Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт В.С., Чимаров С.Ю.

Исследование вопросов, касающихся особенностей института общественного контроля за деятельностью полиции, выступает одним из условий повышения эффективности регулирования общественных отношений в контексте формирования в Российской Федерации гражданского общества. Авторы, анализируя нормативную правовую базу и правоприменительную практику в данной области, подчеркивают, что институт общественного контроля имеет первостепенное значение с позиции реализации таких принципов деятельности полиции как открытость и публичность, а также общественное доверие и поддержка граждан, а также обосновывают, что наличие общественного контроля за деятельностью полиции способствует воплощению такого признака правого государства как взаимная ответственность государства и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бялт В.С., Чимаров С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF PUBLIC CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF THE POLICE

The study of issues concerning the peculiarities of the institution of public control over the activities of the police is one of the conditions for improving the effectiveness of regulation of public relations in the context of the formation of civil society in the Russian Federation. The authors, analyzing the regulatory legal framework and law enforcement practice in this area, emphasize that the institution of public control is of paramount importance from the standpoint of the implementation of such principles of police activity as openness and publicity, as well as public trust and support of citizens, and also substantiate that the presence of public control over the activities of the police contributes to the embodiment of such a sign of a right-wing state as mutual responsibility of the state and the individual.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ»

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ

B.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент

C.Ю. Чимаров, д-р ист. наук Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

001:10.24412/2500-1000-2023-1-1-101-103

Аннотация. Исследование вопросов, касающихся особенностей института общественного контроля за деятельностью полиции, выступает одним из условий повышения эффективности регулирования общественных отношений в контексте формирования в Российской Федерации гражданского общества. Авторы, анализируя нормативную правовую базу и правоприменительную практику в данной области, подчеркивают, что институт общественного контроля имеет первостепенное значение с позиции реализации таких принципов деятельности полиции как открытость и публичность, а также общественное доверие и поддержка граждан, а также обосновывают, что наличие общественного контроля за деятельностью полиции способствует воплощению такого признака правого государства как взаимная ответственность государства и личности.

Ключевые слова: общественный контроль; полиция; правоохранительная система; гражданское общество; правовое государство.

Проблема формирования эффективной системы общественного контроля за деятельностью полиции непосредственно связана с решением ею задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств [4, с. 169]. Кроме того, общественный контроль за деятельностью полиции - средство оптимизации самой системы МВД России, противодействия в ней коррупции, установления диалога и понимания между обществом и органами внутренних дел, способ цивилизованного разрешения проблем, возникающих в отношениях граждан и государства [6, с. 3]. Значение общественного контроля за деятельностью полиции подчеркивается в нормативном правовом закреплении таких принципов деятельности полиции как открытость и публичность, а также общественное доверие и поддержка граждан [2, ст. 8; 9]. Не случайно Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года обратил внимание на важность эффективного общественного контроля за деятельностью органов государственной власти [3]. Сооб-

разно с этим, можно утверждать, что вопросы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью полиции на современном этапе реформирования правоохранительной системы государства, бесспорно, являются весьма актуальными.

Среди видов контроля и надзора за деятельностью полиции можно выделить такие как государственный контроль, общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

Субъектами общественного контроля за деятельностью полиции являются: граждане Российской Федерации, общественные объединения, Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии, а также общественные советы при МВД России и при территориальных органах внутренних дел [2, ст. 50].

Основными нормативными правовыми актами в области организации и осуществления общественного контроля за деятельностью полиции являются: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном кон-

троле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации». Принятие вышеперечисленных нормативных правовых актов, по нашему мнению, свидетельствует о том, что государство уделяет серьезное внимание развитию института общественного контроля за деятельностью полиции, поскольку совершенствование указанного института будет способствовать повышению качества выполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей.

Согласно Основному закону Российской Федерации, Россия является правовым государством [1, ст. 1]. Одним из признаков правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Несомненно, только тогда, когда каждый человек и гражданин будет осознавать, что не только он несет ответственность и имеет обязательства перед государством, но оно, например, в лице правоохранительных органов может быть призвано к ответу со стороны общества, мы сможем говорить о создании действительно гражданского общества [5, с. 50], способного реально осуществлять свои функции по контролю за государственными органами и участию в управлении государством.

С нашей точки зрения для развития гражданского общества в государстве, повышения эффективности функционирования полиции следует рассмотреть вопрос о реализации следующих мер, направленных на совершенствование института общественного контроля за деятельностью полиции:

- расширение полномочий общественных советов при органах внутренних дел с целью повышения эффективности их работы;

- развитие и совершенствование информационных систем в органах внутрен-

них дел, позволяющих в допустимых пределах отражать их деятельность в сети Интернет, а также облегчающих взаимодействие между гражданами и должностными лицами полиции с позиции получения какой-либо информации посредством электронного оборота;

- проведение периодических отчетов руководителей органов внутренних дел о результатах деятельности вверенных им подразделений с приглашением представителей населения, проживающего на обслуживаемой территории;

- постоянное исследование мнения населения о работе полиции, которое должно лечь в основу оценки эффективности ее деятельности и служить предпосылкой принятия управленческих решений, в том числе и кадровых.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать следящее:

1) институт общественного контроля имеет первостепенное значение с позиции реализации таких принципов деятельности полиции как открытость и публичность, а также общественное доверие и поддержка граждан;

2) общественный контроль является одним из видов контроля и надзора за деятельностью полиции, предусмотренных действующим федеральным законодательством;

3) наличие общественного контроля за деятельностью полиции подтверждает и конкретизирует норму Конституции Российской Федерации, провозглашающую Россию правовым государством, и способствует воплощению такого признака правого государства как взаимная ответственность государства и личности;

4) в рамках развития гражданского общества институт общественного контроля за деятельностью полиции нуждается в дальнейшем анализе и совершенствовании, что, безусловно, должно привести к повышению эффективности функционирования всей системы органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21 декабря 2021 года) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2021. № 52. Ч. 1. Ст. 8983.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета. 2021. 22 апреля.

4. Бялт В.С. Роль общественных советов при органах внутренних дел в реализации правоохранительной функции государства // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): Материалы XIV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 27-28 апреля 2017 г. / под ред. Н.С. Нижник. В 2-х томах. Т. II. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017.

5. Бялт В.С., Демидов А.В. Перспективы становления гражданского общества в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 2 (48).

6. Десятых П.В. Организация и правовое обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF PUBLIC CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF THE POLICE

V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The study of issues concerning the peculiarities of the institution of public control over the activities of the police is one of the conditions for improving the effectiveness of regulation of public relations in the context of the formation of civil society in the Russian Federation. The authors, analyzing the regulatory legal framework and law enforcement practice in this area, emphasize that the institution of public control is of paramount importance from the standpoint of the implementation of such principles of police activity as openness and publicity, as well as public trust and support of citizens, and also substantiate that the presence ofpublic control over the activities of the police contributes to the embodiment of such a sign of a right-wing state as mutual responsibility of the state and the individual.

Keywords: public control, police, law enforcement system, civil society, the rule of law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.