Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович, Занина Татьяна Митрофановна

В статье рассматривается актуальное состояние общественных советов при органах внутренних дел как институтов гражданского общества. Дана общая характеристика общественных советов: правовые основы деятельности, целевое назначение, ключевые задачи, состав, полномочия. Рассматривается деятельность общественных советов с момента их образования, за период 2011-2021 гг. Анализируются этапы развития и функционирования общественных советов четырех созывов, включая действующий, 2020-2022 гг. Акцентируется внимание на некоторых условиях и причинах медленного становления данного института гражданского общества, на который возложена задача общественного контроля за деятельностью полиции. Отмечены позитивные аспекты в освоении новых форм и видов деятельности, профилактическое воздействие, рост взаимодействия с общественными объединениями. Обосновываются некоторые актуальные направления и реальные ресурсы повышения значимости и эффективности общественных советов. Сделан вывод о взаимосвязи осуществления задач общественного контроля с уровнем развития гражданского общества, которое находится в России на стадии становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович, Занина Татьяна Митрофановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC COUNCILS UNDER INTERNAL AFFAIRS AS ONE OF THE INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY: CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article discusses the current state of public councils under the internal affairs bodies as civil society institutions. The general characteristic of public councils is given: legal bases of activity, purpose, key tasks, structure, powers. The activity of public councils from the moment of their formation for the period 2011-2021 is considered. The stages of development and functioning of public councils of four convocations, including the current 2020-2022, are analyzed. Attention is focused on some conditions and reasons for the slow formation of this institution of civil society, which is entrusted with the task of public control over the activities of the police. Positive aspects were noted in the development of new forms and types of activities, preventive impact, increased interaction with public associations. Some topical directions and real resources for increasing the significance and effectiveness of public councils are substantiated. The conclusion is made about the relationship between the implementation of the tasks of public control and the level of development of civil society, which is in Russia at the stage of formation.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

В. И. Майоров, доктор юридических наук, профессор Т. М. Занина, кандидат юридических наук, профессор

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

PUBLIC COUNCILS UNDER INTERNAL AFFAIRS AS ONE OF THE INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY: CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

В статье рассматривается актуальное состояние общественных советов при органах внутренних дел как институтов гражданского общества. Дана общая характеристика общественных советов: правовые основы деятельности, целевое назначение, ключевые задачи, состав, полномочия. Рассматривается деятельность общественных советов с момента их образования, за период 2011—2021 гг. Анализируются этапы развития и функционирования общественных советов четырех созывов, включая действующий, 2020—2022 гг. Акцентируется внимание на некоторых условиях и причинах медленного становления данного института гражданского общества, на который возложена задача общественного контроля за деятельностью полиции. Отмечены позитивные аспекты в освоении новых форм и видов деятельности, профилактическое воздействие, рост взаимодействия с общественными объединениями. Обосновываются некоторые актуальные направления и реальные ресурсы повышения значимости и эффективности общественных советов. Сделан вывод о взаимосвязи осуществления задач общественного контроля с уровнем развития гражданского общества, которое находится в России на стадии становления.

The article discusses the current state of public councils under the internal affairs bodies as civil society institutions. The general characteristic of public councils is given: legal bases of activity, purpose, key tasks, structure, powers. The activity ofpublic councils from the moment of their formation for the period 2011 —2021 is considered. The stages of development and functioning ofpublic councils offour convocations, including the current 2020—2022, are analyzed. Attention is focused on some conditions and reasons for the slow formation of this institution of civil society, which is entrusted with the task ofpublic control over the activities of the police. Positive aspects were noted in the development of new forms and types of activities, preventive impact, increased interaction with public associations. Some topical directions and real resources for increasing the significance and effectiveness of public councils are substantiated. The conclusion is made about the relationship between the implementation of the tasks ofpublic control and the level of development of civil society, which is in Russia at the stage of formation.

На современном этапе развития Российской Федерации в достижении долгосрочных национальных целей все большее значение приобретает развитие институтов гражданского общества. Институты гражданского общества несут в себе потенциал активного влияния на государственную власть, в том числе в осуществлении общественного контроля за деятельностью государственных органов. В свою очередь, общественный контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и общественные организации, которые представляют интересы граждан.

Основополагающие принципы, закреплённые в Федеральном законе «О полиции», направлены на совершенствование правоохранительной дея-

тельности посредством открытости и публичности, взаимодействия и сотрудничества с институтами гражданского общества. Это усиливает общественное доверие к деятельности полиции и позволяет заручиться поддержкой граждан в охране общественного порядка и предупреждении преступности. Эффективность социального партнерства и доверие граждан к полиции должны основываться на объективной оценке качества её работы и контроля за соблюдением законности, что возлагается на общественные советы.

Целевое назначение общественных советов, созданных при МВД России и при территориальных органах внутренних дел, заключается в осуществлении общественного контроля и под-

держании «активного «диалога» между полицией и общественностью, а также в повышении правовой культуры и правосознания как граждан, так и сотрудников ОВД, в содействии профилактике правонарушений. В итоге повышается социальное доверие граждан к полиции, что не только улучшает ее имидж, но и позитивно влияет на эффективность и полноту выполнения возложенных на нее функций по защите граждан и их имущества, а также предупреждения преступности.

Правовые основы деятельности общественных советов составляет ряд нормативных правовых актов, в том числе, ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1]; ФЗ «О полиции» [2]; «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» [3]; «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» [4].

Общественный контроль, реализуемый через деятельность общественных советов, созданных при МВД России, а также при территориальных ОВД можно рассматривать:

- во-первых, как систему негосударственных контролирующих субъектов;

- во-вторых, как приобщение широкого круга граждан к участию в управлении всеми государственными делами, в том числе и в сфере правоохранительной деятельности;

- в-третьих, как общественный институт в форме самоорганизации граждан для контроля за законностью реализации полномочий полиции;

- в-четвертых, как организованное наблюдение, осуществляемое невластными субъектами в установленной правовой форме, посредством общественной проверки, анализа и оценки издаваемых полицейских актов, принимаемых решений с целью обеспечения общественной безопасности [6].

Субъектами общественного контроля за деятельностью полиции выступают: граждане Российской Федерации; Общественная палата Российской Федерации; общественные объединения; общественные наблюдательные комиссии; общественные советы, образуемые при МВД России и его территориальных органах. Образование общественных советов при МВД России и его территориальных органах осуществляется в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан и федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных, профессиональных объединений (в том числе предпринимателей), а также решения значимых вопросов деятельности полиции в охране общественного порядка, профилактике правонарушений, предупреждении преступности.

Таким образом, общественный контроль, в т. ч. и за деятельностью полиции, как нам представляется, должен быть ориентирован не на производство отдельных процедур, а на стремление к достижению цели — обеспечения законности и повышения эффективности государственного управления посредством учета общественного мнения и разрешения возможных конфликтов интересов институтов гражданского общества и государства [5].

Общественные советы нацелены на выполнение следующих ключевых задач: 1) содействие реализации государственной политики в сфере противодействия преступности и профилактике правонарушений посредством привлечения общественности; 2) рассмотрение гражданских программ и инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции; 3) проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции; 4) взаимодействие со СМИ и участие в информировании граждан о деятельности полиции; 5) рассмотрение жалоб и анализ мнения граждан о деятельности полиции с последующим доведением обобщенной информации до руководителей ОВД; 6) осуществление общественного контроля за деятельностью полиции [6].

Несмотря на то, что общественный совет является совещательным органом, его решения, предложения, замечания, носящие рекомендательный характер, отражают действительность, обращают внимание на ошибки или «слабые» звенья работы, упущения, которые могут быть не замеченными в общем потоке дел руководителями ОВД. Посредством общественных советов до сведения руководителей доводится информация и находят поддержку гражданские инициативы по вопросам общественной безопасности и охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, предупреждения преступлений.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия граждан, членов общественных объединений и организаций, их влияние на работу ОВД постепенно усиливается. Осуществляя свою миссию, общественные советы способствуют в решении наиболее актуальных проблем, связанных с поддержанием общественного порядка, профилактики правонарушений, повышением правовой культуры граждан, улучшением имиджа полиции [8], реальной возможностью донести мнение граждан до органов управления и руководителей, участием в общественном контроле за деятельностью правоохранительных органов, поддерживают конструктивный диалог полиции и общества.

При МВД России Общественный совет был создан в 2011 году. Таким образом, общественные советы осуществляют свою деятельность уже в течение десяти лет, в настоящее время при терри-

ториальных органах внутренних дел в стране действует 1200 общественных советов, объединяющих тысячи представителей различных общественных объединений, организаций и трудовых предприятий. За этот период были сформированы общественные советы четырех созывов (действие каждого продолжается в течение трех лет): 2011— 2013 гг., 2014—2016 гг., 2017—2019 гг. и ныне действующий — 2020—2022 гг. Как известно, институты гражданского общества эффективны только в развитом демократическом государстве, а процесс их становления носит длительный характер.

Принимая во внимание вышеуказанное, предпримем попытку рассмотреть динамику развития общественных советов при территориальных ОВД, а также некоторые особенности, влияющие на результативность их деятельности и «узнаваемость» среди населения.

Во-первых, следует учесть, что деятельность общественных советов напрямую связана с деятельностью полиции. С принятием ФЗ «О полиции» в 2011 году и проведением административной реформы, переориентацией правоохранительной деятельности на социально-ориентированную модель мониторинг общественного мнения вошел в официальную оценку деятельности полиции, наряду с фактически-статистической и экспертной. «Перестройка» правоохранительного ведомства и общественного мнения о деятельности полиции происходила достаточно медленно, в период 2011—2015 гг. эффективность ведомства оценивали в 50—55% [7]. Деятельность Общественных советов первого созыва, 2011—2013 гг., в большей степени носила декларативный характер.

Во-вторых, в деятельности Общественных советов второго созыва, 2014—2016 гг., в регионах страны стали наблюдаться позитивные изменения, связанные с большей общественной активностью, созданием общественных объединений правоохранительной направленности, развитием волонтерского движения. В работе общественных советов также наблюдалось оживление, большее участие в профилактических мероприятиях. Но отсутствовала публичность и тесный контакт со СМИ, формы и методы работы не отличались разнообразием, не было возможности активного обмена позитивным опытом работы между регионами, с деятельностью общественных советов можно было ознакомиться только на сайте организации.

В-третьих, представители государственной власти неоднократно подчеркивали, что крайне необходимо функционирование подлинно независимых структур, прежде всего в качестве общественных советов, что максимально способствует сближению государства и граждан, повышает уровень государственных услуг, так как «государство существует для граждан», а не

наоборот. В 2017 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Президент РФ В. В. Путин отметил диссонанс, несоответствие существующего положения, назвав общественные советы «управляемыми структурами». С этого момента начинается более пристальное внимание к деятельности общественных советов, появляются правовые и социологические исследования. В деятельности Общественных советов третьего созыва, 2017—2019 гг., прорабатываются организационные вопросы, работа в соответствии с регламентом (проведение заседаний), размещение информации на сайте, в том числе протоколов заседаний совета, создание комиссий по актуальным направлениям правоохранительной деятельности, размещение плана мероприятий и ежегодных отчетов (в том числе за каждое полугодие). Активизировалась деятельность с организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации.

В-четвертых, значительный прорыв, прежде всего в контексте организационной, информационной и практико-ориентированной деятельности, осуществляется в рамках работы действующих на данный момент Общественных советов четвертого созыва, 2020—2022 гг. Во многом этому содействовала ситуация, связанная с пандемией СОУГО-19, интенсивным переходом в информационную среду и «дистанционные формы» (видеоконференции, дистанционные формы обращения граждан и др.), а также началом работы на платформе «Неравнодушный человек».

На заседании Президиума Общественного совета при МВД России, проходившем 18 марта 2021 года, был представлен проект платформы «Неравнодушный человек» [9]. Проект был инициирован комиссией по общественной оценке работы полиции и вовлечению граждан во взаимодействие с подразделениями МВД России. Данный интерактивный формат был разработан Фондом ВЦИОМ в партнерстве с компанией «Неравнодушный человек» для представителей Общественных советов при МВД России и его территориальных органах. В процессе презентации проекта К. В. Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ и член Президиума Общественного совета при МВД России, привел данные социологического опроса, проведенного в июне 2020 года. На вопрос: «Что вы знаете о работе Общественных советов?» — 2% респондентов ответили, что знают о работе Общественных советов (далее — ОС); 36% — слышали об ОС; 62% — не знают и не слышали об ОС. Председатель Общественного совета при МВД России А. Г. Кучерена отметил, что потребность в общественных советах есть, работа проводится, но узнаваемость об их деятельности в обществе очень низкая, что может изменить использование платформы «Неравнодушный человек».

Пилотная адаптация проекта платформы «Неравнодушный человек» осуществлялась в два этапа с июня по декабрь 2020 г., в которых участвовали 25 активных пользователей — представителей территориальных ОВД (г. Москва, ЮАО г. Москвы, Московская обл., Кемеровская обл., Липецкая обл., Ростовская обл., Рязанская обл., Краснодарский край). В настоящее время к платформе подключены практически все 1200 общественных советов.

Платформа «Неравнодушный человек» — это коммуникационно-аналитический формат, который является эффективным инструментом для сокращения дистанции между федеральными органами исполнительной власти и гражданами. Позволяет повышать информированность граждан в области деятельности общественных советов при МВД России, осуществлять мониторинг показателей открытости общественных советов в соответствии со всеми критериями Счетной Палаты. Целевое использование делает возможным повысить эффективность, открытость, доступность и прозрачность работы общественных советов для граждан. Посредством данного формата общественные советы не только реализуют свои проекты, «доводят информацию» до граждан, но и активно обмениваются опытом, без дополнительных затрат и усилий знакомятся с новыми видами и формами, а также тематикой деятельности других общественных советов. Тематика новостной прессы разнообразна и представлена в основных рубриках: волонтерское движение, воспитание молодежи, кибербезопасность, общественный контроль, культура, политика, анонсы. Реализация проекта платформы «Неравнодушный человек» содействует повышению имиджа полиции и общественных советов при территориальных органах внутренних дел, служит вовлечению в активные формы взаимодействия, повышает правовую культуру, правосознание граждан, выполняет профилактическую функцию.

Подводя итоги, на основе вышеизложенного и последующей аргументации проведем обсуждение некоторых выводов и предложений.

1. В первую очередь представляется, что для повышения эффективности работы общественных советов при органах внутренних дел необходимо повышение правовой грамотности их членов, которые осуществляют деятельность по общественному контролю в течение трех лет в составе конкретных комиссий. Представляется целесообразной разработка краткого ознакомительного курса для членов вновь сформированных советов (среди которых религиозные деятели, представители культуры, спорта, образования, средств массовой информации), так как для осуществления объективного контроля необходимо иметь представление о контролируемой деятельности, о ее специфике, а специфичность полицейской службы не вызывает никаких сомнений. В противном случае все может рассматриваться в двух диадах: «хорошо — плохо», «нра-

вится — не нравится», а это будет снижать влияние и, соответственно, значимость выдвигаемых предложений, представляемых на рассмотрение руководителям ОВД, инициативы будут восприниматься некомпетентными, замечания игнорироваться, что приведет не к налаживанию диалога, а к снижению авторитета общественных советов, к формальным и безрезультатным контактам.

2. Общественным советам следует активнее содействовать налаживанию продуктивного диалога гражданских инициатив и их рассмотрению руководителями органов внутренних дел, привлечению граждан и общественных объединений к участию в охране правопорядка и в обеспечении общественной безопасности. Несмотря на то, что по результатам аналитического отчета МВД за 2020 г. уровень преступности в России снизился, особенно в части тяжких преступлений, можно выделить два направления, по которым наблюдается явное увеличение: активизировалась деятельность преступных сообществ (ОПГ), совершено на 8,6% преступлений больше, чем в предыдущем году; явный рост, на 29,7%, показывают преступления террористического характера, а преступления экстремистской направленности увеличились на 42%. Активное привлечение общественных объединений к профилактике правонарушений и предупреждению преступлений, повышению правовой культуры и правового сознания является актуальной задачей, а общественный потенциал в этом направлении — неисчерпаемым ресурсом, но требующим организационной формы.

3. В Российской Федерации отчетливо прослеживается тенденция повышения социальной активности граждан и общественных объединений, которые должны стать объективным ресурсом деятельности общественных советов и органов внутренних дел. При этом социальная активность не имеет системного характера, реализуясь в наиболее беспокоящих общество сферах, таких как противодействие преступности и борьба с наркоманией, поиск людей, пропавших без вести, и т. д. Вместе с тем остаются без должного внимания иные социально значимые события и правонарушения, например совершаемые в ки-берпространстве. Самое большое количество преступлений за 2020 г. совершены с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации, увеличение оставляет 73,4%, а их общее количество — 510,4 тыс. Потенциальными жертвами таких преступлений становятся все гендерно-возрастные категории граждан. В противовес, например, в зарубежной практике активно действуют так называемые «кибердружины». В нашей стране уже есть такие примеры, но правовой основы их деятельности нет.

4. Нетрудно заметить, что в последнее время в странах мира в целом возрастает социальная напряженность, вызванная пандемией коронави-

русной инфекции и другими эпидемиями, социально-экономическими причинами, политическими кризисами, террористическими актами, авариями и катастрофами природного и техногенного характера. При этом государственные структуры не всегда оказываются способными оперативно и в полном объеме справиться с такими «вызовами», которые, как правило, сопровождаются дезорганизацией населения, резким повышением преступности, разрушением стабильного образа жизни. В подобных ситуациях содействие организованных общественных структур (государственно-общественных объединений), созданных именно для обеспечения общественного порядка, содействия нормальному функционированию государственных институтов, трудно переоценить. Это еще один аспект взаимодействия полиции и населения в поддержании общественного порядка и охране общественной безопасности.

5. В завершение, обращаясь непосредственно к деятельности общественных советов при органах внутренних дел, следует отметить, что их активность, освоение новых форм и методов работы, участие в налаживании диалога и осуществлении общественного контроля повышается, их авторитет у руководства органов внутренних дел постепенно растет, как и узнаваемость в глазах граждан, происходит понимание значения

их деятельности. Но также следует учитывать, что во-первых, эффективность общественных советов при органах внутренних дел напрямую связана со сложившимся общественным мнением о полиции, а по результатам ежемесячных социологических опросов, проводимых ВЦИОМ, положительное мнение граждан в течение 2020—2021 гг. по-прежнему не превышает 50—55% [10], парадокс этого явления во многом напрямую не связан с непосредственной деятельностью полиции (что неоднократно рассматривалось в научных исследованиях [11, 12]). Во-вторых, полноценное влияние общественных советов на деятельность полиции в рамках модели социального партнерства является продуктивным и необходимым атрибутом взаимодействия власти и общества только в условиях развитого гражданского общества, которое в нашей стране находится в состоянии становления.

На настоящем этапе развития общественных отношений, потенциал общественных советов при органах внутренних дел не исчерпан, есть актуальные направления и реальные ресурсы повышения их значимости и эффективности. Но переход к следующему, более плодотворному этапу развития данного института социального партнерства полиции и общества станет возможным лишь при повышении «зрелости» как российского государства, так и российского гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федеральный закон от 21.07.2014 № 212 (ред. от 27.12.2021) // СЗ РФ. — 2014. — № 30 (часть I). — Ст. 4213.

2. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от21.12.2021) // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

3. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах : указ Президента Российской Федерации от 23.05.2011 № 668 (ред. от 25.08.2021) // СЗ РФ. — 2011. — № 22. — Ст. 3154.

4. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 28.07.2011 № 1027 (ред. от 17.09.2020) // СЗ РФ. — 2011. — № 31. — Ст. 4712.

5. Занина Т. М., Крицкая М. С. Общественный контроль за деятельностью полиции : понятие, задачи, принципы // Административное право и процесс. — 2016. — № 6. — С. 38—42.

6. Афанасьев А. Ю. Институт общественного контроля за деятельностью полиции: проблемы и перспективы развития // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2016. — № 1 (6). — С. 80—83.

7. Курбатова О. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общественных советов при органах внутренних дел // Вестник экономической безопасности. — 2017. — № 2. — С. 62—64.

8. Майоров В. И., Дунаева О. Н. Полиция и общество: быть или не быть социальному партнерству // Социологические исследования. — 2017. — № 4 (396). — С. 43—51.

9. Прошло заседание президиума Общественного Совета при МВД России. — URL: https://xn--80aegbxtdbhq2bydyb.xn--p1ai/news-detail-39.html (дата обращения: 10.02.2022).

10. Деятельность общественных институтов. — URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-obshchestvennykh-institutov/ (дата обращения: 12.02.2022).

11. Майоров В. И., Дунаева О. Н. Формирование стратегических приоритетов имиджевой политики российской полиции в контексте повышения эффективности ее работы // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2017. — № 2. — С. 144—151.

12. Сравнение исследований общественного мнения о деятельности полиции на региональном уровне: ФСО VERSUS МВД России // Труды Академии управления МВД России. — 2021. — № 2 (58). — С. 194—206.

REFERENCES

1. Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 21.07.2014 № 212 (red. ot 27.12.2021) // SZ RF. — 2014. — # 30 (chast' I). — St. 4213.

2. O policii : federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot21.12.2021) // SZ RF. — 2011. — # 7.

— St. 900.

3. Ob obshchestvennyh sovetah pri Ministerstve vnutrennih del Rossijskoj Federacii i ego territorial'n-yh organah : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 23.05.2011 № 668 (red. ot 25.08.2021) // SZ RF. — 2011. — # 22. — St. 3154.

4. Ob utverzhdenii Polozheniya ob Obshchestven-nom sovete pri Ministerstve vnutrennih del Rossijskoj Federacii : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28.07.2011 № 1027 (red. ot 17.09.2020) // SZ RF. — 2011. — # 31. — St. 4712.

5. Zanina T. M., Krickaya M. S. Obshchestven-nyj kontrol' za deyatel'nost'yu policii : ponyatie, zadachi, principy // Administrativnoe pravo i process.

— 2016. — # 6. — S. 38—42.

6. Afanas'ev A. Yu. Institut obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu policii: problemy i per-spektivy razvitiya // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii.

— 2016. — # 1 (6). — S. 80—83.

7. Kurbatova O. V. Organizacionno-pravovoe obespechenie deyatel'nosti obshchestvennyh sovetov pri organah vnutrennih del // Vestnik ekonomich-eskoj bezopasnosti. — 2017. — № 2. — S. 62—64.

8. Majorov V. I., Dunaeva O. N. Policiya i obshche-stvo: byt' ili ne byt' social'nomu partnerstvu // Socio-logicheskie issledovaniya. — 2017. — № 4 (396).

— S. 43—51.

9. Proshlo zasedanie prezidiuma Obshchestven-nogo Soveta pri MVD Rossii. — URL: https://xn--80aegbxtdbhq2bydyb. xn--p 1 ai/news-detail-3 9. html (data obrashcheniya: 10.02.2022).

10. Deyatel'nost' obshchestvennyh institutov. — URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-obshchestven-nykh-institutov/ (data obrashcheniya: 12.02.2022).

11. Majorov V. I., Dunaeva O. N. Formirovanie strategicheskih prioritetov imidzhevoj politiki rossijskoj policii v kontekste povysheniya effektivnos-ti ee raboty // Vestnik Nizhegorodskogo universi-teta imeni N. I. Lobachevskogo. — 2017. — № 2.

— S. 144—151.

12. Sravnenie issledovanij obshchestvennogo mneniya o deyatel'nosti policii na regional'nom urov-ne: FSO VERSUS MVD Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2021. — № 2 (58). — S. 194—206.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Майоров Владимир Иванович. Профессор кафедры административной деятельности ОВД. Доктор юридических наук, профессор.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. E-mail: 1955715@>rambler.ru

Россия, 625049, Тюмень, ул. Амурская, д. 45. Тел. (473) 200-52-98.

Занина Татьяна Митрофановна. Профессор кафедры административной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук, профессор.

Воронежский институт МВД России. E-mail: zanina.tatyana2020@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-99.

Mayorov Vladimir Ivanovich. Professor of the chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs. Doctor of Law, Professor.

Tyumen Institute for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: 1955715@rambler.ru

Work address: Russia, 625049, Tyumen, Amurskaya Str., 45. Tel. 8 (909) 081-88-55.

Zanina Tatyana Mitrofanovna. Professor of the chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs. Candidate of Law, Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: zanina.tatyana2020@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-99.

Ключевые слова: гражданское общество; социальное партнерство; общественный совет; общественный контроль.

Key words: civil society; social partnership; public council; public control.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.