Научная статья на тему 'Изучение познавательной самостоятельности современных школьников в ходе опытно-экспериментальной работы'

Изучение познавательной самостоятельности современных школьников в ходе опытно-экспериментальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ / ЭТАПЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЦЕЛЬ / МЕТОДЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ / INDICATORS AND DISPLAYS OF TODAY''S TEENAGERS COGNITIVE INDEPENDENCE / COGNITIVE INDEPENDENCE OF TEENAGERS / STAGES OF EXPERIMENTAL WORK / METHODS OF EXPERIMENTAL WOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Алексеевич

В статье рассматриваются цель, процесс и результаты изучения в опытно-экспериментальной работе познавательной самостоятельности современных подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменский Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of cognitive independence of modern schoolers within experimental work

This article discusses the purpose, process and results of the study of cognitive independence of modern teenagers in the experimental wor

Текст научной работы на тему «Изучение познавательной самостоятельности современных школьников в ходе опытно-экспериментальной работы»

А. А. Каменский

(Санкт-Петербург)

Изучение познавательной самостоятельности

современных школьников в ходе опытно-экспериментальной работы

В статье рассматриваются цель, процесс и результаты изучения в опытно-экспериментальной работе познавательной самостоятельности современных подростков.

Познавательную самостоятельность

школьников правомерно рассматривать как сложную интегративную личностную характеристику, которая проявляется, формируется и развивается в процессе самостоятельной познавательной деятельности, - то есть деятельности, которая направлена на решение познавательных задач собственными силами учащихся [2, 3].

В качестве ведущих критериев познавательной самостоятельности школьников выступают умение и желание самостоятельно планировать шаги по решению познавательных задач, находить необходимую для этого информацию из различных источников, подбирать соответствующие способы оценки познавательных результатов [1, 2].

В исследовании для изучения и дальнейшего развития познавательной самостоятельности подростков была разработана программа опытно-экспериментальной работы. Цель ее первого этапа состояла в том, чтобы охарактеризовать состояние развития познавательной самостоятельности современных подростков в экспериментальных классах по ряду показателей и оценить готовность педагогов содействовать этому процессу. Эксперимент осуществлялся на базе седьмых-девятых классов лицея 590 Красносельского района Санкт-Петербурга. Для достижения цели диагностического этапа эксперимента анализировались:

- суждения субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей] о показателях проявления самостоятельности в учебной деятельности;

- самооценка затруднений подростков в учебной деятельности и способов их преодоления;

- способы преодоления затруднений в учебной деятельности;

- суждения учителей о сущности познавательной самостоятельности подростков и необходимости ее развития;

- опыт учителей по развитию познавательной самостоятельности подростков на уроках и во внеурочное время;

- возможности школы по включению подростков в самостоятельную познавательную деятельность.

Оказалось, что большинство подростков -70% - считают, что существенным показателем проявления самостоятельности в учебной деятельности является «желание достичь какой-либо цели». 55% полагают, что самостоятельность проявляется в умении работать с разными источниками информации, 45% - что признаком самостоятельности является организованность. Менее четверти опрошенных отметили «умение применять знания в незнакомых ситуациях» (23%) и «способность принимать творческие решения» (23%). Обычно подростки выделяли сразу несколько показателей проявления самостоятельности в учебной деятельности. Можно отметить, что познавательная самостоятельность, по мнению учащихся, обусловлена личностными качествами, такими как целеустремленность, организованность.

Анализировалась самооценка подростками своих затруднений в разных видах самостоятельной познавательной деятельности. Примечательно, что никто из них не присвоил своим затруднениям последнюю степень сложности. Результаты говорят о незначительной степени затруднений в перечисленных видах познавательной деятельности по мнению большинства подростков (см. таблицу 1]. Очевидно, что меньше всего затруднений вызывает поиск необходимой информации, но сложности возникают на этапе работы с различными источниками информации,

Таблица 1

Трудности, с которыми сталкиваются подростки в процессе самостоятельной познавательной деятельности

Трудности Степень трудностей (количество школьников - в %)

1* 2 3 4 5

Найти нужную информацию 41,66 33,33 16,66 8,33 0,00

Устанавливать связи между знаниями 25,00 33,33 25,00 16,66 0,00

Осваивать ключевые знания и умения 33,33 41,66 8,33 16,66 0,00

Организовать свою самостоятельную деятельность 50,00 16,66 16,66 16,66 0,00

Включаться в работу с разными источниками информации 16,66 58,33 8,33 16,66 0,00

* 1 - совсем не трудно; 5 - очень трудно

когда требуется умение анализировать, сопоставлять, выделять главное.

Для уточнения мнения о познавательной самостоятельности мы обратились к мнению учителей. В ходе анкетирования было опрошено 20 учителей школ Красносельского района Санкт-Петербурга, преподающих предметы в экспериментальных классах. Их средний возраст составлял 45 лет. В их числе учителя русского языка и литературы, истории, информатики, математики, физики, химии, английского языка, географии, биологии.

В ходе исследования изучалось отношение учителей к необходимости развития познавательной самостоятельности подростков. Было выявлено, что 80% учителей считают, что познавательную самостоятельность подростков необходимо развивать непрерывно; 20% учителей полагают, что на уроках не всегда нужно стимулировать познавательную самостоятельность, потому что некоторые уроки носят репродуктивный характер и не требуют активного проявления самостоятельности. Однако для многих подростков в силу особенностей их возраста проявление самостоятельности, в том числе и познавательной, является необходимостью и потребностью.

Анализ показал, что учителя испытывают затруднения при развитии познавательной самостоятельности подростков, которые

можно условно распределить на 5 групп: в первую группу вошли затруднения, связанные с развитием интереса и мотивации к учебе, на это указывали 40% опрашиваемых; во вторую - затруднения в освоении ключевых знаний и умений (30%]; к третьей группе были отнесены затруднения по включению подростков в работу с разными источниками информации (20%); в четвертую вошли затруднения, связанные с недостатком профессионального опыта (указали всего 5% учителей]; в пятую группу - затруднения, связанные с организацией самостоятельной познавательной деятельности подростков (5% опрошенных (см. таблицу 2, с. 190].

В ходе исследования было выявлено, что 43% учителей привлекают для преодоления затруднений в развитии познавательной самостоятельности подростков своих коллег и чуть реже одноклассников. Этот вариант ответа отметило 38,2% респондентов. Менее четверти всех учителей в качестве помощников выбирали родителей и психологов. Эти данные говорят о недостаточном привлечении других субъектов образовательного процесса к преодолению познавательных трудностей у подростков, хотя иногда этот процесс требует совместного решения.

Определено, что учителя судят о развитии познавательной самостоятельности современных подростков по следующим критери-

Таблица 2

Затруднения, испытываемые учителями при развитии познавательной самостоятельности у подростков

Характер затруднений Количество учителей (%)

Трудно развивать интерес и мотивацию подростков 40

Трудно помогать подросткам осваивать ключевые знания и умения 30

Сложно включать подростков в работу с разными источниками информации 20

Недостаточно профессионального опыта 5

Сложно организовать самостоятельную познавательную деятельность подростков 5

ям: «по результатам контрольных работ, активности на уроке, умению использовать дополнительный материал»; «по желанию выбирать разноуровневые задания»; «по использованию знаний в повседневной жизни, активности в обсуждении какой-либо проблемы»; «по желанию узнавать что-то новое»; «по удовлетворенности от своей работы». Данные доказывают, что основным критерием проявления познавательной самостоятельности учащихся по мнению учителей является их деятельность в процессе урока. Для поощрения подростков за проявление самостоятельности педагоги, как правило, используют устную похвалу; выставление положительных отметок или награждение грамотами.

Было выявлено, что для развития познавательной самостоятельности современных подростков на уроках учителя используют игровые формы, написание эссе, проблемное изложение, проведение опытов, анализ документов, различные Интернет-формы. Среди внеурочных форм были отмечены такие, как дискуссии, проекты и опыты, праздники, походы и экскурсии, заседания в клубе по интересам, что говорит о разнообразных познавательных внеурочных возможностях для подростков.

Изучение продуктов познавательной деятельности подростков позволило установить, что в школе и за ее пределами есть большие возможности для развития их познавательной самостоятельности. Исследование показало, что более половины опрошенных подростков имеют хобби, посещают кружки, клу-

бы по интересам, участвуют в работе школьного театра, школьной газеты, в деловых играх, школьном самоуправлении, занимаются проектной, исследовательской работой, общественной деятельностью. Эти данные говорят о высокой внеурочной познавательной активности.

Исследование зафиксировало, что многие подростки из экспериментальных классов считают себя достаточно самостоятельными (55%). Однако наблюдения за учащимися на уроках и суждения учителей говорят о другой тенденции - о значительных затруднениях, возникающих у подростков из экспериментальных классов в процессе их познавательной самостоятельной деятельности. Это утверждение подкрепляется и данными опроса подростков: 40% из них затрудняются оценить степень проявления своей самостоятельности, а 5% вообще не считают себя самостоятельными.

Исследование показало, что подростки активно используют помощь в решении учебных проблем (см. таблицу 3]. В основном эта помощь получена из неформальных источников: из интернета (100%), от одноклассников (80%) и родителей (95%). Значительно реже учащиеся при наличии затруднений прибегают к помощи учителей и специальной учебной литературы.

Таким образом, систематизация всех полученных данных дала возможность утверждать, что проблема развития познавательной самостоятельности подростков является достаточно актуальной. По мнению учителей, познавательная самостоятельность развита

Таблица 3

Способы получения помощи в преодолении затруднений в учебной деятельности

Источники получения помощи Количество учащихся (%)

Интернет 100

Одноклассники и друзья 80

Родители 95

Обычно справляется самостоятельно 55

Учебные пособия с готовыми решениями и ответами 23

Учителя 23

только у 10% учащихся, по мнению родителей - у 30%, а сами подростки оценивают степень развития своей познавательной самостоятельности более высоко. 55% подростков считают, что познавательная самостоятельность у них развита. Анализ показал, что одной из причин такого расхождения является то, что подростки считают главными помощниками в решении познавательных задач Интернет и родителей, общение с которыми чаще всего происходит вне урока.

Было зафиксировано, что учителя в целом готовы к развитию познавательной самостоятельности подростков, хотя в их опыте не в полной мере отражены методы и формы работы, сообразные потребностям современных подростков: на уроках недостаточно используются достижения самостоятельной деятельности подростков во внеурочное время; не в полной мере используются интернет-ресурсы; редко используется коллективное взаимодействие на уроке как средство развития познавательной самостоятельности школьников. Ограничен набор форм развития познавательной самостоятельности, используемых на уроке. В их числе в основном традиционные формы, не требующие больших временных и технических затрат.

К решению проблемы стимулирования познавательной активности не всегда привлекаются дополнительные возможности. В частности слабо используется помощь коллег,

родителей, психолога для решения затруднений в познавательной деятельности учащихся. Трудности в развитии познавательной самостоятельности подростков учителя в большей степени склоны связывать с психологическими проблемами детей (в частности низким познавательным интересом и отсутствием учебной мотивации], чем с собственными профессиональными проблемами (недостатком опыта]. Рассматривая ответы учителей, можно отметить отсутствие критического анализа в самооценке своей профессиональной деятельности.

Результаты диагностического этапа позволили определить основные направления преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы:

- использование в педагогической практике результатов внеурочной деятельности подростков;

- более активное вовлечение подростков в коллективные формы познавательной деятельности;

- широкое и разнообразное применение информационных и компьютерных технологий в педагогической практике.

Организация работы в данных направлениях будет способствовать реализации принципа возрастосообразности и более успешному развитию познавательной самостоятельности современных подростков.

Литература

1. Богоявленская А. Е. Развитие у учащихся самообразовательных умений // Методические рекомендации по отбору и использованию литературы для курсов повышения квалификации учителей биологии. - Л., 1977.

2. Петунин О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла : дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2002. - 254 с.

3. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

4. Романова Т. В. Развитие самостоятельности как ценностной ориентации старшеклассников на образовательную деятельность : дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2011. - 221 с.

5. Комисова О. В. Формирование познавательной самостоятельности подростков в школе полного дня : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.