ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-193-199 УДК 378:004
Секованов Валерий Сергеевич
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент
Костромской государственный университет
Рыбина Лариса Борисовна
кандидат философских наук Костромская государственная сельскохозяйственная академия
Стрункина Ксения Юрьевна
Костромской государственный университет [email protected], [email protected], [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАМЛЕНИЙ МНОЖЕСТВ МАНДЕЛЬБРОТА ПОЛИНОМОВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье изложена методика изучения обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени комплексной переменной, основанная на интеграции аналитических методов, программирования и применения компьютерной графики. Установлена связь обрамлений первого и второго порядков множеств Мандельброта функций Д(х) = х2 + с и Н(х) = х2 + сх с кривыми - кардиоидой, лемнискатой и окружностью. Приведены алгоритмы построения обрамлений множеств Мандельброта рассматриваемых функций в математическом пакете MаthCаd. Поставлена задача описания обрамлений 3-го порядка множеств Мандельброта функцийД(х) = х2 + с и Н(х) = х2 + сх, которые соответствуют существованию притягивающих неподвижных точек периода 3. Показано, что установление ассоциативных связей между классами различных математических объектов (полиномов комплексной переменной, кривых, множеств Мандельброта) способствует развитию оригинальности мышления и творческого потенциала студентов.
Ключевые слова: обрамление множества Мандельброта, множество Жюлиа, неподвижная точка, кардиоида, лемниската, окружность, мышление.
Оригинальность мышления является важнейшим креативным качеством, необходимым в творческой деятельности. Она характеризуется способностью устанавливать неожиданные ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от одних классов к другим, непохожим на рассматриваемые ранее классы.
При обучении математике, на наш взгляд, оригинальность мышления эффективно развивается нахождением неожиданных связей между математическими объектами при решении задач аналитическими методами и иллюстрации результатов с помощью компьютерной графики.
Большие возможности в формировании оригинальности мышления дает изучение нелинейной динамики [4, с. 10-13]. В данной статье представлена методика изучения дискретных динамических систем, а именно построение обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени комплексной переменной, которая позволяет осуществить интеграцию между аналитическими методами, программированием и компьютерной графикой.
Интерес к множествам Мандельброта в настоящее время растет как с научной, так и методической точек зрения, о чем свидетельствуют современные исследования [3, с. 5-9].
Изучение студентами обрамлений множеств Мандельброта полезно начать с краткого обзора теоретического материала [1; 2].
Будем считать, что задана простейшая динамическая система, если определена функция Дх)
и рассмотрена орбита, по крайней мере, одной точки х, взятой из области ее определения.
Под обрамлением р-го порядка множества Мандельброта М (Д) функции Дх) в динамической системе, порожденной этой функцией, будем понимать те его участки, которые соответствуют существованию притягивающих неподвижных точек периодар, где р - натуральное число.
Далее перед обучающимися ставим цель: выявить обрамления первого и второго порядков множеств Мандельброта для функций Дх) = х2 + с, Н(х) = х2 + сх и разработать алгоритмы их построения в математическом пакете МаШСай
Рассматриваем функцию Дх) = х2 + с.
Формулируем первую задачу - указать все точки с множества Мандельброта (участок 1-го порядка обрамления), каждая из которых определяет притягивающие точки периода 1 в сопутствующем множестве Жюлиа.
Проводим следующие математические рассуждения.
Пусть х - неподвижная притягивающая точ-
Д (1)'(х ) :
ка функции Дх) = х2 + с. Тогда
= |2х| < 1
и х2 + с = х. Замечаем, что граница притягивающих неподвижных точек задается равенством
|2х| = 1. Поскольку х =1 е'в, 1 1 2 с =1 1 е ™
2 4
где 0<в<2л, то
© Секованов В.С., Рыбина Л.Б., Стрункина К.Ю., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
193
Далее студентам предлагаем выполнить следующие задания:
1) показать, что уравнение с = — е'в ——еъв задает кардиоиду; 2 4
2) построить кардиоиду на листе бумаги и на компьютере в разных средах;
3) выяснить, каким свойством обладают точки, лежащие внутри данной кардиоиды (к решению задачи 3, на наш взгляд, полезно дать указание -кардиоида содержит те точки параметра с, для которых заполняющее множество Жюлиа функции Дг) = г2 + с имеет неподвижную притягивающую точку).
В результате выполнения данных заданий студенты устанавливают неожиданную связь между обрамлением первого порядка множества Ман-дельброта и замечательной кривой - кардиоидой.
Далее предлагаем компьютерный эксперимент - рассмотреть значения параметра с = 0, с = -0,125, с = -0,5, принадлежащего кардиоиде, построить сопутствующие множества Жюлиа и найти в построенных множествах Жюлиа притягивающие неподвижные точки.
Формулируем вторую задачу - указать все точки с множества Мандельброта (участок 2-го порядка обрамления), каждая из которых определяет притягивающие точки периода 2 в сопутствующем множестве Жюлиа.
Проводим следующие математические рассуждения.
Пусть г - притягивающая точка периода 2 при некотором значении с е М (М - множество Мандельброта). Тогда Д(г1 ) = г2, Д(г2 ) = ги то есть Д^2)(г1 )= Д(Д(г1)). Таким образом, точка г1 является неподвижной для отображения Д ^(т) и
Д(2 (т)
Д(2 )(т2)
то есть г1 2 =
2
Д(2 '(г). Получим (()) = 4 г(г2 + с). Тогда (((2 )(т3)) = 4 г3 (( + с)= 4г3 г4. Аналогично получаем, что (()) = 4 г4 (( + с)= 4 г4 г3. По теореме Виета, применимой к квадратному трехчлену г2 + г +1 + с, корнями которого являются числа г3 и г4, заключаем, что г3г4 = 1 + с. Поскольку для производной в притягивающей периодической
точке периода 2
Д(2) (тз)
Д(2)(Т4 )
= 4
Тз г А < 1,
то получаем, что с +
< 1. Равенство производных
вытекает из правила нахождения производной сложной функции:
Д (2)'(Т1 ) = (( (((г)))' = Д V (( )Д) =
= Д (г2 )•/ (((Т2 )) = Д(2)' (г2). Заметим, что неподвижные точки г и г2 функции Дг) = г2 + с есть корни уравнения г2 + с = г, 1 +л/1 - 4с
. Отметим, что данные
точки окажутся неподвижными и для функции Д(2)(г)=(г2 + с) + с. В таком случае полином четвертой степени (г2 + с) + с — г будет делиться на квадратный трехчлен г2 + с — г без остатка. Получим:
(г2 + с )2 + с — г = (г2 + с — г )2 + г +1 + с). Пусть г3 и г4 - корни уравнения г2 + г +1 + с = 0.
Так как данные корни имеют период 2, то
2 2 г3 + с = г4, г4 + с = г3. Найдем производную
1 <1. Следовательно, зна-1 4
чения с, для которых существуют периодические притягивающие точки периода 2 в сопутствующем заполняющем множестве Жюлиа, лежат внутри
круга |с +1 <1. Таким образом, значения с, для 4
которых существует аттрактор периода 2 в сопутствующем множестве Жюлиа, лежат внутри круга
радиуса 1 с центром в точке (-1; 0), примыкающе-4
го к кардиоиде слева.
В результате студенты устанавливают еще одну неожиданную связь между обрамлением второго порядка множества Мандельброта с геометрическим объектом - кругом.
Далее выполняем компьютерный эксперимент - построение обрамлений множества Ман-дельброта функции Д(г) = г2 + с в математическом пакете МаШСай
Используем следующий алгоритм:
1) Строим обрамление первого порядка множества Мандельброта функции Д(г) = г2 + с - большую кардиоиду:
а) записываем параметрические уравнения кардиоиды
с1(()= С05(() — с°5(2?) с2(()= ^) — 51п(2/)
2 4 2 4
и выводим на экран панель построения;
б) вписываем в средний маркер по оси абсцисс название аргумента с 1(0, по оси ординат - название функции с2(/).
Получаем обрамление первого порядка множества Мандельброта функцииД(г) = г2 + с - кардиоиду (рис. 1).
2) Строим обрамление второго порядка множества Мандельброта функции Дг) = г2 + с, ограни-
1 ,1 1 ченное окружностью с +11 = :
4
а) записываем уравнения верхней и нижней частей окружностей:
01(х) = 16 — ( +1)2, о2(х) = ^11- — (х +1)2
и выводим на экран панель построения;
б) вписываем в средний маркер по оси абсцисс название аргумента х, по оси ординат - названия
сЗД
- а
=1(0
Рис. 1. Обрамление 1-го порядка функции /(г) = г2+ с
сЗД оВД сОД
- Р
Рис. 2. Обрамления 1-го и 2-го порядка функции /(г) = г2 + с
функций о1(х), о2(х).
Получаем обрамление второго порядка множества Мандельброта функции/х) = х2 + с - круг, который примыкает к кардиоиде слева (рис. 2).
Аналогично рассматриваем функцию Н(х) = х2 + сх.
Формулируем первую задачу - показать, что отображение /А (х) = хп + Ах, где п е И, X е Я, имеет неподвижную притягивающую точку тогда и только тогда, когда X принадлежит либо единичному кругу с центром в начале координат, либо кругу с центром ( п Л 1
Проводим следующие математические рассуждения.
Неподвижными точками функции
/А (х)= хп + Ах являются точки х1 = 0, х. = п-^1 - А, где г = 2, 3, ..., п. Очевидно, что
(((х,)) = ||, а ((х,))
= |п - (п - 1)А|.
в точке
п -1
, 0
с радиусом, равным
п -1
Далее студентам предлагаем выполнить следующее задание: доказать, что комплексные числа X будут удовлетворять неравенству |п - (п - 1)А| < 1 тогда и только тогда, когда точки X комплексной плоскости будут принадлежать множеству
п Б
--1--, где Б - открытый круг единичного
п — 1 п — 1
радиуса с центом в начале координат.
На основании доказанного утверждения делаем вывод, что, решением неравенства |п — (п — 1)| < 1 будут только те точки, которые принадлежат кругу п
с центром в точке |--, 0 | и радиусом, равным
п — 1
п — 1
При п = 2 мы получим, что комплексные числа X будут удовлетворять неравенству |2 —1|< 1 тогда и только тогда, когда точки X комплексной плоскости будут принадлежать множеству 2+Б, где Б - открытый круг единичного радиуса с центом в начале координат. Таким образом, обрамление первого порядка для исследуемой выше функции будет состоять из двух кругов - круга Б и круга 2+Б.
Переходим к выявлению обрамлений второго порядка функции И(г) = г2 + сг.
Следует отметить, что семейство линий, заданное уравнением г2 + аг + Ъ = /I,
0 <и<
т!
2
где
- корни уравнения
г2 + аг + Ъ = 0, задает на комплексной плоскости лемнискату, состоящую из двух линий (двух овалов) [1, с. 11].
Формулируем вторую задачу - доказать, что множество значений параметра с, для которых существуют неподвижные притягивающие точки для второй итерации функции И(г) = г2 + сг лежат внутри лемнискаты |с2 — 2с — 4| = 1, состоящей из двух линий, используя при этом образец доказательства соответствующего утверждения для функции Аг) = г2 + с.
Далее выполняем компьютерный эксперимент - построение обрамлений множества Ман-
дельброта функции И(г) = г2 + сг в математическом пакете MathCad.
Используем следующий алгоритм:
1) Строим обрамление первого порядка множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг:
а) записываем уравнения полуокружностей для первого и второго кругов:
й1(х) = ^ 1 — (х — 2)2, й2(х)=—д/1 — (х — 2)2;
с1(х) =41 — х2, с2(х) = —V1 — х2 и выводим на экран панель построения;
б) вписываем в средний маркер по оси абсцисс название аргумента х, по оси ординат - названия функций й1(х), й2(х), с1(х), с2(х).
Получаем обрамление первого порядка множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг - два круга (рис. 3).
2) Строим в пакете MathCad обрамление второго порядка множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг, используя программу (рис. 4).
Получаем обрамления первого и второго порядков множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг (рис. 5).
На заключительном этапе студентам предлагаем построить множества Мандельброта для функ-цийДг) = г2 + с и И(г) = г2 + сг (рис. 6, 7) и сравнить их с рассмотренными обрамлениями первого и второго порядков данных функций.
Далее формулируем задачу: описать множества значений параметра с, для которых существуют неподвижные притягивающие точки для третьих итераций рассмотренных нами функций Д(г) = г2 + с и И(г) = г2 + сг.
Таким образом, применение предложенной методики изучения обрамлений множеств Ман-дельброта полиномов второй степени комплексной переменной дает возможность студентам выявить неожиданные связи обрамлений с замечательными кривыми, что, по нашему мнению, способствует
Рис. 3. Обрамление 1-го порядка функции /?(г) = г2 + сг
и 2 и-1
и и
и
2
.wb' ^
:= а-Ь <0.001 ORIGIN := 1 п := 3000
ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛг
Хп := 3.5 Vi -= -1 VQ := 1
iwfa rfrtM
a := 1
3"
i 1
x2 ~~ X1
fur X E XH ,XH + - .. X?
n
У2-У1
for уеУ|>У|+- У2
L1 ^y(x-xF1)2 + (y-yF1) У(х-ХР2)2 + (У-УР2)
n2= Эх 10°
last [X) = 1032
i := 100
ЛЛ
Xj = -1393 Yj = 0 143 L1-L2 = 1
Рис.
L2
if (L2 L1) s a Xj x Yi^y i i + 1
4. Программа построения обрамления 2-го порядка функции h(z) = z1 + cz
|z"2-2z-4|=l
X.x.x.x.x
Рис. 5. Обрамления 1-го и 2-го порядков функции h(z) = z1 + cz
Рис. 6. Множество Мандельброта функции
fz) = z2 + с
Рис. 7. Множество Мандельброта функции
h(z) = z2 + cz
развитию оригинальности мышления и креативности студентов, обучающихся на инженерных направлениях подготовки и направлениях подготовки, связанных с прикладной математикой и информатикой.
Библиографический список
1. Волковысский Л.И., Лунц Г.Л., Арамано-вич И.Г. Сборник задач по теории функций комплексного переменного. - М.: Физматгиз, 1960. -367 с.
2. Маркушевич А.И. Введение в теорию аналитических функций. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.
3. Минлор Дж. Голоморфная динамика. -Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 320 с.
4. Секованов В.С. Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы», как средство формирования креативности студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2016. - Т. 22. - № 2. - С. 213-217.
5. Секованов В. С. Концепция обучения фрактальной геометрии в КГУ им. Н.А. Некрасова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. -С. 153-154.
6. Секованов В. С. О множествах Жюлиа рациональных функций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
2012. - Т. 18. - № 2. - С. 23-28.
7. Секованов В. С. О некоторых дискретных нелинейных динамических системах // Фундаментальная и прикладная математика - М.: Изд-во «ИНТУИТ», 2016. - Т. 21. - № 3. - С. 185-199.
8. Секованов В. С. Элементы теории фрактальных множеств. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова 2012. - 208 с.
9. Секованов В.С., Ивков В.А. Многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -
2013. - Т. 19. - № 5. - С. 155-157.
10. Секованов В. С., Митенева С. Ф., Рыбина Л. Б. Выполнение многоэтапного математико-информа-ционного задания «Топологическая и фрактальные размерности множеств» как средство развития креативности и формирования компетенций студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. - С. 140-144.
11. Секованов В. С., Рыбина Л.Б., Березкина А.Е. О множествах Жюлиа функций, имеющих параболическую неподвижную точку // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин. - Кострома: КГУ 2018. - С. 144-150.
12. Секованов В.С., Смирнова А.О. Развитие гибкости мышления студентов при изучении структуры неподвижных точек полиномов комплексной переменной // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - № 3. -С. 189-192.
13. Секованов В.С., Фатеев А.С., Белоусова Н.В. Развитие гибкости мышления студентов при разработке алгоритмов построения дерева Фейгенба-ума в различных средах // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - № 1. -С. 143-147.
References
1. Volkovysskij L.I., Lunc G.L., Aramanovich I.G. Sbornik zadach po teorii funkcij kompleksnogo peremennogo. - M.: Fizmatgiz, 1960. - 367 s.
2. Markushevich A.I. Vvedenie v teoriyu analiticheskih funkcij. - M.: Prosveshchenie, 1977. -320 s.
3. Minlor Dzh. Golomorfnaya dinamika. - Izhevsk: NIC «Regulyarnaya i haoticheskaya dinamika», 2000. - 320 s.
4. Sekovanov VS. Vypolnenie mnogoetapnogo matematiko-informacionnogo zadaniya «Diskretnye dinamicheskie sistemy», kak sredstvo formirovaniya kreativnosti studentov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2016. - T. 22. - № 2. -S. 213-217.
5. Sekovanov V.S. Koncepciya obucheniya fraktal'noj geometrii v KGU im. N.A. Nekrasova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2013. - T. 19. - № 5. - S. 153154.
6. Sekovanov VS. O mnozhestvah Zhyulia racional'nyh funkcij // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2012. - T. 18. - № 2. - S. 23-28.
7. Sekovanov V.S. O nekotoryh diskretnyh nelinejnyhdinamicheskih sistemah//Fundamental'naya i prikladnaya matematika - M.: Izd-vo «INTUIT», 2016. - T. 21. - № 3. - S. 185-199.
8. Sekovanov V.S. Elementy teorii fraktal'nyh mnozhestv. - Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova 2012. - 208 s.
9. Sekovanov V.S., Ivkov V.A. Mnogoetapnoe matematiko-informacionnoe zadanie «Strannye attraktory» // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2013. - T. 19. -№ 5. - S. 155-157.
10. Sekovanov V.S., Miteneva S.F., Rybina L.B. Vypolnenie mnogoetapnogo matematiko-informacionnogo zadaniya «Topologicheskaya i fraktal'nye razmernosti mnozhestv» kak sredstvo razvitiya kreativnosti i formirovaniya kompetencij
studentov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 2. - S. 140-144.
11. Sekovanov V.S., Rybina L.B., Berezkina A.E.
0 mnozhestvah Zhyulia funkcij, imeyushchih parabolicheskuyu nepodvizhnuyu tochku // Aktual'nye problemy prepodavaniya informacionnyh
1 estestvenno-nauchnyh disciplin. - Kostroma: KGU, 2018. - S. 144-150.
12. Sekovanov V.S., Smirnova A.O. Razvitie gibkosti myshleniya studentov pri izuchenii struktury
nepodvizhnyh tochek polinomov kompleksnoj peremennoj // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2016. - № 3. - S. 189-192.
13. Sekovanov V.S., Fateev A.S., Belousova N.V Razvitie gibkosti myshleniya studentov pri razrabotke algoritmov postroeniya dereva Fejgenbauma v razlichnyh sredah // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2016. - № 1. - S. 143147.