Научная статья на тему 'Изучение общественного мнения как форма социального контроля за деятельностью полиции'

Изучение общественного мнения как форма социального контроля за деятельностью полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
полиция Российской Федерации / социальный контроль / общественное мнение / гражданское общество / исполнительные органы государственной власти / of the police of the Russian Federation / social control / public opinion / civil society / executive bodies of state authority

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимур Наильевич Мухаметшин

В статье рассмотрены аспекты социального контроля за деятельностью полиции Российской Федерации посредством изучения общественного мнения, проанализирована эффективность такого подхода в условиях активного участия общества в жизни государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимур Наильевич Мухаметшин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of public opinion as a form of social control over the activities of the police

This article considers aspects of social control over the activities of the police of the Russian Federation by studying public opinion and analyzes the effectiveness of such an approach in the conditions of active participations of society in the state.

Текст научной работы на тему «Изучение общественного мнения как форма социального контроля за деятельностью полиции»

Закон и право. 2023. № 12. С. 67-70. Law and legislation. 2023;(12):67-70.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-67-70 NIION: 1997-0063-12/23-697

EDN: https://elibrary.ru/UCGUVX MOSURED: 77/27-001-2023-12-897

Изучение общественного мнения как форма социального контроля за деятельностью полиции

Тимур Наильевич Мухаметшин

Академия управления МВД России, Москва, Россия, m.timur1975@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты социального контроля за деятельностью полиции Российской Федерации посредством изучения общественного мнения, проанализирована эффективность такого подхода в условиях активного участия общества в жизни государства.

Ключевые слова: полиция Российской Федерации, социальный контроль, общественное мнение, гражданское общество, исполнительные органы государственной власти.

Для цитирования: Мухаметшин Т.Н. Изучение общественного мнения как форма социального контроля за деятельностью полиции // Закон и право. 2023. № 12. С. 67—70. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-67-70 ББЫ: https://elibrary.ru/UCGUVX

Original article

The study of public opinion as a form of social control over the activities of the police

Timur N. Mukhametshin

Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, m.timur1975@mail.ru

Abstract. This article considers aspects of social control over the activities of the police of the Russian Federation by studying public opinion and analyzes the effectiveness of such an approach in the conditions of active participations of society in the state.

Keywords: of the police of the Russian Federation, social control, public opinion, civil society, executive bodies of state authority.

For citation: Mukhametshin T.N. The study of public opinion as a form of social control over the activities of the police // Law and legislation. 2023;(12):67—70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12- 67-70 EDN: https://elibrary.ru/UCGUVX

Российская Федерация на сегодняшний день представляет собой правовое демо--ж- кратическое государство, гражданам кото -рого предоставлен широкий спектр соответствующих прав, например, таких, как право осуществления социального контроля за деятельностью органов государственной власти.

Социальный контроль в целом является своеобразным механизмом взаимодействия общества с государством, поэтому, в частности, для улучшения деятельности полиции гражданам важно иметь «обратную связь», вносить конструктивные предложения, оказывать взаимную поддержку.

© Мухаметшин Т.Н. М., 2023.

Одними из первостепенных задач представителей исполнительных органов государственной власти — полиции — являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, профилактика и предупреждение правонарушений. Эти положения закреплены в Основном законе государства [1], федеральных нормативных правовых актах [в частности, 2], ведомственных и межведомственных приказах и распоряжениях.

В контексте рассматриваемой темы статьи необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации не содержит понятия «социальный контроль», однако в положениях Федерального закона Российской Федерации «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ [3] оно закреплено.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

По нашему мнению, принципиальной разницы между понятиями «социальный контроль» и «общественный контроль» нет, поскольку социум (лат.) — это общество (Прим. авт.), т.е. понятия идентичны и взаимозаменяемы. Термин «общественный контроль» широко использовался во времена СССР, поэтому в указанный нормативный правовой акт законодателем было внесено именно такое словосочетание.

Субъектами гражданского социального контроля являются, в первую очередь, граждане Российской Федерации, общественные объединения и коллективы, иные общественные организации, не являющиеся иностранными агентами [4].

Субъекты квалифицированного социального контроля — это общественные палаты, общественные советы, общественные наблюдательные комиссии и т.д. В отличие от субъектов гражданского социального контроля мнение этих субъектов обязательно для учета в оценке деятельности полиции.

В качестве форм социального контроля принято рассматривать следующие: публикации в средствах массовой информации, проведение специальных опросов населения, анкетирование, анализ обращений граждан.

Исследование общественного мнения об эффективности деятельности полиции, несмотря на возложенные и реализуемые ею сложные, зачастую связанные с риском для жизни задачи, показывает, что работа сотрудников оценивается гражданами не всегда положительно, превалируют различные замечания. В ряде случаев заявленные факты не находят своего объективного подтверждения, тем не менее, некоторая критика вполне обоснована.

Одним их наиболее уязвимых мест в деятельности полиции является учетно-регистрацион-ная дисциплина, причем как со стороны социального контроля, так и со стороны ведомственного и межведомственного надзора. Это обстоятельство обусловливается тем, что должным образом произведенная регистрация сообщения или заявления о правонарушении или преступлений в итоге влияет на статистику общей раскрываемости и рост числа нераскрытых преступлений. В свою очередь, это приводит к снижению показателей работы всего подразделения полиции, поэтому имеет место такое неискоренимое противоречие, как нарушение учетно-ре-гистрационной дисциплины.

Это же противоречие проявляется и в противоположном смысле: например, если возбуждено уголовное дело, то его необходимо довести до рассмотрения в суде несмотря ни на что. Ис-

ходя из изложенного следует предположить, что контроль за учетно-регистрационной дисциплиной органа полиции следует доверять прямо уполномоченным лицам.

Недостатки, выявляемые вышестоящими инстанциями1 при проведении проверок2, анализируются, затем принимаются определенные меры, которые реализуются в зависимости от ситуации: либо оказанием методической и (или) практической помощи подразделению, либо более радикальными кадровыми решениями.

Оценка административно-юрисдикционной деятельности полиции посредством социально -го контроля осуществляется объективно, исходя из имеющихся реалий. Любой гражданин Российской Федерации нуждается в защищенности, основанной на понимании того, что государство в лице сотрудников полиции охраняет жизнь и здоровье населения, их права и свободу.

Также уместно упомянуть о том, что в настоящее время большое внимание обществом уделяется не количественным, а качественным характеристикам работы полиции, заключающимся в уровне удовлетворенности населения деятельностью правоохранительных органов.

Жалоба в этом контексте является реакцией на нарушение субъективных прав граждан. Она же становится средством для совершенствования деятельности государственных органов исполнительной власти, поскольку выявляет недостатки и противоречия, результатом которых стало нарушение прав гражданина Российской Федерации.

Административная деятельность полиции, ее оценка базируются на общественном мнении граждан, и это — логичное следствие взаимосвязи гражданского общества с органами государственной власти. Полиция как институт создана из граждан Российской Федерации и для граждан, для оказания им помощи в трудных ситуациях, связанных с угрозой жизни, здоровью, правам и свободам.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации непосредственного влияния на деятельность полиции граждане оказывать не в праве, но их роль в выражении общественного мнения недооценить невозможно.

Примеров эффективности социального контроля граждан множество: от заметки, размещенной на просторах Интернета, содержащей признаки правонарушения или признаки преступления, до непосредственного обращения граж-

1 Например, ЦА МВД России, Прокуратурой Российской Федерации, ФСБ России и т.д.

2 В первую очередь имеются в виду инспекторские, контрольные проверки, целевые выезды.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

данина в дежурную часть любого подразделения полиции. Социальный контроль в этом контексте является триггером, запускающим процесс проведения проверки деятельности органа полиции, направленный на устранение недостатков.

Во всех случаях поступившая информация подлежит проверке органом полиции с последующим принятием соответствующего решения. Итогом проявленной гражданами бдительности и неравнодушия становятся своевременно принятые полицией меры по предупреждению, предотвращению, пресечению противоправных действий как в отношении любого лица, так и по отношению к безопасности государства в целом.

Административная деятельность полиции, состоящая, в том числе, из производства по обращениям граждан, рассмотрения жалоб и заявлений, а также из применения мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме, непосредственно связана с гражданами. Именно поэтому социальный контроль граждан за деятельностью полиции в рассматриваемом контексте наиболее эффективен и объективен.

Особая роль во взаимодействии органа полиции с гражданами принадлежит непосредственному информированию, и очень важно, чтобы оно было в доступной форме, чтобы суть информации была понятна каждому человеку, поскольку от качества предоставляемой информации зависят жизни людей и безопасность целого государства.

Так, для ориентированного восприятия информация должна обладать эмоциональной составляющей, а не только содержать статистические сведения. Например, ориентировки на розыск преступников редко привлекают внимание граждан, тогда как объявления о поиске пропавшего несовершеннолетнего с кратким описанием обстоятельств его исчезновения с большей долей вероятности найдут отклик и живой интерес.

В информационном контексте необходимо акцентировать внимание также на участие государства в формировании общественного мнения у граждан о деятельности полиции, в том числе и на последствия этого мнения — оценочные суждения.

Формирование общественного мнения о полиции — это публичная информационная деятельность органов государственной власти, направленная на создание доверительных отношений между гражданами и полицией, на формирование объективной оценки ее деятельности посредством полного и достоверного информирования о результатах работы.

Положительному мнению о полиции способствует современная российская киноиндустрия:

в течение последних десятилетий на телевиде -нии было показано множество фильмов, сериалов про полицейских, про их будни, про личную жизнь. Основной моралью таких произведений является торжество справедливости, принцип главенства закона, служба во благо Родины и интересов простых людей.

Демонстрация таких фильмов формирует у граждан, в первую очередь, приблизительное понимание специфики работы полицейского, сопереживание, возможность почувствовать себя на его месте. Как следствие, в реальной жизни население проявляет объективную лояльность к представителям полиции и выражает свою готовность в оказании необходимой помощи.

Думается, следует расширить сферу источников по формированию положительного общественного мнения о деятельности полиции, привлечь средства массовой информации к освещению непосредственных, не секретных мероприятий, проводимых полицией, с обозначением результата, который был ею достигнут.

В условиях становления демократического общества длительное время СМИ освещали только негативные сюжеты, акцентируя внимание населения на разоблачении «оборотней в погонах», в результате уровень доверия граждан к полиции был существенно снижен. Теперь, когда в государстве есть запрос на доверительные отношения между полицией и гражданами, объективная реальность свидетельствует о том, что не все население Российской Федерации готово к взаимодействию. Поэтому сейчас следует уделить должное внимание качеству предоставляемой СМИ информации, освещать не только сюжеты о коррупции и других незаконных действиях отдельных сотрудников, но и материалы, позволяющие гордиться героями в рядах полиции, которых гораздо больше.

Социальный контроль в рассматриваемой области необходимо укреплять посредством воспитательных, образовательных, просветительских мероприятий с гражданами, поощрять инициативу к общению с представителями полиции, в средствах массовой информации размещать не только негативные сюжеты, но и факты, вызывающие положительные эмоции, связанные с торжеством справедливости, основанном на приоритете закона.

В условиях развития демократического общества объективная критика граждан, в том числе полиции, является непременной и необходимой составляющей на территории любого правового государства.

Таким образом, очевидно, что существую -щий социальный контроль призван выявлять

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023

имеющиеся проблемы и несовершенства в деятельности полиции с тем, чтобы в дальнейшем их нивелировать, усовершенствовать на ближайшую перспективу методы взаимодействия с населением, стать более открытыми, располагающими и доступными для граждан.

По нашему мнению, только во взаимодействии, основанном на доверии и взаимном уважении и к полиции, и к гражданам, возможно добиться максимальной эффективности в деятельности правоохранительных органов.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Шр8: // www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/

2. Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3 // https://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон РФ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-Ф3 // https://www.consultant.ru/

4. Федеральный закон РФ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255 // :Ы^:// www.consultant.ru/

5. Болотов Д.Ю. К вопросу о понятии общественного контроля за деятельностью полиции // Новый юрид. вестник. 2019. № 7 (14). С. 29—32.

6. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 7—13.

7. Зуева О.В. Общественный контроль за деятельностью полиции на примере Волгоградской области // Вестник МВД России. 2019. № 3.

8. Киричёк Е.В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2013.

9. Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел. М.: Щит-М, 2003. 396 с.

10. Крицкая М. С. Общественный контроль за административной деятельностью полиции: Дис. ... канд. юрид. наук. 2017. 206 с. // :Ы1^:// крду.мвд.рф/upload/site119/document_file/

11. Сухинин А.В. Общественная критика полиции как форма социального контроля // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. 2014. № 2 (23).

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/

2. Federal Law of the Russian Federation № 3-FZ of February 7, 2011 «On Police» // https://www. consultant.ru/ (in Russian)

3. Federal Law of the Russian Federation № 212-FZ of July 21, 2014 «On the basics of public control in the Russian Federation» // https://www.consul-tant.ru/ (in Russian)

4. Federal Law of the Russian Federation № 255-FZ of July 14, 2022 «On control over the activities of persons under foreign influence» // https:// www.consultant.ru/ (in Russian)

5. Bolotov D.U. On the issue of the concept of public control on police territory // New Legal Bulletin. 2019. № 7 (14). Pp. 29-32 (in Russian)

6. Zubarev S.M. Notion and essence of public control over the activities of state bodies // Administrative law and process. 2011. № 5. Pp. 7— 13 (in Russian

7. Zueva O. V. Public control over police activities on the example of the Volgograd region // Bulletin of the Ministry of internal affairs of Russia. 2019. № 3 (in Russian)

8. KirickokE. V. Interaction of the police with civil society institutions in the organizational and legal mechanism for ensuring constitutional human and civil rights and freedoms in the Russian Federation: Monograph. M.: Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia., 2013 (in Russian).

9. Korenev A.P. The management bases in Fundamentals of management in the internal affairs bodies. M.: Shield-M, 2003. 396 p. (in Russian)

10. Kritskaya M.S. Public control over the administrative activities of the police: Dis. ... cand. of juridical sciences. 2017. 206 p. (in Russian)

11. Sukkinin A. V. The public criticism of police as a form of social control // Bulletin of the Volgograd State University. Ser. 5: Jurisprudence. 2014. № 2 (23) (in Russian)

Disertaciya_M.S._Krickoy(2).

Информация об авторе

Мухаметшин Т.Н. — слушатель 2-го курса 2-го факультета заочного обучения группы 2ГЗ-2117 Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Mukhametshin T.N. — 2st year student of the 2nd faculty distance learning, group 2GZ-2117

The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.