УДК 372.881.161.1
Хачатрян К.А. студент 2 курса магистратуры филологический факультет
ГСГУ Россия, г. Коломна
ИЗУЧЕНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ ПО УМК ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
Аннотация: В статье рассматривается понятие орфоэпии как науки, её роль в культуре речи обучающихся. Анализируются учебно -методические комплексы по русскому языку и некоторые методические принципы организации учебного процесса по соответствующей теме в теоретическом и практическом аспектах.
Ключевые слова: орфоэпия, правильная речь, УМК, урок русского языка.
Khachatryan K.A. student of the 2nd course of a master's
philological faculty State University of Humanities and Social Studies
Russian Federation, Kolomna
STUDY OF ORTHOEPIC NORMS IN THE EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES IN THE RUSSIAN LANGUAGE
Abstract: The article deals with the concept of orthoepy as a science, its role in the speech culture of students. The article analyzes the educational and methodological complexes in the Russian language and some methodological principles of the organization of the educational process on the relevant topic in theoretical and practical aspects.
Keywords: an orthoepy, an correct speech, an Educational and methodical complexes, an Russian language lesson.
Своевременная работа над правильностью речи играет важную роль в становлении личности в целом. Грамотная устная речь - первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком. Правильная речь - это фундамент, на котором стоит вся языковая культура, без которого нет ни литературной живости, ни искусного письменного слова. Владение правильным произношением так же необходимо человеку, как умение грамотно излагать свои мысли или правильно писать. Зачастую освоение именно орфоэпической нормой оказывается более сложным для многих из
нас, чем, скажем, орфографической или пунктуационной. Для того, чтобы наша устная речь была правильной, необходима систематическая работа, истоки которой начинаются в школе.
В данной статье мы рассмотрим, как изучаются орфоэпические нормы в школьном курсе русского языка, проанализируем учебно -методические комплексы по предмету и посмотрим, насколько подробно и полно в них отражается тема орфоэпии.
Для анализа мы возьмём учебно-методические комплексы по русскому языку под редакцией профессора М.М. Разумовской и под редакцией доктора педагогических наук Т.А. Ладыженской.
Отметим, что термин «орфоэпия» произошёл от двух греческих слов: ortho's - «правильный» и e 'pos - «слово», «речь».
С.Н. Борунова рассматривает орфоэпию как раздел науки о языке, который занимается изучением нормативного литературного произношения, его установлением и обоснованием, а также как система единых принятых норм произношения в литературном русском языке [3, с. 54].
По утверждению Е.П. Андреевой и Л.А. Берсеневой, целью орфоэпии является изучение произносительных норм и отклонений от них [1, с. 38].
Вопросы правильного произношения в школьной программе русского языка обратили на себя внимание и обрели важность после создания учебно-методических комплексов в 1995 году - под редакцией профессора М.М. Разумовской и в 2005 году - под редакцией профессора С.И. Львовой.
В связи с этим учителя-словесники отметили важность произносительных норм и необходимость их развития у учащихся.
Важно сказать, что в школьной программе орфоэпия изучается на базе стилей произношения, который включают в себя высокий, нейтральный и низкий (или разговорный) стили речи.
Согласно Н.Н. Романовой, «высокий стиль речи состоит из гладкой и богато украшенной, витиеватой организации впечатляющих слов» [6, с. 56].
Слова высокого стиля используются нами сейчас в качестве заимствований: про [э] кт, по [э] т и др. Чаще всего слова высокого стиля употребляются людьми с высоким уровнем орфоэпической грамотности.
Для речи нейтральной подбираются слова с менее выраженной экспрессивной окраской. Данный стиль необходим как для дипломатических отношений, так и многих жанров публицистики, а разговорный стиль нужен для ситуаций бытовых, неформальных обстановок.
От того, как мы говорим, зависит не только условие выбора грамматических и лексических конструкций, но и орфоэпических в том числе.
В основе изучения произносительных норм русского языка лежит именно нейтральный стиль, который включает в себя как высокий, так и разговорный стили речи.
Рассмотрим учебно-методические комплексы по русскому языку, используемые в школьной программе с 5 по 9 классы, а именно УМК под редакцией М.М. Разумовской и под редакцией Т.А. Ладыженской.
В учебнике М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.В. Капинос и В.В. Львова «Русский язык 5 класс» тема «Орфоэпия» структурно включена в раздел «Семантический курс русского языка», объединяющий и фонетику, и орфоэпию одновременно.
Целесообразно авторы учебного пособия начинают разговор именно с определения речи устной и письменной, сравнивают их и обозначают основные сходства и различия, которые формируют одновременно понятие о фонетической стороне языка.
Начиная разговор об орфоэпии, авторы пособия дают информацию свободности и разномастности русского ударения. Кроме того, сообщается, что ударение подвижное и может передвигаться с одного места на другое [5, с. 73], а также определение логического ударения [5, с. 74].
В рамках раздела авторы дают следующее определение орфоэпии: «Орфоэпия - это раздел науки о русском языке, изучающих правильное произношение звуков, слов и ударение в словах» [5, с. 75].
Также в параграфе говорится о том, что, соблюдая орфоэпические правила в речи, мы облегчаем взаимопонимание людей, которые говорят и слушают. Грамотная устная речь является показателем развитого речевого слуха и речевой культуры человека.
Для того, чтобы научиться правильно и грамотно говорить, авторы учебника напоминают о важности вслушиваться в окружающую речь, замечать, насколько правильно она звучит, делать определённые выводы. Однако также они отмечают, что грамотный человек оценивает не только речь окружающих, но прежде всего свою собственную: необходимо слышать себя «как бы со стороны» [5, с. 75].
Для достижения грамотной устной речи составители учебника рекомендуют следовать примеру дикторов, актёров, чтецов и равняться на учителей русского языка и литературы. Также создатели школьного пособия советуют как можно чаще обращаться к орфоэпическим словарям, чтобы вовремя предупреждать произносительные ошибки.
Важно отметить, что в учебнике подробно описаны, как произносятся звуки согласно ударению, а также школьникам даны представления звуках «ер» - [ъ] и «ерь» - [ь] и условиях их обозначения
в транскрипции, подробно описывается произношение слов, пришедших в русский язык из других языков мира, а также правильность произношения сочетания чн.
Кроме того, составители призывают школьников не только соблюдать произносительные нормы, но и пропагандировать их, тактично исправлять ошибки в речи других людей.
Для того, чтобы закрепить полученный теоретический материал из параграфа, учащимся предлагается выполнить ряд следующих упражнений.
Упражнение М> 1. Каждое слово сначала прочитайте вслух, а затем попробуйте определить, какие гласные и под ударением, и в безударном
Танки, капитан, тропинка, обувь, купишь, пепел, свежесть, попытка,
Данное задание нацелено на формирование у учащихся правильного представления о звуковой стороне слова и помогает разумно подходить к выбору ударения в лексемах.
Упражнение № 2. Произнесите несколько раз слова в соответствии с пометами, данными в транскрипции. В каком словаре можно проверить
Сож[ыэ]леть, ж[ыэ]нйх, заш[ыэ]птал, л[иэ]сок, [ша]лун, пал[ё]т,
Оц[ы]нйте, р[иэ]бина, ж[ыэ]леть, [йа]зык, [ца]рить, [ша]таюсь.
Упражнение помогает учащимся осуществлять
поисковоинформационную работу с орфоэпическим словарем, что необходимо для грамотного прочтения указанных слов. Такую же функцию выполняет следующее упражнение.
Упражнение^ М 3.^ Объясните пометы из орфоэпического словаря. А как
Упражнение № 4. Прочитайте слова вслух, проверяя себя по орфоэпическому словарю учебника. Составьте с ними словосочетания.
Антенна, ателье, депо, интервью, кафе, купе, лотерея, модель, сессия, темп, шоссе, майонез, прогресс, шинель, бутерброд, бассейн, крем,
В данном упражнении представлены слова, в которых чаще всего допускают ошибки, как взрослые, так и дети. Структурированное прорабатывание каждого из них и фиксирование в тетради путём составления словосочетаний помогут учащимся запомнить правильное произношение орфоэпем.
Упражнение № 5. Произнесите данные слова правильно, в соответствии
с орфоэпическими пометами.
[шт]о, [шт]обы, конё[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о, яй[шн]ица,
пустя[шн]ый, серде[шн]о, кирпй[ч'н]ый, копее[ч'н]ый и копёе[шн]ый,
двое[ч'н']ик и двое[шн']ик.
Упражнение направлено на отработку сочетаний согласных чн. Задание подразумевает работу со словарём и умение правильно трактовать словарные значения.
Авторы также дают подробный алгоритм орфоэпического анализа слова. В результате освоения темы «Орфоэпии» обучающиеся научатся:
1. Выполнять фонетический разбор слова.
2. Уметь правильно произносить слова.
3. Знать особенности ударения в словах.
4. Знать допустимые варианты произношения и ударения.
5. Умение пользоваться орфоэпическим словарём.
6. Умение выполнять орфоэпический анализ слова.
7. В конце учебного пособия помещён орфоэпический словарик.
Согласно составителям, такое количество орфоэпем должны усвоить учащиеся в пятом классе.
ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
антенна [тэ], [ н) нарочно [шн]
ателье [т], нескл., с. начать, прош. начал, начала
баловать, балую, балуешь. [ч'и:'], начало, начали
баловаться [пъ|, балуюсь. не был, но ые была
балуешься не дал, но не дала
бассёйн [с'э] не жил, но не жила
брошюра [шу] облегчить, облегчу, облегчишь
бутерброд [буты 'рброт] [хч1]
включить, включу, включишь парашют [шу]
депо [д'] и доп. [д], нескл., с. парикмахерская[к]
дефис [д'] и доп. [д], нельзя партер [тэ]
дефис повторить, повторю, повторишь
диалог [к], диалога [г] положить, положу, положишь,
дождь [щ*] и [шт'], дождя, МН. ч. лов. положи, положите
дожди, дождей [Ж'] и [жд'| помощник [шн']
если [с'л'] потому что [шт]
жалеть, жалею, жалеешь [жы'| принять, прош. принял, приня-
жечь, жгу, жжёшь [Ж'] ла, приняло, приняли
и доп. [Ж] прогрёсс |р'э] и доп. [рэ], [с]
жизнь [жыз'н'| пюре [рэ], нескл., е.
жюри [ж'у]. нескл., с. свёкла [с'в'о] и [св'о]
звонить, звонишь, звонят сёссия [с'э] и [сэ], [С'|
значимый скучно |шн|
Ильинична [шн] сосиска [ск], сосиски [ск'|
индекс[д] снег [с'н'], ¡к], снега [г]
интервью [т], нескл., е. стричь, стригу, стрижёшь.
кафе [фэ], нескл., с. стрижём |ж|, стригут
класть, прош. клал, клйла так как
компьютер [т| темп [тэ]
конечно [шн] тирё [рэ], нескл.. с.
кофе [ф'|, нескл.. м. торт, тбрта, мн. ч. тбрты, тортов
красивый, сранн. ст. красивее, Фоминична [шн]
превосх. ст. красивейший фонетика [нэ]
крем [р'э] форзац, форзаца
купе [ш$|, нескл., с. что [шт]
кухонный чтббы [шт]
лотерея [т) и доп. [т'| шинёль [н'э]
майонёз [.Га], [нэ] шоссе |шы'(\>| и доп. |шоСэ],
медведь, медведи, мн. н. нескл., с.
медведи, медведей [д'в'| шофёр, 1П0фёра, мн.ч. шофёры.
и |дв'[ шофёров
модель [дэ| щавель ¡и*], щавеля
морфёма [ф'э] нйчница [Гиа). [шн*|
307
Рассмотрим учебное пособие Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, в котором орфоэпия определяется как «раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах» [4, с. 144].
Авторы дают информацию о том, что орфоэпия является законодателем произносительных норм литературного языка в устной форме, а орфоэпические нормы касаются как гласных, так и согласных звуков, а также ударения в словах.
Составители также отмечают, что произносительные нормы отражены в специальных словарях - орфоэпических и словарях ударений.
Проанализируем упражнения, которые предлагают выполнить учащимся создатели учебника.
Упражнение М 1. Запишите слова в алфавитном порядке, устраняя в них нарушения произносительных норм.
Орфо[е]пия, т[э]кст, начать, т[э]ма, километр, муз[э]й, алфавит, расположить.
Данное упражнение способствует одновременному повторению алфавита и отработке правильности произношения некоторых слов учащимися.
Упражнение № 2. Какие рифмующиеся слова подсказывают правильное произношение выделенных букв?
1. Работа всякого нужна одинаково.
2. Предъяви документы и получишь инструменты.
3. Гудит мотор, и рад шофёр.
В задании мы видим приём мнемотехники, который, по утверждению И.В. Андреевой, позволяет обеспечить успешное освоение детьми определённых знаний, сохранение и воспроизведение информации, а также повысить общий уровень развития речи [2, с. 22].
Упражнение № 2. Найдите произносительные ошибки в данном диалоге. Перепишите диалог в соответствии с нормами орфографии и орфоэпии. Исправьте ошибки.
Данное упражнение требует от учащихся внимательности и тренирует умение вычислять ошибки и находить верное орфоэпемы, чтобы правильно переписать диалог в тетради.
Ап'сины п'родаёшь?
Канешна,- отвечает продавец. - Можит , нужна? Разумейся, нужно. Сколько берёшь? Аднака мало. - Пят.
У
Упражнение М 3. Распределите слова на четыре колонки с заголовками: «Произноси [шн] и [шт]», «Правильно ставь ударения», «Произноси перед «Е» мягкий согласный», «Произноси перед «Е» твердый
Фанера, рельс, конечно, скучно, скворечница, прачечная, что, тема, кашне, теннис, модель, ателье, шоссе, фонетика, документ, досуг, алфавит.
Как мы видим, задание направлено на систематизацию изученного материала, развивает умение классифицировать информацию, применять метод отбора и структуризации.
Проанализировав вышеописанные учебные пособия, можно заключить следующее. Подход авторов учебника учебнике М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.В. Капинос и В.В. Львова представляется более подробным и углублённым; оставаясь в пределах академической науки, исследователи не слишком упрощают методы изучения, но их стиль отличается лаконичностью и простотой без излишних усложняющих приёмов систематизации информации. Авторы предоставляют множество орфоэпических правил, заметок, а также знакомят учащихся с ведущим учёным-лингвистом в области орфоэпии - Р.И. Аванесовым.
В учебном пособии Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой заданий на развитие орфоэпических навыков очень мало. Дополнительной информации авторы учебника не дают в отличие от учебного пособия под редакцией М.М. Разумовской.
Не вполне конкретизируя сведения из двух основных учебников по русскому языку, мы выделили характерные особенности подачи информации в каждом из них, её последовательность и полноту, наличие уточняющих примеров, более полно раскрывающих особенности темы, достаточность данной информации для решения конкретных практических заданий: выполнения упражнений в рамках изучения орфоэпии. Наиболее выверенным и глубоким подходом к освещению темы можно считать подход авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.В. Капинос и В.В. Львова: школьный учебник включает в себя систематично разработанные темы, попутно развивающие множество навыков учащихся.
Таким образом, заключим, что орфоэпия относится к сфере чисто практической, прикладной. Она является одной из сторон культуры речи человека и способствует поднятию произносительной культуры русского языка в целом. От того, насколько качественно в школе будет осуществляться работа над орфоэпическими умениями школьников, зависит грамотная речь обучающихся в будущем.
Использованные источники:
1. Андреева, Е. П. Современный русский язык (Фонетика. Орфоэпия) : учебно-методическое пособие / Е. П. Андреева, Л. А. Берсенева. - Вологда : ВоГУ, 2016. - 75 с.
2. Андреева, И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы : автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.В. Андреева. - СПб., 2004. - 52 с.
3. Борунова, С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматич. формы / С. Н. Борунова и др. -стереотипное издание. - М., 1985.
4. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - М. : Просвещение, 2012. - 192 с.
5. Разумовская, М. М. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - М. : Дрофа, 2012 . - 317 с.
6. Романова, Н. Н. Стилистика и стили : учеб. пособие; слов. / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2012. - 416 с.