Научная статья на тему 'Содержание и методы деятельности мастера профтехучилища по формированию у учащихся правовой культуры'

Содержание и методы деятельности мастера профтехучилища по формированию у учащихся правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагин Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и методы деятельности мастера профтехучилища по формированию у учащихся правовой культуры»

Литература:

1. Диагностика и мониторинг в сфере образования / сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции 11-13 октября 2006 г. г.Тольятти. - Москва, 2006. - 184с.

2. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности / В.Ш.Масленникова.-Казань: РИЦ «Школа», 2004.-176с.

3. Савина Н.М. Мониторинг эффективности деятельности муниципальной методической службы / Н.А.Савина //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007.-№5.-С.40-50

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОФТЕХУЧИЛИЩА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ

ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.В. Корчагин, ассистент кафедры истории и права, Пензенская государственная технологическая академия (ПГТА) E-mail: korchagin@pgta.ac.ru

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное воспитание, правовая культура

Для того чтобы объяснить, как формировать правовую культуру, необходимо иметь не только объективное представление о содержании и методах правового воспитания учащихся, правовоспитательной деятельности педагога, но и определить сущность этих педагогических категорий.

Анализ этих определений показывает, что большинство ученых рассматривают правовое воспитание как:

• передачу правового опыта от одного человека другому человеку;

• самореализацию человеком природных способностей с целью самоформирования правовой культуры;

• процесс и результат формирования правовой культуры или правового опыта личности под влиянием воспитательных воздействий;

• целенаправленный процесс управления формированием у человека правовой культуры;

• овладение ребенком всей совокупностью необходимого для жизни в обществе

правового;

• педагогический компонент процесса социализации.

Совокупность названных воззрений образуют концепцию правового воспитания -концепцию управления формированием правовой культуры или усвоением правового опыта, которая сегодня разделяется большинством ученых. Однако необходимо отметить, что существующая теория правового воспитания имеет ряд ограничений.

Во-первых, ни одно из приведенных нами определений не раскрывает глубинного сущностного смысла правового воспитания, какими бы оговорками их не обставляли. Правовое воспитание не может рассматриваться и как передача правового опыта, так как этот опыт не передается, а является индивидуальным приобретением человека, продуктом его собственной активности. Таким образом, правовое воспитание есть социально обусловленный процесс формирования у человека правовой культуры.

Правовое воспитание не есть самореализация человеком природных способностей с целью самоформирования правовой культуры, ибо человек рождается только как биосущество и реализовать, развить себя может только при благоприятных условиях. Личность же есть социальная сущность человека, формируемая в процессе жизнедеятельности. В этом смысле социальная самореализация человека в чистом виде невозможна. Она может быть только тогда, когда человек овладевает в такой мере социальной сущностью, в какой превращается в саморазвивающуюся систему.

Правовое воспитание не есть процесс и результат формирования правовой культуры или правового опыта личности под влиянием воспитательных воздействий, ибо, как совершенно справедливо подчеркивает Н.М. Таланчук, « у человека ничего нельзя сформировать, выковать или «вылепить», что формирование личности есть продукт ее собственной активности» [4.С.62]. Это положение признается большинством ученых и практиков.

Правовое воспитание также не есть овладение ребенком всей совокупностью правового опыта или усвоение необходимого для жизни в обществе правового опыта. Нельзя не согласиться с Н.М. Таланчуком, что овладение учащимся чем-либо или усвоение чего-либо - это его собственная активность, а не деятельность педагога [5. С.145]. Именно собственная активность ученика характеризует развитие личности, ее формирование.

Что же касается соотношения понятий «правовое воспитание» и «социализация», то эта проблема уже на протяжении нескольких лет является объектом особого внимания ученых и практиков. Общеизвестно, что она возникла в связи с изменением идеологии государства, пересмотром целей, содержания и методов воспитания. При этом одни авторы рассматривают правовое воспитание как часть или как педагогический компонент процесса социализации, другие считают правовое воспитание необходимым условием социализации личности. Однако бесспорным для всех является то, что правовое воспитание - один из основополагающих факторов социализации личности.

Правовое воспитание также не есть управление формированием у человека правовой

культуры. Усвоение необходимого для жизни в обществе правового опыта есть внутренний процесс психических и социопсихических новообразований, которым напрямую управлять нельзя. Этим процессом управляет только сам человек. Управленческий подход к правовому воспитанию является не только авторитарным, примитивным, но и ложным. Доказательством этого являются выводы известных ученых, поставивших под сомнение исходные постулаты современной (управленческой) концепции воспитания. Так, Н.М. Таланчук пишет: «Воспитатель может обусловить этот процесс, помочь развивающейся личности в возникающих сложностях, стимулировать те или иные действия, регулировать деятельность воспитанника, но не управлять» [4. С.62]. Таким образом, мы видим, какая эклектика существует в педагогике при определении сущности правового воспитания, в какие крайности впадают ученые и как эта запутанная ситуация дезориентирует учителя и школу.

Во-вторых, существующая теория правового воспитания рассматривается в основном в контексте технократической системы воспитания. Анализируя эту систему, В.Д. Шадриков и П.Г. Щедровицкий пришли к выводу, что воспитание и образование, не согласующиеся с природой человека, являются ограниченными и однобокими. По сути, к этому же выводу приходит А.И. Субетто, который считает, что генеральный путь решения педагогических проблем - это реализация системогенетического подхода. Другой возможности системного познания человека и его развития просто не существует

Содержание правового воспитания учащихся определяется в педагогической литературе следующим образом:

• как усвоение учащимися правовых ценностей, существующих в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми [1. С.266-270];

• как развитие у учащихся под влиянием педагогических воздействий правового сознания, то есть формирование у них потребностно-мотивационной сферы и вооружение их знанием сущности, норм и правил правомерного поведения; выработку и развитие правовых чувств; формирование и закрепление устойчивых правовых умений, навыков и привычек; укрепление и совершенствование воли и положительных черт характера [ 3. С.123];

• как совокупность правовых знаний, чувств, интересов, потребностей; правовых умений, навыков, привычек; соответствующих упражнений и испытаний, форм, методов [2. С.89-91].

В первом случае имеет место подмена понятий: когда говорят об усвоении личностью правовых ценностей, то это ее собственная активная деятельность, никак не связанная с педагогической деятельностью. Во втором случае правовое воспитание сводят до формирующего воздействия и видят лишь одну сторону процесса, не говоря уже об ошибочности взгляда, поскольку эффект достигается в воспитании не воздействием, а синергетизмом взаимодействия. В третьем случае речь идет о содержании правового образования на организованной морально-правовой основе. Таким образом, определяя, что такое правовое воспитание ( речь идет о том случае, когда правовоспитательная деятельность и правовое воспитание рассматриваются как синонимы) и его содержание, авторы постоянно смешивают разные понятия. Такая эклектика

сильно сдерживает развитие теории и практики правового воспитания, дезориентирует педагогов. Совершенно очевидно, что нужна принципиально новая педагогическая концепции, которая бы преодолевала недостатки функционального и полифункционального подходов к воспитательной деятельности, позволяла ее моделировать как систему.

Исследования Н.М. Таланчука в области синергетики, проводившиеся в последние 30 лет, завершились разработкой начал системно-синергетической педагогической теории [4,5,6]. Новая педагогика чрезвычайно актуальна в том плане, что дает нам исходные ориентиры в изучении процесса формирования у учащихся правовой культуры. Такими ориентирами являются её инновационные составные части: генеалогия личности ( системогенетическая теория личности), системно-ролевая теория воспитания личности, синергетическая теория воспитательного взаимодействия, системно-функциональная теория воспитательной деятельности.

Эти теории позволяют нам объективно подойти к определению сущности и содержания правового воспитания, правовоспитательной деятельности педагога, сущности правовой культуры личности. Так, правовое воспитание - это системно-социальный процесс человековедения, под влиянием которого происходит целенаправленное формирование правового опыта личности, а в узком педагогическом смысле - это целенаправленное регулирование освоения личностью правовой роли. Такое регулирование есть целенаправленная правовоспитательная деятельность педагога. Следовательно, правовое воспитание в самом широком смысле слова - это вид человеческой деятельности, которую в профессиональном смысле мы называем педагогической, то есть связанной с воспитанием.

Регулирование включает в себя следующие составные части:

• педагогическое человековедение, то есть целенаправленную деятельность педагога по созданию условий для освоения личностью правовой роли;

• правовое самовоспитание личности на основе овладения ею ориентировочной основой поведения и деятельности в правовых ситуациях при активной помощи педагогов;

• социально-педагогическое человековедение, понимаемое как прогнозирование, проектирование и регулирование социально-педагогической инфраструктуры общества и его социумов с целью создания условий для освоения личностью правовой роли.

Таким образом, правовое воспитание - это системно-социальный процесс человековедения, сущность которого составляет регулирование освоения личностью правовой роли. Поскольку именно в уровне освоения личностью правовой роли и качестве ее выполнения проявляется ее правовая культура, вполне логично определить правовую культуру личности как интегративное, целостное, ролевое личностное образование, представляющее совокупность устойчивых характеристик правового сознания и поведения. В определении системы характеристик правового сознания и поведения, входящих в структуру правовой культуры и позволяющих считать ее интегративным, целостным, ролевым личностным образованием, мы руководствовались результатами анализа психолого-педагогической и юридической литературы, передового педагогического опыта, концепцией многоуровневой фундаментализации содержания

профессионального образования [ 7. 23], типовыми правилами внутреннего распорядка учебных заведений начального профессионального образования. Такими устойчивыми характеристиками являются

познавательно-смысловой компонент (правовые знания, правовое мышление), эмоционально-чувственный компонент (ответственность в делах, чувство гражданской совести и глубокого уважения к закону), поведенческий компонент (правовые умения, самоконтроль и самоанализ, организованность и пунктуальность, способность преодолевать трудности, сознательность).

Сформулированное нами определение правового воспитания свободно от тех неточностей, которые характерны для традиционных определений. В нем дается указание на «область изучаемого явления (это человековедение), общее свойство явления (это процесс), общую характеристику этого явления (протекает как целенаправленное регулирование), а также сущность процесса и его цель (освоение личностью правовой роли). Этим самым снимается эклектика в определении сущности правового воспитания.

Содержание правового воспитания личности или правовоспитательной деятельности педагога (правовоспитательная деятельность и правовое воспитание рассматриваются нами как синонимы) объективно можно раскрыть, если опираться на

системно-функциональную теорию воспитательной деятельности. Она многократно обсуждалась в органах народного образования, принята к внедрению многими учебными заведениями [4,5,6].

Суть системно-функциональной теории воспитательной деятельности заключается в следующем. Системогенез открыл, что педагогическая деятельность подчиняется фундаментальной системно-функциональной закономерности [4. С.50-51], то есть совершается всегда как реализация объективных функций при решении конкретных учебно-воспитательных задач: диагностической, целевой ориентации, планирования, организаторской, мобилизационно-побудительной, коммуникативной, формирующей, контрольно-аналитической и оценочной, координации и коррекции, совершенствования. Эти функции инвариантны по своей структуре, в своей целостности образуют завершенный педагогический цикл, органически сообразуясь с его фазами. Между функциями проявляется гармоническое отношение и синергетическое взаимодействие. С выяснением системы воспитательных функций, которые реализуются при выполнении любой воспитательной задачи, было получено новое и достаточно объективное представление о содержании правовоспитательной деятельности педагога: такое содержание есть реализация педагогом объективных правовоспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач. Каждая правовоспитательная функция реализуется с помощью специфических методов, и сколько функций, столько и групп методов воспитательной деятельности. Таким образом, методы правовоспитательной деятельности - это способы выполнения правовоспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.

Опираясь на системно-функциональный подход к воспитательной деятельности, мы разработали синергетическую модель содержания и методов деятельности мастера производственного обучения по формированию у учащихся правовой культуры. При этом нам было необходимо выяснить специфику реализации правовоспитательных функций и соответствующих им методов, ибо наличие общей модели воспитательной работы мастера профтехучилища не решает проблемы конкретного содержания воспитательной работы при формировании определенных свойств и качеств личности.

Теоретическая модель содержания и методов деятельности мастера производственного обучения по формированию у учащихся правовой культуры представляет собой целостную систему неспецифических по общей структуре и специфических по содержанию воспитательных функций и связанных с ними методов. Ядро этого содержания составляют следующие компоненты:

I. Подготовка мастера к решению воспитательных задач.

1. Функция комплексной диагностики исходного уровня правокультурности учащихся, развития правовой культуры, условий правовоспитательной деятельности во вводном периоде обучения по определению степени правокультурности учащегося в период обучения в школе; осуществления, соблюдения и исполнения правовых норм; сформированности характеристик правового сознания и поведения, входящих в структуру правовой культуры; характера поведения в коллективе учебной группы; характера неформальных влияний на проявление правовой культуры. Методы диагностики исходного уровня правокультурности объединяются в следующие группы: вербальные, искусственно-ситуационные, констатирующие, документальные, предметные.

2. Функция диагностики процесса формирования у учащихся правовой культуры, осуществляемая во все периоды обучения учащихся и включающая выявление объективных данных о развитии характеристик правового сознания и поведения, характеризующих правовую культуру; факторов и причин, влияющих на это развитие; эффективности методов, применяемых при этом. Методы этой диагностики объединяются в группы, аналогичные вышеуказанным.

3. Функция дифференцированного выбора задач формирования у учащихся правовой культуры по результатам педагогической диагностики - это деятельность, направленная на установление структуры задач, логики их решения с учетом уровня сформированности правовой культуры, характера развития индивидуальных особенностей, периодов профессионального обучения, особенностей педагогического замысла. Основными методами этой деятельности являются выбор и ранжировка воспитательных задач.

4. Функция планирования процесса формирования правовой культуры, не являющееся специальным и входящее в структуру общего плана воспитательной деятельности мастера в группе, осуществляется путем включения специфических задач в общую систему и выделения как специфических, так и косвенных пунктов. Основными методами планирования являются персонификация планируемой деятельности и ее нормирование.

5. Организационная деятельность мастера по формированию правовой культуры, включающая организацию коллектива группы, деятельности его органов самоуправления; налаживание внутриколлективной жизнедеятельности учащихся в плане формирования их правовой культуры.

II. III. Подготовка учащихся к сознательному соблюдению, исполнению и использованию правовых норм, к самосовершенствованию. Процесс формирования у учащихся правовой культуры.

6. Мобилизационно-побудительная, коммуникативная и формирующая функции ( реализация задач по формированию у учащихся синергетического состояния психики, значимой диспозиции, то есть готовности к значимой деятельности, по установлению и обеспечению синергетического контактного взаимодействия, по переводу цели воспитания в целевую ориентацию учащихся в контексте формирования у них правовой культуры), состоящие из системы воспитательных актов, организуемых мастером и самими воспитанниками; активной жизнедеятельности учащихся, в которой формируются мотивы и привычки проявления правовой культуры; форм и методов НОТ в процессе производственного обучения, способствующих формированию у учащихся устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм; коллективных форм учебно-производственного труда, обеспечивающих осуществления, соблюдения и исполнения корпоративных норм. Основными методами являются общеизвестные методы педагогического воздействия, использование методов и приёмов профессиональной деятельности передовиков труда, создание проблемных воспитывающих производственных ситуаций и проблемных ситуаций правового характера, деловые игры.

7. Организация специального факультатива для учащихся, обучение учащихся по программе которого одновременно выступает и как их подготовка к активному воспитанию у себя правовой культуры, и как процесс формирования этого интегративного, целостного, ролевого личностного образования. Основными методами, которые при этом применяются, являются лекции, беседы, доклады, диспуты, практикумы, деловые игры, упражнения, создание проблемных воспитывающих ситуаций.

IV. Целевой контроль, анализ, оценка, координация и коррекция процесса и результатов формирования у учащихся правовой культуры.

8. Контрольно-аналитическая и оценочная функция - определение мастером производственного обучения успешности своих действий и качества достигнутых результатов по формированию у учащихся правовой культуры. Основными методами, применяемыми при этом, являются проверка хода и результатов деятельности, их анализ, синтез, классификация, типизация, сравнение, обобщение, оценивание эффективности.

9. Функция координации и коррекции - скоординированность действий мастера производственного обучения по формированию у учащихся правовой культуры с усилиями классного руководителя, преподавателей, родителей и наставников. Основными методами

являются выбор и применение единых и персонифицированных требований к учащимся, к обеспечению взаимодействия участников воспитательного процесса.

Литература:

1.Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров.- 2-е изд.- М.: Просвещение,2007. - 575

2. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб. пособие для слушателей фак. по подгот. и повышению квалификации организаторов нар. образования.- М.: Просвещение,1986. - 208 с.

3. Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Кн. для учителя / Сост. А.Ф. Никитин.-М.: Просвещение,1986.- 143 с.

4. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус. - Казань: ИССО РАО, 1993. - 105 с.

5. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1991. - 182 с.

6. Таланчук Н.М. Воспитание - синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная конценция воспитательного процесса в школе. - Казань: «Дом печати», 1998. - 135 с.

7. Читалин Н.А. Фундаментализация системы профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №8. - С.19-26.

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

А.А. Черемисина, доцент кафедры социальной педагогики ОГПУ, г. Оренбург E-mail: cheremisina.06@mail.ru

Ключевые слова: социализация, правовая социализация, правовая компетентность, социальный педагог, воспитание, самовоспитание, социально-педагогическая деятельность.

Современная государственная молодежная политика и программы практической ее реализации направлены на всестороннее развитие молодого поколения, создание благоприятных условий для развития и самореализации, использования молодежью своего творческого потенциала. От этого зависит перспектива социальных, экономических и политических преобразований в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.