Научная статья на тему 'Специфика работы по формированию представлений о комическом в 5-9-х классах'

Специфика работы по формированию представлений о комическом в 5-9-х классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМИЧЕСКОМ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORMATION OF THE NOTION OF THE COMIC / METHODOLOGICAL SYSTEM / TYPES OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Олег Сергеевич

Раскрываются специфика и логика работы по формированию представлений о комическом в 5-9-х классах на материале рассказов А.П. Чехова. На основе литературоведческих исследований, посвященных творчеству писателя, названы основные составляющие понятия «комическое». Предлагаемая система включает в себя несколько структурных элементов и может быть использована при анализе комических произведений других авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы по формированию представлений о комическом в 5-9-х классах»

О.с. СОЛОВЬЕВ (Москва)

специфика работы по формированию представлений о комическом

в 5-9-х классах

Раскрываются специфика и логика работы по формированию представлений о комическом в 5-9-х классах на материале рассказов А.П. Чехова. На основе литературоведческих исследований, посвященных творчеству писателя, названы основные составляющие понятия «комическое». Предлагаемая система включает в себя несколько структурных элементов и может быть использована при анализе комических произведений других авторов.

Ключевые слова: формирование представлений о комическом, методическая система, виды деятельности.

В истории методики преподавания литературы проблема изучения комического - одна из довольно значимых, а в отдельные периоды развития методической науки и небесспорная. Это не случайно. Понятия, связанные с комическим, довольно сложны для школьников, поскольку, по замечанию В.Г. Белинского, «постижение комического - вершина эстетического образования <...> комическое дается только развитому и образованному чувству человека, знающего жизнь не по одним восторженным мечтаниям и не понаслышке» [1, с. 348]. Следовательно, проблема формирования представлений о комическом требует как общего психолого-педагогического рассмотрения, так и поиска конкретных форм организации учебного материала с учетом возрастных особенностей школьников и специфики комических произведений, входящих в содержание литературного образования.

При создании системы работы по формированию представлений о комическом мы опирались на исследования данной эстетической категории в философии, эстетике (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Б. Дземидок, А.Б. Есин, М.Б. Каган, Д.С. Лихачев, А.Н. Ни-колюкин, Г.Н. Поспелов, В.Я. Пропп, Н.Д. Та-марченко, В.И. Тюпа, В.Е. Хализев, Я.Е. Эль-сберг и др.); труды о традициях комического повествования в творчестве А.П. Чехова (Г.П. Бердников, Л.Я. Гинзбург, Б. Дзе-

мидок, И.А. Есаулов, Л.Е. Кройчик, В. набоков, З.С. Паперный, М.Л. Семанова, В.И. Силантьева, И.Н. Сухих, В.И. Тюпа, Л.М. Ци-левич, А.П. Чудаков и др.); монографии, посвященные вопросам формирования теоретических представлений на уроке литературы, в частности, рассмотрению методов и приемов работы, используемых при формировании представлений учащихся (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Г.А. Гуковский, А.В. Данов-ский, С.А. Зинин, И.П. Карпов, Т.Ф. Курдюмо-ва, А.Г. Кутузов, В.Г. Маранцман, И.А. Подру-гина, М.А.Рыбникова, З.С. Смелкова, Л.В. То-доров, В.Ф. Чертов и др.).

Данные исследования позволили нам определить психолого-педагогические основы работы по формированию представлений о комическом.

1. Комические произведения изучаются в основной школе в течение четырех и более лет (5-8-е кл. или 5-9-е кл. - в зависимости от программы).

2. Комические произведения представлены в школьной программе текстами разных авторов и жанров (басня, сказка, рассказ, повесть, поэма, комедия) [2; 3; 4; 5; 6; 7], как правило, один автор - одним (реже двумя) произведением (например, н.В. Гоголь - комедией, поэмой). Только творчество А.П. Чехова вошло в программу каждого класса комическими произведениями одного жанра - рассказа. Это, на наш взгляд, дает возможность эффективно формировать представления учащихся о комическом на материале юмористических и сатирических рассказов писателя, а в перспективе - и о его индивидуальном стиле.

3. Круг теоретико-литературных терминов, связанных с комическим, вполне достаточен для формирования представления о нем. Однако, как правило, освоение доминант комического происходит на материале произведений разных жанров и писателей, что не позволяет ученику увидеть их роль в нескольких произведениях одного жанра и автора, постичь их как особенность индивидуального стиля.

Преобладающее значение имеет сама система поэтапного распределения и организации учебного материала: 1) создание условий для протекания первичных ощущений, включающих предварительную подготовку и настрой учащихся на восприятие материала;

2) организация восприятия изучаемого материала; 3) наглядное сопровождение учебного материала; 4) проведение самостоятельных пись-

© Соловьев О.С., 2011

менных и устных работ; 5) учет формирования в сознании учащихся необходимых представлений; 6) организация повторения изученного материала; 7) рефлексия формирования представлений.

Важнейшими этапами в процессе формирования представлений являются их закрепление в сознании учащихся с последующим обобщением и систематизацией усвоенного (здесь правомерно обращение к рецепции как основе обобщения представлений о комическом на завершающем этапе основной школы), опора на известный материал при объяснении нового, расширение теоретиколитературоведческой базы школьников, активизация и оптимизация процесса формирования представлений о комическом. Мы учитываем также общее направление данной работы, которое состоит в движении от восприятия особенностей комического произведения к осознанному пониманию его идейнохудожественной направленности.

Предлагаемый нами подход является результатом анализа имеющегося уровня подготовки учащихся, организации системы работы, использования обобщенных в истории методики методов и приемов преподавания комических произведений в школе и в первую очередь определен психолого-возрастными особенностями учащихся школы. Его особенность состоит в том, что он основан на материале творчества одного писателя, жанра (рассказа) и проводится во взаимосвязи классной, внеклассной работы по литературе и развития речи.

Соединение филологического (уточнение круга теоретико-литературных понятий, их адаптирование для учащихся школы), культурологического (целостное постижение литературного процесса) и методического (обоснование этапов и системы работы, использование дидактических средств) аспектов влияет на достижение поставленных целей. Их функциональное единство определяет совершенствование преподавания комических произведений в школе, которое имеет своей конечной целью духовное становление личности ученика.

Мы считаем, что формирование представлений о комическом должно проходить в несколько этапов. Рассмотрим их.

1-й этап (начальный) (5-й класс). Цель -подготовить учащихся к восприятию комического, опираясь на их читательские знания и представления, полученные в начальной школе; создать настрой на восприятие комических

произведений; пробудить интерес к ним; расширить теоретико-литературную базу за счет введения таких понятий, как юмор, приемы создания смешного, образы персонажей, их поведение в конкретной ситуации, роль художественной детали, «говорящая» фамилия, несоответствие, речевая характеристика персонажей. Формирование представлений об этих доминантах предлагаем осуществлять на уроках 1) внеклассного чтения (в процессе анализа рассказов А.П. Чехова «Мальчики», который изучается в сопоставлении с рассказом И.С. Шмелева «Как я встречался с Чеховым. За карасями»); 2) литературы («Лошадиная фамилия»); 3) на обзорных уроках (они посвящены изучению какого-либо аспекта комического), например, рассказ А.П. Чехова «Хирургия» в сопоставлении с рассказом М.М. Зощенко «Галоша», в котором учащиеся на основе полученных знаний о комическом при изучении чеховских рассказов самостоятельно должны определить способы создания смешного).

2-й этап (6-8-й классы). Осуществляется углубление теоретико-литературных знаний учащихся, направленное на создание достаточно полного представления о комическом. В 6-м классе расширяется представление о юмористическом произведении, комической ситуации, антитезе, комических персонажах, об элементах сюжета в комическом произведении, средствах создания комического (детали, портрет, речь героев, «говорящая» фамилия). Дается представление о гиперболе, литоте, неожиданном финале, позиции автора, подтексте. Освоение этих понятий становится эффективным при изучении на уроках литературы рассказов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», на обзорных уроках «Задачи сумасшедшего математика» А.П. Чехова в сопоставлении с произведениями Д. Хармса «Столяр Кушаков», Э. Лира «Лимерики» и сочинении лимерика на уроке развития речи. Внеклассная работа проводится в форме литературного вечера «Смеемся с Чеховым».

В 7-м классе знакомство с комическим продолжается на уроках как литературы, так и внеклассного чтения. Основная задача - расширить представление о комическом, особенностях сюжета и композиции комического произведения, способах его создания, сформировать представление о способах выражения авторской позиции; дать начальное представление о сложном чеховском комизме, о значимости заглавий.

Предлагается рассмотрение данных доминант при изучении рассказа «Смерть чиновника» на уроке литературы, рассказа «Злоумышленник» - на уроке внеклассного чтения. Во внеклассной работе считаем целесообразным дать школьникам задание составить сценарий по одному из рассказов писателя (например, «Маска», «Свадьба»). на уроке развития речи учащиеся создают высказывания от лица защитника и обвинителя по теме «Дело Дениса Григорьева».

В 8-м классе формируется представление о таких составляющих комического, как пародия на литературные жанры, приемы пародии, утрирование, оксюморон и др. на материале рассказов А.П. Чехова «Летающие острова», «Страшная ночь», «ночь на кладбище», «новогодняя пытка», «новогодние великомученики», «Восклицательный знак», «Кривое зеркало» в сопоставлении с произведениями А.А. Бестужева-Марлинского «Страшное гадание», Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». на уроке развития речи школьникам предлагается создание пародии на стиль писателя. Во внеклассной работе рекомендуется организация театрализованного мероприятия «В гостях у Чехова-пародиста».

3-й этап (9-й класс). Предполагаются обобщение и систематизация изученного, расширяется представление о теме, проблематике, сюжете комического произведения, а также обогащаются представления о комическом на основе знакомства с рецепциями чеховских произведений в современной литературе, что позволяет глубже раскрыть сатирическую направленность произведений писателя, показать типичность чеховских сатирических персонажей в современном мире. Предполагается сопоставление рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» с произведениями современности (В.А. Пьецу-ха «Наш человек в футляре» и Г.Н. Щербакова «Человек в футляре»). Внеклассная работа на данном этапе предполагает проектную деятельность на тему «Игра в классику», а на уроке развития речи школьники пишут сочинение на тему «Чеховские слезы сквозь смех».

Таким образом, при предлагаемом подходе формирование представлений о комическом осуществляется на каждом этапе в единстве классной и внеклассной работы по литературе, во взаимосвязи литературного и речевого развития учащихся. Степень и уровень рассмотрения предлагаемого материала поэтапно усложняются от 5-го к 9-му классу: от первого знакомства с комическим к дальнейшему углублению и рассмотрению отдельных составляющих этого понятия.

Эффективными при формировании представлений о комическом нам представляются формы работы, связанные с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи: сопоставление комических произведений разных писателей или комических и некомических произведений, сходных по тематике; инсценирование; создание гипотетической ситуации; лингвистический эксперимент, связанный с речью персонажей; языковые игры, режиссерский комментарий, ролевая игра, словесное рисование, создание лимериков и пародий, создание проблемных ситуаций, обращение к веб-сайтам, создание проектов, проведение конференций и др. Методическое оформление системы работы по формированию представлений о комическом также требует определения эффективных форм организации классных и внеклассных занятий (урок-исследование, урок-ролевая игра, урок-проект, дискуссия, урок-ученическая конференция, вечер юмора, конкурс пародистов и др.); типов заданий, позволяющих организовать исследовательскую и творческую деятельность учащихся при анализе и интерпретации комических произведений [8, с. 98]:

1) подготовительные, предназначенные для восстановления опорных знаний и подготовки к изучению нового материала (Какие юмористические рассказы вы читали на уроках литературы или самостоятельно? Какие произведения А.П. Чехова вам известны? Какие художественные приемы «делают» произведение комическим? и др.);

2) диагностирующие, предназначенные для определения уровня знаний по определенной проблеме (Какие комические произведения писателя вы могли бы порекомендовать своим одноклассникам? Как вы объясните своим одноклассникам отличие юмористического рассказа от сатирического? Сделайте это на примере сопоставления двух чеховских рассказов);

3) обучающие, формирующие различные приемы работы с художественным и учебным текстом (Составьте развернутый план статьи учебника, посвященной понятию о сатире и юморе. Сформулируйте вопросы к прочитанному тексту. Выпишите из статьи новую для вас информацию о комическом. В процессе работы над литературоведческой статьей выделите разными символами уже известную вам информацию и новую. Выделите наиболее выразительные (на ваш взгляд) особенности портретной (или речевой) характеристики персона-

жа, делающие его образ комичным. Как вы понимаете смысл названия рассказа?);

4) творческие, предусматривающие преобразование художественного и учебного текста (Дополните рассказ о Чехове-юмористе (сатирике) сведениями из справочной литературы. Попытайтесь растолковать значение 1-2 псевдонимов, выбранных писателем. Выделите наиболее яркий диалог. Какими вы представляете его участников? Составьте пояснения (ремарки) для исполнителей ролей каждого персонажа. Составьте монолог от лица персонажа и т.д.);

5) рефлексивные, направленные на осмысление деятельности по освоению изученного (Создайте высказывание «Мой горизонт ожиданий при обращении к юмористическому (сатирическому) рассказу», «Как я отличаю юмористическое произведение от сатирического». Составьте советы для желающих написать пародию на рассказ А.П. Чехова. Что вам открыло в Чехове-юмористе (сатирике) знакомство с высказываниями о нем и его творчестве известных литературоведов?);

6) праксиологические, которые учат применять знания и приемы работы, усвоенные при анализе и интерпретации чеховских произведений, в процессе изучения комических произведений других авторов (Выделите известные вам приемы создания комического в данном произведении. Какие «новые» приемы создания комического характерны для автора? Составьте высказывание на тему «Чеховские традиции в произведении современного писателя»).

Таким образом, формирование представлений о комическом - это длительный путь от чувственного, конкретного восприятия к абстрактному мышлению. Процесс формирования представлений можно считать завершенным, когда ученик способен осуществить перенос знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность.

Литература

1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 1953. Т. 2.

2. Программа литературного образования (511 классы) / под ред. В. Я. Коровиной. М., 2009.

3. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Ю. В. Лебедева. М., 2009.

4. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

5. Программа по литературе (5-ll классы) / под ред. Т Ф. Курдюмовой. М., 2007.

6. Программа по литературе (5-ll классы) / под ред. Л.Г. Кутузова. М., 2007.

7. Программа по литературе для 5-ll классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Мер-кин, СА. Зинин, ВА. Чалмаев. М., 2008.

8. Хуторской A. В. Современная дидактика : учеб. пособие. М., 2007.

Specificity of work at formation of the notion of the comic in 5-9 forms

There is revealed the specificity and logic of work at formation of the notion of the comic in 5-9 forms on the material of stories by A.P.Chekhov. On the basis of literary research, dedicated to the writer’s creative work, there are marked out the main components of the notion "the comic". The suggested system includes several structural elements and may be used in the analysis of comic works of other authors.

Key words: formation of the notion of the comic, methodological system, types of activities.

М.н. горанская

(Петрозаводск)

использование педагогических технологий при формировании компенсаторной компетенции в иноязычной письменной деловой речи

Рассматриваются возможности применения современных педагогических технологий при формировании компенсаторной компетенции у студентов неязыковых специальностей в официально-деловой письменной речи на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: педагогические технологии, компенсаторная компетенция, официальноделовая письменная речь.

Учитывая невозможность предусмотреть все ситуации реального устного и письменного общения в рамках курса иностранного языка в вузе, мы приходим к выводу о необходимости формирования компенсаторной компе-

© Горанская М.Н., 20ll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.