Научная статья на тему 'Изучение музыкально-художественной культуры Японии как инновация российского высшего образования'

Изучение музыкально-художественной культуры Японии как инновация российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ / РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубровская Марина Юзефовна

Статья посвящена актуальной проблеме российского высшего образования: внедрению комплексного преподавания предмета «Музыкально-художественная культура Японии» в контексте культурогии японского языка. Посредством аналитического рассмотрения истории и методологии данной дисциплины на материале учебного процесса ряда ведущих российских вузов вскрывается значение его внедрения в современную отечественную высшую школу в связи с геополитическими интересами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение музыкально-художественной культуры Японии как инновация российского высшего образования»

УДК 781(520)+378(520)+372.016:008+ 008(520)

Дубровская Марина Юзефовна

Доктор искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, профессор ТИКиМ ИИГСО НГПУ, m_dubrovskaya53@mail.ru, Новосибирск

изучение музыкально-художественной культуры японии как инновация российского высшего образования

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме российского высшего образования: внедрению комплексного преподавания предмета «Музыкально-художественная культура Японии» в контексте культурогии японского языка. Посредством аналитического рассмотрения истории и методологии данной дисциплины на материале учебного процесса ряда ведущих российских вузов вскрывается значение его внедрения в современную отечественную высшую школу в связи с геополитическими интересами России.

Ключевые слова: музыкально-художественная культура Японии, российское высшее образование, инновация, системность, методологическая основа и содержание курса.

Dubrovskaya Marina Yuzefovna

Doktor of arts, professor Novosibirsk state conservatoire of Glinka, chair of ethnomusicology, professor Novosibirsk state education university, chair of theory, history of culture and museology, m_dubrovskaya53@mail.ru, Novosibirsk

THE LEARNING OF JAPANESE ART MUSIC CULTURE AS INNOVATION OF HIGH EDUCATION

Abstract. The article is devoted to such an actual problem of high education in Russia as introduction of integrated teaching of the subject “ Japanese art music culture” in context of Japanese language culturology. By means of analytical examination of history and methodology of that subject on the basis of educational process of variety of Russian High Schools it becomes clear that its introduction to domestic High Education has geopolitical sense.

Keywords: Japanese art music culture, Russian high education, Innovation, system, methodology basis, the content of the Course.

Современное состояние высшего образования России, в том числе, музыкально-академического, искусствоведческого и культурологического позволяет постепенно преодолевать свойственный отечественной высшей школе еще с советских времен европоцентризм и композитороцентризм. Включение в систему подготовки специалистов теоретического и, по возможности, практического знакомства с традициями и современными достижениями музыкальнохудожественных культур государств Азии, сопредельных с Россией, требует инновационной педагогической деятельности, ибо соответствующие курсы до настоящего времени не включены в нормативные учебные планы и программы ВШ. В число подобных «изгоев» высшего российского

гуманитарного (в том числе, музыкального, искусствоведческого, культурологического) образования долгое время входила музыкально-художественная культура народа-со-седа России - Японии. Собственно, и в наши дни лишь в некоторых ведущих творческих вузах и университетах России (в первую очередь, на востоковедческих кафедрах) включены в учебные планы и программы отдельные часы, посвященные японскому музыкально-художественному (в том числе, театральному) наследию.

А ведь в современную эпоху весьма очевидна политико-экономическая и гео-культурная целесообразность, более того, насущная необходимость налаживания интегративных процессов между нашими странами. Общепризнан вклад японской

цивилизации в наследие мировой культуры, художественно-эстетическое и, в том числе, музыкальное наследие японцев оказало заметное воздействие на творческое формирование многих выдающихся создателей европейского искусства, в том числе, музыкального, представителей ряда радикальных и популярных художественных течений и групп второй половины Х1Х-ХХ вв.: «Прерафаэлитское братство», импрессионисты, «Сецессион», «Мир искусства», поставангард, минимализм и др1. Российская же художественная культура, значительно повлиявшая на формирование нового литературно-поэтического, театрального и композиторского творчества Японии в начале ХХ века, на заре века XXI только с трудом сохраняет, но отнюдь не приумножает свои прежние позиции в этой стране. Российская студенческая молодежь за малым исключением судит о богатейшем художественном наследии Страны восходящего солнца лишь на основании роки поп-культуры, анимэ и манги.

Необходимость внедрения универсального знания иностранного языка и его культурного контекста в целях соблюдения своих гео-политических и гео-культурных интересов давно и своевременно осознали в большинстве научно-образовательных центров мира - Германии, Франции, Великобритании, США, Китае и др. Так, потребность изучения японской ментальности вызвала создание после Второй мировой войны специальных учебных подразделений (чаще всего, факультетов университетов) для детального знакомства с музыкальнохудожественным наследием этого народа,

1 Среди ннх: писатели, поэты, критики и историки искусства - Эмиль Золя, Эдмон де Гонкур, Жозе Мариа де Эредиа, Джон Рескин, Уитлер Патер, Оскар Уайльд, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Николай Гумилев; художники - Эдуард Манэ, Клод Моне, Эдгар Дега, Винсент Ван Гог, Уильям Моррис, Джеймс Мак Нейл Уистлер, Обри Бердсли, Уолтер Крейн, Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Эмиль Преториус, Густав Климт; кинорежиссер С. Эйзенштейн; композиторы - К. Дебюсси, Г. Малер, Б. Бриттен, Г. Кауэлл, Б. Роджерс,

А. Хованесс, К. Штокхаузен, Дж. Кейдж,

О. Мессиан, С. Райх, Ф. Гласс, М. М. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, Д. Д. Шостакович, Б. И. Тищенко, С. А. Губайдуллина, М. Г. Богданов и мн. др.

где практикуется не только изучение, но и практическое освоение различных жанров музыкального наследия японцев, например, музыки для кото, сямисэна и сякухати. Привлекает системность подобного востоковедческого образования, органично включающего языкознание, этномузыковедение, искусствоведение и культурологию, притом, что изучение музыкальной культуры Японии проходит обычно в широком контексте дальневосточной метакультурной зоны. Такая образовательная база, вне всякого сомнения, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов-востоковедов широкого профиля, в том числе, научных кадров, досконально знающих избранную неевропейскую культурную традицию.

В качестве примера подобной плодотворной образовательной инициативы приведем функционирующую в Лондонском университете Школу изучения внеевропейских культур (School of Oriental and African Studies), в которой студентами осваиваются в рамках соответствующих учебных курсов жанры традиционной музыки трех дальневосточных культур: корейской - nongak / p’ungmul и SamulNori, в том числе, вокальная музыка minyo, p’ansori, kagok / sijo, а также придворные ритуалы и религиозная музыка; китайской - инструментальные ансамбли, ритуальные контексты, оперы и повествовательные песни, элита инструментальных сольных традиции - цинь и пипа; японской - эксклюзивные традиции исполнительства на традиционных инструментах сякухати и бива, театральная музыка - Но, Кабуки и Бунраку, придворно-аристократическая оркестровая музыка гагаку, буддийская и синтоистская музыка [1].

В системе российского высшего образования соответствующие факультеты (институты) государственных университетов (например, ИСАА при МГУ, гуманитар-ныефакультеты НГУ2 и НГТУ, и др.), теа-

2 Одним из позитивных факторов этого процесса представляется введение в учебнопросветительские планы Ориент-центра кафедры востоковедения гуманитарного факультета Новосибирского государственного факультета курса «История культуры и искусства Востока», ответственным редактором и одним из составителей которого выступила автор настоящей статьи. [см.: 2].

тральных институтов и ряда педагогических университетов (в частности, ИИГСО НГПУ) также довольно последовательно стремятся развивать традиции углубленного изучения культурологии восточных языков, в том числе, японского. Вместе с тем, в отечественных музыкальных вузах стремление к симбиозу теории и практики в изучении и исследовании японской музыкальной культуры прослеживается в течение последних десятилетий в деятельности лишь трех музыкальных и художественных вузов: МГК им. П. И. Чайковского, НГК (академии) им. М. И. Глинки и музыкального факультета ДВГАИ.

Давно назревшее обучение будущих российских специалистов-музыкантов началам познания сущностно-специфических черт музыкального наследия Востока, в частности, японской художественной традиции стало возможным благодаря осуществлению инновационного прорыва в сфере включения в учебный процесс предметов, связанных с новыми для российских музыкальных вузов направлениями. Их обобщенно принято обозначать, как «музыка внеевропейских традиционных культур».

В Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского еще в 1980-е - первой половине 1990-х гг. первые подобные курсы «Музыкальные культуры стран Азии, Африки, Австралии и Океании (вопросы истории, теории и методики изучения)» и «Музыкальные культуры мира» разработал и читал Дж. К. Михайлов. Продолжением этой традиции стал курс «История внеевропейских музыкальных культур», который преподается с 1995 г. профессором кафедры истории зарубежной музыки МГК В. Н. Юнусовой. В опубликованной программе данного курса музыкальная культура Японии рассматривается в трех темах (5-й, 6-й и 7-й) второго раздела «Музыкальная культура Дальнего Востока и Центральной Азии», не выделяясь, таким образом, в отдельный предмет [3, с. 3-4]. Немаловажно, что разработка методологии научного познания феноменов внеевропейских музыкальных культур позволила доктору искусствоведения Виолетте Николаевне Юнусовой возглавить такую динамично развивающуюся ветвь отечественного этномузыкознания,

как музыкальное востоковедение3.

Значительным подспорьем для углубленного и, что важно, практического освоения названного курса студентами Московской консерватории стала с 1998 г. деятельность Российско-японского центра музыкальной культуры при МГК им. П. И. Чайковского (руководитель - доцент М. В. Каратыгина). Организованный в ходе работы этого центра ансамбль японских музыкальных инструментов «Ва-он» («Японское звучание») является ядром фестивалей японской музыкальной культуры «Нихон-но кокоро» («Душа Японии»)4, которые ежегодно проводятся в концертных залах г. Москвы с 2000 г. и пользуются заслуженным признанием слушателей - почитателей японской культуры.

В данных фестивалях принимают участие как российские (в первую очередь, московские) музыканты, так и разнообразные японские ансамбли и исполнители, причем, не только сугубо музыкального искусства: сюда включается весь спектр традиционного художественного наследия японцев. В силу этого, а также благодаря тому, что московские ансамблисты играют на кото, сямисэ-не, сякухати и других популярных традиционных инструментах Японии, на данном примере можно говорить о системном погружении в японскую музыкально-художественную традицию.

В этом плане важными представляются методологические принципы и методические подходы, легшие в основу концепции курса в МГК.

Во-первых, весь дидактический материал подразделяется на три периода: Древность,

3 Признанием выдающихся заслуг

В. Н. Юнусовой в развитии российского музыкального востоковедения стало проведение в честь ее юбилея в Московской консерватории 13-15 апреля 2012 г. VI Международной научной конференции «Музыка народов мира в XXI веке: проблемы и перспективы».

4 Осенью 2001 г. в программе 2-го московского фестиваля «Нихон-но кокоро» приняли участие под руководством автора настоящей статьи также педагоги и студенты НГК им. М.И. Глинки, -члены Центра японской музыкальной культуры при Новосибирской консерватории. Силами новосибирских музыкантов были даны два концерта в концертных залах Дома композиторов и Союза Архитекторов России. См. об этом: [4].

Средневековье и Новое время, хотя (это учитывается в конкретных разделах курса) принципы и границы периодизации неодинаковы в разных регионах мира.

Во-вторых, в связи с этим в разделы курса включены варианты периодизации, принятые в тех или иных культурах, таким образом, учитывается, что региональная периодизация часто отличается от принятой в европейском музыкознании и ориентирована на внутренние исторические события. Это позволяет лектору сопоставлять бытующие различные точки восприятия музыкально-исторического процесса, особенно показательные для тех внеевропейских культур, которым до недавнего времени не был присущ исторический взгляд (в его линейном европейском понимании) на собственное прошлое. При этом в изложении материала курса преобладает исторический подход.

Системный метод позволяет рассматривать каждую национальную внеевропейскую музыкальную культуру в контексте региональной и мировой культуры в целом. В целом курс формируется по региональному принципу и по конкретно выделенным странам.

Третья позиция: интерпретированный

в программе рассматриваемого курса комплексный подход обусловлен неразрывной связью музыкального мышления с национальной историей, литературой, мифологией, религией и мировоззрением. Им же определена значительная культурологическая составляющая в материале курса, наличие в нем данных искусствоведения, языкознания, религиоведения, философии и других смежных дисциплин.

Наконец, методическое обоснование курса предусматривает следующее его построение: каждый раздел начинается с общеметодологических лекций и вводных тем, рассматривающих общие характеристики музыкальных культур.

Результатом плодотворной педагогической и научно-организационной деятельности специалистов-этномузыкологов Московской консерватории стали разработки новых научных направлений отечественного музыкального востоковедения, подготовка кандидатских и докторских диссертаций по соответствующей проблематике, регулярное проведение международных конференций

«Музыка народов мира» с публикаций их материалов.

В начале 1990-х гг., вслед за МГК им. П. И. Чайковского, этномузыковедческое направление начало развиваться также и в Сибири - на сформированной в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки кафедре этномузыкозна-ния (зав. кафедрой - доктор искусствоведения, профессор С. П. Галицкая).

В отличие от курсов, читаемых в Московской консерватории, предмет «Традиционная музыка народов мира», разработанный и внедренный в учебный процесс НГК им. М. И. Глинки в 1990 г. С. П. Галицкой, при аналогичном охвате тем и феноменов музыки народов мира не включает материал по современному музыкальному искусству внеевропейских культур в плане национального композиторского творчества. Зато добавлены разделы, посвященные традиционному музыкальному наследию христианства (католического, православного) средневековой Западной и Восточной Европы. Кроме того, структура курса предусматривает иной - в сравнении с МГК - принцип подразделения: по конфессиональному признаку (христианство, ислам, буддизм), и лишь во вторую очередь - по региональному. Этот принцип сохранен и в программе аналогичного курса, разработанной автором настоящей статьи для студентов-культурологов ИИГСО НГПУ

С начала 1990-х гг. на кафедре этномузы-кознания Новосибирской консерватории читались также авторские курсы по отдельным внеевропейским музыкальным культурам. В их числе - разработанный автором настоящей статьи факультативный курс «Музыкальная культура Японии», читаемый в НГК с 1994 года '. С 1996 г. он преподавался также на кафедре теории, истории культуры и музеологии ИИГСО НГПУ, последние годы в рамках дисциплины «История музыки». Опора на методологические подходы, откристаллизовавшиеся в российском общем японоведении (принцип историзма, цивилизационный и контекстуальный подходы) определила концепцию курса. Она зиждет-

1 В 2007 г. автором настоящей статьи опубликованы первые в РФ учебные пособия по названному курсу [5].

ся на признании самобытности «японского пути» музыкально-исторического развития при наличии в нем достаточно широкого среза общетипологических сходств с процессами и характером наследия в музыкальных культурах других стран Востока в прошлом и настоящем, что распространяется также на содержательные и структурно-выразительные свойства японской музыки.

Избрание - в качестве ведущего - принципа историко-стилевой преемственности в хронологической ретроспективе обусловлено как устоявшимися подходами российской музыкально-исторической науки, так и установками традиционной японской историографии, органично воспринятой российским японоведением. Содержание курса постоянно пополняется результатами актуальных для международного, в том числе, японского, музыкознания научных изысканий, проводимых в НГК (академии) им. М. И. Глинки [6]: они связаны с изучением как традиционной составляющей японского музыкального наследия (синто, ногаку и др.), так и процессов становления в Японии конца XIX - первой половины ХХ в. нового академического музыкального профессионализма, в том числе, формирования и развития японской композиторской школы.

Не вызывает сомнения целесообразность привлечения - наряду с некоторыми важными положениями и фактической информацией из трудов отечественных музыко-ведов-японоведов - научно перспективных разработок японских2 и западных3 (европейских и североамериканских) ученых.

2 Здесь, в первую очередь, должны быть упомянуты Асано Кэндзи, Гото Нобуко, Кисибэ Сигэо, Кодзима Томико, Коидзуми Фумио, Тамба Акира, Танабэ Хисао, Утида Рюрико, Цукихара Асуко, Янагита Кунио и мн. др. Характерной тенденцией последнего времени - в аспекте глобализации - можно полагать все более активное включение японских музыковедов в международные издательские проекты, например, участие в знаменитой серии «Studien zur traditionellen Musik Japans» («Studies in Japanese Traditional Music»), издаваемой в Германии Робертом Гюнтером.

3 Хрестоматийны для международного японисти-ческого музыкознания труды Н. Пери, Э. Харит-Шнайдер, А. Скотта, У Мольма, В. Гизена, Г. Эккарда, В. Адриаансца, Т. Ланкашира, Д. Хьюза, Д. Сестили, Я. Карпати, Р. Гарфиаса и др.

Таким образом, данный курс представляет собой первый в отечественном музыковедении опыт обобщения, классификации и переизложения в учебных целях бытующей в настоящее время научной информации по основным темам истории музыкальной культуры Японии. Некоторые из лекций, посвященные отдельным жанрово-стилевым явлениям японской музыкальной культуры («Синто в традиционной музыкальной культуре Японии», «Музыкальный фольклор Японии», «Музыкально-художественная система ногаку», «Гагаку - придворная оркестровая музыка Японии», «Творчество Ямады Косаку (1886-1965) и других крупнейших японских композиторов первых поколений» и др.), носят историко-теоретический характер, в других («Типологические черты музыкальной культуры Японии», «Музыка театров Дзёрури и Кабуки», «Пути развития японского композиторского творчества в период второй половины XX в.» и др.) интерпретируется историко-типологический подход, изложение третьих тем («Музыкально-художественная культура

Древней Японии», «Эпохи Асука и Нара в истории музыкальной культуры Японии», «Музыкально-художественная культура

эпохи Хэйан» и др.) использует музыкально-культурологические методы. Лекции обнимают основные вехи почти двухтысячелетнего исторического пути, пройденного японским музыкальным и музыкальнотеатральным искусством: от древности до XX в., от канонического до динамического (композиторского) творчества. Тем самым составляется общее представление о специфике и направленности развития музыкально-художественной культуры Японии.

В НГК (академии) им. М. И. Глинки продолжение изучения учебного материала осуществляется в классе по специальности автора настоящей статьи, на занятиях факультатива профессора кафедры народных инструментов А. В. Кугаевского (класс кото), а также в классе заведующей кафедрой сольного пения - профессора З. З. Диденко, где происходит освоение шедевров японской песни-романса ХХ века. В ИИГСО НГПУ это происходит вследствие органичного погружения в культурологию японского языка, который изучается примерно половиной студентов.

Таким образом, начало инновационного комплексного преподавания музыкально-художественной культуры Японии в российской высшей школе положено. Дело за продолжением и углублением этого процесса.

Библиографический список

1. Дубровская М. Ю. Музыкальная культура Японии (авторская программа-конспект факультативного курса). - Новосибирск: Изд. Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки, 2007. - 53 с.

2. Дубровская М. Ю. Музыкальная культура Японии: учебное пособие. - Новосибирск: Изд. Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, 2007. - 72 с.

3. История культуры и искусства Востока. Программа курса / Сост. и отв. ред. М. Ю. Дубровская. - Новосибирск, 2010. - 39 с.

4. История внеевропейских музыкальных культур. Программа для студентов высших учебных заведений по специальности 070111 «Музыковедение»/ Сост. и науч. ред. В. Н. Юнусова. -М.; Казань, 2006. - 72 с.

5. иЯЬ: educatюmndex.ru/.../school-of-oriental-and-african-studies-university-of-london (обращение 20 февраля 2012 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.