Научная статья на тему 'Изучение народных традиций с позиции индигенного подхода'

Изучение народных традиций с позиции индигенного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индигенный подход / народные традиции / исследование / коренные народы / Indigenous approach / folk traditions / research / indigenous peoples

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Софья Николаевна

В данной статье рассматривается процесс изучения народных традиций с позиции индигенного подхода. Целью исследования является раскрытие особенностей индигенного подхода в процессе изучения якутских народных традиций. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что индигенный подход может способствовать более эффективному изучению народных традиций, поскольку их исследование ведется носителями самой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING FOLK TRADITIONS WITH INDIGENOUS APPROACH

The article examines the process of studying folk traditions from the perspective of an indigenous approach. The purpose of the study is to reveal the features of the indigenous approach in the process of observing Yakut folk’s traditions. Hypothesis is the assumption that the indigenous approach can provide a more effectiveness in studying the folk traditions, since researches are conducted by the native people of the culture itself.

Текст научной работы на тему «Изучение народных традиций с позиции индигенного подхода»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-378-380 Шадрина Софья Николаевна

M.K. Ammosova

Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Педагогический

институт, доцент

shadrinasn@mail.ru

Изучение народных традиций с позиции индигенного подхода

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс изучения народных традиций с позиции индигенного подхода. Целью исследования является раскрытие особенностей индигенного подхода в процессе изучения якутских народных традиций. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что индигенный подход может способствовать более эффективному изучению народных традиций, поскольку их исследование ведется носителями самой культуры.

Ключевые слова: индигенный подход, народные традиции, исследование, коренные народы.

STUDYING FOLK TRADITIONS WITH INDIGENOUS APPROACH Abstract. The article examines the process of studying folk traditions from the perspective of an indigenous approach. The purpose of the study is to reveal the features of the indigenous approach in the process of observing Yakut folk's traditions. Hypothesis is the assumption that the indigenous approach can provide a more effectiveness in studying the folk traditions, since researches are conducted by the native people of the culture itself. Key words: Indigenous approach, folk traditions, research, indigenous peoples.

Исследование индигенного подхода в разных отраслях науки проявляет себя в разработке этнокультурных концепций и программ в России и за ее пределами, поскольку возникает необходимость в укреплении и дальнейшем сохранении многовековых традиций народа для воспитания подрастающих поколений в стремительно развивающемся мире.

В устном фольклоре любого народа заложены устои, которые напоминают нам о том, кем мы являемся, каких традиций придерживались наши предки. В фольклоре эпос и рассказчик неразрывны, поскольку эпос рождается из представлений человека о мире, и, таким образом, дает нам представление о мировоззрении наших предков. В выборе идеала, ценностных ориентиров для постепенно растущего человека всегда служили народные традиции, в которых фиксировались исторически сложившиеся нормы и принципы взаимоотношений; идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции гуманистических отношений (уважение к старшим, любовь к детям, человеку труда, гостеприимство, вежливость, скромность, взаимопомощь, сочувствие, сострадание, чуткость, отзывчивость и т. д.) возникали и крепли в течение веков, входили в жизнь народа, глубоко проникали в сознание и личность людей.

Северные цивилизации уникальны, и вызывают значительный интерес всего мира в связи с угрозой их исчезновения вследствие процессов глобализации. Жители северных регионов играют большую роль в осмыслении роли Арктики как международного региона и одной из самых жизнестойких и адаптированных к экстремальным условиям индивидов. Новая преобразующая парадигма Indigenous Methodology (коренные методологии) нацелена на обогащение науки мировоззрением и опытом коренных народов с точки зрения ученых-исследователей, являющихся носителями северной культуры. Индигенная педагогика присуща определенной людей культурной группы, объединенных самобытным традиционным укладом жизни и деятельности. Индигенный подход также представляет ценность с той точки зрения, что только

носитель родной культуры может полноценно адаптировать существующие теории для обучения и воспитания будущего поколения своего народа, поскольку он глубже понимает культурные и социальные аспекты, мировоззренческие особенности развития своего народа, его менталитета[9]. Indigenous Methodology как методологическая парадигма для исследования коренных народов направлена на обогащение науки мышлением, практикой, интерпретацией особенностей мышления коренных народов, их собственными учеными (indigenous scholars) c целью обеспечить лучшее понимание и принятие коренных народов как субъектов истории, имеющих богатое культурное и интеллектуальное, аксиологическое наследие и современный потенциал этнического развития (Chilisa, 2000). Indigenous Methodology формируется не только как научная методология, но и становится идеологией раскрытия новых возможностей этнической идентичности между коренными народами. Данная парадигма, способствует использованию полученных знаний для улучшения понимания и управления судьбами коренных народов (Kovach, 2010). Вопросы индигенного подхода рассмотрены в работах следующих авторов: Ваgele Chilisa (2012), Biermann Soenke (2008), Burger Henry G. (1968), Edited by Roy Ellen, Peter Parkes, Alan Bicker (2000), Kovach M. (2010), Moreton-Robinson A. M., Walter M. (2009), Porsanger, Jelena An Essay about Smith, linda Tuhimai (2012). Научные исследования в русле данного направления проводятся в Новой Зеландии, Норвегии, Финляндии, Канаде, Гавайе, Австралии, в странах Африки[1,2,3,4,5,6].

Исследователям традиций коренных народов, пытающимся сохранить устное народное творчество, следует придерживаться объективности при сборе информации об их культуре. В то же время, коренные народы, разбирающиеся в своей культуре, должны понимать, что, когда они делятся источниками фольклора с представителями других народов, то этот собранный материал тотчас переходит в часть культурного наследия всего человечества. Поэтому исследователи должны понимать всю ответственность, которую они возлагают на себя при сборе информации о другой, возможно исчезающей, культуре. При этом необходимо стараться не оценивать те или иные элементы повествования со своей точки зрения и быть как можно более отстранённым от стереотипов современного мировоззрения.

На счет разницы во взглядах представителей западной культуры и коренного народа можно привести замечание польского этнографа-сибириеведа В.Л. Серо-шевского о якутских детях: «они какие-то не бойкие, мало предприимчивые и чересчур послушные. В семье, где их несколько, долго не замечаешь их присутствия: спрячутся в угол, усядутся кружком на полу и мастерят что-нибудь, разговаривают, ссорятся, рассказывают сказки, поют; но все это вполголоса, не увлекаясь никогда до крика, до громкой песни. Достаточно грозного оклика кого-либо из взрослых, чтобы они тотчас же примолкли и рассеялись. Только когда дети остаются одни, они несколько оживляются, да летом - в лесу, в поле, в сосновых рощах, где особенно любят собираться» [10, С.514]. С точки зрения западного исследователя поведение детей со стороны выглядит как послушность, но любой якут понимает, что на самом деле здесь речь идет о сдержанности якутского характера. Однако, надо заметить, что более детальное углубление в характер ребенка был практически невозможен, ибо даже среди «своих» якуты предпочитают сдерживать свои чувства и не выказывать своего истинного отношения к происходящим событиям. Поэтому анализ со стороны был лишь исключительно поверхностным. Действительно, застенчивость и послушность, присущая якутским детям, нуждается в пояснении. То, что В.Л. Серо-шевский и другие исследователи определяют как «послушность» в действительности является умением скрывать свои чувства - сдержанностью. Это качество также было обусловлено существовавшими тогда нормами поведения и воспитанием. У якутов осуждалось хвастовство, вспыльчивость, нетерпеливость, то есть те качества, которые могли не только спровоцировать конфликт в тесной микросреде семьи, но и подставить близкого человека в опасной ситуации. Поэтому считалось, что лучше скрывать свои способности и возможности, чем прослыть хвастуном и не оправдавшим доверия человеком. Это было важно для сохранения собственного достоинства в глазах общественного мнения. Якутский философ Б.Н. Попов подчеркивает, что родите-

ли, главным образом учили детей быть послушными, сдержанными и вежливыми. Далее, он предполагает, что эти качества развивались в детях довольно быстро и в результате внедрения понятий «страх» и «стыд» [8, С.76]. Якуты учили сдержанности с детства, с этим качеством были взаимосвязаны и другие качества: упорство, настойчивость, упрямость, выносливость, терпеливость. Излюбленная поговорка якутов гласит: «Якут настойчив, а ребенок его еще настойчивее». Таким образом, можно предположить, что застенчивость и послушность якутского ребенка является как бы «инкубационным периодом», который помогает ребенку избежать ошибок, терпеливо обучаясь на примере взрослых и уважаемых людей социума.

Действительно, в сложных условиях Севера самым главным нравственным качеством человека является его надежность, сдержанность и выносливость. Для женщины суммой этих качеств является идеальный образ Туйаарыма-Куо [7,131], у которой, на первый взгляд, слишком ровный и спокойный характер, но в трудную минуту она способна преобразиться: спасти своего ребенка, извести врага хитростью и т. д. Для мужчины же основным критерием мужественности является «киэн кегус», дословно это выражение переводится как «широкая спина», что означает выносливость, надежность, уверенность в собственных силах, терпеливость. Примерно на такой идеал мужчины и женщины ориентировал северный народ своих детей, воспитывая в них терпеливость, выносливость, сдержанность при проявлении чувств, настойчивость и упорство при встрече с трудностями, то есть те качества, которые характеризуют в целом надежность.

Существуют различные подходы к изучению фольклорных источников. Некоторые ученые придерживаются менее структурированных методов, таких как интервью и беседа, когда так другие исследователи предпочитают более стандартизированный подход: опросы, анкетирования, тесты и др. Несмотря на выбранный метод исследования, все ученые сходятся на том, что необходимо подробно фиксировать услышанное, чтобы избежать искажения информации. Народы в своем историческом развитии оставили нам богатое наследие. Значительный интерес представляет накопленный разными народами традиции воспитания детей, опыт, зародившийся в глубине веков и являющийся ценнейшим духовным наследием человечества. Успешное решение задач полноценного воспитания предполагает изучение и использование, собирание из различных фольклорных источников этот опыт, который можно будет использовать в современной практике воспитания.

Ссылки на источники

1. Арчибальд Джо-Анн 1992. Голос предков. Канадский журнал индигенного образования 1992:19:2. Ванкувер, Университет Британской Колумбии.

2. Бишоп Рассел, Глин Тед 1999. Культура имеет значение: меняя отношения власти в образовании. Издательство Dunmore Press.

3. Бишоп Рассел 1996. Коллаборативное исследование. Палмерстон Норт, Новая Зеландия, Издательство Dunmore Press.

4. Гегео Дэвид Уэлчман и Ватсон-Гегео Карен Энн, 2001 г. "Как мы узнаем": Жители деревни Квара-аэ занимаются индигенной эпистемологией - Контемпо- рари Пасифик: Журнал островных отношений (Центр изучения тихоокеанских островов, Университет Гаваи) 2001: 13:1, 55-88.

5. Гегео Дэвид Уэлчман 2001. Культурный прорыв и индигенность: проблема «своего места» в тихоокеанской среде - Контемпорари Пасифик: Журнал островных отношений (Центр изучения тихоокеанских островов, Университет Гаваи) 13(2): 491-507.

6. Муди, Роджер 1993. Голос коренных народов: реальность и взгляд в будущее. 2-е издание. Utrecht: Международные книги.

7. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо. - Якутск, 1975. - 432 с.

8. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. -Якутск: МП ''Полиграфист», 1993. - 63 с.

9. Смит Линда-Тухивай. 1999 г. Деколонизация методологий: научные исследования и коренные народы. Лондон: Зед Букс.

10. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. -2-е изд., 1993. - 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.