Психокоррекция и регуляция состояний
Psycho-correction and regulation of states
Научно-практическая статья
УДК 159.9.07; 159.96 © Зауторова Э. В., Прокурова С. В., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-300-306
5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Изучение особенностей эмпатии у несовершеннолетних осужденных мужского пола, лишенных родительского попечения
Эльвира Викторовна Зауторова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики 1 ведущий научный сотрудник 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1334-2654 Софья Витальевна Прокурова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии 3; доцент кафедры общей и клинической психологии 4; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2880-9728
1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Вологда, ул. Щетинина, 2, Россия 2Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, Россия
3 Волгоградский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 400066, Волгоград, ул. Гагарина, 8, Россия
4 Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, Волгоград, пл. Павших Борцов, 1, Россия
Реферат. Введение. Актуальность темы исследования определяется результатами анализа практики ресоциализации несовершеннолетних осужденных мужского пола, которые указывают на низкий уровень развития у них эмпатических способностей. Данный факт свидетельствует о том, что у несовершеннолетних присутствует негативное отношение к уголовному наказанию, жертве преступления и в целом к процессу их ресоциализации. Материалы и методы. Использовались методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) и «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко), а также анализ данных первичной статистики, непараметрический статистический критерий для сравнения двух независимых выборок и-критерий Манна-Уитни. Базой исследования явилась Канская воспитательная колония ГУФСИН России по Красноярскому краю. Возраст респондентов от 16 до 18 лет. Выборку составили 22 несовершеннолетних осужденных мужского пола, воспитывающихся в семьях (1 группа) и лишенных родительского попечения (2 группа). Результаты и обсуждение. В выявлении причин противозаконного поведения осужденных несовершеннолетнего возраста большое внимание уделяется особенностям семьи и воспитания в ней, так как образ жизни в значительной мере зависит от усвоенных в семейном кругу ценностей и норм. У большинства респондентов преобладает средний показатель выраженности эмпатии: в 1 группе — 63,6%, во 2 группе — 72,7%. Незначительная доля испытуемых из обеих групп имеет заниженный уровень выраженности эмпатии. Такие люди чаще всего являются равнодушными к окружающим, они не страдают от чужих проблем и живут только ради себя. Их не волнует чужая боль, а проявления жизнерадостности случаются чрезвычайно редко. Выводы. У осужденных, воспитывающихся в семьях и лишенных родительского попечения, эмпатические способности имеют примерно одинаковый уровень проявления. У них в большинстве случаев отмечается средний уровень выраженности эмпатии, отсюда можно заключить, что такие люди обладают умением слышать собеседника, стремятся его понимать и способны представить мысленно эмоции человека как положительные, так и отрицательные. Чем выше уровень эмпатии, тем больше выражено положительное отношение осужденного подростка к воспитательному процессу, организованному в местах лишения свободы, а также к процессу ресоциализации и исправления своей личности.
Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, воспитательная колония, несовершеннолетние осужденные, лица без родительского попечения, эмпатия, особенности эмпатии
Для цитирования: Зауторова Э. В., Прокурова С. В. Изучение особенностей эмпатии у несовершеннолетних осужденных мужского пола, лишенных родительского
попечения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 300-306. 1^://(1о1огдЛ0. 24412/1999-6241-2024-398-300-306
Scientific and Practical Article
UDC 159.9.07; 159.96 © Zautorova E. V., Prokurova S. V., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-398-300-306 5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security
Study of Empathy Peculiarities in Male Juvenile Convicts Deprived
of Parental Care
Elvira V. Zautorova, Doctor of Science (in Pedagogy), Professor, Professor at the chair of Legal Psychology and Pedagogy 1 leading researcher 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1334-2654
Sophya V. Prokurova, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Sociology, General and Legal Psychology 3; Associate-Professor at the chair of General and Clinical Psychology 4; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2880-9728
' Vologda Institute of Law and Economics of Russian Federal Penitentiary Service, 2 Shchetin st., Vologda, 160002, Russia
2 Research Institute of Russian Federal Penitentiary Service, 15-a bld. 1 Narvskaya st., Moscow, 125130, Russia
3 Volgograd Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 8 Gagarin st., Volgograd, 400066, Russia
4 Volgograd State Medical University, 1 Pavshikh Bortsov sq., Volgograd, 400131, Russia
Abstract. Introduction. The relevance of the research topic is determined by the results of the analysis of the practice of re-socialization of male juvenile convicts, which indicate a low level of development of their empathic abilities. This fact proves that juveniles have a negative attitude towards criminal punishment, the victim of a crime and to the process of their re-socialization in general. Materials and Methods. The methods 'Diagnostics of the level of empathic abilities' (V. V. Boyko) and 'Diagnostics of emotional barriers in interpersonal communication' (V. V. Boyko) were used, as well as the analysis of primary statistics data, non-parametric statistical criterion for comparing two independent samples - Mann-Whitney U-criterion. The base of the study was Kansk Young Offender Institution of the State Directorate of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation for the Krasnoyarsk Territory. The age of respondents was from 16 to 18 years. The sample consists of 22 male juvenile convicts brought up in families without parental care. Results and Discussion. In identifying the causes of unlawful behaviour of convicted juveniles, much attention is paid to the peculiarities of the family and upbringing, since the way of life depends to a large extent on the values and norms learned in the family circle. The majority of juvenile convicts brought up in families and convicts deprived of parental care have a medium level of empathy: in group 1 — 63.6%, and in group 2 — 72.7%. A small percentage of subjects from both groups have an underestimated level of empathy. Such people are most often indifferent to others, they do not suffer from other people's problems and live only for themselves. They do not care about other people's pain, and extremely rarely display cheerfulness. Conclusions. Convicts brought up in families and those deprived of parental care have approximately the same level of empathic abilities and their manifestation. In most cases, they have a medium level of empathy expression, which indicates that such people have the ability to hear the interlocutor, strive to understand him/her and are able to mentally represent human emotions, both positive and negative. The higher the level of empathy is, the more positive is the attitude of the juvenile convict to the educational process organized in places of deprivation of liberty, as well as to the process of re-socialization and reforming of his personality.
Keywords: penal system, Young Offender Institution, juvenile convicts, persons without parental care, empathy,
empathy peculiarities
Citation: Zautorova E. V., Prokurova S. V. Study of Empathy Peculiarities in Male Juvenile Convicts Deprived of Parental Care. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98). Pp. 300-306 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-300-306
Основные положения
1. В воспитательной колонии у несовершеннолетних осужденных мужского пола, воспитывающихся в семьях, и у подростков, характеризующихся семейной десоциали-зацией и лишенных родительского попечения, отмечается средний уровень проявления эмпатических способностей.
2. Чем выше уровень эмпатии, тем более выражено положительное отношение осужденного подростка к воспитательному процессу, организованному в местах лишения свободы, а также к процессу ресоциализации и исправления своей личности.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
В настоящее время количество преступлений, совершенных
несовершеннолетними, остается высоким, хотя за последние годы процент подобных преступлений в целом по Российской Федерации снизился.
Так, председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин отметил, что в 2022 г. в суд направлено 8243 уголовных дела в отношении 10 627 несовершеннолетних. 42% несовершеннолетних совершили кражи и мошенничества, свыше 17% — грабежи, разбои и вымогательства, 12% — неправомерное завладение транспортным средством, а 11% связаны с незаконным оборотом наркотиков 1.
Причем наиболее часто совершаются преступления подростками в возрасте 16-17 лет, а в соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица,
1 Бастрыкин А. И. Интервью «Российской газете» // Рос. газета. 2023. 19 апр. URL: https://rg.ru/2023/04/19/malenkij-i-ochen-opasnyj.html (дата обращения: 29.11.2023).
которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Большая часть несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, — это лица из неблагополучных семей с пониженным статусом финансовой обеспеченности. Жизнь в условиях изоляции от общества намного лучше, чем в собственных домах, отмечают воспитанники. В первую очередь, они обращают внимание на питание, чистоту и порядок в отряде воспитательной колонии. У несовершеннолетних осужденных социальные причины преступности выражены в наибольшей степени.
Анализ практики ресоциализации несовершеннолетних осужденных мужского пола указывает на низкий уровень развития эмпатии, что влияет на отношение подростка к уголовному наказанию и в целом к процессу их исправления. Эмпатия — социальная эмоция, которая определяет способность человека отвечать на переживание других людей. В данном понятии обнаруживаются признаки рефлексивных действий осознания и явлений чувственного знания.
В связи с этим особый интерес представляет изучение эмпатических различий между двумя категориями осужденных несовершеннолетнего возраста: воспитывающихся в семьях и лишенных родительского попечения.
Общая гипотеза, на которой строилась наша работа, заключалась в предположении, что у осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, воспитывающихся в семьях, отмечается более высокий уровень эмпатических способностей, чем у осужденных подростков, лишенных родительского попечения.
Цель — изучение особенностей проявления эмпатии у несовершеннолетних осужденных мужского пола, лишенных родительского попечения.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Понятие «эмпатия» представляет собой явление, включающее осознание чувств, мыслей и переживаний другого человека, сенсорную реакцию и способность делиться, облегчать переживания других людей и обмениваться эмоциями с другим человеком на любом аффективном уровне. Эмпатическая способность личности возрастает с накоплением жизненного опыта, зависит от возрастных особенностей личности и социального окружения человека.
А. А. Реан утверждает, что сфера отношений к социальным установкам, являющаяся значимой при оценке противоправного поведения осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, есть главное различие личности преступника и законопослушного гражданина [1]. На первое место при формировании нравственных и гуманных отношений выдвигается изучение генезиса и механизмов асоциального поведения [2-5]. Такие психологи, как Д. Бэт-сон, Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтнер, Н. И. Загузов, В. С. Мухина, А. С. Чернышев и др., одним из механизмов вышеуказанного поведения считают эмпатию.
Впервые понятие «эмпатия» ввел американский психолог Э. Титченер и определял ее как основной этап в развитии
различных познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности. Его учение продолжили отечественные и зарубежные исследователи (Л. Божович, В. Бойко, В. Лабунская, Ф. Олпорт, а также К. Роджерс, К. Теврис,
B. Уилмер, М. Шелер и др.), отмечая, что эмпатия является важной составляющей в отношениях между людьми, она дает возможность предвидеть действия других людей и понимать причины их поступков. Именно эмпатия помогает человеку быть социально развитым и активным [6].
Слово эмпатия (empathy) происходит от греческого empatos (em — в, pathos — страсть, сильное чувство, страдание). В 1909 г. Э. Титченер перевел немецкое слово Einfühlung как «вчувствование». После этого в 1924 г. он писал, что слово было сконструировано по аналогии со словом sympathy (симпатия) [6].
Еще древнегреческие философы начали изучать симпатию. С данным понятием работали такие ученые, как
C. Смит, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Шопенгауэр и др. В 1926 г. М. Шелером более конкретно была изучена теория симпатии. Под симпатией он понимал разделение эмоций из жизни другого человека. Это интенциональный акт, который был направлен на знание личности другого как высшей ценности [7].
Т. Липс исследовал понятие «эмпатия», которое связано с теорией вчувствования. Он определил, что вчувствование основано на подражании и представляет собой своеобразный вид познания сущности предмета или объекта [8]. К. Роджерс доказывал, что находиться в состоянии эмпатии — это значит точно воспринимать внутренний мир другого и без потери ощущения «как будто», но если ощущение «как будто» пропадает, то речь будет идти о заражении эмоцией другого человека [9].
Американский эволюционный биолог и физиолог Д. Даймонд предложила свое понимание эмпатии. Она писала, что эмпатия является структурированием мира по образу другого и воображаемым переживанием себя и мысли собеседника, также она выделила новый вид эмпатии, который носит название «предикативная», — это способность человека предсказывать ответы другого в определенных ситуациях и воспринимать его 2.
По мнению С. Л. Рубинштейна, «эмпатия» — элемент любви человека к человеку, который опосредован эмоциональным контактом с окружающими его людьми. Он противопоставлял данный феномен «расширенному эгоизму» [10]. А. В. Запорожец определил понятие «эмпатия» как развитие от сопереживания к сочувствию, которые завершаются содействием. Он и его последователи дали характеристику указанным формам эмпатийного процесса [11].
G. Vitaglione рассматривает понятие «эмпатический гнев» как эмоциональное состояние, опосредованное эмоциональной реакцией субъекта, при котором наблюдаемый испытывает чувство гнева по отношению к агрессору [12]. N. Eisenberg обращает внимание на аффективный компонент, но также отмечает важную роль когнитивных процессов в эмпатическом реагировании: «Бывает, что эм-
2 Понятие эмпатии: исторический обзор, современное состояние проблемы. URL: https://elar.rsvpa.ru/bistr-eam/123456789/26676/1/ps_2005_1_36.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
патия — это переживание, которое опосредовано открытым проявлением эмоций другим человеком, однако, если наблюдатель видит другого человека в ситуации, которая скорее всего должна вызывать печаль, он также должен испытывать данное чувство, даже если другой человек открыто не проявляет печали» [13, р. 80].
Понятие «эмпатия» было позднее предложено M. Davis с позиции конструкта, включающего в себя когнитивные компоненты, показывающие способность к пониманию чувств и эмоций другого человека, и эмоциональные, к которым относятся сочувствия другого человека и тенденции переживания беспокойства [14].
По мнению современных исследователей, «эмпатия» — осознание чувств, мыслей и переживаний другого человека. Эмпатия, изучаемая психологами в лаборатории, включает в себя сенсорную реакцию, а также способность делиться и облегчать переживания других людей и обмениваться эмоциями с другим человеком на любом аффективном уровне [15].
Эмпатическая способность личности возрастает с накоплением жизненного опыта, на нее влияют возрастные особенности личности и социальное окружение человека. Так, неуравновешенность, повышенная чувствительность, противоречия в социально-нравственном и физическом созревании — это те особенности, которыми характеризуется этап взросления (от подростка к юноше). Указанные характеристики нервной системы определяют дезорганизацию дисциплины, порядка в обществе и норм уголовного права. У лиц данного возраста возникают сверхчувствительность к мнениям окружающих его людей, повышенная внушаемость и редко робость и смущение. Таким образом, психическая деятельность подросткового возраста обладает ярко выраженной аффективной окраской [16].
В выявлении причин противозаконного поведения осужденных несовершеннолетнего возраста большое внимание уделяется особенностям семьи и воспитания в ней, так как образ жизни в значительной мере зависит от усвоенных в семейном кругу ценностей и норм. По статистическим данным можно наблюдать такую тенденцию, что 42% несовершеннолетних осужденных мужского пола воспитывались в полной семье, примерно столько же (41%) подростков из неполных семей и 17% — дети, лишенные родительского попечения 3.
Несовершеннолетние осужденные мужского пола, которые остались без родительского попечения, имеют сложности в своем автобиографическом прошлом, так как являются социально запущенными. У них отсутствует полноценное эмоциональное взаимодействие с взрослым человеком, что негативно может сказаться на их психическом и интеллектуальном формировании. Так, до 90% детей, воспитывающихся даже в самых комфортных домах ребенка, вырастают с патологиями в поведении и психике, которые в будущем могут вызвать синдром госпитализма (психическая и физическая отсталость) [17]. Чем неблагополучнее
являются семейные отношения, тем больше подростков будет предрасположено к преступным деяниям, которые повлекут за собой наказание в виде лишения свободы [18].
Таким образом, обзор состояния проблемы показал, с одной стороны, важность изучения особенностей проявления эмпатии у несовершеннолетних осужденных, с другой — недостаточность практических исследований данной проблематики.
Материалы и методы
В ходе исследования использовались: обзорно-аналитический метод, заключающийся в теоретическом анализе научных источников по проблематике исследования; эмпирический метод, включающий методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) [19] и «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко) [20], а также анализ данных первичной статистики, непараметрический статистический критерий для сравнения двух независимых выборок и-критерий Манна-Уитни [21]. Базой исследования явилась Канская воспитательная колония ГУФСИН России по Красноярскому краю. Возраст респондентов от 16 до 18 лет. Выборку составили осужденные несовершеннолетнего возраста мужского пола, воспитывающиеся в семьях и лишенные родительского попечения. Выборка была разделена на две группы: группа 1 — несовершеннолетние осужденные, воспитывающиеся в семье; группа 2 — несовершеннолетние осужденные, лишенные родительского попечения.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Она содержит 36 утверждений, которые определяют эмоциональную эмпатию (подражание поведению другого человека), когнитивную эмпатию (интеллектуальные процессы как сравнение, аналогия и т. д.) и предикативную эмпатию (способность человека предсказывать реакции другого в конкретных ситуациях). В. В. Бойко выделяет следующие уровни эмпатии: очень высокий (30 баллов и выше), средний (29-22 балла), заниженный (21-15 баллов) и очень низкий (менее 14 баллов). При этом подсчи-тывается число правильных ответов по каждой шкале (рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии; идентификация в эмпатии), а затем вычисляется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывать на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Опросник «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко) позволяет выявить наиболее распространенные типы эмоциональных помех в общении и, как следствие, оценить свой уровень эмоциональной эффективности в общении. Она содержит 25 вопросов, каждый положительный ответ («да») оценивается в один балл. Автор эмоциональные помехи разделяет
3 Криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-nesovershennoletnih-osuzhdennyh-soderzhaschihsya-v-penitentsiarnyh-uchrezhdeniyah-po-rezultatam (дата обращения: 10.04.2023).
на пять уровней : 1) испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен (0-2 балла); 2) эмоции обычно не мешают общаться с партнерами (3-5 баллов); 3) имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении (6-8 баллов); 4) эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами (9-12 баллов); 5) эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми (13 и более баллов).
Результаты и обсуждение
Особенности эмпатии у несовершеннолетних осужденных, воспитывающихся в семье, и у осужденных, лишенных родительского попечения. Анализ эмпирических данных позволил определить особенности эмпатических способностей в группе несовершеннолетних осужденных, воспитывающихся в семьях (1 группа) (табл. 1). Так, в 1 группе отмечается высокий показатель среднего уровня выраженности эмпатии — 63,6%, а в группе 2 — 72,2%. Это свидетельствует о том, что такие люди обладают умением слышать собеседника, стремятся его понимать и способны представить мысленно эмоции человека как положительные, так и отрицательные. Данный уровень также указывает на то, что человек может благополучно устроиться в обществе.
27,3% осужденных подростков 1 группы и 9,1% 2 группы имеют заниженный уровень выраженности изучаемого признака. Такие люди чаще всего являются равнодушными к окружающим, они не страдают от чужих проблем и живут только ради себя. Их не волнует чужая боль, а проявления жизнерадостности случаются чрезвычайно редко. Низкая способность к эмпатии — фокусирование человека только на себе и неспособность понимать оппонента по общению. Негативные эмоции могут вызывать критику в их адрес, реакция на которую будет кратковременна. Таких людей можно с легкостью назвать «толстокожими» или интровертами.
9,1% респондентов 1 группы имеют очень низкий уровень эмпатической реакции, который характеризуется неумением общаться и работать в коллективе. Такие люди полностью безразличны к окружающим и стремятся к уединению.
Таблица 1. Результаты исследования уровня выраженности
эмпатии по методике В. В. Бойко в 1 и 2 группах, %
(Table 1. The results of the study of the level of intensity of empathy according to the V. V. Boyko method in groups 1, 2, %)
18,2% осужденных несовершеннолетнего возраста, лишенных родительского попечения (2 группа), имеют высокий уровень эмпатии. Такие люди отличаются тактичностью, душевностью и умением прощать обиды, но данные достоинства могут в миг стать недостатками, когда ими начинают пользоваться. Подобному индивидууму не свойственны проявление чрезмерного любо-
пытства и ведение бесед на болезненные и неприятные темы.
Представленность видов эмпатии по методике «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В. В. Бойко) в 1 и 2 группах отображена в табл. 2.
Таблица 2. Результаты исследования эмоциональных барьеров в межличностном общении по методике
В. В. Бойко в 1 и 2 группах, % (Table 2. The results of the study of emotional barriers in interpersonal communication according to the V. V. Boyko method in groups 1, 2, %)
Вид эмпатии Осужденные, воспитывающиеся в семьях (1 группа) Осужденные, лишенные родительского попечения (2 группа)
Рациональный канал эмпатии 18,2 18,2
Эмоциональный канал эмпатии 18,2 36,4
Интуитивный канал эмпатии 9,1 9,1
Установки, способствующие эмпатии или препятствующие эмпатии 36,4 9,1
Проникающая способность в эмпатии 9,1 9,1
Идентификация в эмпатии 9,1 18,2
С помощью данной методики удалось проанализировать уровень эмпатии по каждой из 6 отдельных шкал: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии. Результаты подсчета значений по каждой из шкал получились следующими. Так, у осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, воспитывающихся в семьях (1 группа), значим такой параметр, как установки, способствующие эмпатии или препятствующие эмпатии (работа всех эмпатических каналов будет облегчена или затруднена за счет указанных установок), — 36,4%.
Эффективность эмпатии, скорее всего, снизится, если человек пытается избегать личного контакта, считает неуместным проявлять любопытство к другому человеку и убеждает себя быть спокойным в отношении переживаний и проблем других людей. Такие установки резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии более активны и надежны, если нет никаких препятствий со стороны установок человека.
Рациональный канал эмпатии выражен у 18,2% осужденных. Он характеризуется фокусированием внимания человека на проблемы и поведение оппонента. Эмоциональный канал эмпатии (18,2%) говорит о том, что такие люди имеют способность входить в «эмоциональный отклик» с собеседником (им свойственно соперничество и соучастие). Интуитивный канал эмпатии (9,1%) означает, что человек, как правило, опирается на свой собственный опыт с целью видеть поведение собеседника и действовать в условиях недостатка информации о нем. Данный канал эмпатии более зависим от осмысленного восприятия оппонента.
Уровень выраженности Осужденные, воспитывающиеся в семьях (1 группа) Осужденные, лишенные родительского попечения (2 группа)
Очень низкий 9,1 0
Заниженный 27,3 9,1
Средний 63,6 72,7
Высокий 0 18,2
Проникающая способность в эмпатии (9,1%) — атмосфера доверительности и открытости является важным коммуникативным свойством и способствует информационно-энергетическому обмену, а атмосфера напряженности и подозрительности препятствует эмпатиче-скому постижению собеседника. Идентификация в эмпатии (9,1%) — у таких людей присутствуют легкость и гибкость в эмоциональном фоне, они способны к подражанию.
У осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, лишенных родительского попечения (2 группа), значим такой параметр, как эмоциональный канал эмпатии (36,4%). Подобные люди имеют способность входить в «эмоциональный отклик» с собеседником (им свойственно соперничество и соучастие). Прогноз поведения оппонента и эффективное воздействие на него возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к собеседнику. К роли связующего звена между людьми относят соучастие и сопереживание.
Рациональный канал эмпатии выражен у 18,2% осужденных данной группы. Установки, способствующие эмпатии или препятствующие эмпатии, обнаружены у 9,1% респондентов 2 группы.
Проникающая способность в эмпатии — (9,1%); идентификация в эмпатии — 18,2%.
Для подтверждения гипотезы проводилось сравнение показателей в изученных группах при помощи U-критерия Манна-Уитни — непараметрического статистического критерия для сравнения двух независимых выборок. Исследование показало, что Шмп=8 при р<0,05 находится в зоне незначимости. Таким образом, гипотеза, согласно которой у осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, воспитывающихся в семьях, отмечается более высокий уровень эмпатических способностей, чем у осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, лишенных родительского попечения, не нашла подтверждения в результатах, полученных по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко.
У осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, лишенных родительского попечения (2 группа), отмечается высокий уровень выраженности эмпатии (18,2%), тогда как у осужденных 1 группы данный уровень отсутствует. Кроме того, в группе 2 наблюдаются высокие показатели среднего уровня выраженности эмпатических способностей — 72,7%, в 1 группе несовершеннолетних осужденных средний уровень составляет 63,6%.
Выводы
1. Эмпатия — социальная эмоция, которая определяет способность человека отвечать на переживание других людей. В данном понятии обнаруживаются признаки рефлексивных действий осознания и явлений чувственного знания. Чем выше уровень эмпатии, тем более выражено положительное отношение осужденного подростка к воспитательному процессу, организованному в местах лишения свободы, а также к процессу ресоциализации и исправления своей личности.
2. У осужденных несовершеннолетнего возраста мужского пола, воспитывающихся в семьях, и у подростков, лишенных родительского попечения, отмечается одинаковый уровень проявления эмпатических способностей. Подростки обеих групп характеризуются высоким показателем среднего уровня выраженности эмпатии, что говорит о том, что такие люди обладают умением слышать собеседника, стремятся его понимать и способны представить мысленно эмоции человека как положительные, так и отрицательные. Данный уровень также указывает на то, что человек может благополучно устроиться в обществе.
3. Небольшой процент испытуемых из обеих групп имеют заниженный уровень выраженности эмпатии. Такие люди чаще всего являются равнодушными к окружающим, они не страдают от чужих проблем и живут только ради себя. Их не волнует чужая боль, а проявления жизнерадостности случаются чрезвычайно редко. Низкая способность к эмпатии — фокусирование человека только на себе и неспособность понимать оппонента по общению.
4. Проведенное исследование дает возможность разработать общие рекомендации по развитию эмпатической способности у осужденных несовершеннолетнего возраста.
Рекомендации. Для несовершеннолетних осужденных характерно проявление апатии (другими словами, эмоциональной заторможенности), которая выражается в сниженной эмоциональной реакции на окружающих их людей. Кроме того, им порой свойственно проявление черствости, бессердечности, флегматичности и безынициативности. В коррекционном процессе следует акцентировать внимание на развитии чувствительности в форме социально-психологического тренинга сензитивности. Отправной точкой для данного метода будет реорганизация характера и установок личности осужденного, а также изменение благодушия к самому себе и партнерам во время взаимодействия.
Исходя из вышеперечисленных целей, психолого-педагогическое и коррекционное воздействие позволит развить такие персональные качества, как эмоциональность, чуткость и чувствительность к душевному состоянию окружающих. Для этого необходимо проведение группового социально-психологического тренинга, обеспечивающего такие условия, при которых воспитанники смогут увидеть себя с позиции других людей и т. д.
Область применения и перспективы. Результаты исследований предназначены для решения проблем повышения уровня эмпатических способностей осужденных подростков в условиях воспитательной колонии.
В дальнейшем предстоит исследование особенностей проявления эмпатии и других личностных качеств у несовершеннолетних осужденных женского пола, а также разработка и реализация психокоррекционной программы по повышению уровня проявления эмпатии, развитию способности к саморефлексии, эмоциональной и социальной чуткости, уважительному отношению к людям и готовности коммуникативного взаимодействия с ними и т. д.
Список источников / References
1. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2(30). С. 3-12.
2. Ростокинский А. В. Криминология и предупреждение преступлений: преступность несовершеннолетних. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 220 с.
3. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. 159 с.
4. Буренкова Е. О. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 1(29). С. 30-35.
5. Зайцев Д. С. Состояние преступности несовершеннолетних в современном обществе // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2023. № 3. С. 19-23.
6. Ермолова М. Ю. Что такое эмпатия: когнитивные теории и модели // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 4. С. 59-66.
7. Ягнюк К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. С. 54-67.
8. Липс Т. Самосознание / пер. с нем. М. Лихарева. СПб., 1903. 72 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003714002?ysclid= lpnt701j5136094526 (дата обращения: 10.07.2023).
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001699721?ys clid=lpnt0pymqn191841854 (дата обращения: 12.08.2023).
10. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 508 с.
11. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
172 с.
12. Vitaglione G., Barnett M. Assessing a new dimension of empathy: empathic anger as a predictor of helping and punishing desires. Motivation and Emotion. 2003. Vol. 27, № 4. Рр. 301-325.
13. Eisenberg N. The development of empathy-related responding. Nebraska symposium on motivation. 1997. Vol. 45. Рр. 73-117.
14. Davis M. Empathy: a social psychological approach. Boulder: Westview Press. 1996. 272 p.
15. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. № 8(43). С. 254-256.
16. Коновалова И. А. Криминологическая характеристика корыстной преступности несовершеннолетних : монография. М., 2007. 140 с.
17. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей : сб. науч. тр. М., 1982. С. 3-18.
18. Фурманов И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999. 160 с.
19. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей. URL: https://www.b17.ru/tests/empathy/?ysclid =lpmhujma3d179511902 (дата обращения: 11.08.2023).
20. Бойко В. В. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении. URL: https://www.stotestov.ru/опросник/ диагностика-эмоциональных-барьеров?ysclid=lpmhc9u82j757041872 (дата обращения: 11.08.2023).
21. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.
Поступила 02.12.2023; одобрена после рецензирования 12.01.2024; принята к публикации 28.06.2024.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.