other opinions, to state their point of view without risk of making mistakes. Thus, achieving all the necessary outcomes increases their motivation. Critical thinking exercises, such as the ones mentioned above, are very useful in developing clarity of thought, logic, and reasoning in learners. This kind of mentality helps a student to be impartial in decision-making. This trait will immensely help them in their personal as well professional life in future, which is very important. It should be taken into account that critical thinking can be practiced at all English proficiency levels, starting from Beginner to English for specific purpose.
References
1. Atkinson D. A Critical Approach to Critical Thinking. TESOL Quarterly, 1997. 31 (1). P. 71-94.
2. Bloom Benjamin S. Taxomony of educational objectives. Longman. USA, 1956.
3. Eaton D. 10-Minute Critical Thinking Activities for English Classes.TESOL Journal, 2005.
4. Halvorsen A. Incorporating Critical thinking skills Development. The Internet TESL Journal, 2005. Vol. XI. № 3.
ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «АВТОР» И «ГЕРОЙ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Третьяков С.В.
Третьяков Сергей Валерьевич - магистрант, направление: литературное образование, кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируется, как предусмотрено освоение основных теоретико-литературных понятий в школьном изучении. На материале рабочей программы под редакцией В. Я. Коровиной рассматриваются основные этапы изучения понятии «автор» и «литературный герой» в школьном курсе литературы. Ключевые слова: автор, герой, литературный герой, литература.
Литература является одним из ведущих гуманитарных учебных предметов в современной школе. Приобщая к гуманистическим ценностям культуры и развивая у учеников творческие способности, литература способствует формированию всесторонне развитой гармоничной личности, богатой эмоционально и развитой интеллектуально, а так же способствует-формированию эстетического вкуса, взглядов и убеждений школьника.
Школьный курс литературы включает в себя изучение произведений русской литературы, от устного народного творчества и древнерусской литературы, до литературы ХХ века; произведений зарубежной литературы и литературы народов России, а так же сведения по теории и истории литературы, краткие обзоры жизни и творчества писателей.
Для успешного усвоения содержания курса литературы необходима система теоретических понятий, критериев понимания и оценки художественных произведений. Более того, овладение учащимися системы теоретико-литературных понятий необходимо для понимания и усвоения эстетической сущности литературы и искусства в целом.
На сегодняшний день изучение теории литературы является частью общего курса литературы. Вопросом изучения основ теории литературы в школе занимались такие
ученые, как Г. И. Беленький, М. А. Снежневская, А. В. Дановский, В. В. Голубков и другие. Г. И. Беленький выделяет следующие этапы формирования теоретико-литературных понятий: «первоначальные стихийные представления, затем -целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу» [2, 46-47].
На данный момент авторами рабочих программ по литературе выбран наиболее целесообразный подход к изучению системы теоретико-литературных понятий - в их связи с конкретным содержанием курса. Литературное произведение становится материалом для освоения нового теоретического понятия, а освоение теоретических понятий, в свою очередь, способствует более эффективному и качественному изучению произведения, пониманию его идейной и художественной специфики. Кроме того, изучение теоретико-литературных понятий в рамках курса литературы должно строиться с учетом уровня развития и возрастных особенностей школьников.
Рассмотрим основные этапы изучения понятий «автор» и «литературный герой» в школьном курсе литературы на материале рабочей программы под редакцией В.Я. Коровиной.
Первый урок «Книга в жизни человека» вводит учащихся в процесс литературного образования. В ходе беседы о роли книги в жизни человека и её месте среди других источников информации важной задачей учителя является введение понятий «вымысел», «художественное творчество», «автор» и «писатель», которые играют важную роль в получении учениками представлений о художественной литературе. Именно введение понятий «автор» и «писатель» поможет учащимся войти в мир художественного творчества, а так же осознать свою роль на уроке литературы -стать активным читателем художественных произведений.
Первые сведения о литературном герое учащиеся 5-го класса получают на уроках по изучению русских народных сказок. Анализируя сказки, учитель дает представление о понятии героя сказки, о положительных и отрицательных героях; ученики работают над характеристикой (в том числе и сравнительной) героев, рассматривают средства создания их образов, беседуют о главных и второстепенных героях сказки. Знакомство на следующих уроках со сказками А. С. Пушкина дает возможность увидеть разницу между литературной и народной сказкой. Для этого ученики вспоминают и закрепляют понятия «автор» и «писатель», отмечают способы отношения автора к героям сказок, работают с портретом героя.
Дальнейшее развитие представлений о литературном герое учащиеся получают при изучении повести И. С. Тургенева «Муму» и рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Учащиеся укрепляют полученные теоретические знания и навыки анализа литературного героя. Ученики делают устные сообщения о главных героях, занимаются сопоставлением персонажей и работают над их письменной сравнительной характеристикой.
В 6-м классе учащиеся продолжают работать над понятием «литературный герой» на уроках по изучению романа А. С. Пушкина «Дубровский». Помимо сравнительного анализа героев, учащимся необходимо проследить за различными формами выражения авторского отношения к героям романа и подкрепить свои доводы цитатами из текста. У шестиклассников совершенствуется умение давать нравственную оценку герою, а так же складывается понимание того, что за литературным героем стоит автор и что существует разные формы выражения его отношения к героям и изображаемому.
Следующим этапом работы с понятием «герой» становятся уроки по изучению повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7-м классе. На этих уроках учащиеся при анализе литературного героя учатся прослеживать взаимосвязь всех сторон личности - мыслей, чувств и поступков. Это способствует усвоению понятия о литературном
характере, как личности, изображенной в художественном произведении и выражающей авторское отношение.
В 8-м классе учащиеся работают над проблемой героя на материале «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. На этих уроках восьмиклассники узнают, что разным жанрам присуще различные типы литературного героя и знакомятся с такими понятиями как реалистический и романтический герой. Кроме того, учащиеся узнают, что изображение человека в художественном произведении зависит от рода литературы. В лирике персонаж раскрывается через отдельное переживание, в драме - через поступки и столкновения, в эпическом произведении - раскрывается более объемно и разносторонне. Так же восьмиклассники узнают о понятиях рассказчик и автор-повествователь, как о формах выражения авторского сознания в произведении.
В 9-м классе наиболее значимыми для освоения проблемы автора и героя являются уроки по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируя персонажей романа, учащиеся составляют сравнительную характеристику Онегина и Ленского в контексте раскрытия типического и индивидуального в их образах. Кроме того, учащиеся должны соотнести содержание произведения с романтическими или реалистическими способами изображения человека, а так же выявить характерные приемы изображения человека в романе в стихах.
Следующий урок по «Евгению Онегину» полностью посвящен рассмотрению образа автора в произведении. Именно на этом уроке учащиеся откроют для себя новые аспекты интерпретации образа автора, формы присутствия авторского сознания в произведении и особенности взаимодействия автора с другими субъектами произведения. Прежде всего, учащиеся должны научиться разграничивать биографического автора (поэта) и автора - персонажа, которого писатель вводит в произведение для раскрытия замысла. Учащиеся должны усвоить, что автор-персонаж и литературный герой могут иметь за собой реальный прототип, могут быть автобиографичными и отражать личность писателя, однако следует отличать персонажей художественного произведения и реальных людей.
В 10-м классе, обращаясь к роману И. А. Гончарова «Обломов», учащиеся развивают представления о понятии типического в литературе. На примере понятия «обломовщина» учащиеся узнают, как через индивидуальное происходит проявление общего, что литературный тип - художественное воплощение в герое характерного типа человека, обусловленного сложившейся общественно-исторической ситуацией.
В старших классах литературный герой предстает конкретно-исторически, в его связях с исторической эпохой, мировоззрением автора и этапом литературного развития. Успешной работе над освоением поставленных вопросов способствует изучение романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Учащиеся знакомятся со становлением «толстовского» типа героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства, чья судьба показана в водовороте исторических событий. Образ автора в романе-эпопее предстает не только как идейно-стилевое начало «Войны и мира», но и как личность, вмещающая в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Учащиеся анализируют свойства личностей героев, выраженные в воссозданной их внутренней жизни, с ее динамикой, сменой душевных состояний. Полученные знания о психологизме и способах его выражения учащиеся закрепляют при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
К 11 -му классу, школьники должны понимать, что компоненты произведения и отражающие их теоретические понятия выступают во взаимосвязи, и видеть за произведением его автора - художника-творца. В связи с этим поднимается вопрос об индивидуальном стиле писателя. Этому и способствует программа 11-го класса, немаловажную роль в которой играет Серебряный век русской поэзии, изучение которого дает понять школьникам влияние исторического процесса на литературу.
Основной проблемой искусства становится человек и эпоха. Кроме того, учащиеся повторяют изученные теоретические понятия, углубляя и обогащая знания о них на новом, более сложном уровне, что в итоге способствует более полному осмыслению закономерностей развития литературы, её общественной роли и значимости, а так же роли индивидуального творчества писателя в ней.
Таким образом, изучение понятий «автор» и «герой» на уроках литературы происходит последовательно, начиная от введения этих понятий, получения учащимися первых сведений и накопления элементарных представлений о них, до раскрытия полного смысла понятия, в ходе планомерного развития, углубления и усложнения работы над ним.
Работая над характеристикой и раскрытием литературного героя во всей полноте изображаемого образа, сравнивая его с другими персонажами и подкрепляя свои доводы примерами из текста произведения, у школьников складывается понимание того, что за литературным героем стоит автор и что существует разные формы выражения его отношения к героям и изображаемому. Кроме того, учащиеся узнают о различных типах героев, в зависимости от жанрово-родовой принадлежности произведения. Рассмотрение вопроса об автобиографичности творчества, изучение понятия «прототип» способствует пониманию школьниками вопроса о соотношении реальности и вымысла, усвоению ошибочности отождествления художественных персонажей и реальных людей.
Список литературы
1. Беленький Г.И. Теория литературы в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / Отв. ред. Я. А. Роткович. Куйбышев, 1974. С. 46-47.
2. ГолубковВ.В. Методика преподавания литературы. М., 1962. С. 202-203.
3. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. М., 1988.
4. Коровина В.Я. Литература: 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учр. М.: Просвещение, 2008. 383 с.
5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014. 351.
INTERDEPENDENCE OF BODY CONSTRUCTION AND PHYSICAL COMPLEXION ON THE RESULTS OF ROWING
Ibodullaeva D.
Ibodullaeva Dilorom - Student, FACULTY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT, GULISTAN STATE UNIVERSITY, GULISTAN CITY, UZBEKISTAN,
Abstract: this article reveals some problems on anthropology of people engaged in rowing and shows how body construction and physical complexion are important for those who are indending to do rowing as professionals.
Keywords: rowing, indicator, anthropology, body construction, technique.
UDC 797
Rowing as a way of movement on water spaces is known to people since the most ancient times. Boats - one of the first inventions of mankind, ahead of the invention of the wheel. Academic rowing on special rowing boats began to be cultivated in England in the