Научная статья на тему 'Изучение обобщенно-личных односоставных предложений русского языка как средство развития речи учащихся в полилингвальной аудитории (на материале книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню»)'

Изучение обобщенно-личных односоставных предложений русского языка как средство развития речи учащихся в полилингвальной аудитории (на материале книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
374
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОСОСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ / СПОСОБ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ЧЛЕНА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бибилова Роза Петровна, Мисикова Бела Гадагкоевна

В статье представлены вопросы изучения односоставных конструкций на примере обобщенно-личных предложений, усвоение которых по тем или иным причинам представляет для учащихся-полилингвов значительные трудности. Предлагаемые методические рекомендации закрепляются примерами из книги «Построй свою башню», где автор в доверительной форме обращается к молодежи с призывом «вернуться к своим корням, обрести силу духа в наследии наших предков, в их нравственной чистоте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение обобщенно-личных односоставных предложений русского языка как средство развития речи учащихся в полилингвальной аудитории (на материале книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню»)»

102

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 372. 881.111.1.

ИЗУЧЕНИЕ ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫХ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ

АУДИТОРИИ (на материале книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню»)

© 2013 Бибилова Р. П., Мисикова Б. Г. Северо-Осетинский государственный университет

им. К. Л. Хетагурова

В статье представлены вопросы изучения односоставных конструкций на примере обобщенно-личных предложений, усвоение которых по тем или иным причинам представляет для учащихся-полилитвов значительные трудности. Предлагаемые методические рекомендации закрепляются примерами из книги «Построй свою башню», где автор в доверительной форме обращается к молодежи с призывом «вернуться к своим корням, обрести силу духа в наследии наших предков, в их нравственной чистоте».

The article deals with the questions of studying the one-compound structions on the example of generalized-personal sentences, which are rather difficult to learn for the polilingual pupils.The author of the article offers some methodological guidance and gives the examples from the book “Bild your tower”, where the author applies to the youth with the call “to return to their roots, to find the strength of spirit in the heritage of our grandparents, their moral purity.

V stat’e predstavleny voprosy izuchenija odnosostavnyh konstrukcij na primere obobshhenno-lichnyh predlozhenij, usvoenie kotoryh po tem ili inym prichinam predstavljaet dlja uchashhihsja-polilingvov znachitel’nye trudnosti. Predlagaemye metodicheskie rekomendacii zakrepljajutsja primerami iz knigi «Postroj svoju bashnju», gde avtor v doveritel’noj forme obrashhaetsja k molodezhi s prizyvom «vernut’sja k svoim kornjam, obresti silu duha v nasledii nashih predkov, v ih nravstvennoj chistote».

Ключевые слова: односоставные конструкции, экспрессивность обобщенно-личных предложений, подрастающее поколение, глагол повелительного наклонения, способ морфологического выражения главного члена, систематизация синтаксических знаний.

Keywords: one-compound structures, the expressiveness of generalized-personal sentences, younger generation, the verb of imperative mood, the way of morphological expression of the main unit of a sentence, systematization of sintactic skills.

Kljuchevye slova: odnosostavnye konstrukcii, jekspressivnost’ obobshhenno-lichnyh predlozhenij, podrastajushhee pokolenie, glagol povelitel’nogo naklonenija, sposob morfologicheskogo vyrazhenija glavnogo chlena, sistematizacija sintaksicheskih znanij.

Психолого-педагогические науки •••

В полилингвальной аудитории тема «Односоставные предложения» является одной из трудных для усвоения, что объясняется сложностью самого материала, в частности, классификации типов односоставных предложений, требующей от учащихся известной гибкости мышления.

Так, учащиеся начальных классов на уроках русского языка в основном работают с двусоставными предложениями. Поэтому трудность усвоения типов односоставных предложений после начальной школы объясняется её новизной. Усвоение учащимися-полилинг-вами, наряду с двусоставными предложениями, различных видов односоставных конструкций является одной из необходимых предпосылок успешного овладения навыками использования их в различных коммуникативных ситуациях.

При изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в 8 классе учащиеся получают представление о предложениях, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, обращается внимание на значительные различия односоставных и двусоставных предложений, рассматриваются типы односоставных и способ морфологического выражения главного члена данных синтаксических конструкций.

Особенностью рассматриваемой темы на занятиях по русскому языку является то, что учащимся даются не только новые знания по односоставным предложениям, углубляются их теоретические знания по грамматике, но и акцентируется внимание школьников на возможных связях и соотношениях между отдельными типами предложений. Вместе с тем изучение односоставных предложений формирует у учащихся умение пользоваться ими в разных сферах коммуникации.

На наш взгляд, удачным объектом для учебного лингвистического комментирования является книга Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню». Это хороший образец для демонстрации связи между композиционными особенностями названных конструкций, рельефность которых поможет учащимся полилингвальной аудитории понять структурно-семантические виды односоставных предложений, объединенных в словесно-художественную систему, с мировоззрением создателя произведения,

103

«кому дорого духовное наследие предков» [1. С. 72].

Для анализа-исследования были взяты односоставные синтаксические конструкции, содержащие неповторимое своеобразие, которое вытекает из идейного замысла автора книги. Такой материал, на наш взгляд, будет способствовать формированию личности современных юношей и девушек, отвечать духовным запросам и интересам учащихся и служить высоким целям воспитания молодежи.

Так как односоставное предложение, как единица речи представляется весьма сложной семантико-структурной микросистемой, определение его типа и методика его изучения должны строиться комплексно, что предполагает выяснение всех логических, морфологических, синтаксических характеристик и деталей. С этой точки зрения целью предлагаемой нами системы работы по усвоению односоставных конструкций является осознание их учащимися с точки зрения формальной структуры предложения и функционирования в речи. Оба аспекта одинаково важны при обучении русскому языку учащихся полилингвальной аудитории, так как служат базой для формирования и развития активной русской речи.

В школьной грамматике по способу морфологического выражения главного члена различают две группы односоставных предложений: глагольные и

именные. «Несмотря на морфологические отличия, эти две группы предложения могут передавать близкие смысловые оттенки, например: Тихо. — Тишина. Мороз. - Морозит. Невнимание к структурным особенностям таких параллелей приводит к тому, что учащиеся допускают грубые ошибки, смешивая совершенно различные синтаксические явления» [2. C. 172].

Среди глагольных в школьных учебниках выделяются определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенноличные, безличные предложения. В силу адекватности ряда грамматических форм глагола-сказуемого наиболее трудны для учащихся первые три типа, так как наблюдается в некоторых случаях совпадение форм главного члена:

- в определенно-личных и обобщенно-личных предложениях [сравнить: Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой

104

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

во след не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши (Н. А. Некрасов) (определенно-личное предложение) - Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (И. С. Тургенев) (обобщенно-личное)];

- в неопределенно-личных и обобщенно-личных [сравнить: На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (А. И. Куприн) (неопределенно-личное) - Цыплят по осени считают (пословица) (обобщенноличное)].

Реальным и эффективным остается способ их распознания путем обращения внимания на выражаемый обобщенный смысл односоставных обобщенноличных предложений.

В книге «Построй свою башню» наиболее часты обобщенно-личные предложения (около 90% всех типов односоставных предложений). Подавляющее большинство обобщенно-личных синтаксических конструкций встречается в сложных предложениях, довольно редко они оформляются, как простые предложения. Например:

1. Помни, что когда-нибудь с тебя спросится за каждое твое слово, поэтому следи за своим поведением, особенно в состоянии волнения [1. С. 55].

2. Используй любое слово, взгляд для того, чтобы облегчить тяжесть горя [1. С. 34].

З.Обычаи соблюдай только те, которые воспитывают ответственность, побуждают отдать долг или принять на себя долг [1. С. 35].

4. Не слушай и не пересказывай сплетни [1, С. 59].

5. При этом будь готов проявить мужество в форме обязательной помощи без рассуждений [1. С. 78].

Приведенные примеры дают, по нашему мнению, достаточные основания для выделения в тексте книги обобщенно-личных предложений, где сказуемое выражено глаголом повелительного наклонения в форме второго лица единственного числа. При объяснении данных обобщенно-личных конструкций следует обратить внимание учащихся на то, что обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения довольно распространены. В них, как правило, излагаются советы, пожелания автора, адресованные не кон-

кретному лицу, а обобщенной группе лиц: Будь готов ко всему, ибо судьба отважится на все [1. С. 17]; Научись получать удовольствие от чтения книг [1. С. 18]; Интересуйся своей родословной, знай имена знаменитых представителей своего рода [1. С. 32].

Употребление таких форм придает повествованию большую динамичность, энергичность. Яркая экспрессивность данных конструкций ограничивает их функционирование. Языковой анализ книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню» еще раз продемонстрировал, что обобщенно-личные предложения встречаются не только в разговорной и художественной речи, но и в публицистическом стиле.

Учащимся предлагается ознакомиться с небольшим отрывком из книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню», где даны рекомендации и советы современному поколению, и выполнить ряд заданий к нему.

О достоинстве:

Если ты стал свидетелем того, как кто-то унизился, опозорил себя - тут же забудь, сотри все из памяти и никогда никому не говори о том, что ты видел и слышал.

Умей хранить тайну, которую тебе доверили в порыве откровения или в состоянии волнения и переживания. Не обязательно говорить все, что тебе известно. Умение хранить тайну свидетельствует о достоинстве и силе личности.

Будь терпелив по отношению к необдуманным высказываниям в свой адрес, плохому отношению к тебе, к глупым подозрениям и грубости - ко всему, что исходит из ничтожности человеческих пороков. Укрепляй свою волю и решимость действовать, а не трать силы, на склоки и ответы болтунам. Будет время ответить каждому, а пока не доставляй им удовольствия, вступая в перебранку, оправдываясь.

Достигнув цели, достойно переживай внутренний восторг и успокой свои чувства и эмоции.

Учись в молодости лучшим образцам достойного поведения. Упустишь время -уподобишься тем, кто претендует на роль старшего в доме, в фамилии, пытается всех поучать на том лишь основании, что он погрузнел, постарел и облысел. Такой становится настоящим посмешищем и позорит звание старшего.

Психолого-педагогические науки

105

Всегда есть выход - ищи его. Достойное терпение и постоянный поиск обязательно поправят положение. Терпение и труд всегда вознаграждаются [1. С. 38-49].

Задания к тексту:

1. К какому стилю речи относится данный текст? Докажите.

2. Какие виды предложений в нем использованы?

3. Почему автор использует в тексте преимущественно обобщенно-личные предложения с главным членом предложения, выраженным глаголом повелительного наклонения?

4. Определите вид односоставных предложений в тексте и способ выражения главного члена.

5. Определите, в каких предложениях (простых или сложных) встречаются чаще всего односоставные конструкции?

6. Перескажите данный текст.

При работе над обобщенно-личными предложениями можно использовать наглядное пособие, представляющее собой следующий алгоритм:

1. Определите, два или один главный член в предложении (или: из чего состоит грамматическая основа предложения).

2. Если два члена предложения (подлежащее и сказуемое), то это двусоставное предложение.

3. Если один главный член (или подлежащее, или сказуемое), то это односоставное предложение.

4. Если главный член предложения -сказуемое, определите, чем оно выражено.

5. Если сказуемое выражено глаголом в форме:

1- го лица наст. или "ч

то это опре-

буд. вр. изъяв. накл., г

/■» V деленно

2- го лица наст. или >

^ I личное

буд. вр. изъяв. накл.,

7 r I предложение

повелит. накл., J Г

(при этом сказуемое должно быть выражено глаголом, указывающим личным окончанием на определенное (конкретное) лицо, которым может быть говорящий или его собеседник).

Если сказуемое выражено глаголом в форме:

3 лица мн.ч. наст. или'! то это неоп-буд. вр. изъяв. накл., L ределенно-прош. вр. мн. ч. | личное пред-

изъяв. накл., л°жение

(при этом сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными, т.е. необозначенными, лицами).

>

то это обоб-щенно-лич-ное предложение

>

то это безличное

предло-

жение

Если сказуемое выражено глаголом в форме:

2 лица ед.ч. наст. или буд. вр. изъяв. накл.,

3 лица мн.числа

изъяв. накл., повелит. накл., реже - 1лица мн.ч. изъяв. накл ., У

(при этом сказуемое обозначает действие, которое в равной мере относится к любому лицу (т.е. субъект действия мыслится обобщенно) или к обобщенной группе лиц).

Если сказуемое выражено:

безличными глаголами, ~n. личными глаголами в безличном значении, неопределенной формой глагола,

наречиями со значением состояния с глаголом в неопределенной форме или без него, ,

словами: нет, не было, S Представленный алгоритм является эффективным средством обучения односоставным предложениям, так как активизирует познавательную активность учащихся и развивает четкость мышления при его использовании.

Базой для изучения обобщенноличных предложений могут быть навыки, полученные учащимися на уроках осетинского языка. Поэтому целесообразно дать ученикам следующее задание: Переведите данные односоставные предложения с русского языка на осетинский, сохранив их структурносемантические особенности.

Умей хранить тайну, которую тебе доверили в порыве откровения или в состоянии волнения и переживания.

Достигнув цели, достойно переживай внутренний восторг и успокой свои чувства и эмоции.

Учись в молодости лучшим образцам достойного поведения.

После выполнения данного задания учащиеся делают вывод, что предложения, переведенные на осетинский язык, тоже являются обобщенно-личными односоставными предложениями, главный член которых выражен глаголом повелительного наклонения. В ходе разбора данных примеров еще раз акцентируется внимание на том, что в форме обобщенно-личных предложений могут излагать-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

106

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

ся советы, пожелания, приказы и т.д., адресованные не конкретному лицу, а обобщенной группе лиц.

Обилие обобщенно-личных односоставных предложений с главным членом глаголом-сказуемым повелительного наклонения в форме единственного числа является яркой особенностью книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню», так как автор в доверительной форме (а на это указывает единственное число глаголов повелительного наклонения) обращается к подрастающему поколению, к молодежи с призывом «вернуться к своим корням, обрести силу духа в наследии наших предков, в их нравственной чистоте» [1. С. 8].

Таким образом, на материале текста книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню» учащиеся полилингвальной аудитории получают общее представление об обобщенно-личных односоставных предложениях. Использованный дидактический материал имеет большое значение как для осмысления изучаемых языковых единиц, так и для систематизации синтаксических знаний. Отдельные предложения, взятые из книги «Построй свою башню», не только удачно отражают описываемые синтаксические структуры, но имеют и образовательновоспитательное значение, способствуют развитию тонкого языкового чутья у учащихся.

Примечания:

1. Мамсуров Т. Дз. Построй свою башню. Владикавказ: Изд-во «Проект-Пресс», 2010. 86 с.

2. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р. Б. Сабаткоева.М. : Издательский

центр «Академия», 2005. 320 с. 3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых

единиц: В 2-х ч. / под ред. Е. И. Дибровой. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 624 с.

Notes:

1. Mamsurov T. Dz. Bild your tower. Vladikavkaz: Publishing house “Project-Press”, 2010. 86 p.

2. Theory and practice of Russian language teaching / Ed. by R. B. Sabatkoeva. M. : Publishing center “Academy”, 2005. 320 p. 3. Modern Russian language. Theory. Analysis of language units: In two parts / Ed. by E. I. Dibrovoi. M. : Publishing center “Academy”, 2006. 624 p.

Primechanija:

1. Mamsurov T. Dz. Postroj svoju bashnju. Vladikavkaz: Izd-vo «Proekt-Press», 2010. 86 s. 2. Teorija i praktika obuchenija russkomu jazyku / pod red. R. B. Sabatkoeva. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. 320 s. 3. Sovremennyj russkij jazyk. Teorija. Analiz jazykovyh edinic: V 2-h ch. / pod red. E. I. Dibrovoj. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. 624 s.

Статья поступила в редакцию 15.11.2013 г.

УДК 811.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

© 2013 Расулова З. М. МБОУ «Лицей № 39», г. Махачкала

Для формирования орфографических навыков у младших школьников предложены экспериментально проверенные методы, приемы, и виды упражнений с использованием информационно-коммуникационных технологий: звукозаписи, интерактивная доска, орфографические таблицы, озвученные и неозвученные слайды.

The author of the article offers the experimentally proved types of methods, techniques and exercises with the use of informational and communication technologies: audio tracks, interactive board, spelling tables, slides with voice and without voice for forming the spelling skills of junior schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.