Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
методы диагностики / познавательная деятельность / синдром Дауна / мышление / зрительный гнозис / восприятие / внимание / pedagogical diagnostics / cognitive activity / Down syndrome / thinking / visual gnosis / perception / attention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аскарова Н.С.

В статье представлены результаты психолого-педагогического исследования познавательной деятельности ребёнка с синдромом Дауна. Важно отметить, что, несмотря на убеждение о том, что дети с синдромом Дауна не поддаются воспитанию и развитию, такие дети обучаемы и специальная работа с ними способна нормализовать их психофизическую и интеллектуальную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аскарова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILD WITH DOWN SYNDROME BY METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS

The article presents the results of a psychological and pedagogical study of the cognitive activity of a child with Down syndrome. It is important to note that, despite the belief that children with Down syndrome are not amenable to education and development, such children are teachable and special work with them can normalize their psycho-physical and intellectual sphere.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ»

УДК 37.04

Аскарова Н.С.

магистрант кафедры психологии Ошский государственный университет (г. Ош, Кыргызстан)

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация: в статье представлены результаты психолого-педагогического исследования познавательной деятельности ребёнка с синдромом Дауна. Важно отметить, что, несмотря на убеждение о том, что дети с синдромом Дауна не поддаются воспитанию и развитию, такие дети обучаемы и специальная работа с ними способна нормализовать их психофизическую и интеллектуальную сферу.

Ключевые слова: методы диагностики, познавательная деятельность, синдром Дауна, мышление, зрительный гнозис, восприятие, внимание.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время с синдромом Дауна рождается каждый 700-ый - 800-ый младенец. Вследствие высокой распространённости данного диагноза в современном мире остро стоит проблема оказания комплексной своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [4].

Изучением этой темы занимались С.Г. Ворсанова, М.А. Година, Т.П. Медведева и другие. Ученые выяснили, что характерной чертой данного заболевания является недоразвитие познавательной деятельности, вызванное генетической патологией [3]. Несмотря на то, что при рождении у детей с синдромом Дауна выявляются различные аномалии органов (монголоидный разрез глаз, уплощенное лицо и др.), с возрастом основной проблемой становится развитие умственной отсталости, которая может перейти в

имбецильность, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, происходит у 99% детей [2].

Анализ материалов диагностики выявил, что испытуемая испытывала трудности в выборе объектов нужной формы и орнамента за исключением кругов. Остальные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы и ромбы) использовались ею наугад. Это свидетельствует о несформированности операций зрительного восприятия и наглядно-образного мышления у испытуемой [1].

Мотивация к выполнению заданий у испытуемой наблюдалась только в ситуации игры (что не соответствует младшему школьному возрасту), а поддерживалась на необходимом уровне только при использовании поощрения (поиграть после нескольких методик по правилам испытуемой).

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что испытуемая отстаёт в развитии от своих сверстников, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, и нуждается в специальной коррекционной работе, направленной на развитие познавательной деятельности.

Среди положительных особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна хочется отметить, что она поддаётся обучению, адекватно реагирует на инструкции, старается исправить свои ошибки (адекватно реагирует на исправления), с интересом выполняет задания, успешно взаимодействует со стимульными материалами, имеет средний уровень мышления, достаточную сформированность зрительного гнозиса, способность запоминать (сохранять) и воспроизводить полученную информацию, следовательно, с помощью коррекционной работы можно развивать уровень познавательной деятельности.

Изучение специальной литературы показало, что детей с синдром Дауна можно научить практически всему, главное - регулярность занятий и адекватность построения программы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка [5].

Таким образом, цель исследования достигнута и все задачи решены. В дальнейшие планы реализации нашего исследования входит организация формирующего эксперимента, включающего разработку и выполнение коррекционной программы, направленной на преодоление выявленных недостатков познавательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проведенная экспериментальная работа имеет практическую значимость для дальнейших исследований, направленных на разработку индивидуального маршрута развития «особого» ребёнка с поэтапным описанием всех происходящих процессов и ведением дневника наблюдений, что, в свою очередь, повысит эффективность процесса развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: руководство по использованию. Изд. 3-е / Н.Л. Белопольская. - М. : Стереотип, 2009. - 53 с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - М.: Эксмо, 2005. - 182 с;

3. Дефектология: учеб. пособие / под ред. И.П. Серова. - М.: Гуманитарии, 2005. - 368 с;

4. Забрамная, С.Д. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.М. Исаева. - М.: Педагогика, 2002. - 95 с;

5. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. -800 с

Askarova N.S.

Osh State University (Osh, Kyrgyzstan)

STUDYING THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILD WITH DOWN SYNDROME BY METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS

Abstract: the article presents the results of a psychological and pedagogical study of the cognitive activity of a child with Down syndrome. It is important to note that, despite the belief that children with Down syndrome are not amenable to education and development, such children are teachable and special work with them can normalize their psychophysical and intellectual sphere.

Keywords: pedagogical diagnostics, cognitive activity, Down syndrome, thinking, visual gnosis, perception, attention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.