Конкурс молодых ученых
Установлена эффективность применения образовательных технологий для взрослого населения в отношении изменения структуры питания ввиду профилактики алиментарно-зависимых анемий. В группах вмешательства повысились уровень знаний о рациональном питании (р=0,0005; удельный вес правильных ответов при тестировании - 60%) и пищевое потребление ряда значимых микронутриентов (аскорбиновая кислота - с 56,0 до 63,0 мг/сут; р=0,0019; железа - с 15,9 до 18,0 мг/сут; р=0,0590).
Регулярное применение витаминно-минерального комплекса в течение 2 мес позволило улучшить обеспеченность организма железом (с 11,73 до 17,99 мкг/г, р<0,001), цинком (с 157,2 до 183,5 мкг/г; р<0,001), медью (с 9,93 до 12,24 мкг/г; р<0,001). У лиц группы сравнения статистически значимых изменений не произошло.
Эффективность применения биопродукта «Пролакта». Установлено, что регулярное применение биопродукта «Пролакта» (в течение 60 дней) позволило существенно повысить пищевое потребление нутриентов, имеющих значение в формировании анемий, связанных с питанием, что нашло свое отражение в росте уровней сывороточного железа (с 12,1 до 15,5 мкмоль/л; р=0,0492), фолиевой кислоты (с 4,6 до 6,9 нг/мл; р<0,001) у лиц основной группы исследования, чего не наблюдалось в группе сравнения. Кроме того, в основной группе статистически значимо улучшились показатели качества жизни, связанного со здоровьем (шкала «физический компонент здоровья» общего опросника MOS SF-36, шкалы специализированного гастроэнтерологического опросника GSRS), сократился удельный вес лиц с латентным дефицитом железа с 41,8 до 25,3% (р<0,05) и возрос удельный вес лиц с нормальной обеспеченностью железом (с 26,6 до 41,8%; р<0,05).
Заключение. Полученные данные экспериментальных исследований современных технологий алиментарной профилактики показали свою эффективность в отношении первичной профилактики анемий, связанных с питанием. Система профилактики массовых социально-значимых болезней должна основываться на комплексе мер, сочетающих индивидуальную (прием витаминно-минеральных комплексов) и популяционную (применение специализированного обогащенного биопродукта) стратегии профилактики, а также реализацию образовательных программ для различных групп населения.
Голайдо Е.М., Галицкая А.В.
НОВОЕ В ДИАГНОСТИКЕ «ВЕСОВОГО ПЛАТО» С ПРИКЛАДНЫХ ПОЗИЦИЙ
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
Актуальность. Феномен «весового плато» - это остановка снижения массы тела при похудении, которая может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев и являться следствием дезадаптации обмена веществ к изменившимся нутриционным условиям (истинное «весовое плато») либо недостаточной комплаентности пациента к предложенной диетотерапии (ложное «весовое плато»), что предполагает принципиально различную модификацию питания и медикаментозную коррекцию в последующем. Данный феномен в настоящее время изучен недостаточно полно и не имеет четких диагностических критериев, в связи с чем нами предпринята попытка создания способа его определения.
Цель исследования - предложить расчетный способ определения феномена «весового плато», доступный для опосредованной оценки динамики основного обмена в процессе лечения пациентов с ожирением, и показать его практическую состоятельность.
Методом создания способа стал статистический анализ расчетного уровня основного обмена (выборочное среднее и выборочное стандартное отклонение) на основе потенциальных математически подобранных антропометрических данных с последующим вычислением доли разницы настоящих значений уровня основного обмена при избыточной массе тела и ожирении и рекомендуемых значений (о расчетах подробнее см.: Голайдо Е.М., Галицкая А.В. Диагностические критерии феномена «весового плато» в процессе лечения ожирения // Ожирение и метаболизм. -2018. - Т. 15, № 1. - С. 25-29). Вкратце можно выделить следующие этапы способа: 1) определение нормальной массы тела пациента (МТнорм, кг) по формуле Брока-Бругша; вычисление величины X (%) превышения МТфакт (фактической) над МТнорм по формуле: X = (МТфакт - МТнорм) Ч 100 / МТнорм, округляя ее до ближайшего числа, кратного 5; 2) расчет уровня нормального основного обмена (ООнорм, ккал/сут) по известным формулам Харриса-Бенедикта для мужчин и женщин; вычисление величины Y - разницы между ООнорм и ООфакт по формуле: Y = (ООфакт - ООнорм) х 100 / ООнорм; 3) определение сигмального коридора для рассчитанного значения Y по его отношению к а и 2о в соответствии с полученным ранее значением X по гендерным таблицам (предлагаются в способе); заключение о наличии «весового плато», если искомое значение Y меньше |j-2a.
Материал. В дальнейшем на амбулаторном этапе на базе клиник Самарского государственного медицинского университета были обследованы 33 пациента с избыточной массой тела и ожирением, из них 3 мужчин и 30 женщин в возрасте от 29 до 65 лет. Индекс массы тела 25-30 кг/м2 - у 7, 30-35 кг/м2 - у 13, 35-40 кг/м2 - у 10 и более 40 кг/м2 - у 3 пациентов. В процессе трехмесячного лечения и наблюдения выделено две группы по принципу величины редукции массы: менее 5% первоначальной массы тела (n=22) и свыше 5% (n=11). В каждой группе оценено соотношение динамики снижения массы и наличие «весового плато» согласно предложенному способу. Фактический уровень основного обмена определялся с помощью анализатора оценки баланса водных секторов организма «АВС-01 МЕДАСС» с базовой программой оценки состава тела АВС-0362 (биоимпедансное обследование). Статистический анализ полученных результатов проводился с помощью программы SPSS Statistics версия 20.
Часть I. Нутрициология и диетология
В результате обследования были выделены показатели, которые, на наш взгляд, играют ведущую роль в интерпретации процесса снижения массы тела с позиции предложенного способа: индекс массы тела (ИМТ), соотношение объемов талии и бедер (ОТ/ОБ), доля жировой массы (ЖМ), фазовый угол (ФУ), удельный основной обмен (УОО) и сигмальный коридор как индикатор «весового плато». Выявлено, что в первой группе с большей частотой встречались: больший ИМТ (М=34,8 кг/м2), верхний тип отложения подкожно-жировой клетчатки (М=0,88), большая доля ЖМ (М=42,2%), меньший ФУ (М=6,25), меньший УОО (22 п/ц) и 1-й сигмальный коридор (как индикатор «весового плато»). Во второй группе чаще определялись соответственно: меньший ИМТ (М=31,4 кг/м2), равномерное распределение жировой ткани (М=0,85), меньшая доля ЖМ (М=40,5%), больший ФУ (М=6,64), больший УОО (39 п/ц) и 3-й сигмальный коридор (как показатель достаточной интенсивности обменных процессов). Различия значимы по показателям сигмального коридора (р=0,04) и ИМТ (р=0,05). В свою очередь, доля редукции массы тела как результативный признак имеет статистически значимые различия в зависимости от наличия «весового плато» (р=0,037): у пациентов с результатами расчетов в 5-м сигмальном коридоре доля снижения массы тела от исходных данных наибольшая. Также определена теснота корреляционной связи (шкала Чеддока) самого «весового плато» и ФУ - прямая умеренная (р=0,034), доли ЖМ - обратная умеренная (р=0,01) и УОО - прямая высокая (р<0,01).
Заключение. Таким образом, те пациенты, которые достигли большего успеха в процессе похудения, характеризовались изначально меньшим ИМТ, хотя бытует мнение, что чем выше степень ожирения в начале диетотерапии, тем эффективнее она снижается; а также отсутствием «весового плато». В свою очередь, «весовое плато» на диагностическом уровне может быть принципиально связано с величиной фазового угла (показатель емкостных свойств клеточных мембран и жизнеспособности биологических тканей) и долей жировой массы, что требует дальнейшего изучения - ровно так же, как и предложенный способ.
Горбачев Д.О.1, Сазонова О.В.1, Коденцова В.М.2, Бекетова Н.А.2, Вржесинская О.А.2
ИЗУЧЕНИЕ ПИЩЕВОГО СТАТУСА ЛАКТО-ОВО-ВЕГЕТАРИАНЦЕВ
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
2 ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
Актуальность. На сегодняшний день вегетарианство распространено во многих странах мира. По данным Рос-стата, численность приверженцев вегетарианского типа питания среди российского населения незначительна: около 0,3%. Вегетарианский рацион ассоциируется со сниженным риском атеросклероза, среди вегетарианцев отмечается более низкая частота желчнокаменной болезни, сахарного диабета, ожирения. Распространенность и смертность от ишемической болезни сердца и инсульта, некоторых видов рака достоверно ниже в группе лиц, придерживающихся вегетарианского типа питания. При имеющихся несомненных положительных эффектах преимущественно растительного типа питания довольно распространенным явлением при строгом вегетарианском питании является дефицит таких витаминов, как B12, Е и D.
Цель исследования - оценка фактического питания, пищевого статуса вегетарианцев, изучение обеспеченности витаминами А, Е, С, D, В2, В12, фолиевой кислотой, каротиноидами по содержанию в плазме крови и потреблению с рационом.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 46 клинически здоровых лиц, среди которых 26 (56,5%) мужчин и 20 (43,5%) женщин в возрасте от 22 до 38 лет. Все лица относятся ко 2-й группе физической активности (низкая физическая активность, коэффициент физической активности - 1,6), имели постоянное место работы, не заняты во вредных условиях труда. Индекс массы тела (ИМТ) существенно не отличался у мужчин и женщин и составил в среднем 22,06±3,01 кг/м2. Все обследуемые являлись лакто-ово-вегетарианцами со стажем более одного года, не придерживающимися сыроедения. Метаболический статус оценивали по показателям белкового, липидного, углеводного и минерального обменов, обеспеченность витаминами А, Е, С, D, В2, В12, фолиевой кислотой, каротиноидами изучали по содержанию в плазме крови и потреблению с рационом. Фактическое питание оценивалось методом суточного воспроизведения рациона, статистическую обработку результатов поводили с использованием программы SPSS Statistics 20.0.
Результаты. При анализе потребления пищевых веществ и энергии в группе мужчин и женщин выявлено, что у 100% обследуемых мужчин-вегетарианцев энергопотребление было ниже установленной физиологической нормы, у женщин энергопотребление соответствовало физиологическому и превышало значения, выявленные у мужчин-вегетарианцев. Анализ фактического питания вегетарианцев не выявил характерной для рациона большинства взрослого российского населения тенденции избыточного потребления жиров, добавленного сахара, адекватного уровня поступления белка на фоне недостаточного потребления пищевых волокон, наоборот, отмечалось снижение потребления белка животного происхождения - источника незаменимых аминокислот в составе молочных продуктов и яиц (58±7 г/сут у мужчин, 57±8 г/сут у женщин). При анализе расчетных данных по потреблению витаминов выявлено, что у большинства обследуемых вегетарианцев наблюдается их недостаточное поступление с пищей относительно рекомендуемых норм, содержание в пищевом рационе ниацина было снижено у всех вегетарианцев, причем у 56,3% обследуемых в 2 раза от рекомендуемой величины (20 мг/сут); в рационе подавляющего большинства участников исследования наблюдается недостаток витамина В2, у каждого второго