мнений?

1. Культура профессионального здоровья учащихся рассматривается как безусловное соблюдение правил и норм техники безопасности в процессе производственной практики, как неукоснительное выполнение требований мастера без учета индивидуальных возможностей учащихся и особенностей будущей профессиональной деятельности с единичными проявлениями элементов здорового образа жизни. Более трети мастеров при определении культуры профессионального здоровья обязательно указывали такие качества как дисциплинированность, исполнительность, причем, выполнение учащимися педагогических требований ассоциируется с чисто механи-

ческими действиями. «Культура профессионального здоровья - это соблюдение учащимися правил и норм поведения на рабочем месте, корректное обращение с предметами труда». Такое понимание культуры профессионального здоровья обуславливает возможность неправильной постановки мастером задач по ее формированию у учащихся. Если суть культуры профессионального здоровья - это безусловное соблюдение учащимся правил и норм поведения, то, следовательно, достаточно узкого круга средств и методов, с помощью которых она может быть сформирована.

2. Трактовка культуры профессионального здоровья как отсутствие вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) и нарушений режима учебно-производственной деятельности без уважительной причины, т. е. узкое ее понимание. Ошибка этого типа настолько распространена среди мастеров производственного обучения, что практически 81% из них на вопрос: «Каких учащихся Вашей группы Вы считаете обладающими или не обладающими культурой профессионального здоровья, и по каким критериям Вы это оцениваете?», в основу берут два критерия - наличие (отсутствие) вредных привычек и пропусков занятий. Эта установка не только не правильна, но и порочна по своей сути, так как она ориентирует педагогов на крайние проявления в жизнедеятельности личности. Более того, если любое нарушение учащимися требований учебно-производственного режима, производственной санитарии и гигиены подвергается анализу и выявляются его причины, то учащиеся, не допускающие каких-либо нарушений, как правило, оцениваются по одному признаку - «вредных привычек не имеет, занятия не пропускает, следовательно, обладает культурой профессионального здоровья». В действительности не каждый учащийся, у которого нет вредных привычек и нарушений дисциплины, обладает культурой профессионального здоровья. Многие учащиеся (до 36%) не имеют каких-либо нарушений (наличие вредных привычек, невыполнение требований мастера, пропуски занятий без уважительной причины) тем не менее, характеризуются крайне низким уровнем культуры профессионального здоровья.

3. Одноуровневый подход к культуре профессионального здоровья. Мы отмечали выше, что мастера производственного обучения любого учащегося, который не имеет вредных привычек и не нарушает учебно-производственный режим, считают обладающим культурой профессионального здоровья. Во многом такой подход связан с тем, что культура профессионального здоровья частью мастеров рассматривается в одной плоскости. Типичный пример: «Имеет низкую культуру профессионального здоровья, не выполняет моих требований на занятиях». Культура профессионального здоровья вообще дифференцируется на два вида - низкая и высокая. При этом в понятие «высокая культура профессионального здоровья» вкладывается любое поведение, не связанное с отклонениями. Именно та группа мастеров, которые категорично делят культуру профессионального здоровья на хорошую и плохую, не могут определить задачи по формированию культуры профессионального здоровья тех учащихся, которые не допуска-

ют отклонений от общепринятых стандартов. В большинстве случаев такие задачи вообще не ставятся, поскольку мастера считают, что в отношении этих учащихся они нецелесообразны.

Так как некоторая часть мастеров производственного обучения, ориентирована на одноуровневый подход к рассмотрению культуры профессионального здоровья (в 73% случаев в обследованной выборке), им, следовательно, трудно определить правильную логику построения воспитательной деятельности, предвидеть перспективу в формировании кулыуры профессионального здоровья учащихся.

Ошибочный узкий подход к формированию культуры профессионального здоровья учащихся. Прежде всего, нужно отметить, обращаясь к таблице

1, что только 2% мастеров, верно определяют свои действия по формированию культуры профессионального здоровья учащихся. Это, как правило, педагоги с высшим педагогическим образованием, со стажем работы более 10 лет и плюс к этому одаренные воспитатели, которые интуитивно приходят к правильным выкладкам о системе своей воспитательной работы. Остальные мастера оказываются перед большими трудностями, когда им приходится решать подобную задачу. Рассмотрим типичные ответы мастеров. которые вскрывают причины возникающих трудностей в названном аспекте (см. табл. 2).

Таблица 2 - Типичные ошибочные ответы мастеров при характеристике деятельности и ее структуры в процессе формирования культуры профессионального здоровья учащихся

№ Группы ошибочных типичных ответов Частота в %

1. Главное и основное в формировании культуры профессионального здоровья учащихся - это инструктирование и контроль. 41

2. Формирование культуры профессионального здоровья учащихся включает: инструктирование, контроль и корректирование поведения учащихся. 31

3. Формирование культуры профессионального здоровья учащихся включает: инструктирование, контроль и корректирование поведения учащихся, изучение уровня культуры профессионального здоровья, ее мотивов, организации. 28

Мастера первой группы допускают ошибку в трактовке структуры своей деятельности по формированию культуры профессионального здоровья учащихся, которая заключается в том, что они сводят эту деятельность до формального уровня, видя в ней два элемента - инструктирование и контроль. Они оправдывают такой подход тем, что имеют дело с выпускниками девятых классов, которые уже знают, что такое культура здоровья и имеют представление об особенностях выбранной специальности. «Если абитуриент принял решение поступать на выбранную специальность, он должен стремиться получать углубленные знания самостоятельно». Поэтому, считают мастера, нет необходимости тратить время на разъяснение

сути культуры профессионального здоровья, так как задача состоит только в том, чтобы ознакомить учащихся с требованиями учебно-производственного режима, напомнить им основные правила поведения на рабочем месте, правила и нормы здорового образа жизни и проконтролировать исполнение предъявляемых требований. Именно эти 41% мастеров имеют самые низкие показатели эффективности в формировании культуры профессионального здоровья учащихся.

Мастера второй группы легко обнаруживают ошибки своих коллег из первой группы и доказывают, что наряду с инструктированием и контролем, нужна также коррекция поведения учащихся. В содержание коррекции, в данном случае, вкладывается не вся совокупность коррекционных действий, а лишь те ее элементы, которые назывались педагогами - «проведу беседу о его образе жизни и увлечениях, посоветую ходить в спортивные секции и кружки».

Более полная структура деятельности по формированию культуры профессионального здоровья учащихся - у мастеров третьей группы, которые включают в нее, помимо названных компонентов, диагностирование уровня культуры профессионального здоровья, изучение мотивов ее формирования, организацию жизнедеятельности учащихся. Тем не менее, и мастера этой группы недостаточно целостно видят процесс формирования культуры профессионального здоровья учащихся. Вследствие этого возникают многочисленные трудности в воспитательной работе.

Если сгруппировать выявленные трудности по логике воспитательной деятельности, то они могут быть представлены следующим образом.

1. Трудности, связанные с недостаточной изученностью исходного уровня культуры профессионального здоровья во вводном периоде обучения.

Принимая учебные группы и осуществляя изучение учащихся, мастера не проводят достаточно глубокого анализа развитости общей культуры здоровья, а ограничиваются поверхностными данными из школьных характеристик, из результатов несистематических наблюдений, несущих общий характер. 86% мастеров недостаточно четко представляют себе, как можно комплексно диагностировать состояние культуры профессионального здоровья ученика.

В ходе индивидуальных бесед с мастерами производственного обучения нами было выявлено, что сами они не осознают этой трудности. Изучение нами этого вопроса показало, что среди причин, препятствующих здоровому образу жизни учащегося, преобладают психологические факторы, которые поддаются педагогической коррекции. Их знание в решающей мере связано с изученностью каждого ученика в целом, с установлением совокупности качеств, влияющих на проявление здорового образа жизни.

Пользуясь ограниченными сведениями об учащихся, такие мастера довольно часто объясняют отдельные поступки учащихся не теми причинами,

которые в данный момент действуют, а потому направляют свои усилия не всегда в нужном направлении.

2. Трудности, обусловленные тем, что задачи по формированию культуры профессионального здоровья учащихся ставятся одинаковые для всех воспитанников.

Эти задачи можно условно сгруппировать на три группы: а) направленные на формирование у учащихся представлений о культуре профессионального здоровья; б) направленные на формирование умений творчески использовать знания о культуре профессионального здоровья для ее проявления в процессе жизнедеятельности; в) направленные на формирование у учащихся привычек сознательно осуществлять свои действия по сохранению и укреплению профессионального здоровья, и одновременно представим, что культуру профессионального здоровья можно условно разделить на три уровня - высокий, средний, низкий.

Наше исследование показало, что для учащихся с высоким уровнем культуры профессионального здоровья неуместными являются задачи, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни, культуре профессионального здоровья, умений проявлять ее, так как она у них достаточно развита. Для учащихся с низким уровнем культуры профессионального здоровья неправомерна постановка задачи типа - «культура профессионального здоровья - залог профессионального долголетия», так как они неспособны пока достигнуть такой цели. Перед ними должны ставиться более скромные задачи.

Приведенный пример является достаточно типичным для многих мастеров. Фактически каждый третий педагог формулирует задачи по формированию культуры профессионального здоровья учащихся без учета уровней ее сформированности у учащихся, поэтому у них часть воспитанников сталкивается с непосильными требованиями, в силу чего результат их воспитания низкий, другие выполняют задачи невысокой сложности и вследствие этого их развитие замедляется.

3. Трудности, вызываемые фрагментарностью контроля и анализа хода формирования культуры профессионального здоровья учащихся.

Мы уже отмечали выше, что мастера производственного обучения придают большое значение контролю поведения и деятельности учащихся, но вместе с тем крайне недостаточно обращают внимание на контроль процесса формирования их культуры профессионального здоровья. Так, в частности, об этом свидетельствует и структура контроля, которую называют большинство мастеров. Это контроль выполнения производственных заданий, выполнения поручений мастера, соблюдения правил и норм техники безопасности во время производственной деятельности. Педагогический анализ соответственно сводится к названным аспектам.

Несмотря на большую значимость таких показателей как посещаемость занятий, выполнение поручений, умение правильно организовать свою производственную деятельность, они являются, в известной мере, формаль-

ными и не свидетельствуют о сущностных сторонах культуры профессионального здоровья. Если рассматривать культуру профессионального здоровья, как компонент общей культуры здоровья личности, определяющий здоровьесберегающую и здоровьеформирующую направленность будущей профессиональной деятельности учащихся, то, очевидно, что названные показатели окажутся недостаточными. Педагогу важнее всего в процессе контроля и анализа установить качество здоровьесберегающих действий, мотивы, которыми руководствовался учащийся, степень настойчивости в преодолении трудностей, реализацию индивидуальных возможностей здоровьесберегающей деятельности и поведения вне педагогического контроля, степень требовательности к себе. В результате того, что контроль и анализ хода формирования культуры профессионального здоровья учащихся чаще всего является односторонним, узким, фрагментарным, а нередко и случайным, то получаемая информация не дает объективной картины о том, какие педагогические действия нуждаются в коррекции, как их усовершенствовать.

4. Ограниченность арсенала форм и методов, используемых в процессе формирования культуры профессионального здоровья учащихся.

С данным явлением связаны наибольшие трудности в деятельности мастера производственного обучения. Назовем, в первую очередь, формы и методы, которые наиболее активно используют мастера в воспитательной работе. Среди них - индивидуальные беседы (86%), контроль (95%), предъявление требований (100%>), наказание (87%) и обсуждение на собрании группы (73%), то есть формы и методы, которые имеют преимущественно информативный и дисциплинарный характер и рассчитанные на формирование только представлений о здоровом образе жизни, культуре профессионального здоровья, либо на принуждение учащихся к проявлению входящих в ее структуру характеристик. Крайне низкий показатель применения именно тех форм и методов, которые затрагивают эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности - показ (10%) и анализ образцов культуры профессионального здоровья (7%), создание воспитывающих ситуаций (3%), организация учебно-производственной деятельности и культурно-массовых мероприятий (45%), которые в данном случае должны стать основными. Ведь любое проявление активной деятельности сопровождается эмоциональными переживаниями. Эмоции учащихся выполняют функцию оценки, стимулирования (торможения) их учебно-производственной деятельности, направляя и координируя ее.

Частое использование методов первой группы объясняется тем, что они более доступны, не требуют сложной подготовительной работы, обладания педагогическим мастерством. Кроме этого, отсутствие специальных методических рекомендаций в этом плане затрудняет выработку эталонов деятельности по применению эффективных методов формирования культуры профессионального здоровья учащихся. В этой связи назовем типичные ошибки, допускаемые мастерами в названном аспекте:

- однотипность применяемых методов и форм формирования культуры профессионального здоровья учащихся, что вызывает у них негативизм к педагогическим требованиям;

- доминирующая направленность на методы принуждения, что также снижает эффективность процесса формирования культуры профессионального здоровья учащихся, так как эти методы обеспечивают временный результат;

- слабая представленность методов, использование которых направлено на эмоционально-волевое возбуждение, на проявление состояния переживания за неудачи в соблюдении, исполнении установленных правил для учащихся, режима учебно-производственной деятельности, санитарно-гигиенических норм в контексте культуры профессионального здоровья. Большинство из активно используемых методов обеспечивают торможение негативной направленности личности, в тоже время методы, направленные на формирование мотивации к проявлению культуры профессионального здоровья практически не используются.

Таким образом, анализ эмпирических данных, характеризующих представления мастеров производственного обучения о формировании культуры профессионального здоровья, а также испытываемые ими в этом плане трудности и их причины, дают нам основание считать эту проблему чрезвычайно острой в практике воспитания и позволяют точнее и целенаправленнее подойти к разработке соответствующего содержания и методов по ее решению.

Библиографический список

1. Батышев, С. Я. Производственная педагогика [Текст]: учебник/С. Я. Батышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1984.

2. Корчагин, В. Н. Генезис системно-синергетической педагогики: теория воспитания и обучения [Текст]! В. Н. Корчагин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003.

3. Таланчук, Н. М. Воспитательная работа мастера профтехучилища [Текст] /Н. М. Таланчук. - Казань: Таткнигоиздат, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.