Научная статья на тему 'Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка'

Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1865
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОРФОЭПИЯ / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ОРФОЭПИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN LESSONS / SPEECH DEVELOPMENT / ORTHOEPY / MINIMUM PRONUNCIATION / PRONUNCIATION LEVEL / ORTHOEPIC EXERCISES / PRONUNCIATION CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоусова Валентина Ильинична, Лаутеншлегер Яна Сергеевна

Статья посвящена проблеме орфоэпической подготовки младших школьников на уроках русского языка. В ней охарактеризованы направления работы над произносительными нормами на уроках русского языка в начальной школе; продемонстрирована возможность проведения орфоэпической работы на уроках русского языка на примере одной из учебно-методических программ, реализующейся в начальной школе; представлены и охарактеризованы различные типы орфоэпических упражнений. Данное исследование позволило сделать вывод о возможности организации целенаправленной и систематической работы над практическим усвоением младшими школьниками орфоэпических норм при изучении различных орфографических и грамматических тем на уроках русского языка в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Белоусова Валентина Ильинична, Лаутеншлегер Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Junior Pupils’ Orthoepic Skills at the Russian Lessons

The article is devoted to the problem of junior pupils’ orthoepic training at the Russian lessons. The authors reveal techniques to develop orthoepic skills at the primary-school Russian lessons, show the potential of orthoepic training at the Russian lessons by the example of a primary-school educational and methodological programme, introduce and describe different types of orthoepic exercises. The conducted research allows concluding about the possibility to organize a task-oriented systematic work on developing junior pupils’ orthoepic skills while studying orthographic and grammatical topics at the primary-school Russian lessons.

Текст научной работы на тему «Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.1.66

Белоусова Валентина Ильинична, Лаутеншлегер Яна Сергеевна

Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка

Статья посвящена проблеме орфоэпической подготовки младших школьников на уроках русского языка. В ней охарактеризованы направления работы над произносительными нормами на уроках русского языка в начальной школе; продемонстрирована возможность проведения орфоэпической работы на уроках русского языка на примере одной из учебно-методических программ, реализующейся в начальной школе; представлены и охарактеризованы различные типы орфоэпических упражнений. Данное исследование позволило сделать вывод о возможности организации целенаправленной и систематической работы над практическим усвоением младшими школьниками орфоэпических норм при изучении различных орфографических и грамматических тем на уроках русского языка в начальной школе.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2020/1/66.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 330-334. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Методика преподавания языка

Language Teaching Techniques

УДК 37.016:811.161.1:373.3(045) Дата поступления рукописи: 05.11.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.1.66

Статья посвящена проблеме орфоэпической подготовки младших школьников на уроках русского языка. В ней охарактеризованы направления работы над произносительными нормами на уроках русского языка в начальной школе; продемонстрирована возможность проведения орфоэпической работы на уроках русского языка на примере одной из учебно-методических программ, реализующейся в начальной школе; представлены и охарактеризованы различные типы орфоэпических упражнений. Данное исследование позволило сделать вывод о возможности организации целенаправленной и систематической работы над практическим усвоением младшими школьниками орфоэпических норм при изучении различных орфографических и грамматических тем на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова и фразы: уроки русского языка; развитие речи; орфоэпия; произносительный минимум; произносительный уровень; орфоэпические упражнения; произносительная культура.

Белоусова Валентина Ильинична, к. филол. н., доцент Лаутеншлегер Яна Сергеевна, к. филол. н.

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск V. I. belousova@yandex.ru; yana_yupiter@mail.ru

Развитие речи младших школьников на произносительном уровне

на уроках русского языка

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта по теме «Разработка научного и учебно-методического обеспечения электронными ресурсами учебной дисциплины "Русский язык с методикой преподавания " специальности среднего профессионального образования Преподавание в начальных классах».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует учителя на формирование у младших школьников позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, на овладение учащимися первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка [12].

Современная методика русского языка включает орфоэпическую грамотность в общую систему развития устной речи детей. Предметные результаты изучения русского языка в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования должны отражать овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка, в том числе и об орфоэпических нормах.

Вопросам организации работы над произносительной стороной речи младших школьников посвящены труды таких методистов, как А. А. Бондаренко, Т. И. Зиновьева, В. В. Львов, М. Р. Львов, С. Н. Цейтлин и др. Так, в работах А. А. Бондаренко, Т. И. Зиновьевой, М. Р. Львова даны теоретические основы организации орфоэпической работы в начальной школе. Типы орфоэпических ошибок, причины их возникновения описаны в работах А. А. Бондаренко, С. Н. Цейтлин. Отдельные виды орфоэпических упражнений охарактеризованы в работах А. А. Бондаренко, В. В. Львова.

Поскольку орфоэпия как самостоятельный раздел в начальной школе не изучается, представляется важным сформулировать направления работы по совершенствованию орфоэпических умений и навыков у младших школьников и определить методические приемы обучения орфоэпии параллельно с изучением других разделов русского языка. Этим определяется актуальность проведенного исследования.

Научная новизна данного исследования определяется предложенными направлениями и методическими приемами в работе по усвоению младшими школьниками орфоэпических норм на уроках русского языка в начальной школе.

В рамках данной статьи был проанализирован и систематизирован методический и учебный материал по проблеме развития речи младших школьников на произносительном уровне с целью рассмотрения возможности организации систематической орфоэпической работы на уроках русского языка для формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Задачи исследования: предложить направления работы по практическому усвоению младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; определить методические приемы обучения орфоэпии на уроках русского языка в начальных классах; сделать выводы о возможности организации орфоэпической работы на уроках русского языка в начальной школе при изучении различных орфографических и грамматических тем.

Содержание работы по усвоению произносительных норм на уроках русского языка в начальной школе, виды орфоэпических упражнений, классификации орфоэпических ошибок, встречающихся в речи младших школьников, охарактеризованы в работах А. А. Бондаренко, Т. И. Зиновьевой, В. В. Львова, С. Н. Цейтлин и др. Однако всеми методистами отмечается отсутствие системности в работе над правильностью произношения у учащихся на уроках русского языка, а также недостаточное количество в учебниках специальных орфоэпических упражнений.

Произносительный уровень развития речи реализуется в начальной школе по следующим направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

В настоящей статье охарактеризовано одно из направлений работы по развитию речи на произносительном уровне - практическое усвоение младшими школьниками орфоэпических (произносительных и акцентологических) норм русского литературного языка.

По мнению А. А. Бондаренко, формирование и развитие у младших школьников умений орфоэпически грамотно читать написанное или напечатанное и орфографически грамотно записывать орфоэпически диктуемое определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах на уроках русского языка и литературного чтения [3].

Анализ методической литературы (А. А. Бондаренко, Т. И. Зиновьевой, С. А. Улановой) позволил выделить основные направления работы по усвоению младшими школьниками орфоэпических норм на уроках русского языка:

- слушание орфоэпически грамотной речи;

- разработка методических приемов обучения орфоэпии на уроках русского языка;

- использование текстового материала упражнений учебников русского языка;

- разработка системы дополнительных орфоэпических упражнений с привлечением занимательного дидактического материала;

- систематическое исправление произносительных ошибок в речи учащихся.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из данных направлений.

Слушание орфоэпически грамотной речи. С приходом ребенка в школу основным приемом овладения произносительными нормами является имитация, причем образцом для подражания становится речь учителя. Произносительная культура речи учителя начальных классов во многом определяет меру ее воздействия на развитие языковой личности младших школьников.

Разработка методических приемов обучения орфоэпии на уроках русского языка в начальных классах. В методике обучения младших школьников орфоэпии можно обозначить следующие компоненты:

1. В начальной школе учащиеся овладевают орфоэпическими нормами на практическом уровне.

2. Обучение орфоэпии опирается на четкое разграничение звукового и зрительного образов слов. В связи с этим используются два типа орфоэпических упражнений: упражнения в произношении, соответствующем написанию, и упражнения в произношении, противоречащем написанию.

3. Содержание работы по развитию речи на произносительном уровне у младших школьников определяется возрастными особенностями учащихся. Так, в 1-2 классах, когда происходит знакомство с основными правилами русского литературного произношения, целесообразно проводить орфоэпическую работу с отдельными словами с последующими орфографическими и грамматическими заданиями. В 3-4 классах, когда орфоэпические умения и навыки закрепляются и совершенствуются, необходима разработка системы орфоэпических упражнений с целью использования их при изучении грамматических и орфографических тем на уроках русского языка.

4. Методика преподавания русского языка в начальных классах предполагает систематическое проведение орфоэпической работы на уроках русского языка с использованием различных форм работы параллельно с изучением орфографических и грамматических тем.

Использование текстового материала учебников русского языка. Для того чтобы продемонстрировать возможность проведения систематической орфоэпической работы на уроках русского языка, в ходе исследования была проанализирована программа по предмету «Русский язык» УМК «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой. Выбор данной образовательной модели неслучаен, так как данная программа является орфоэпически ориентированной, поскольку даже графическая подача языкового материала упражнений в учебниках русского языка данной программы отличается от графического изображения языкового материала упражнений в учебниках других образовательных программ.

Проиллюстрируем возможность организации орфоэпической работы на уроках русского языка во втором классе. В результате анализа учебников русского языка М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, Т. А. Байковой были выявлены орфоэпические упражнения, имеющиеся в учебниках, проведена их систематизация в зависимости от их характера и определен орфоэпический материал, представленный в них (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Орфоэпические упражнения в учебнике русского языка для 2 класса

Характер упражнения Номера (страницы) упражнений Орфоэпический материал

1. Упражнения на знание учащимися норм произношения звуков и звукосочетаний № 5 мя[хк]о

№ 60 коне[шн]о

№ 62, 121, 128, с. 30 [шт]о

№ 124 бу[л 'й 'о]н

№ 168 ску[шн]ый, наро[шн]о, [шт]обы, ску[шн]о, скворе[шн ']ик, яи[шн ']ица

2. Упражнения на воспроизведение правильного произношения с учетом орфоэпических помет в словаре «Произноси правильно» № 45 скворе[шн']ики, магазИн, [шт]обы, свЕкла, киломЕтр, началсЯ, сви[тэ]р, наро[шн]о, коне[шн]о, позвонИт

№ 118,150 коне[шн]о, наро[шн]о, скворе[шн']ик, ску[шн]о, ску[шн]ый, [шт]о, [шт]обы, яи[шн ]ица

№ 166 компью[тэ]р, инструмЕнт, ко[м]байн, мо[дэ]ль, ко[м]бинезон, ко[р']идор, шофЕр, киломЕтр, ко[м]пот, ко[м]пания, коготь (ко[к]тем), коне[шн]о, помо[шн']ик, началА, слУчай, се[в]одня

с. 126 далА, позвалА, понялА, назвалА, прогналА

3. Упражнения на установление орфоэпико-орфографических соответствий в словах с. 50 наро[шн]о

с. 54 скворе[шн ']ик

с. 135 яи[шн ']ица

с. 144 [шт]о, [шт]обы

с. 172 здра[ст]вуй

4. Упражнения на определение места ударения в рифмующихся словах с. 20 свЕкла (промокло)

с. 30 киломЕтр (нет)

с. 40 магазИн (корзин)

с. 94 алфавИт (стоит)

с. 126 далА (пчела)

5. Упражнения тестового характера с. 9-10 звонЯт, началсЯ, коне[шн]о, ску[шн]о

В результате анализа в учебниках русского языка для второго класса были выявлены орфоэпические и синтетические (комплексные) упражнения.

Примером орфоэпических упражнений могут служить следующие задания:

- прочитай правильно:

Он закрыл нарочно воду В душевой, Кто-то охал

С недомытой головой (А. Барто) [6, с. 50].

Другое упражнение, предлагаемое в данном учебнике, представляет собой задание тестового характера:

- как правильно говорить: как в первом или как во втором предложении?

1. Они звОнят нам каждый день.

2. Они звонЯт нам каждый день [Там же, с. 9].

В качестве примера синтетического (комплексного) упражнения можно привести следующее задание:

Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от ёлки! Ветви слабо шелестят, Бусы яркие блестят! И качаются игрушки -Флаги, звёздочки, хлопушки! Нити пёстрой мишуры, Колокольчики, шары.

- Поставь слова иголки, шелестят в начальную форму.

- Найти в третьем двустишии слова, называющие предметы. Поставь их также в начальную форму.

- Посмотри в словаре «Произноси правильно», как произносится выделенное слово [8, с. 11].

В результате анализа учебников были выявлены темы, в рамках которых возможно проведение орфоэпической работы. Данная информация представлена в Таблице 2.

Таким образом, анализ учебников русского языка для второго класса УМК «Перспективная начальная школа» позволил сделать следующие выводы:

- в учебниках имеется достаточное количество орфоэпических упражнений (24 упражнения); из них 70% являются собственно орфоэпическими и только 30% - синтетическими (орфоэпико-орфографическими и орфоэпико-грамматическими) упражнениями;

- языковым материалом данных упражнений являются произносительные и акцентологические нормы, включенные в орфоэпический словарь «Произноси правильно», насчитывающий 83 орфоэпически

значимых слова, отражающих нормы ударения и произношения звуков и звукосочетаний в отдельных словах и словоформах;

- текстовый материал упражнений можно использовать для проведения систематической орфоэпической работы с привлечением дополнительного дидактического материала - системы орфоэпических упражнений с целью использования их при изучении грамматических и орфографических тем на уроках русского языка.

Таблица 2. Развитие речи на произносительном уровне при изучении орфографических и грамматических тем

Класс Тема урока Орфоэпический материал

2 класс Слова-названия предметов, у которых нет окончания ка[фэ], ко[ф'э], ку[пэ], ти[рэ]

Слова-названия предметов разного рода аква[р'э]ль, ас[ф]альт, клу[м]ба, простынЯ, про[э]кт, шо[ссэ]

Разные слова, которые случайно одинаково звучат или пишутся атлАс - Атлас, мукА - мУка, замОк - зАмок

Чередование звуков в корнях слов, которые видно на письме жечь - жгу, жжешь, жжет, жжем, жжете, жгут

Учимся определять начальную форму слов. Продолжаем определять начальную форму слов торт - тОрты вкУсный - вкУсен, вкуснА, вкУсно, вкуснЫ звонИть - звонИт, звонЯт

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧК, ЧН ве[ч'н]ый, коне[ч'н]ый, коне[шн]о, наро[шн]о, скворе[шн ']ик, яи[шн ']ица

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой из соединительного гласного водопровОд, газопровОд

Написание разделительного мягкого знака бу[л 'й 'о]н, пави[л 'й 'о]н, почта[л 'й 'о]н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чередование настоящего звука с нулем звука вку[сн]ый, гру[сн]ый, здра[ст]вуй

Разработка системы дополнительных орфоэпических упражнений. Система дополнительных упражнений рассчитана на активную и сознательную деятельность младших школьников в ходе практического овладения орфоэпическими нормами.

Анализ методической литературы (А. А. Бондаренко, В. В. Львова, Т. И. Зиновьевой) позволил определить следующие виды орфоэпических упражнений, которые могут быть использованы на уроках русского языка в начальной школе при изучении различных орфографических и грамматических тем:

- упражнения в произношении, соответствующем написанию и противоречащем написанию;

- упражнения с опорой и без опоры на написание;

- упражнения с отдельными орфоэпически значимыми словами и со словами, включенными в предложения и в связный текст.

1. Упражнения в произношении, соответствующем написанию, формируют у учащихся умение орфоэпически грамотно произносить слова, литературное произношение которых совпадает с правописанием. С помощью данных упражнений осуществляется и устранение орфоэпических ошибок просторечного типа: ас[в]альт, ди[л 'э]ктор, кака[в]о и др.

С помощью упражнений в произношении, противоречащем написанию, у учащихся формируется умение орфоэпически грамотно произносить слова, произношение которых расходится с написанием. С помощью этих упражнений проводится предупреждение и устранение орфоэпических ошибок, вызываемых воздействием письма: [ч'т]о, коне[ч 'н]о, се[г]одня и др.

Данная классификация орфоэпических упражнений предполагает разные формы работы. В первом случае основными формами работы являются задания, исключающие влияние письменной речи: изображения на картинках, ребусы, загадки, кроссворды, орфоэпические диктанты и др. Во втором случае - это орфоэпико-орфографический разбор, орфоэпическое чтение, орфоэпическая диктовка, дидактические игры, чтение и анализ стихотворных рифм, использование карточек с отдельными словами, предложениями и связными текстами и др.

2. Поскольку предметом орфоэпии является звуковая сторона речи, большое место в практическом усвоении младшими школьниками орфоэпических норм отводится упражнениям, требующим устной формы работы с опорой и без опоры на написание. Последний вид орфоэпических упражнений исключает влияние письменной речи, предполагает называть предметы, изображенные на картинках, представленные в ребусах, загадках, орфоэпических диктантах и др.

3. Во всех орфоэпических упражнениях должна предусматриваться работа как с отдельными орфоэпически значимыми словами, так и со словами, включенными в предложения и в связный текст, что способствует устранению однообразия, монотонности в работе; усилению познавательного интереса учащихся к выполняемым упражнениям, повышению их эффективности.

Система орфоэпических упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с задачами усвоения различных тем. Выбор тех или иных орфоэпических упражнений определяется учителем в зависимости от конкретного класса, от индивидуальных особенностей произносительных навыков учащихся, от их речевого окружения. Важной является необходимость планомерной, систематической орфоэпической работы в совокупности с изучаемыми разделами и темами. Системность орфоэпической работы в начальной школе прослеживается в её структурированности и последовательности.

Работа по совершенствованию произносительных умений должна рассматриваться как часть общей системы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Систематическое исправление орфоэпических ошибок. В работе над выработкой прочных орфоэпических навыков большое значение имеет систематическое исправление учителем произносительных ошибок, встречающихся в речи учащихся. Исправлять произношение учащихся учитель должен не только на уроках, но и во внеурочное время: на дополнительных и кружковых занятиях, в обычном речевом общении, но делать это необходимо очень тактично. По мнению С. А. Улановой, систематическое исправление учителем орфоэпических ошибок в речи учащихся поможет учителю создать из учащихся класса активную орфоэпическую среду, способную быстро реагировать на неправильности. Активная орфоэпическая среда является необходимым подспорьем в работе над русским литературным произношением [11].

Только постоянным вниманием к орфоэпической правильности устной речи учащихся, систематической и целенаправленной работой над их произношением, проведением каждодневных орфоэпических упражнений можно повысить произносительную культуру младших школьников.

Таким образом, основными направлениями работы по практическому усвоению младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка являются: слушание младшими школьниками орфоэпически грамотной речи; разработка методических приемов обучения орфоэпии; использование текстового материала упражнений учебников русского языка; разработка системы дополнительных орфоэпических упражнений с привлечением занимательного дидактического материала; систематическое исправление орфоэпических ошибок в речи учащихся.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предложенные направления и приемы работы над произносительной стороной речи младших школьников, специальные орфоэпические упражнения и языковой материал других упражнений, представленных в учебниках русского языка для начальной школы, дополнительный дидактический материал позволят учителю начальных классов проводить орфоэпическую работу почти на каждом уроке русского языка параллельно с изучением грамматического и орфографического материала.

Список источников

1. Белунова Н. И. Культура речи и ее назначение в подготовке специалистов нефилологического профиля // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: сб. материалов I Межрегиональной науч.-практ. конф. (17 апреля 2009 г.). СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. С. 130-133.

2. Бондаренко А. А. Орфоэпия и орфография - две стороны правильности речи // Начальная школа. 2014. № 2. С. 36-41.

3. Бондаренко А. А., Каленчук М. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М.: Просвещение, 1990. 142 с.

4. Вершинина Н. В. К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции как базового компонента профессиональной коммуникативной культуры личности современного учителя начальной школы // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2 (14). С. 8-12.

5. Зиновьева Т. И. Звуковая сторона речи и произносительная культура // Начальная школа. 2014. № 7. С. 26-31.

6. Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: учебник: в 3-х ч. М.: Академкнига / Учебник, 2017. Ч. 2. 160 с.

7. Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: учебник: в 3-х ч. М.: Академкнига / Учебник, 2016. Ч. 3. 176 с.

8. Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Байкова Т. А. Русский язык. 2 класс: учебник: в 3-х ч. М.: Академкнига / Учебник,

2016. Ч. 1. 176 с.

9. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2012. 464 с.

10. Программа по предмету «Русский язык» // Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 класс: в 2-х ч. / сост. Н. А. Чуракова. М.: Академкнига / Учебник, 2012. Ч. 1. С. 66-87.

11. Уланова С. А. Методические приемы обучения русскому литературному произношению в поликультурном классе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 75-78.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

13. Фролова И. Ю. Обучение литературному произношению в России: от истоков до наших дней // Начальная школа.

2017. № 8. С. 19-23.

14. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 143 с.

Developing Junior Pupils' Orthoepic Skills at the Russian Lessons

Belousova Valentina Il'inichna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Lautenshleger Yana Sergeevna, Ph. D. in Philology Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk v. i. belousova@yandex. ru; yana_yupiter@mail. ru

The article is devoted to the problem of junior pupils' orthoepic training at the Russian lessons. The authors reveal techniques to develop orthoepic skills at the primary-school Russian lessons, show the potential of orthoepic training at the Russian lessons by the example of a primary-school educational and methodological programme, introduce and describe different types of orthoepic exercises. The conducted research allows concluding about the possibility to organize a task-oriented systematic work on developing junior pupils' orthoepic skills while studying orthographic and grammatical topics at the primary-school Russian lessons.

Key words and phrases: Russian lessons; speech development; orthoepy; minimum pronunciation; pronunciation level; orthoepic exercises; pronunciation culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.