Научная статья на тему 'Совершенствование контроля процесса формирования правовой культуры уча- щихся (результаты опытно-экспериментальной работы)'

Совершенствование контроля процесса формирования правовой культуры уча- щихся (результаты опытно-экспериментальной работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / УЧАЩИЕСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагин Николай Владимирович

В статье в контексте системно-функциональной технологии правовоспитательной деятельности мастера производственного обучения профессионального училища (лицея) рассматриваются основные требования к контролю процесса формирования правовой культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагин Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование контроля процесса формирования правовой культуры уча- щихся (результаты опытно-экспериментальной работы)»

эксперимента методов и средств профильного образования, адекватном отборе содержания деятельности на каждом этапе исследования и педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] /

A. С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Урал-ГППУ, 1997. - 244 с.

3. Кирьянов, Е. Н. Психология формирования личности профессионала [Текст] / Е. Н. Кирьянов // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. -№4.- С. 147-148.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1997. - 308 с.

5. Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров. - М.: Просвещение, 1982. - 194 с.

6. Сериков, В. В. Формирование у учащихся готовности к труду [Текст] /

B. В. Сериков. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

УДК 37.0

Корчагин Николай Владимирович

Старший преподаватель кафедры истории и права Пензенской государственной технологической академии, nikl7.84@mail.ru, Пенза

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Korchagin Nikolai Vladimirovich

Senior instructor of History and Law Department of Penza State Technological Academy, nikl7.84@mail.ru, Penza

MONITORING IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF DEVELOPING VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS’ LEGAL AWARENESS (RESULTS OF RESEARCH WORK)

Эмпирические данные, характеризующие представления мастеров производственного обучения о формировании правовой культуры учащихся профессионального училища (лицея), свидетельствуют о наличии у них трудностей в обеспечении качества контроля этого процесса. Практика свидетельствует, что эти трудности обусловлены следующими недостатками в правовоспитательной деятельности.

Во-первых, это фрагментарность педагогического контроля. Мастера производственного обучения придают большое значение контролю поведения учащихся, однако крайне недостаточно обращают внимание на контроль хода формирования их правовой культуры. Так, в частности, об этом свидетельствует и структура контроля, которую называют большинство мастеров. Это контроль посещаемости занятий, выполнения поручений мастера, выполнения учебно-производственных заданий и соблюдения формы одежды. Педагогический анализ соответственно сводится к названным аспектам.

Несмотря на огромную значимость таких показателей, как посещаемость занятий, выполнение поручений, соблюдение формы одежды, они являются, в известной мере, формальными и не свидетельствуют о сущностных сторонах правовой культуры. Если рассматривать правовую культуру как совокупность устойчивых характеристик правового сознания и поведения, базирующихся на высокой гражданской ответственности и проявляющихся во всех сторонах жизнедеятельности индивида, то, очевидно, что крайне недостаточными окажутся названные показатели. Мастеру производственного обучения важнее всего в процессе контроля установить качество деятельности, мотивы, которыми руководствовался учащийся, степень настойчивости в преодолении трудностей, реализацию индивидуальных возможностей, поведение вне педагогического контроля, степень требовательности к себе. В результате того, что контроль формирования правовой культуры учащихся зачастую является односторонним, узким, фрагментарным, а нередко и случайным, то получаемая информация не даёт целостных представлений о том, какие педагогические действия нуждаются в коррекции, как их усовершенствовать.

Об этом особенно отчетливо свидетельствуют ответы мастеров производственного обучения на вопросы, почему их воспитательные усилия в работе с трудновоспитуемыми учащимися являются недостаточно эффективными: «Мне непонятно, почему В. совершил проступок. Только вчера с ним была индивидуальная беседа по этому поводу. Обещал исправиться»; «Вчера в группе было собрание. Я провёл анализ поведения учащихся за прошедшую неделю, рассказал, кто нарушает, обратил внимание на поведение нарушителей, а сегодня оказалось, что те же нарушители ведут себя по-прежнему». При уточнении оказывается, что мастер, который проводил индивидуальную беседу с трудным подростком, предварительного контроля и анализа его поведения по всем основным вопросам не проводил и разговор шел только о проступке и представлял собой только нотации, а другой мастер перечислял нарушения учащихся на собрании, но анализа им не давал.

Фрагментарность педагогического контроля, непоследовательность и поверхностность анализа формирования правовой культуры учащихся снижают возможности мастера в определении логики своей деятельности. Многие мастера (более 43%) буквально топчатся на месте в формировании правовой культуры своих воспитанников, так как практически не видят, что уже достигнуто, какие недостатки имеются и, следовательно, какими путями нужно идти в совершенствовании этого процесса.

Во-вторых, это преимущественное использование мастером производственного обучения пост-фактум контроля. Общеизвестно, что педагогический контроль выполняет важную стимулирующую роль в формировании личности. Однако такая стимулирующая роль принадлежит контролю только в том случае, когда он направлен не только на констатацию фактов проявления правомерного или неправомерного поведения учащихся, но и позволяет предвидеть ход событий, процесс формирования правовой культуры личности. Изучение практики показывает, что 2/3 мастеров проводят контроль проявления учащимися правовой культуры в основном по результатам событий, а также их деятельности и поведения в ситуациях, в том числе правового характера. Однако, они не вникают в процесс формирования характеристик правового сознания и поведения учащихся, отражающих уровень право-культурности личности. В большинстве случаев контроль носит запаздывающий характер. Этим подтверждается вывод, полученный в ходе исследований, проведённых Н. М. Таланчуком [1, с. 50], что наиболее существенный недостаток современной практики воспитательной работы в профессиональных училищах и лицеях - это так называемый «хвостизм», или действия по следам событий, действия ради преодоления негативных явлений в процессе воспитания.

Пост-фактум контроль крайне негативно влияет на процесс формирования правовой культуры учащихся. Это обусловлено тем, что, анализируя нарушения и пытаясь их преодолеть, мастер производственного обучения наталкивается на уже сформировавшийся стереотип поведения учащихся, на негативные привычки и отношения к проявлению правовой культуры, что заметно снижает эффективность воспитательных усилий. К тому же такой подход к контролю не позволяет выявить причины неправомерного поведения, получить данные о доминирующих негативных качествах и принять меры по их искоренению.

Характер этих недостатков обусловил разработку соответствующих методических рекомендаций, которые были предложены мастерам в процессе занятий по теме «Критерии контроля, анализа и оценки качества деятельности педагога по формированию правовой культуры учащихся» в рамках факультатива «Формирование правовой культуры учащихся». Основной акцент в изложении учебного материала нами был сделан на том, что причина названных недостатков заключается в незнании педагогом технологии своей деятельности по формированию правовой культуры учащихся и связанных с ней основных требований к педагогическому контролю.

Технология деятельности мастера производственного обучения по формированию правовой культуры учащихся - это её системно-функциональное построение, предполагающее осуществление подготовки педагога к решению правовоспитательных задач, подготовку учащихся к воспитательному взаимодействию, органически взаимосвязанные контроль, анализ, оценку, координацию и коррекцию этого процесса (табл. 1).

Таблица 1 - Технологическая модель деятельности мастера производственного обучения по формированию правовой культуры учащихся

Фазы цикла Воспитательные функции Методы воспитательной деятельности Критерии контроля, анализа и оценки

1 2 3 4

1.Подготовка педагога к решению правовоспитательных задач 1. Диагностическая -изучение уровня право-культурности учащихся; факторов, условий и среды формирования правовой культуры. Диагностические/наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение документов и продуктов деятельности (учебной или трудовой), изучение поведения, социометрия, составление независимых характеристик, тестирование, испытательные задания; изучение литературных источников, дидактических и методических средств. Комплексность диагностики

2. Целевая ориентация — установление структуры задач, логики их решения с учетом уровня сформирован-ности правовой культуры, характера развития индивидуальных особенностей, периодов профессионального обучения, особенностей педагогического замысла. Целеориентационные: выбор, ранжирование; дифференциация воспитательных задач, соответствующих уровню право-культурности учащихся. Соответствие правовоспитательных задач результатам диагностики

3. Планирование -включение специфических задач в общую систему и выделение как специфических, так и косвенных пунктов. Планирования (проектировочные): структурирование, нормирование, персонификация деятельности, отбор форм организации воспитательного взаимодействия; разработка текущих, оперативных и перспективных планов. Проективная обеспеченность правовоспитательной деятельности

4. Организаторская -организация коллектива группы, деятельности его органов самоуправления; налаживание внутрикол-лективной жизнедеятельности учащихся в плане формирования их правовой культуры. Организаторские: распределение ролей и задач между учащимися, создание инициативных групп, инструктирование, оказание помощи, обучение учащихся умениям и навыкам индивидуальной и коллективной самоорганизации жизнедеятельности. Организационная обеспеченность правовоспитательной деятельности

Пpoдoлжeнue maблuцы

1 2 3 4

2. Под-го т о в к а yчащиxcя к воодита-тєльному взаимо-дей^вию, к ^-вме^ тному pe-ш e н и ю пpавовоc-питатель-ныx задач 5. Moбuлuзaцuoннo-no-6'^^t^'^^e^^^a^ - пcиxо-логичecкая подготовка yчащиxcя к воотита-тєльному взаимодедо-твию, к peшeнию задач cовмecтной деятель-ноcти, к cамоcовep-шeнcтвованию. Мобилизационно-побудшпель-ные: актуализация цели учебно-воспитательной деятельности; актуализация знаний, умений, психических состояний; мотивация деятельности, психологическое подкрепление, внушение, психологический тренинг. Пcиxологи-чecкая обе^ печенно^ь пpавовоcпи-татeльной деятельно^ ти

б. KoMM^-^-^^a^-ue-Ha^ - обешечение ^^p-^тиче^ого контактного вза-имодeйcтвия, пpоявляю-щeгоcя во взаимопонимании, до-вepии, cоглаcии и ^-тpyдничecтвe. Кнммднзкатзвныге: выбор опорных позиций, адаптирование отношений на бесконфликтной основе, накопление согласий, совместная выработка норм отношений, ориентация на доверительные отношения и сотрудничество. Коммуника- тивнаяобе^ печенно^ь пpавовоcпи- татeльной деятельно^ ти

З. Реализация за-мыcла в кон^ет-ном учеб-но-во^и-татeль-ном актe 7'.Ф-^M'up'^'^^a^ (o6y-чaющaя) - фоpмиpо-ваниe у yчащиxcя xа-pактepиcтик пpавового здзнания и повєдєния, peгyлиpованиe пpоцec-cаоcвоeния личноcтью пpавовой pоли поcpeдc-твом оpганизации оте-циального факультатива для yчащиxcя Фнрмзрдющзе (нУдчающое): лекции, беседы, доклады, диспуты, практикумы, использование методов и приёмов профессиональной деятельности передовиков труда, создание проблемных воспитывающих производственных ситуаций и проблемных ситуаций правового характера, упражнения, деловые игры. ^одуктив-ность фоp-миpования xаpактepиc-тик пpаво-вого ^знания и повєдєния

4. Конт-pоль анализ, оценка, кооp-динация и коppeкция пpавовоc-питательной де-ятeльноcти 8. Koнmpoлънo-aнaлu-mune-c^a^ u oцeнoчнaя — опpeдeлeниe масте-pом пpоизводcтвeнного о6учєния ycпeшноcти cвоиx дeйcтвий и ка-чecтва доcтигнyтыx peзyльтатов по фоp-миpованию пpавовой кyльтypы yчащиxcя. Кбнтрбьънбпанаьзтзческзе о ниеннчныге: проверка выполнения задач, соблюдения норм поведения и деятельности; анализ, синтез, классификация, типизация, сравнение, обобщение, оценивание. Комплек^ ность конт-pоля, анализа и оценки

9. Koopдuнaцuu u к-p-pei^uu — cкооpдини-pованноcть дeйcтвий маcтepа пpоизводc-твєнного о6учєния по фоpмиpованию пpаво-вой кyльтypы yчащиxcя c ycилиями клаccного pyководитeля, пp єпо -даватeлeй и pодитeлeй; иx коppeкция. Кббрдзнаизз о кбррещзз: выработка единых и персонифицированных пед. требований к учащимся, выработка единых требований к организации процесса формирования правовой культуры учащихся, согласование педагогической деятельности и корректирование в новых условиях С огла c о -ванно^ь и c^ppe^^ pованноcть пpавовоcпи-тательной деятельно^ ти

Окончание таблицы

1 2 3 4

5.Совер-шен-ство-вание правовоспитательной деятельности 10. Совершенствования — творческий поиск инновационных систем правовоспитательной деятельности, их компонентов, обеспечивающих ее совершенствование. Совершенствования: изучение литературы, передового опыта; опытно-экспериментальная работа. Продуктивность пра-вовоспита-тельной деятельности

Исходя из логики и структуры процесса формирования правовой культуры учащихся, контроль приобретает системно-функциональный характер. Он направлен на выявление качества реализации педагогом воспитательных функций и должен осуществляться в соответствии с требованиями к педагогическому контролю [2, с. 77], которые применительно к процессу воспитания правовой культуры учащихся можно сформулировать следующим образом:

- систематичность контроля по формированию у учащихся правовой культуры;

- целенаправленность контроля, т. е. наличие определенной цели по его осуществлению;

- комплексность контроля, т. е. осуществление его на всех этапах процесса формирования правовой культуры с применением разнообразных методов и с привлечением всех субъектов воспитательного процесса (ученического коллектива, родителей, классных руководителей).

С учетом названных требований нами определен перечень основных вопросов для мастера производственного обучения по контролю своей деятельности, направленной на формирование правовой культуры учащихся (табл. 2).

Таблица 2 - Критериограмма контроля процесса формирования правовой культуры учащихся

Критерии контроля Вопросы для контроля

1 2

Комплексность диагностики 1. Объективность информации, характеризующей правовую культуру учащихся в период обучения в школе и в начальный период обучения в профессиональном училище (лицее). 2. Достоверность информации о влиянии семьи учащегося на процесс формирования у него правовой культуры. 3. Достоверность информации о влиянии среды неформального общения учащегося ( в том числе по месту жительства) на процесс формирования у него правовой культуры. 4. Объективность информации, характеризующей воспитательно-мобильное состояние учащегося в процессе формирования его правовой культуры. 5. Достижение правильности количественных и качественных показателей, позволяющих осуществить объективную оценку развития характеристик правового сознания и поведения, характеризующих правовую культуру учащегося.

Продолжение таблицы

1 2

Соответствие право-воспитательных задач результатам диагностики 6. Соответствие выбранных задач по воспитанию правовой культуры уровню общей воспитанности и правокультурности учащихся, периодам обучения в профессиональном училище (лицее), степени предполагаемого развития характеристик правового сознания и поведения учащихся. 7. Соответствие выбранных задач по воспитанию правовой культуры уровню развития ученического коллектива, воспитательному потенциалу семьи, степени реальной помощи от других педагогов. 8. Правильность ранжирования задач по формированию у учащихся правовой культуры. 9. Соответствие задач по формированию правовой культуры способностям и индивидуальным возможностям учащихся.

Проективная обеспеченность правовоспитательной деятельности 10. Соответствие плана воспитательной работы в группе по формированию правовой культуры учащихся логике этого процесса ( по периодам обучения, по работе с коллективом и активом учебной группы, по индивидуальной работе с отдельными учащимися, по уровню развитости и воспитанности учащихся, по степени развития характеристик правового сознания и поведения, характеризующих правовую культуру учащихся). 11 Комплексность планирования процесса формирования у учащихся правовой культуры, т. е. включение специфических задач в систему других воспитательных задач. 12. Соответствие специфических и косвенных пунктов плана сформулированным задачам по формированию правовой культуры учащихся. 13. Вовлечение учащихся в процесс коллективного планирования формирования у них правовой культуры.

Организационная обеспеченность правовоспитательной деятельности 14. Эффективность помощи ученическому активу в утверждении стиля коллективной ответственности за все дела в группе.

Психологическая обеспеченность правовоспитательной деятельности 15. Правильность решений коллектива группы по поощрению или наказанию каждого учащегося.

Коммуникативная обеспеченность правовоспитательной деятельности 16. Развитость взаимоотношений, способствующих формированию полной ответственности каждого учащегося за коллективные дела.

Продуктивность формирования характеристик правового сознания и поведения 17. Обеспеченность научной организации труда в процессе производственного обучения и производственной практики, способствующей формированию правовой культуры учащихся в части соблюдения и выполнения корпоративных норм. 18. Комплексность применения в процессе производственного обучения и производственной практики методов и приемов передовиков производства, иллюстрирующих соблюдение и выполнение ими корпоративных норм.

Окончание таблицы

1 2

Комплексность контроля, анализа и оценки 19. Качество анализа и оценки мастером успешности своих действий по осуществлению правовоспитательных функций и соответствующих им методов.

Согласованность и скорректированность правовоспитательной деятельности 20. Достоверность информации о качестве скоординированности действий мастера по формированию правовой культуры учащихся с усилиями классного руководителя, преподавателей и родителей.

Проводимый мастером производственного обучения контроль своей деятельности по формированию правовой культуры учащихся только в том случае достигнет своей цели, если его данные анализируются и оцениваются. Поскольку контролировать мастеру необходимо все стороны своей работы, то, соответственно, анализ и оценка должны охватывать качество реализации им всех воспитательных функций.

Библиографический список

1. Таланчук, Н. М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории [Текст] / Н. М. Таланчук. - М.: Педагогика, 1987. - 112 с.

2. Таланчук, Н. М. Воспитательная работа мастера профтехучилища [Текст] / Н. М. Таланчук. - Казань: Таткнигоиздат, 1982. - 128 с.

УДК 37

Набиева (Чернова) Зульфира Завдатовна

Начальник оздоровительного лагеря «Юность», NabZul@mail.ru, Нижнекамск

МЕСТОИМЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ МУСЫ АКДЖИГИТА «ХИСАМЕТДИН МЕНЛА»

Nabiyeva (Chernova) Zulfira Zavdatovna

Head ofhealth-improvingcamp «Yunost», NabZul@mail.ru, Nizhnekamsk

PRONOUNS IN THE BOOK OF MUSA AKJIGIT «KHISAMETDIN MENLA»

В истории развития письменных литературных языков разных народов имеются такие периоды, в которых наблюдается активное, а порой и чрезмерное употребление элементов других, в том числе и родственных языков. В истории развития татарского литературного языка таким периодом можно назвать конец XIX-начало XX вв., что подтверждается наличием много-172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.