ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАМКАХ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Сироткина А.А.
Сироткина Анастасия Александровна - магистрант, Балтийский Федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград
Аннотация: в статье приводятся определения понятий «акмеология», «акмеологический подход», «педагогический потенциал», «акмеологический потенциал педагога»; перечисляются цели и задачи акмеологии; охарактеризуются достоинства внедрения акмеологического подхода в педагогическую деятельность. Кроме этого, авторы описывают структуру акмеологического потенциала педагога, представляют методики, которые можно использовать для изучения педагогического потенциала с целью дальнейшего саморазвития и самосовершенствования учителя.
Ключевые слова: педагогический потенциал, акмеология, акмеологический подход, акмеологический потенциал педагога, структура акмеологического потенциала.
УДК 37.032
В современных условиях модернизации образования существует ряд подходов к организации и содержанию профессионального развития педагогов. Однако возникает вопрос - адекватны ли они целям и задачам не только профессионального, но и личностного развития специалистов? По-новому подойти к проблеме развития педагогического потенциала стало возможно с появлением акмеологии - науки о наивысших достижениях в области профессионального мастерства.
Слово «акмеология» берет свое начало от греческих слов «акме» - вершина, зрелость и «логос» - понятие, учение. Н.В. Кузьмина дала следующее определение акмеологии - «наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально-значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке» [1].
Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин духовно-нравственного, физического и профессионального развития, его гуманизация [2]. При этом А.А. Ушаков выделяет следующие задачи акмеологии:
1. практическое и теоретическое обоснование системы методов и средств, позволяющих реализовать развитие человека как профессионала и личности;
2. саморазвитие и личностно-профессиональное развитие специалистов в условиях формирующейся образовательной среды, актуализация ее профессионально-развивающих ресурсов в личностно значимые смыслы;
3. разработка методического инструментария и практико-ориентированных технологий для достижения новых ступеней профессионализма [3].
Процесс формирования методов акмеологических исследований и решения практических задач способствовал их объединению для достижения высокой эффективности. В свою очередь это привело к созданию научных подходов, позволяющих решать задачи развития профессионализма и личности. Их можно объединить под общим названием - акмеологический подход. Н.Е. Кузнецова и Н.А. Печказова следующим образом определили акмеологический подход - «важное методологическое направление, помогающее разрабатывать модели, проекты и тактику современного образования и формирования человека до уровня его высших достижений, развития его как целостности, как субъекта творческой деятельности, как личности, как индивидуальности» [4].
Акмеологический подход в системе профессионального образования способствует усилению профессиональной мотивации, стимулированию реализации творческого потенциала, выявлению и использованию личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога.
В последнее время интерес к исследованию вопросов развития потенциала личности педагога постоянно растет. В связи с этим А. М. Боднаром ввел понятие «педагогический потенциал». По его мнению, педагогический потенциал рассматривается как сложное комплексное понятие, под которым понимают способность и синтез определенных личностных качеств человека, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности.
По мнению многих исследователей, изучение потенциала человека важно для целостного понимания личности в ее последовательном развитии, характерного для интегративно -комплексной науки акмеологии [5]. Поэтому все актуальнее становится вопрос развития акмеологического потенциала педагога, который Е.А. Леонтьева охарактеризовала как «интегративное образование, объединяющее в себе такие характеристики учителя, которые являются основой для самостоятельной педагогической деятельности, постоянного самосовершенствования, достижения педагогического мастерства и помогают ему самореализоваться в профессиональном плане» [6].
Для реализации акмеологического потенциала педагога целесообразно придерживаться определенной структуры. В интересы нашего исследования попадает структура акмеологического потенциала педагога, разработанная И.Е. Балыковой, в которую входят четыре компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный, творческо-деятельностный и рефлексивный.
Когнитивый компонент подразумевает знание и понимание общих принципов, закономерностей и методов личностно-профессионального развития. Ценностно-мотивационный компонент подразумевает стремление к саморефлексии, саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, самокоррекции. Творческо-деятельностный компонент характеризуется творческими способностями, стремлением и умением проявлять активность и самостоятельность. Рефлексивный компонент предполагает способность педагога оценить удовлетворенность самореализацией в качестве учителя [7].
Для выявления возможностей развития педагогического потенциала учителя на основе акмеологического подхода можно провести специальное анкетирование, для реализации которого мы предлагаем использовать следующие методики:
1. Оценка уровня готовности педагога к развитию (методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой).
2. Оценка уровня творческого потенциала личности (методика А.С. Шарова).
3. Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» (методика Н. В. Журина и Е. П. Ильина).
4. Опросник Р.В. Овчаровой «Самооценка профессиональных качеств педагога».
Данные методики предназначены для выявления отношения учителя к своей профессиональной деятельности, готовность к нововведениям, пониманию своей мотивации, способности к саморазвитию. Кроме этого, они соответствуют четырем компонентам структуры акмеологического потенциала педагога, представленной И.Е. Балыковой. Оценка уровня готовности педагога к развитию относится к ценностно-ориентационному компоненту. Оценка уровня творческого потенциала личности соотносится с творческо-деятельностным компонентом. Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» необходима для рефлексивного компонента. Опросник Овчаровой Р.В. «Самооценка профессиональных качеств педагога» относится к когнитивному компоненту.
Пройдя данное анкетирование педагог оценит необходимость развития того или иного компонента своего акмеологического потенциала, сможет выработать стратегию действий для дальнейшего самосовершенствования.
Внедрение акмеологического подхода в современную систему профессионального образования может способствовать усилению профессиональной мотивации специалистов и создать возможности для достижения вершин в своей профессиональной и личной жизни.
Список литературы
1. Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». -2007. - 208 с.
2. Жуина Д.В. Акмеология профессиональной деятельности: учебник / Д. В. Жуина. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева. - 2013. — 231 с.
3. Ушаков А.А. Акмеологические основы высшего образования: учеб.-метод. пособие / А.А. Ушаков. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т.- 2019. - 148 с.
4. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1224.
5. Балыкова И.Е. Акмеологический потенциал учителя как предмет психологопедагогического анализа // Инновационная наука. - 2015.- С. 185.
6. Земцова В.И., Леонтьева Е.А. Теоретические предпосылки развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С.137-144.
7. Балыкова И.Е. К вопросу о сущности акмеологического потенциала будущих учителей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. -№3 (33). - С. 199-200.