Научная статья на тему 'Изучение обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени как средство развития оригинальности мышления студентов'

Изучение обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени как средство развития оригинальности мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАМЛЕНИЕ МНОЖЕСТВА МАНДЕЛЬБРОТА / МНОЖЕСТВО ЖЮЛИА / НЕПОДВИЖНАЯ ТОЧКА / КАРДИОИДА / ЛЕМНИСКАТА / ОКРУЖНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / FRAMING OF MANDELBROT SET / JULIA SET / FIXED POINT / CARDIOID / LEMNISCATE / CIRCLE / THINKING

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Рыбина Лариса Борисовна, Стрункина Ксения Юрьевна

В статье изложена методика изучения обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени комплексной переменной, основанная на интеграции аналитических методов, программирования и применения компьютерной графики. Установлена связь обрамлений первого и второго порядков множеств Мандельброта функций f(z) = z2 + c и h(z) = z2 + cz с кривыми кардиоидой, лемнискатой и окружностью. Приведены алгоритмы построения обрамлений множеств Мандельброта рассматриваемых функций в математическом пакете MathCad. Поставлена задача описания обрамлений 3-го порядка множеств Мандельброта функций f(z) = z2 + c и h(z) = z2 + cz, которые соответствуют существованию притягивающих неподвижных точек периода 3. Показано, что установление ассоциативных связей между классами различных математических объектов (полиномов комплексной переменной, кривых, множеств Мандельброта) способствует развитию оригинальности мышления и творческого потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Рыбина Лариса Борисовна, Стрункина Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the frames of Mandelbrot sets of polynomials of the second degree as a means of developing the originality of students' thinking

The article presents a methodology for studying the frames of Mandelbrot sets of polynomials of the second degree of a complex variable, based on the integration of analytical methods, mathematical programming and the use of computer graphics. A connection is established between the frames of the first and second orders of Mandelbrot sets of functions and with the curves cardioid, lemniscate and circle. Algorithms for constructing the frames of the Mandelbrot sets of the functions under consideration in the MathCad mathematical package are presented. The task is to describe 3-order frames (where) of the Mandelbrot sets of functions and, which correspond to the existence of attracting fixed points of period 3. It is shown that the establishment of associative relations between classes of various mathematical objects (polynomials of a complex variable, curves, Mandelbrot sets) contributes to the development of original thinking and creative potential of students.

Текст научной работы на тему «Изучение обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени как средство развития оригинальности мышления студентов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-193-199 УДК 378:004

Секованов Валерий Сергеевич

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент

Костромской государственный университет

Рыбина Лариса Борисовна

кандидат философских наук Костромская государственная сельскохозяйственная академия

Стрункина Ксения Юрьевна

Костромской государственный университет [email protected], [email protected], [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАМЛЕНИЙ МНОЖЕСТВ МАНДЕЛЬБРОТА ПОЛИНОМОВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье изложена методика изучения обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени комплексной переменной, основанная на интеграции аналитических методов, программирования и применения компьютерной графики. Установлена связь обрамлений первого и второго порядков множеств Мандельброта функций Д(х) = х2 + с и Н(х) = х2 + сх с кривыми - кардиоидой, лемнискатой и окружностью. Приведены алгоритмы построения обрамлений множеств Мандельброта рассматриваемых функций в математическом пакете MаthCаd. Поставлена задача описания обрамлений 3-го порядка множеств Мандельброта функцийД(х) = х2 + с и Н(х) = х2 + сх, которые соответствуют существованию притягивающих неподвижных точек периода 3. Показано, что установление ассоциативных связей между классами различных математических объектов (полиномов комплексной переменной, кривых, множеств Мандельброта) способствует развитию оригинальности мышления и творческого потенциала студентов.

Ключевые слова: обрамление множества Мандельброта, множество Жюлиа, неподвижная точка, кардиоида, лемниската, окружность, мышление.

Оригинальность мышления является важнейшим креативным качеством, необходимым в творческой деятельности. Она характеризуется способностью устанавливать неожиданные ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от одних классов к другим, непохожим на рассматриваемые ранее классы.

При обучении математике, на наш взгляд, оригинальность мышления эффективно развивается нахождением неожиданных связей между математическими объектами при решении задач аналитическими методами и иллюстрации результатов с помощью компьютерной графики.

Большие возможности в формировании оригинальности мышления дает изучение нелинейной динамики [4, с. 10-13]. В данной статье представлена методика изучения дискретных динамических систем, а именно построение обрамлений множеств Мандельброта полиномов второй степени комплексной переменной, которая позволяет осуществить интеграцию между аналитическими методами, программированием и компьютерной графикой.

Интерес к множествам Мандельброта в настоящее время растет как с научной, так и методической точек зрения, о чем свидетельствуют современные исследования [3, с. 5-9].

Изучение студентами обрамлений множеств Мандельброта полезно начать с краткого обзора теоретического материала [1; 2].

Будем считать, что задана простейшая динамическая система, если определена функция Дх)

и рассмотрена орбита, по крайней мере, одной точки х, взятой из области ее определения.

Под обрамлением р-го порядка множества Мандельброта М (Д) функции Дх) в динамической системе, порожденной этой функцией, будем понимать те его участки, которые соответствуют существованию притягивающих неподвижных точек периодар, где р - натуральное число.

Далее перед обучающимися ставим цель: выявить обрамления первого и второго порядков множеств Мандельброта для функций Дх) = х2 + с, Н(х) = х2 + сх и разработать алгоритмы их построения в математическом пакете МаШСай

Рассматриваем функцию Дх) = х2 + с.

Формулируем первую задачу - указать все точки с множества Мандельброта (участок 1-го порядка обрамления), каждая из которых определяет притягивающие точки периода 1 в сопутствующем множестве Жюлиа.

Проводим следующие математические рассуждения.

Пусть х - неподвижная притягивающая точ-

Д (1)'(х ) :

ка функции Дх) = х2 + с. Тогда

= |2х| < 1

и х2 + с = х. Замечаем, что граница притягивающих неподвижных точек задается равенством

|2х| = 1. Поскольку х =1 е'в, 1 1 2 с =1 1 е ™

2 4

где 0<в<2л, то

© Секованов В.С., Рыбина Л.Б., Стрункина К.Ю., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

193

Далее студентам предлагаем выполнить следующие задания:

1) показать, что уравнение с = — е'в ——еъв задает кардиоиду; 2 4

2) построить кардиоиду на листе бумаги и на компьютере в разных средах;

3) выяснить, каким свойством обладают точки, лежащие внутри данной кардиоиды (к решению задачи 3, на наш взгляд, полезно дать указание -кардиоида содержит те точки параметра с, для которых заполняющее множество Жюлиа функции Дг) = г2 + с имеет неподвижную притягивающую точку).

В результате выполнения данных заданий студенты устанавливают неожиданную связь между обрамлением первого порядка множества Ман-дельброта и замечательной кривой - кардиоидой.

Далее предлагаем компьютерный эксперимент - рассмотреть значения параметра с = 0, с = -0,125, с = -0,5, принадлежащего кардиоиде, построить сопутствующие множества Жюлиа и найти в построенных множествах Жюлиа притягивающие неподвижные точки.

Формулируем вторую задачу - указать все точки с множества Мандельброта (участок 2-го порядка обрамления), каждая из которых определяет притягивающие точки периода 2 в сопутствующем множестве Жюлиа.

Проводим следующие математические рассуждения.

Пусть г - притягивающая точка периода 2 при некотором значении с е М (М - множество Мандельброта). Тогда Д(г1 ) = г2, Д(г2 ) = ги то есть Д^2)(г1 )= Д(Д(г1)). Таким образом, точка г1 является неподвижной для отображения Д ^(т) и

Д(2 (т)

Д(2 )(т2)

то есть г1 2 =

2

Д(2 '(г). Получим (()) = 4 г(г2 + с). Тогда (((2 )(т3)) = 4 г3 (( + с)= 4г3 г4. Аналогично получаем, что (()) = 4 г4 (( + с)= 4 г4 г3. По теореме Виета, применимой к квадратному трехчлену г2 + г +1 + с, корнями которого являются числа г3 и г4, заключаем, что г3г4 = 1 + с. Поскольку для производной в притягивающей периодической

точке периода 2

Д(2) (тз)

Д(2)(Т4 )

= 4

Тз г А < 1,

то получаем, что с +

< 1. Равенство производных

вытекает из правила нахождения производной сложной функции:

Д (2)'(Т1 ) = (( (((г)))' = Д V (( )Д) =

= Д (г2 )•/ (((Т2 )) = Д(2)' (г2). Заметим, что неподвижные точки г и г2 функции Дг) = г2 + с есть корни уравнения г2 + с = г, 1 +л/1 - 4с

. Отметим, что данные

точки окажутся неподвижными и для функции Д(2)(г)=(г2 + с) + с. В таком случае полином четвертой степени (г2 + с) + с — г будет делиться на квадратный трехчлен г2 + с — г без остатка. Получим:

(г2 + с )2 + с — г = (г2 + с — г )2 + г +1 + с). Пусть г3 и г4 - корни уравнения г2 + г +1 + с = 0.

Так как данные корни имеют период 2, то

2 2 г3 + с = г4, г4 + с = г3. Найдем производную

1 <1. Следовательно, зна-1 4

чения с, для которых существуют периодические притягивающие точки периода 2 в сопутствующем заполняющем множестве Жюлиа, лежат внутри

круга |с +1 <1. Таким образом, значения с, для 4

которых существует аттрактор периода 2 в сопутствующем множестве Жюлиа, лежат внутри круга

радиуса 1 с центром в точке (-1; 0), примыкающе-4

го к кардиоиде слева.

В результате студенты устанавливают еще одну неожиданную связь между обрамлением второго порядка множества Мандельброта с геометрическим объектом - кругом.

Далее выполняем компьютерный эксперимент - построение обрамлений множества Ман-дельброта функции Д(г) = г2 + с в математическом пакете МаШСай

Используем следующий алгоритм:

1) Строим обрамление первого порядка множества Мандельброта функции Д(г) = г2 + с - большую кардиоиду:

а) записываем параметрические уравнения кардиоиды

с1(()= С05(() — с°5(2?) с2(()= ^) — 51п(2/)

2 4 2 4

и выводим на экран панель построения;

б) вписываем в средний маркер по оси абсцисс название аргумента с 1(0, по оси ординат - название функции с2(/).

Получаем обрамление первого порядка множества Мандельброта функцииД(г) = г2 + с - кардиоиду (рис. 1).

2) Строим обрамление второго порядка множества Мандельброта функции Дг) = г2 + с, ограни-

1 ,1 1 ченное окружностью с +11 = :

4

а) записываем уравнения верхней и нижней частей окружностей:

01(х) = 16 — ( +1)2, о2(х) = ^11- — (х +1)2

и выводим на экран панель построения;

б) вписываем в средний маркер по оси абсцисс название аргумента х, по оси ординат - названия

сЗД

- а

=1(0

Рис. 1. Обрамление 1-го порядка функции /(г) = г2+ с

сЗД оВД сОД

- Р

Рис. 2. Обрамления 1-го и 2-го порядка функции /(г) = г2 + с

функций о1(х), о2(х).

Получаем обрамление второго порядка множества Мандельброта функции/х) = х2 + с - круг, который примыкает к кардиоиде слева (рис. 2).

Аналогично рассматриваем функцию Н(х) = х2 + сх.

Формулируем первую задачу - показать, что отображение /А (х) = хп + Ах, где п е И, X е Я, имеет неподвижную притягивающую точку тогда и только тогда, когда X принадлежит либо единичному кругу с центром в начале координат, либо кругу с центром ( п Л 1

Проводим следующие математические рассуждения.

Неподвижными точками функции

/А (х)= хп + Ах являются точки х1 = 0, х. = п-^1 - А, где г = 2, 3, ..., п. Очевидно, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(((х,)) = ||, а ((х,))

= |п - (п - 1)А|.

в точке

п -1

, 0

с радиусом, равным

п -1

Далее студентам предлагаем выполнить следующее задание: доказать, что комплексные числа X будут удовлетворять неравенству |п - (п - 1)А| < 1 тогда и только тогда, когда точки X комплексной плоскости будут принадлежать множеству

п Б

--1--, где Б - открытый круг единичного

п — 1 п — 1

радиуса с центом в начале координат.

На основании доказанного утверждения делаем вывод, что, решением неравенства |п — (п — 1)| < 1 будут только те точки, которые принадлежат кругу п

с центром в точке |--, 0 | и радиусом, равным

п — 1

п — 1

При п = 2 мы получим, что комплексные числа X будут удовлетворять неравенству |2 —1|< 1 тогда и только тогда, когда точки X комплексной плоскости будут принадлежать множеству 2+Б, где Б - открытый круг единичного радиуса с центом в начале координат. Таким образом, обрамление первого порядка для исследуемой выше функции будет состоять из двух кругов - круга Б и круга 2+Б.

Переходим к выявлению обрамлений второго порядка функции И(г) = г2 + сг.

Следует отметить, что семейство линий, заданное уравнением г2 + аг + Ъ = /I,

0 <и<

т!

2

где

- корни уравнения

г2 + аг + Ъ = 0, задает на комплексной плоскости лемнискату, состоящую из двух линий (двух овалов) [1, с. 11].

Формулируем вторую задачу - доказать, что множество значений параметра с, для которых существуют неподвижные притягивающие точки для второй итерации функции И(г) = г2 + сг лежат внутри лемнискаты |с2 — 2с — 4| = 1, состоящей из двух линий, используя при этом образец доказательства соответствующего утверждения для функции Аг) = г2 + с.

Далее выполняем компьютерный эксперимент - построение обрамлений множества Ман-

дельброта функции И(г) = г2 + сг в математическом пакете MathCad.

Используем следующий алгоритм:

1) Строим обрамление первого порядка множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг:

а) записываем уравнения полуокружностей для первого и второго кругов:

й1(х) = ^ 1 — (х — 2)2, й2(х)=—д/1 — (х — 2)2;

с1(х) =41 — х2, с2(х) = —V1 — х2 и выводим на экран панель построения;

б) вписываем в средний маркер по оси абсцисс название аргумента х, по оси ординат - названия функций й1(х), й2(х), с1(х), с2(х).

Получаем обрамление первого порядка множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг - два круга (рис. 3).

2) Строим в пакете MathCad обрамление второго порядка множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг, используя программу (рис. 4).

Получаем обрамления первого и второго порядков множества Мандельброта функции И(г) = г2 + сг (рис. 5).

На заключительном этапе студентам предлагаем построить множества Мандельброта для функ-цийДг) = г2 + с и И(г) = г2 + сг (рис. 6, 7) и сравнить их с рассмотренными обрамлениями первого и второго порядков данных функций.

Далее формулируем задачу: описать множества значений параметра с, для которых существуют неподвижные притягивающие точки для третьих итераций рассмотренных нами функций Д(г) = г2 + с и И(г) = г2 + сг.

Таким образом, применение предложенной методики изучения обрамлений множеств Ман-дельброта полиномов второй степени комплексной переменной дает возможность студентам выявить неожиданные связи обрамлений с замечательными кривыми, что, по нашему мнению, способствует

Рис. 3. Обрамление 1-го порядка функции /?(г) = г2 + сг

и 2 и-1

и и

и

2

.wb' ^

:= а-Ь <0.001 ORIGIN := 1 п := 3000

ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛг

Хп := 3.5 Vi -= -1 VQ := 1

iwfa rfrtM

a := 1

3"

i 1

x2 ~~ X1

fur X E XH ,XH + - .. X?

n

У2-У1

for уеУ|>У|+- У2

L1 ^y(x-xF1)2 + (y-yF1) У(х-ХР2)2 + (У-УР2)

n2= Эх 10°

last [X) = 1032

i := 100

ЛЛ

Xj = -1393 Yj = 0 143 L1-L2 = 1

Рис.

L2

if (L2 L1) s a Xj x Yi^y i i + 1

4. Программа построения обрамления 2-го порядка функции h(z) = z1 + cz

|z"2-2z-4|=l

X.x.x.x.x

Рис. 5. Обрамления 1-го и 2-го порядков функции h(z) = z1 + cz

Рис. 6. Множество Мандельброта функции

fz) = z2 + с

Рис. 7. Множество Мандельброта функции

h(z) = z2 + cz

развитию оригинальности мышления и креативности студентов, обучающихся на инженерных направлениях подготовки и направлениях подготовки, связанных с прикладной математикой и информатикой.

Библиографический список

1. Волковысский Л.И., Лунц Г.Л., Арамано-вич И.Г. Сборник задач по теории функций комплексного переменного. - М.: Физматгиз, 1960. -367 с.

2. Маркушевич А.И. Введение в теорию аналитических функций. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.

3. Минлор Дж. Голоморфная динамика. -Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 320 с.

4. Секованов В.С. Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Дискретные динамические системы», как средство формирования креативности студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2016. - Т. 22. - № 2. - С. 213-217.

5. Секованов В. С. Концепция обучения фрактальной геометрии в КГУ им. Н.А. Некрасова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. -С. 153-154.

6. Секованов В. С. О множествах Жюлиа рациональных функций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.

2012. - Т. 18. - № 2. - С. 23-28.

7. Секованов В. С. О некоторых дискретных нелинейных динамических системах // Фундаментальная и прикладная математика - М.: Изд-во «ИНТУИТ», 2016. - Т. 21. - № 3. - С. 185-199.

8. Секованов В. С. Элементы теории фрактальных множеств. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова 2012. - 208 с.

9. Секованов В.С., Ивков В.А. Многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -

2013. - Т. 19. - № 5. - С. 155-157.

10. Секованов В. С., Митенева С. Ф., Рыбина Л. Б. Выполнение многоэтапного математико-информа-ционного задания «Топологическая и фрактальные размерности множеств» как средство развития креативности и формирования компетенций студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. - С. 140-144.

11. Секованов В. С., Рыбина Л.Б., Березкина А.Е. О множествах Жюлиа функций, имеющих параболическую неподвижную точку // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин. - Кострома: КГУ 2018. - С. 144-150.

12. Секованов В.С., Смирнова А.О. Развитие гибкости мышления студентов при изучении структуры неподвижных точек полиномов комплексной переменной // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - № 3. -С. 189-192.

13. Секованов В.С., Фатеев А.С., Белоусова Н.В. Развитие гибкости мышления студентов при разработке алгоритмов построения дерева Фейгенба-ума в различных средах // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - № 1. -С. 143-147.

References

1. Volkovysskij L.I., Lunc G.L., Aramanovich I.G. Sbornik zadach po teorii funkcij kompleksnogo peremennogo. - M.: Fizmatgiz, 1960. - 367 s.

2. Markushevich A.I. Vvedenie v teoriyu analiticheskih funkcij. - M.: Prosveshchenie, 1977. -320 s.

3. Minlor Dzh. Golomorfnaya dinamika. - Izhevsk: NIC «Regulyarnaya i haoticheskaya dinamika», 2000. - 320 s.

4. Sekovanov VS. Vypolnenie mnogoetapnogo matematiko-informacionnogo zadaniya «Diskretnye dinamicheskie sistemy», kak sredstvo formirovaniya kreativnosti studentov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2016. - T. 22. - № 2. -S. 213-217.

5. Sekovanov V.S. Koncepciya obucheniya fraktal'noj geometrii v KGU im. N.A. Nekrasova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2013. - T. 19. - № 5. - S. 153154.

6. Sekovanov VS. O mnozhestvah Zhyulia racional'nyh funkcij // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2012. - T. 18. - № 2. - S. 23-28.

7. Sekovanov V.S. O nekotoryh diskretnyh nelinejnyhdinamicheskih sistemah//Fundamental'naya i prikladnaya matematika - M.: Izd-vo «INTUIT», 2016. - T. 21. - № 3. - S. 185-199.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sekovanov V.S. Elementy teorii fraktal'nyh mnozhestv. - Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova 2012. - 208 s.

9. Sekovanov V.S., Ivkov V.A. Mnogoetapnoe matematiko-informacionnoe zadanie «Strannye attraktory» // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2013. - T. 19. -№ 5. - S. 155-157.

10. Sekovanov V.S., Miteneva S.F., Rybina L.B. Vypolnenie mnogoetapnogo matematiko-informacionnogo zadaniya «Topologicheskaya i fraktal'nye razmernosti mnozhestv» kak sredstvo razvitiya kreativnosti i formirovaniya kompetencij

studentov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 2. - S. 140-144.

11. Sekovanov V.S., Rybina L.B., Berezkina A.E.

0 mnozhestvah Zhyulia funkcij, imeyushchih parabolicheskuyu nepodvizhnuyu tochku // Aktual'nye problemy prepodavaniya informacionnyh

1 estestvenno-nauchnyh disciplin. - Kostroma: KGU, 2018. - S. 144-150.

12. Sekovanov V.S., Smirnova A.O. Razvitie gibkosti myshleniya studentov pri izuchenii struktury

nepodvizhnyh tochek polinomov kompleksnoj peremennoj // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2016. - № 3. - S. 189-192.

13. Sekovanov V.S., Fateev A.S., Belousova N.V Razvitie gibkosti myshleniya studentov pri razrabotke algoritmov postroeniya dereva Fejgenbauma v razlichnyh sredah // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2016. - № 1. - S. 143147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.