К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ON THE ESSENCE OF ACMEOLOGICAL POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS
И.Е. Балыкова
I.E. Balykova
Акмеологический потенциал будущих учителей, когнитивный компонент, ценностно-мотивационный компонент, творческо-деятельностный компонент, рефлексивный компонент.
В статье предлагается собственное определение понятия «акмеологический потенциал будущего учителя». Выделены и описаны характеристики сформированное™ его компонентов (когнитивный, ценностно-мотивационный, творческо-деятельностный и рефлексивный). Обозначены критерии (внутренний и внешний) и описаны уровни развития акмеологического потенциала будущих учителей (высокий, средний и низкий).
Acmeological potential of future teachers, cognitive component, value-motivational component, creative activity component, reflective component. The author of the article offers her own definition of the concept of «acmeological potential of a future teacher». The characteristics of the formed-ness of its components (namely, cognitive, value-motivational, creative activity and reflective ones) are identified and described. The criteria (internal and external) and the levels of development of acmeological potential of future teachers (high, medium and low) are also defined and described.
Происходящие в педагогической теории и практике инновационные процессы предъявляют серьезные требования к подготовке студентов - будущих учителей, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям, ориентированных на профессиональное непрерывное саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, профессионально-личностное развитие [Адольф, 2015]. Поэтому актуальной становится проблема развития акмеологического потенциала будущих учителей.
Был проведен теоретический анализ научных работ И.А. Беспалова, Ю.А. Гагина, A.A. Дер-кач, A.A. Жигулина, Е.А. Леонтьевой, В.Н. Маркова, Д.Н. Мотыгуллина, С.М. Селезневой и др., ученых, посвященных изучению феномена «акмеологический потенциал». На основе результатов анализа мы отметили, что у авторов наблюдаются расхождения при формулировке и определении содержания данного понятия, выделении и описании структурных его компонентов, критериев и уровней развития [Балыкова, 2015а, с. 186-187].
Мы предлагаем понимать под акмеологи-ческим потенциалом будущего учителя совокупность акмеологических профессионально важных качеств личности, отражающих готовность и способность к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию, направленных на обеспечение эффективности педагогической деятельности, понимание и принятие современных ценностей педагогической профессии, стремление следовать им в профессиональной деятельности [Балыкова, 2015а, с. 187].
Сопоставление разных подходов к определению компонентного акмеологического потенциала позволило нам сделать некоторые общие выводы и представить собственный вариант структуры, учитывая особенности педагогической деятельности. В структуре акмеологического потенциала будущих учителей мы выделяем четыре компонента - когнитивный, ценностно-мотивационный, творческо-деятельностный и рефлексивный.
Когнитивный компонент включает знания и понимание общих принципов, закономерностей и методов личностно-профессионального развития, систему знаний об акмеологии, ак-
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
Н U
W PQ
# НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
меологическом потенциале, его составляющих и пр. Способствует пониманию необходимости развития своего акмеологического потенциала и ориентирует на повышение уровня профессионализма, профессионального мастерства и компетентности. Имеет направленность на обобщение и систематизацию собственного педагогического опыта и опыта других.
Ценностно-мотивационный компонент - совокупность ценностных и мотивационных образований. Включает стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, саморефлексии, самоконтролю, самокоррекции. Проявляется в стремлении достижения максимальной эффективности и результативности в деятельности по личностно-профессиональному развитию, формирования акме-мотивации и ценностных составляющих, поиска и получения новых акмеологических знаний и умений.
Творческо-деятельностный компонент включает творческие способности, умение и стремление проявлять активность и самостоятельность. Направлен на освоение и реализацию на практике знаний об акмеологии, акмеологическом потенциале и его структуре и пр. Проявляется в способностях самостоятельно выбирать ресурсы для собственного развития и оптимальный вариант действия для достижения эффективного результата, создавать развивающую среду, оказывать акмеологическое воздействие на себя и других. Выражается в стремлении к личностно-профессиональному развитию, проявлению творчества в мышлении (быстрота, гибкость, оригинальность, законченность) и деятельности, владению акмеологическими технологиями саморазвития и самосовершенствования.
Рефлексивный компонент подразумевает способность к объективной самооценке личностного и профессионального потенциала, самопознанию, саморефлексии, самооценке профессиональной деятельности и дальнейшей самокоррекции, удовлетворенность в самореализации в педагогической деятельности.
Под критериями развития акмеологического потенциала будущих учителей мы понимаем знания и умения, раскрывающиеся в единстве
и взаимосвязи содержательные характеристики описанных компонентов. В качестве критериев развития акмеологического потенциала будущего учителя мы выделяем - внутренний и внешний. Внутренним критерием является сформи-рованность всех его компонентов: 1) когнитивный подразумевает наличие знаний об акмеологии, акмеологическом потенциале, его составляющих, осознание их значимости успешного осуществления профессиональной деятельности; 2) ценностно-мотивационный - это устойчивое положительное отношение к педагогической профессии, постоянное стремление к повешению профессионализма, педагогического мастерства; 3) творческо-деятельностный включает стремление к профессиональному непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию, успешное применение акмеологических умений и знаний в педагогической деятельности, творческий и креативный подход в осуществлении деятельности; 4) рефлексивный - умение осуществлять саморефлексию, самоанализ и самокоррекцию профессиональной деятельности. Внешний критерий проявляется в активной и успешной деятельности, направленной на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самоконтроль, саморефлексию и самокоррекцию, которые выступают основными составляющими профессионально-личностного развития будущего учителя.
Понимая важность диагностики акмеологического потенциала, мы предлагаем уровни -высокий, средний и низкий.
Высокий уровень характеризуется высоким уровнем системы акмеологических знаний и умений, учебной мотивацией и профессиональными способностями, мотивацией к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Проявляется в сформированное™ умений адекватной и соответствующей самооценки, саморефлексии, продуктивной и целенаправленной самокоррекции, в умении успешного определения возможных путей, способов и результатов развития акмеологического потенциала. Характерны высокий уровень творчества в мышлении и профессиональной деятельности, профессиона-
лизма и профессионального мастерства, положительное ценностное отношение к педагогической профессии, выраженное акме-ориентированное профессионально-личностное развитие.
Средний уровень характеризуется спонтанной и неосознанной мотивацией саморазвития, самосовершенствования, формирования у себя ценностных составляющих, проявлением активности, самостоятельности, инициативы, творчества в профессиональной деятельности. Проявляется в несистематической потребности в получении акмеологических знаний и умений, профессионально-личностного развития, повышения уровня профессионализма и профессионального мастерства, в необъективности оценки собственной деятельности и других. Слабо развиты навыки саморефлексии, самоконтроля, самокоррекции.
Низкий уровень характеризуется низким уровнем развития мотивации к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, формирования ценностных составляющих, уровнем системы акмеологических знаний и умений. Отсутствует способность к самопознанию, самооценке профессиональной деятельности, саморефлексии, профессионально-личностному развитию, повышению уровня профессионализма и профессионального мастерства. Проявляется отрицательное отношение к педагогической деятельности.
Таким образом, определение содержания понятия, уточнение его структуры, выявление критериев и уровней развития позволяют нам перейти к следующему этапу научного исследования - разработке структурно-функциональной модели развития акмеологического потенциала будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.
1.
2.
3.
Библиографический список
Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 5-11.
Балыкова И.Е. Акмеологический потенциал учителя как предмет психолого-педагогического анализа // Инновационная наука: международный научный журнал. 2015а. № 1-2. С. 185-188. Балыкова И.Е. Об актуальности развития акмеологического потенциала студентов // Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: традиции, инновации, перспективы: сб. материалов III Международной научно-практической конференции (Абакан, 28-29 апреля 2015 г.) / науч. ред. Н.В. Надеева; отв.ред. Е.В. Реутов, Н.Л. Чудаева. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО ХГУим. Н.Ф. Катанова, 20156. С. 151-154.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м