Часть I. Нутрициология и диетология
В результате обследования были выделены показатели, которые, на наш взгляд, играют ведущую роль в интерпретации процесса снижения массы тела с позиции предложенного способа: индекс массы тела (ИМТ), соотношение объемов талии и бедер (ОТ/ОБ), доля жировой массы (ЖМ), фазовый угол (ФУ), удельный основной обмен (УОО) и сигмальный коридор как индикатор «весового плато». Выявлено, что в первой группе с большей частотой встречались: больший ИМТ (М=34,8 кг/м2), верхний тип отложения подкожно-жировой клетчатки (М=0,88), большая доля ЖМ (М=42,2%), меньший ФУ (М=6,25), меньший УОО (22 п/ц) и 1-й сигмальный коридор (как индикатор «весового плато»). Во второй группе чаще определялись соответственно: меньший ИМТ (М=31,4 кг/м2), равномерное распределение жировой ткани (М=0,85), меньшая доля ЖМ (М=40,5%), больший ФУ (М=6,64), больший УОО (39 п/ц) и 3-й сигмальный коридор (как показатель достаточной интенсивности обменных процессов). Различия значимы по показателям сигмального коридора (р=0,04) и ИМТ (р=0,05). В свою очередь, доля редукции массы тела как результативный признак имеет статистически значимые различия в зависимости от наличия «весового плато» (р=0,037): у пациентов с результатами расчетов в 5-м сигмальном коридоре доля снижения массы тела от исходных данных наибольшая. Также определена теснота корреляционной связи (шкала Чеддока) самого «весового плато» и ФУ - прямая умеренная (р=0,034), доли ЖМ - обратная умеренная (р=0,01) и УОО - прямая высокая (р<0,01).
Заключение. Таким образом, те пациенты, которые достигли большего успеха в процессе похудения, характеризовались изначально меньшим ИМТ, хотя бытует мнение, что чем выше степень ожирения в начале диетотерапии, тем эффективнее она снижается; а также отсутствием «весового плато». В свою очередь, «весовое плато» на диагностическом уровне может быть принципиально связано с величиной фазового угла (показатель емкостных свойств клеточных мембран и жизнеспособности биологических тканей) и долей жировой массы, что требует дальнейшего изучения - ровно так же, как и предложенный способ.
Горбачев Д.О.1, Сазонова О.В.1, Коденцова В.М.2, Бекетова Н.А.2, Вржесинская О.А.2
ИЗУЧЕНИЕ ПИЩЕВОГО СТАТУСА ЛАКТО-ОВО-ВЕГЕТАРИАНЦЕВ
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
2 ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
Актуальность. На сегодняшний день вегетарианство распространено во многих странах мира. По данным Рос-стата, численность приверженцев вегетарианского типа питания среди российского населения незначительна: около 0,3%. Вегетарианский рацион ассоциируется со сниженным риском атеросклероза, среди вегетарианцев отмечается более низкая частота желчнокаменной болезни, сахарного диабета, ожирения. Распространенность и смертность от ишемической болезни сердца и инсульта, некоторых видов рака достоверно ниже в группе лиц, придерживающихся вегетарианского типа питания. При имеющихся несомненных положительных эффектах преимущественно растительного типа питания довольно распространенным явлением при строгом вегетарианском питании является дефицит таких витаминов, как B12, Е и D.
Цель исследования - оценка фактического питания, пищевого статуса вегетарианцев, изучение обеспеченности витаминами А, Е, С, D, В2, В12, фолиевой кислотой, каротиноидами по содержанию в плазме крови и потреблению с рационом.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 46 клинически здоровых лиц, среди которых 26 (56,5%) мужчин и 20 (43,5%) женщин в возрасте от 22 до 38 лет. Все лица относятся ко 2-й группе физической активности (низкая физическая активность, коэффициент физической активности - 1,6), имели постоянное место работы, не заняты во вредных условиях труда. Индекс массы тела (ИМТ) существенно не отличался у мужчин и женщин и составил в среднем 22,06±3,01 кг/м2. Все обследуемые являлись лакто-ово-вегетарианцами со стажем более одного года, не придерживающимися сыроедения. Метаболический статус оценивали по показателям белкового, липидного, углеводного и минерального обменов, обеспеченность витаминами А, Е, С, D, В2, В12, фолиевой кислотой, каротиноидами изучали по содержанию в плазме крови и потреблению с рационом. Фактическое питание оценивалось методом суточного воспроизведения рациона, статистическую обработку результатов поводили с использованием программы SPSS Statistics 20.0.
Результаты. При анализе потребления пищевых веществ и энергии в группе мужчин и женщин выявлено, что у 100% обследуемых мужчин-вегетарианцев энергопотребление было ниже установленной физиологической нормы, у женщин энергопотребление соответствовало физиологическому и превышало значения, выявленные у мужчин-вегетарианцев. Анализ фактического питания вегетарианцев не выявил характерной для рациона большинства взрослого российского населения тенденции избыточного потребления жиров, добавленного сахара, адекватного уровня поступления белка на фоне недостаточного потребления пищевых волокон, наоборот, отмечалось снижение потребления белка животного происхождения - источника незаменимых аминокислот в составе молочных продуктов и яиц (58±7 г/сут у мужчин, 57±8 г/сут у женщин). При анализе расчетных данных по потреблению витаминов выявлено, что у большинства обследуемых вегетарианцев наблюдается их недостаточное поступление с пищей относительно рекомендуемых норм, содержание в пищевом рационе ниацина было снижено у всех вегетарианцев, причем у 56,3% обследуемых в 2 раза от рекомендуемой величины (20 мг/сут); в рационе подавляющего большинства участников исследования наблюдается недостаток витамина В2, у каждого второго
Конкурс молодых ученых
потребление этого витамина было ниже нормы на 22,7%, значительно снижено поступление витамина В1, которое наблюдалось у всех обследуемых, а у 43,8% снижено на 1/3 физиологической потребности.
Недостаток витамина С в рационе встречался у 58,6% обследуемых. В результате исследования биомаркеров витаминного статуса в плазме крови были выявлены изменения, касающиеся в основном обеспеченности микро-нутриентами - в сниженном содержании витаминов В2, В12, D3 в плазме крови (в 70,0; 81,3 и 68,8% случаев соответственно), сниженном поступлении их с пищей (наиболее выраженный недостаток характерен для витамина В12 -у 87,5% лиц). При оценке биохимических показателей в крови обследуемых существенных отклонений от нормы не выявлено. Концентрация общего белка, креатинина, мочевой кислоты, активность аминотрансфераз не выходила за переделы референтных величин. В 25% случаев наблюдалась повышенная концентрации общего билирубина, что, возможно, свидетельствует об усилении катаболизма гемопротеинов; у всех участников исследования снижен уровень мочевины (до 3,5±0,8 ммоль/л), что может являться следствием снижения интенсивности орнитинового цикла, определено повышение содержания негемового железа у 25,0% обследуемых, которое в 2 раза превышает норму.
Обсуждение. Несмотря на достаточно выраженный дефицит энергии, недостаток белка и жира в рационе питания лакто-ово-вегетарианцев, который усугубляется недостаточностью ряда витаминов, подтверждаемый дефицитом витаминов В2, В12, D3 в плазме крови, существенных отклонений от нормы показателей белкового, углеводного, липидного, минерального обменов выявлено не было.
Заключение. С целью коррекции пищевого рациона рекомендовано довести уровень энергопотребления и поступления белка в группе лакто-ово-вегетарианцев до рекомендуемых значений, а также использовать витаминизированные и/или специализированных пищевые продукты либо витаминно-минеральные комплексы.
Девятов А.А.1- 2, Рыжков И.Н.1
ДЕЙСТВИЕ МИНОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПИЩИ КАРНОЗИНА, КВЕРЦЕТИНА И ГЕСПЕРИТИНА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФОКАЛЬНОЙ ИШЕМИИ/РЕПЕРФУЗИИ
1 ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
2 ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва
Ишемический инсульт является одной из ведущих причин смерти в мире. Одним из ключевых факторов повреждения ткани головного мозга при ишемии является окислительный стресс (ОС), что свидетельствует о целесообразности применения антиоксидантов в этих условиях. Перспективными нейропротекторами могут быть и антиоксиданты, входящие в состав пищи. К таким веществам можно отнести флавоноиды гесперетин и кверце-тин, а также эндогенный дипептид карнозин. В связи с этим целью настоящей работы было изучение влияния квер-цетина, гесперитина и карнозина на параметры ОС и воспаления ткани мозга и плазмы крови на модели фокальной ишемии с реперфузией у крыс.
Материал и методы. Животным в корм добавляли карнозин в суточной дозе 150 мг/кг массы тела, либо квер-цетин, либо гесперитин в суточных дозах 50 мг/кг массы тела в течение 7 дней перед 60 мин окклюзией средне-мозговой артерии с последующей реперфузией. Через 24 ч после начала ишемии у животных оценивали влияние карнозина, кверцетина и гесперитина на площадь очага некроза, а также биохимические параметры. В ткани мозга и плазме крови животных определяли содержание малонового диальдегида (МДА), карбонильных производных белков (КПБ), общую антиоксидантную активность (ОАА), общую активность супероксиддисмутазы (СОД) и глута-тионпероксидазы (ГП). Кроме того, в ткани мозга оценивали активность каталазы (КАТ), глутатионтрансферазы (ГТ), концентрацию изопростанов и цитокинов. В качестве групп сравнения использовали ложнооперированных животных, и животных с ишемией, которым не добавляли в корм исследуемых веществ.
Результаты и обсуждение. Карнозин и гесперитин значимо уменьшали площадь некротического очага при ишемии. Кверцетин при добавлении в рацион животных не оказывал значимого влияния на размер очага. Кверцетин и гесперитин принадлежат к одному классу полифенолов и довольно близки по структуре. Тем не менее у кверцетина, в отличие от гесперитина, в наших условиях эксперимента не обнаруживалось прямого нейропротекторного действия.
Карнозин в ткани мозга при ишемии снижал уровень МДА и изопростанов, а также увеличивал общую антиоксидантную активность в мозге и плазме крови. Снижение содержания маркеров окислительного стресса - МДА и изопростанов в ткани мозга с фокальной ишемией под действием карнозина может быть обусловлено как способностью карнозина связывать продукты окислительных превращений липидов, так и его способностью напрямую взаимодействовать с активными формами кислорода. Также карнозин может препятствовать образованию более активных форм кислорода за счет своих буферных свойств. Гесперитин в ткани мозга также снижал концентрацию МДА. Помимо этого гесперитин при ишемии повышал в ткани мозга активность СОД, приближая ее к уровню у интактных животных. При этом гесперитин снижал активность СОД в плазме крови. Сохранение активности СОД в мозге под действием гесперитина при ишемии может быть объяснено как его способностью защищать фермент от разрушающего действия активных радикалов, так и его способностью индуцировать экспрессию гена СОД.