Научная статья на тему 'Трудные вопросы изучения односоставных предложений в школе'

Трудные вопросы изучения односоставных предложений в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2011
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / НАГЛЯДНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ / ТАБЛИЦА / МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ / MONONUCLEAR CLAUSE / TECHNIQUE OF TEACHING OF RUSSIAN / PRESENTATION / METHODICAL RECEPTIONS / BASIC ABSTRACT / TABLE / INTERSUBJECT GENERALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гоголина Татьяна Владимировна, Пипко Елена Ивановна

В представленной разработке занятия по русскому языку авторы статьи показывают важность использования таблицы как вида наглядности. На примере темы «Односоставные предложения» доказывается, что идея крупноблочной подачи материала успешно реализуется в старших классах при помощи опорного конспекта или таблицы, преимуществом которых является единство теоретических сведений и дидактического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гоголина Татьяна Владимировна, Пипко Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficult questions of studying mononuclear clauses at school

In the presented research of the lesson of Russian the authors of article shows the importance of using the table as the type of presentation. On a subject example «Mononuclear clauses» which is proved the idea of large-block introduction of a material is successfully realized in the senior classes by means of the basic abstract or the table which advantage is in the unity of theoretical data and didactic material.

Текст научной работы на тему «Трудные вопросы изучения односоставных предложений в школе»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

Т.В. Гоголина, Е.И. Пипко

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЕ

Теоретические сведения по теме «Односоставное предложение», на наш взгляд, можно помочь учащимся освоить крупным блоком. Идею крупноблочной подачи материала (В. Шаталов) можно реализовать при помощи опорного конспекта (Ю. Меженко, И. Аркин) или таблицы.

Использование на уроке подобных форм подачи материала значительно сокращает время на усвоение теории, высвобождает его на отработку практических умений. Особенно это актуально при повторении теории по русскому языку в 10-11 классах, где таблица или опорный конспект как методический прием позволяют в интенсивном варианте, потому что в каждом опорном конспекте или таблице заложено несколько параграфов учебника, сконцентрировать теоретическую часть.

В 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» и в 10-11 классах при повторении данной темы можно вместо опорного конспекта использовать таблицы. Таблицы как вид наглядности отличаются от конспектов своей структурой, приспособленностью для целостного восприятия теоретических сведений с последующим выделением и детализацией отдельных тем и дают возможность для многократного повторения и закрепления материала урока или системы уроков. Таблицы многоплановы, пригодны для решения различных задач: по формированию навыков устной и письменной речи, по усвоению правил и определений, по развитию мышления, умения делать выводы и обобщения и др.

Положительный эффект в обучении с помощью таблиц достигается совмещением элементов занимательности, подбором теоретических сведений и дидактического материала.

Рассмотрение теоретического материала по теме «Односоставные предложения» начинается

15 Миртов A.B. Из книги: «Правописание:методы и приемы обучения» // Библиотечка учителя. Русский язык. 1999. № 18. С. 5.

16 Сохранена пунктуация оригинала.

Татьяна Владимировна Гоголина — кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета.

Елена Ивановна Пипко — учитель МОУ СОШ № 2 г. Екатеринбурга.

с разграничения структурных типов простых предложений по строению грамматической основы. По данному признаку простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами - подлежащим и сказуемым) и односоставные (с одним главным членом). Целесообразно объяснить учащимся, что односоставные предложения отличаются от двусоставных не только количеством главных членов в составе грамматической основы, но и тем, что не требуют второго главного члена и не могут быть им дополнены без изменения характера выражаемой мысли. Традиционно по форме выражения главного члена предложения делятся на две основные группы: с главным членом сказуемым (глагольные) и с главным членом подлежащим (номинативные = назывные). Главный член односоставного предложения только по форме соответствует подлежащему или сказуемому двусоставного предложения. Он одновременно выражает как значение грамматического субъекта, так и значение грамматического предиката. Рассмотрим это положение на примере: Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин). Главный член односоставного предложения люблю передает как значение грамматического субъекта - определенное лицо (говорящий), т.к. это форма 1 л., ед. ч. глагола, так и значение грамматического предиката - форма изъяв. накл., наст. врем. глагола, выражающая факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время, совпадающее с моментом речи об этом факте.

Учитывая синтаксическую природу главного члена односоставного предложения, точнее называть данные группы: 1) с главным членом, подобным сказуемому; 2) с главным членом, подобным подлежащему. Такой подход позволит по форме соотнести главный член односоставного предложения с подлежащим или сказуемым двусоставного предложения, но функционально отграничить его от главных членов двусоставного предложения.

Определив понятия «односоставное предложение» и «главный член односоставного предложения», рассмотрим различные типы данных предложений. С помощью таблицы «Виды односоставных предложений» можно обобщить весь теоретический материал как в 8-м, так и в 10-11 классах.

Виды односоставных ^ предложений

Виды ОСП Определённо- Неопределённо- Обобщённо- Безличные Назывные

Аспекты анализа личные личные личные

Морф оло гическо е 1) форма спряга- 1) форма спрягае- 1) любая 1) форма спрягаемо- 1) имя существ.

выражение главного емого глагола мого глагола личная фор- го глагола 3л., ед.ч., в форме И.П.,

члена односоставного 1 или 2л., 3л., мн.ч.; ма спрягае- 2) форма прош. ед. или мн.ч.,

предложения ед. или мн. ч.; 2) форма прошед. мого глагола; врем., ср.р.; 2) количествен-

2) форма повелит. вр., мн.ч. 2) форма 3) форма независи- но-именное

накл. повел. накл. мого ифинитива; 4) слово НЕТ; 5)нареч. или кр. страд. прич. в ср.р. со связочным глаголом, зависимым инфинитивом или без них. словосочетание По модели колич. числ. + сущ. в Р. П.

Типовое значение Действие или Действие или со- Действие или Действие или со- Утверждения

односоставного пред- состояние, отне- стояние, соотне- состояние, стояние, возникаю- бытия, сущест-

ложения сенное к опреде- сенное с неопреде- связанное с щее и существующее вования Пред-

ленному лицу ленным лицом обобщенным субъектом независимо от производителя действия или носителя признака мета речи, мысли

Примеры 1л.,ед.ч. В дверь Слезами 3 л., ед.ч. Почти пустая

Знаю, что .мн.ч.,прош.вр. горю не Светает. И.п.

2л.,ед.ч. постучали. 2 л., ед.ч. прош.вр.,ср.р. Платформа.

шутишь, а все- поможешь. Похолодало. И..п

таки Вас незав. инф Два-три чело-

1л.,ед.ч. 3 л.,мн.ч Цыплят по Не своротить камня века.

верю. вызывают в каби- осени с пути думою. Яркий белый

нет. 3л., мн.ч. незав. инф. И.П. И.П.

И вот, наконец, считают. Быть грозе великой. свет. Блеск

1л., мн.ч Нет покоя. кафельной сте-

едем. связ.гл. нареч. Стало грустно. ны.

повел. накл. кр. страд. прич.

Отвечайте на во- Вымыто.

прос. связ.гл. Нареч. Было жарко. нареч завис. инф. Нельзя жить только старой славой.

При использовании такой таблицы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Вместо термина «наречие» можно использовать термин «слова категории состояния», если учащиеся владеют данным понятием;

2. В односоставных предложениях не употребляются глагольные формы, которые образуются сочетанием суффикса -л с окончаниями мужского рода (нулевое окончание) и женского рода (окончание -а), т.е. формы типа знал и знала. Данные формы употребляются только в двусоставных предложениях. Если в предложении с такой глагольной формой отсутствует подлежащее, то предложение является двусоставным неполным. Например: 1) Я пешим остаться, здесь ночевать. 2) Сходил в лес, набрал сухих дров и развел костер (А. Серафимович). Первое предложение - двусоставное полное, а второе - двусоставное неполное. Если рассмотреть его вне контекста, то его структурный тип не изменится;

3. При анализе односоставных предложений необходимо обращать внимание на контекст. Даже если в предложении используются формы глагола, употребляющиеся в односоставных предложениях, то нужно соотнести предложение

с предыдущим или предыдущими, чтобы проверить наличие подлежащего: 1) Анфиса и Тата пошли побродить по городку. 2) Он понравился им чистотой, садами, мощеными спусками. 3) Зашли в городской сад. 4) Там целыми полями цвели анютины глазки. 5) Обнаружили дощатый павильон (К.Г. Паустовский). Первое, второе и четвертое предложения - это двусоставные полные предложения. Третье и пятое предложения являются двусоставными неполными с пропущенными подлежащими Анфиса и Тата, которые восстанавливаются из контекста.

Цель использования таблицы - помочь учащимся усвоить необходимую информацию по теме «Односоставные предложения». Таблица позволяет концентрированно подать теоретический материал по данной теме, исключая его дробление при первичном восприятии. Учеников, которые видят весь объем темы (или раздела) в целом, уже не смущает кажущаяся громоздкость и труднодоступность материала, поэтому они обретают уверенность в своих силах. Кроме того, так проще наметить перспективы овладения навыком, систематизировать знания учащихся.

Принцип компоновки учебного материала следующий: сначала даются общие сведения о языковом явлении, которые в последующих «подблочных» таблицах разграничиваются по отдельным темам. Составление «подблочных» (смежных) таблиц учащиеся могут делать самостоятельно. Таким образом, в тематическую таблицу может входить несколько опорных «подблоков». Такая компоновка учебного материала способствует поэтапному изучению темы, организации самоанализа и самооценки на каждом занятии. При изучении темы «Односоставные предложения» можно использовать таблицы или схемы по каждому типу односоставных предложений, составленные учащимися на основании общей таблицы и наполненные примерами, подобранными самостоятельно.

Единство теоретических сведений и дидактического материала позволяет разнообразить методы работы с детьми, применять, например, принцип индукции и дедукции в познании (вести ученика от общего к частному и наоборот); цепочки опорных обозначений стимулируют творческое начало, побуждают домысливать связи между составляющими языкового понятия, что всегда интереснее, чем сухое считывание готовых правил по учебнику.

Обосновывая целесообразность такого способа подачи теоретического материала, мы понимаем, что опорная таблица - один из многих методических приемов, который может быть использован лишь на определенном этапе обучения, и, выполнив свою функцию, опорная таблица «уходит в тень», уступая свое место отработке практических умений. Основной целью следующих уроков фронтальной проработки является конкретизация, углубление знаний, отработка навыков, развитие общеучебных умений. Отбирая дидактический материал для этих уроков, каждый учитель ориентируется на общий уровень учащихся, конкретные условия, в которых работает класс и т.д.

Как один из способов закрепления материала на уроке можно использовать межпредметное обобщение. Рассмотрим данную форму работы подробнее.

Работа над художественным текстом, которая проводится на каждом занятии по литературе, приобретает целенаправленный характер, так как основная задача - помочь учащимся понять образный мир произведения и роль изучаемых языковых явлений в создании художественного образа. Такая работа развивает интерес к литературе, способствует более глубокому пониманию художественного произведения.

В качестве тренировочного упражнения при изучении темы «Односоставные предложения» можно использовать следующий текст и задания к нему:

Спишите текст. Вставьте и объясните орфограммы. Расставьте и объясните пропущенные знаки препинания. Определите стиль и тип данного текста. Объясните функциональное значение каждого вида предложений.

В сотый раз я пож..лел что (не) родился художником. Задача художника п..редать в красках эту г..ологическую поэму. В тысяч(?)ный раз я почувствовал вялость ч..ловеческой речи. (Не) было н.. слов н.. сравнений чтобы оп..сать могущество крат..ров, дыхание моря слитого в их проп..сти крики ...рлов и тыс..чи малейших ласковых в..щей. Всплески в..ды пр..зрачные струи солнеч(?)ные зайч..ки нужнейшие вод..р..сли и м..дузы.

(Не) было слов что(бы) п..редать и..гибы бухт, зат..не (н,нн)ые углы гроты выстла(н,нн)ые ч..рным блеском и светлой подводной тр..вой. Темная пр..зрачность волн, к..чающих д..леко (в)н..зу спины с..ребр..(н,нн)ых паламид. Луна видная (с)низу даже днем и похожая на клубы розового пара. Все надо было зарисовать и перен..сти на сотни п..лотен. Но как (не) было слов, так (не) было и красок что(бы) передать торжестве(н,нн)ость и прел..сть этих мест. (По К.Г. Паустовскому)

Для анализа текста учащимся можно предложить следующие вопросы:

- Каково содержание данного текста?

- Что можно сказать о лирическом герое этого текста?

- Каким чувством и настроением проникнут данный текст?

- Какие языковые средства используются автором для создания настроения?

- Как строение предложений помогает определить составные части текста?

- Почему один вид предложений сменяется другим? Какой эффект достигается благодаря этой смене?

Творческое задание к предложенному тексту:

Трансформируйте текст так, чтобы во второй части состояние покоя сменило бы состояние движения. Подумайте, каким способом можно это сделать. Какие синтаксические средства создания динамики лучше использовать в данном случае?

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру по одной из тем (темы предлагает учитель) с включением в текст односоставных предложений, или найти предложения данного типа и определить их роль в художественном тексте.

Надеемся, что предложенные нами способы и приемы анализа материала помогут учащимся глубже рассмотреть сущность конкретных языковых явлений. А крупноблочная подача материала по теме «Односоставные предложения» позволит учителям сформировать у учащихся четкое представление о данном структурном типе простого предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.