Рисунок 1. Сравнительные результаты развитости учебно-производственного компонента мастеров производственного обучения кулинарного профиля на констатирующем и формирующем
этапах педагогического эксперимента
Выводы. В соответствии с полученными данными была выявлена динамика развитости учебно-производственного компонента мастеров производственного обучения кулинарного профиля. Таким образом, для разработки системы развития профессионализма мастеров производственного обучения кулинарного профиля мы взяли за основу требования профессиональных стандартов, структуру профессионально-педагогической компетентности, выявленных посредством использования мониторингово-диагностической программы. На основе выявленных проблем, касающихся учебно-производственного компонента развития профессионализма, предусмотрены меры с учётом индивидуального опыта работы мастеров производственного обучения, реальных условий профессиональной деятельности.
Литература:
1. Гончаренко С.У. Педагопчш дослщження: методолопчш поради молодим науковця / Семен Устимович Гончаренко; АПН Украши. - Кшв; Вшниця: ДОВ "Вшниця", 2008. - 278 с.
2. Педагогика: большая современная энциклопедия / [сост. Е.С. Рапацевич]. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.
3. Чобтко М.Г. Особистiсно-орieнтована професшна тдготовка майбутнього вчителя: теоретико-методолопчний аспект: монографiя / Микола Григорович Чобтко; МОН Украши; АПН Украши; 1н-т педагопки i психологи проф. осв™. - Черкаси: Брама-Украша, 2006. - 560 с.
Педагогика
УДК 37.013.46
кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Анна Николаевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ИНДИГЕННЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Аннотация. В статье раскрыты основные идеи ведущих зарубежных авторов по проблеме индигенного подхода к исследованиям, приводится сопоставление данного направления со сложившейся практикой индигенных исследований в рамках направления этнопедагогики в отечественной педагогической науке. В статье рассмотрены специфические методы исследования, применяемые в индигенных работах.
Ключевые слова: индигенный подход, этнопедагогика, метод педагогического исследования, индигенная методология.
Annotation. The article reveals the main ideas of leading foreign authors on the problem of an indigenous approach to research, provides a comparison with the ethnopedagology in Russian pedagogical science. The article considers the specific methods of research used in indigenous works.
Keywords: indigenous approach, ethnopedagogics, pedagogical research method, indigenous methodology.
Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РФФИ № 19-013-00730/20 от 24 апреля 2020 г.
Введение. Актуализация индигенных исследований и необходимости их внедрения в академические традиции западной культуры стало рассматриваться с 90-х гг. ХХ века. За последние 20 лет в этом научном направлении написан ряд интересных и содержательных работ различных представителей индигенной науки
на разных континентах. Анализ работ таких авторов, как Л.Т. Смит [11], М. Ковач [5], О. Кавагли [4]; Дж. Конаклук [3], позволил нам ознакомиться с состоянием проблемы поиска методологии индигенных исследований в мировом научном сообществе, рассмотреть проблемы и тревоги авторов в указанном направлении.
Понятие индигенной методологии является новой для российского научного сообщества, поскольку в отечественной традиции сложился несколько иной исторический и политический аспект рассмотрения данного вопроса. В данной статье нам хотелось бы проанализировать и сопоставить применение индигенной методологии в российской педагогической науке и раскрыть позицию исследователей зарубежных стран.
Изложение основного материала статьи. Нужно отметить, что методология зарубежного индигенного исследования все еще находится на этапе поиска и разработки своего обоснования и не признана мировым академическим сообществом в полной мере, хотя отвоевала себе место в научном мире. Как пишет один из известных зарубежных авторов Е. Порсангер, в прошлом веке научные исследования осуществлялись по принципу изучения того иного объекта сторонним наблюдателем, исследователем, причем этим самым объектом стороннего изучения становились носители индигенных культур, их культура, язык, история, традиции и пр. [8]. Американские исследователи , как отмечает М.Ковач, применяли термин «экзотические» в отношении последних, что доказывает тот факт, что исследователи того времени рассматривали свои выводы и наблюдения со своей культурной позиции как носители западной европейской культуры [5]. Как результат, выводы в тех или иных исследованиях они подводили под свое видение и понимание.
В данной позиции важно мнение одного из первых авторов в области индигенной науки Л.Т. Смит, исследователя и представителя Маори, автора книги «Decolonizing Methodologies» (1999), которая обозначила особую актуальность в разработке новой индигенной методологии, поскольку ранее проводимые исследования проводились, по мнению автора, с политической подоплекой для колонизации коренного населения и их территорий, и растущая потребность в процессах деколонизации требует разработки новой, критически переосмысленной методологии и новых этически пересмотренных этнокультурных подходов к изучению индигенных вопросов. Данная проблема особо остро затрагивает интересы и убеждения молодого поколения индигенных исследователей. И обращаясь к индигенным исследователям, Линда Смит обозначает, что необходимо объединение индигенных концепций и мировоззрений для выхода на осмысление и понимание теории исследований с нашей индигенной точки зрения и для наших собственных интересов. По ее мнению, данные подходы позволят индигенным исследователям определить, в чем специфика, потребность, что актуально и важно для самого коренного населения в понимании себя и своего места в мире, а также позволит преодолеть рамки западной общепринятой эпистемиологии, которая так или иначе служит интересам европейского научного мышления и значительно отлична от традиционного индигенного мировоззрения и мироощущения. В этом отношении с ней согласны Бишоп [1], Михесва [6]; Харви [2], что как правило, в исследованиях неиндигенных исследователей выгоды и преимущества от исследований часто доставались исследователям, а не тем, кто был ими исследован.
В данном отношении мы хотели бы отметить, что в опыте исторического развития российских народов и этносов, в процессе их объединения в единое федеративное государство, также имел место колониальный период в дореволюционный период. Так, например, завоевание сибирских территорий и дальнейшая колонизаторская политика дореволюционного периода в стране относительно народов Северо-Востока Сибири также не ставили своей целью развитие системы образования, науки и культуры, осуществляемые меры были направлены в большей мере на распространение православной религии. Научные исследования того периода также принадлежат неиндигенным ученым из центральной России, политическим ссыльным, причем оценка явлений этнической культуры, языка народов Севера и Сибири была представлена исследователями по-разному, реже как варварская, чаще как уникальная и специфическая (В.Л. Серошевский, Э.К. Пекарский, И.А. Худяков и др.). Церковно-приходская школа, которая получила в дореволюционный период массовое распространение с целью христианизации коренного населения, хоть и использовала учебные планы для «туземцев» и «инородцев», где был рекомендован предмет «грамота на природном наречии», но фактически язык не изучался. Таким образом, в указанный период политика осуществлялась не в интересах коренного населения.
Как известно, политическая ситуация в России начала ХХ в. сложилась таким образом, что одним из своих основных принципов советская власть обозначила возможность национального самоопределения и самосознания, развития национальной и этнической науки, культуры, образования и производства. В 20-е годы ХХ века активно внедрялись процессы «коренизации», то есть образования коренного населения, подготовки национальных собственных кадров во всех сферах из числа коренного населения [13]. Именно в указанный период коренная образованная интеллигенция из числа представителей народов Севера активно начала внедрение т.н. индигенной науки и культурного движения во всех сферах народного хозяйства. Делая вывод о значении тех политических и социальных реформ начала ХХ века, мы отмечаем сегодня, как представители индигенной науки, что с указанного периода вопросы изучения языка, культуры, развития науки, ведения государственной политики в регионе стали предметом деятельности в том числе и представителей самого коренного населения региона. В Якутии в период 30-х гг. ХХ в. лидеры национального движения народа саха подверглись репрессиям и гонениям, и затем во второй половине ХХ века пропагандировалась политика интернационализма в интересах усиления роли русского языка как государственного языка межнационального общения. Несомненно, политика интернационализма имела, на наш взгляд, в воспитании советских людей положительное влияние, поскольку строилась на гуманистических идеалах добрососедства, свойственных российской культурной традиции. В то же время формализм в реализации данной политики привел к постепенному снижению значения и роли национальных языков и культур, что привело к неудовлетворенности этнических меньшинств в 80-е гг. прошлого века. И только в 90-е годы ХХ в. с переходом на федеративное государство и приобретением суверенитета в Якутии были вновь актуализированы вопросы возрождения духовной культуры, языка, литературы, науки и искусства коренного населения на государственном официальном уровне при сохранении политики поликультурного единства.
В то же время отметим, что провозглашенная интернациональная политика советского государства способствовала развитию в рамках педагогической науки направления «этнопедагогика» с 60-х гг. ХХ в., основоположником которой стал выдающийся российский исследователь, этнограф, педагог, методист Геннадий Никандрович Волков [12]. В настоящее время в России почти у каждого российского этноса есть
свои ученые-этнопедагоги из числа учеников Г.Н. Волкова, которых можно определить сегодня как индигенных исследователей в образовании, которые занимаются изучением и продвижением исследований в области обучения и воспитания подрастающего поколения с позиции сохранения и развития родной культуры, языка. Поэтому можно сделать вывод, что в прошлом веке в России индигенными вопросами воспитания занимались практически только представители самих индигенных культур, непосредственно ученые из числа носителей той или иной культуры. В связи с этим можно сказать, что период изучения коренных народов как объекта исследования с позиции классической академической науки во многих областях наук имел место лишь в дореволюционный период, так как национальная политика советского государства противоречила взгляду «сверху вниз» на индигенные исследования. Более того, образовательная политика в стране активно способствовала развитию индигенных исследований и подготовке научных кадров из числа представителей наций и этносов, что позволило получить значительный багаж качественных этнопедагогических исследований, которые по сути можно определить как индигенные.
Тем не менее, изучение опыта зарубежных исследователей и их мнения о разработке методологии индигенных исследований, утверждения их собственного места в академической науке представляется нам актуальным и в нашей ситуации, поскольку применяемые методы исследования в этнопедагогических научных работах тоже порой сужены в связи с наличием требования доказательности полученных результатов, приоритетом количественных методов обработки данных. Представители зарубежной индигенной науки настаивают на том факте, что существует большая разница между западным и индигенным мышлением, и она диктует философские, идеологические, методологические конфликты среди сторонников разных школ. Здесь мы согласны с Ковач, которая пишет, что в индигенных исследованиях есть 2 аспекта, которые могут вызвать сложности в понимании или осмыслении материалов исследований, их интерпретации неиндигенными исследователями. Во-первых, это родной язык индигенного исследователя, который обладает подвижностью и гибкостью в применении, смысловыми окрасками, интотациями, подсмыслами, связанными с миропониманием местного жителя, что трудно уловить и осмыслить неносителю языка. И во-вторых, это само индигенное знание, оно описательно, природосообразно, анимистично. Оно отлично от западного познания мира. В то же время ученые в сфере индигенного направления не придерживаются универсального общеиндигенного подхода, который обобщает различные индигенные практики. Уникальные аспекты тех или иных культур кроются в том, что наследуемая поколениями ментальность, образ жизни, мышления, отношения к миру обусловлены местом проживания. Например, население, проживающее в северных приполярных территориях, вне зависимости от страны или региона, имеет сходные философские основы мировоззрения, менталитет, верования, традиции. Все эти аспекты непосредственно лежат в основе идентичности и самоуважения.
В современной методологии индигенного исследования обсуждаются и этические цели, которые предполагают, что методология должна соотноситься с индигенными ценностями, любое исследование должно приносить выгоду и положительные выводы или результаты для коренного населения, в свою очередь исследователь должен выступать в роли союзника и руководствоваться принципом «не навреди». Многие зарубежные авторы подчеркивают, что современные социологические и экономические исследования, проводимые в последние годы, не всегда отвечают данным требованиям, и решения принимаются не в пользу коренного населения, без учета социальной и культурной стороны вопроса, а руководствуются лишь экономической выгодой или невыгодой. Е. Порсангер определяет индигенное исследование как этически корректное и культурно соответствующее, индигенный способ предпринимать шаги в сторону принятия и популяризации знания о коренном населении (2004). Острая постановка данной проблематики в научном сообществе за рубежом отражает недовольство этнических меньшинств своим социальным и экономическим положением, что выразилось в массовых протестах и выступлениях последних месяцев этого года.
В качестве применения методов исследования также интерес представляет позиция, что некоторые стандартные методы исследования не отражают специфики индигенного исследования. Так, к примеру, ведение рефлексивного дневника исследователя включает не только ежедневные требуемые записи о проведенной работе и результатах, ходе процесса, а отражает и мысли, сомнения, тревоги, настроения, догадки, отношения исследователя, возникающие в процессе индигенного исследования. Метод отбора респондентов по методу случайной выборки также не соответствует сути индигенного исследования, поскольку более логичен отбор участников по принципу его потенциального вклада в сбор уникального материала. В индигенном исследовании важен не охват, а глубина исследования. То же касается и метода интервьюирования или метода беседы. В индигенном исследовании более соответствует метод живой непосредственной беседы, а не структурированный сбор информации. Термин интервьюирование в данном случае не отражает всей широты данного метода, считает М. Ковач. Более того, важно в индигенных исследованиях и место непосредственного проведения исследования, поскольку места проживания коренного населения несут в себе дополнительный информативный фон. Место нахождения влияет на наш образ мыслей и на наши умозаключения в том числе, поэтому в индигенных исследованиях оформление работы в городских условиях может изменить даже и позицию исследователя в интерпретации результатов и содержании итогового текста. Представители ученых из числа коренного населения Аляски, George P. Charles Kanaqluk (2001) and Oscar Kawagley (1995) также единодушны в том, что традиционные теоретические методы должны быть пересмотрены и изменены, а работа исследователя должна начинаться не с определения теории вопроса, а начинаться с анализа реальных протоколов и материалов практического исследования.
Выводы. Как видим, действительно, в методологии индигенного исследования есть специфика в применении определенных методик и процедур, которые могут быть применены и в научно-педагогических исследованиях, на наш взгляд, к примеру по проблемам нравственного и духовного воспитания детей, применения традиционных способов воспитания, вопросам самореализации или формирования их самооценки в условиях межэтнического взаимодействия и др. Очевидно, что теория индигенного подхода в образовании может быть рассмотрена в российской научной теории и практике, но с учетом исторически сложившегося положительного опыта в аспекте этнопедагогических исследований. Учитывая растущую потребность и актуальность данной проблематики в зарубежной науке, российскому научному сообществу также следует актуализировать внимание на развитии региональных научных школ, которые традиционно сильны в этнопедагогических (индигенных) исследованиях и могут внести новое слово в разработку имеющейся индигенной методологии с позиции отечественной педагогической науки.
Литература:
1. Bishop, R. (1997). Maori people's concerns about research into their lives. History of Education Review 26(1): 25-41.
2. Harvey, G. (ed.) 2002. Readings in indigenous religions. London: Continuum.
3. Kanaqluk (George P. Charles) 2001. Yuuyaraq (The Way of the Human Being) as Interpreted by a Contemporary Yup'ik Family. - 161-198 in Pentikainen, J., Saressalo, H., Taksami, Ch. (eds.). Shamanhood: Symbolism and epic. (Bibliotheca shamanistica, 9). Budapest: Akademiai Kiado
4. Kawagley, Oscar, A. (1995). A Yupiaq Worldview: A Pathway to Ecology and Spirit. Waveland Press. 168 p.
5. Kovach, M. (2009) Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts / Margaret Kovach. University of Toronto Press.
6. Mihesuah, Devon A. (ed.). Natives and Academics: Researching and Writing about American Indians. Lincoln: University of Nebraska Press.
7. Neustroev, N, Neustroeva, A. and Shergina T. Individualization and Ethnopedagogy at Small Elementary Schools: Components of Vocational Training for University Tutors // Sibirica: Indigenous Methodology in the Study of the Native Peoples of Siberia. - 2018Winter. - Vol. 17, No. 3. Pp. 92-115.
8. Porsanger, Jelena (2004). An essay about indigenous methodology. University of Troms0. P. 105-120
9. Smith, G.H. (2005) The problematic of 'Indigenous theorizing': a critical reflection. Paper present at the AERA Annual Conference, Montreal, 11-15, April
10. Strauss,A., Corbin, J. (1998) Basics of Qualitative research: techniques and procedures for Developing Grounded theory. Thousand Oaks, CA: Sage
11. Tuhiwai Smith, L. (1999) Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples. London: Zed.
12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. зав. — М.: Academia, 2000. — 168 с.
13. Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика как тип культурно-исторической педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.26. - С. 396-400.
Педагогика
УДК 159.99
кандидат психологических наук Никитина Людмила Николаевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Майя Ивановна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. Исследование проблемы психологической зависимости от компьютерных игр в условиях стремительного информационного и технологического прогресса набирает все большей актуальности. Ключевым аспектом в изучении данного феномена выступает определение основных внутренних факторов и внешних условий, способствующих формированию психологической зависимости от компьютерных игр у несовершеннолетних. Анализ именно причин зависимого поведения даст возможность более качественно осуществлять профилактику и коррекцию аддикции. Значительная перестройка организма подростка на физиологическом уровне вызывает перестройку взглядов и ощущений, связанных с самооценкой, возможностью самоутвердиться, получить признание в обществе. Чувство неуверенности, незащищенности в реальном мире, острая нехватка сильных эмоций сопровождаются постоянным желанием достичь успеха, побед в виртуальном пространстве. Выводы о причинах и условиях формирования психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр основываются на теоретическом анализе научной литературы и эмпирических данных по материалам анкетирования несовершеннолетних и сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: психологическая зависимость, причины аддикции, несовершеннолетние, компьютерные игры, зависимое поведение, виртуальная реальность, сотрудники органов внутренних дел.
Annotation. The study of the problem of psychological addiction to computer games in the context of rapid information and technological progress is becoming increasingly relevant. The key aspect in the study of this phenomenon is the identification of the main internal factors and external conditions that contribute to the formation of minors' psychological addiction to computer games. The analysis of the causes of addictive behavior will facilitate to carry out prevention and correction of addiction in the best possible way. A significant restructuring of the minor's body at the physiological level causes a restructuring of views and feelings associated with self-esteem, the ability to assert himself, and gain recognition in society. The feelings of uncertainty, insecurity in the real world, an acute lack of strong emotions are accompanied by a constant desire to achieve success, victories in the virtual space. Conclusions about the reasons and conditions for the formation of minors' psychological addiction to computer games are based on a theoretical analysis of scientific literature and empirical data from the materials of a survey of minors and law enforcement officers.
Keywords: psychological addiction, reasons for addiction, minors, computer games, addictive behavior, virtual reality, law enforcement officers.
Введение. Технологический прогресс предоставил большие возможности для развития современного общества, подарив человечеству компьютерные технологии, с помощью которых можно как многократно улучшить результаты деятельности, так и более интересно провести досуг. Для несовершеннолетних популярными формами отдыха стали компьютерные игры, которые не всегда положительно влияют на их психику. Отрицательный аспект заключается в формировании психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр. В рамках данной проблемы проводятся специальные эмпирические исследования особенностей проявления (А.Ю. Акопов, М. Гриффитс, Ю.В. Серебреникова, Л.И. Шакирова К. Янг.), механизма формирования (А.В. Гришина, Ю.М. Евстигнеева, А.Ю Егоров,