Научная статья на тему 'Изучение мотивационной сферы обучающихся Иркутского областного техникума индустрии питания'

Изучение мотивационной сферы обучающихся Иркутского областного техникума индустрии питания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБ НОСТЬ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / COMPETITIVENESS / MOTIVE / MOTIVATION / MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSONALITY / VOCATIONAL COUNSELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Антонина Алексеевна, Тимошенко Александр Иванович

Эффективность педагогического воздей ствия на обучающихся зависит от их мотива ции. Поэтому в процессе формирования кон курентоспособности будущих специалистов необходимо учитывать уровень и особенности их мотивации. В статье содержится анализ мо тивационной сферы обучающихся Иркутского областного техникума индустрии питания. Для данного исследования используются различ ные методики, в которых значительное место уделяется теоретическому описанию, получен ные результаты детально проанализированы и представлены иллюстративно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маслова Антонина Алексеевна, Тимошенко Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF IRKUTSK REGIONAL COLLEGE FOOD INDUSTRY

The effectiveness of teaching impact on students depends on their motivation. Therefore, in the process of forming the competitiveness of future professionals we need to consider the level and the singularity of their motivation. The paper analyzes the motivational sphere of students of Irkutsk Regional College Food Industry. For the studies different methods are used, a considerable space in which is devoted to the theoretical description, the results are analyzed in detail and presented in the form of graphs or table.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивационной сферы обучающихся Иркутского областного техникума индустрии питания»

УДК / UDC 377.5(571.53) А. А. Маслова, А. И. Тимошенко

А. Maslova, A. Tymoshenko

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАцИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕХНИКУМА ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ

THE STUDY OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF IRKUTSK REGIONAL COLLEGE FOOD INDUSTRY

Эффективность педагогического воздействия на обучающихся зависит от их мотивации. Поэтому в процессе формирования конкурентоспособности будущих специалистов необходимо учитывать уровень и особенности их мотивации. В статье содержится анализ мотивационной сферы обучающихся Иркутского областного техникума индустрии питания. Для данного исследования используются различные методики, в которых значительное место уделяется теоретическому описанию, полученные результаты детально проанализированы и представлены иллюстративно.

The effectiveness of teaching impact on students depends on their motivation. Therefore, in the process of forming the competitiveness of future professionals we need to consider the level and the singularity of their motivation.

The paper analyzes the motivational sphere of students of Irkutsk Regional College Food Industry. For the studies different methods are used, a considerable space in which is devoted to the theoretical description, the results are analyzed in detail and presented in the form of graphs or table.

Ключевые слова: конкурентоспособ-

ность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности, профессиональная ориентация.

Keywords: competitiveness, motive,

motivation, motivational sphere of personality, vocational counseling.

Всякое педагогическое взаимодействие с ребенком невозможно без учета особенностей его мотивации. За одинаковыми действиями ребят могут стоять различные причины побудительных мотивов, т. е. их мотивация может быть абсолютно разной. В качестве мотивов могут выступать потребности, идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Очевидное влияние на успешность учебной деятельности оказывает сила мотивации и ее структура. Поэтому в процессе формирования конкурентоспособности специалистов

необходимо учитывать уровень и особенности их мотивации.

Чтобы формировать те личные и профессиональные качества специалиста, которые станут платформой для его успешной социализации и конкурентоспособности на рынке труда, необходимо выяснить, как происходит этот процесс. Достойно выдержать конкурентную борьбу на рынке труда и «занять свое место под солнцем» может только высокообразованная, мобильная и способная быстро адаптироваться в современных реалиях личность. У работника индустрии питания ценятся профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способность усваивать и применять знания в нестандартных ситуациях. В достижении этих требуемых показателей большую роль играет уровень мотивации будущих специалистов, профессиональная ориентация с учетом способностей и интересов, понимание своей профессиональной роли. Это тот базис, позволяющий быстрее и качественнее сформировать профессиональные достоинства, из которых складывается конкурентоспособность.

В процессе работы над проблемой мотивации и выявлением ее роли в формировании конкурентоспособности выпускника СПО были проведены различные тесты, позволяющие определить особенности профессиональной ориентации, уровень мотивации в достижении успеха обучающихся первого курса по профессии «повар». Для проведения исследования применялись следующие тесты и методики: тест на профессиональную ориентацию, методика изучения факторов привлекательности профессии, методика диагностики мотивации к достижению успеха и опросник Реана.

Изучение профессиональной ориентации обучающихся первого курса по профессии «повар» проходило путем анкетирования. Из 30 высказываний, отражающих основные черты характера человека, нужно было выбрать те, которые в наибольшей степени под-

ходят к данным респондентам. Большинство опрошенных ребят выбирали следующие характеристики: «Я люблю командные виды спорта», «Мне нравится работать руками», «Я умею обращаться с инструментами», «Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении». Многие выбирали такие утверждения, как: «Я предпочитаю участвовать

в представлении, а не наблюдать за ним», «Я всегда готов дать совет, если другим он нужен», «Я бы предпочел работать на себя, чем на кого-то другого», «Я предпочитаю работать не в одиночку, а в коллективе». При обработке тестовых анкет были получены результаты, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Профессиональная ориентация обучающихся 1-го курса по профессии «повар»

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что у более половины опрошенных (58%) профессиональные интересы только формируются. Вероятно, это связано с периодом подросткового возраста, когда у ребят происходит становление личности, выбор жизненных приоритетов, формирование гражданских, социальных, профессиональных ценностей и т. д. Конечно, учитывая это обстоятельство, можно сделать неутешительный прогноз относительно конкурентных возможностей специалистов, выбравших профессиональную деятельность, которая им не подходит. Но тот факт, что у ребят окончательно интересы не проявились и на данном этапе находятся в стадии развития, может положительно сказаться на их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Это возможно, если на данном этапе начать формировать их интересы в нужном направлении, исходя из тех требований, которые предъявляются к выбранной ими профессии.

Что касается выбора других характеристик, то более трети опрошенных (28 %) относятся к профессиональной направленности группы А, т. е. умеют обращаться с инструментами (например, поварские инструменты), могут работать творчески, создавая различные проекты. Им рекомендуются те профессии, где нужно работать практически. Эти обучающиеся, безусловно, — потенциал техникума, ориентированный на профессиональный рост и развитие.

12 % опрошенных относятся к профессиональной направленности группы В, что также хороший показатель, так как эти ребята обладают способностью убеждать людей, делегировать им свои полномочия, организовывать свою и чужую деятельность и т. д. С такими способностями у них есть шансы преуспеть не только в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания, но и достигнуть профессиональных высот в выбранной профессии «повар», которая сегодня очень перспективна в плане карьерного роста. А на начальных этапах обучения из числа этих ребят можно формировать ученическое самоуправление.

8% респондентов относятся к профессиональной направленности группы Д, что характеризует их как творческих людей, неординарных, имеющих оригинальные идеи для самовыражения. С такими задатками и интересами можно думать о профессии актера, фотографа, художника, дизайнера и некоторых других. Хотя профессия повара здесь не прописывается, тем не менее можно ее сюда отнести, ведь хорошего повара часто сравнивают с художником, а поварское дело уже давно возвели в ранг искусства. Из числа таких творческих, креативных студентов, как правило, вырастают прекрасные специалисты.

По 4% опрошенных имеют профессиональную направленность группы Г (склонность к выбору профессий, связанных с общением

с людьми) и группы Е (склонность к выбору профессий, где требуются аналитические способности).

Самой немногочисленной (всего 1 человек из 50, или 2% от общего количества респондентов) оказалась профессиональная направленность группы Б (с такими интересами имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа, что может быть с успехом применено в обучении на второй ступени — по специальности «организация обслуживания в общественном питании»).

Подводя итог исследованию профессиональной направленности обучающихся первого курса по профессии «повар», можно констатировать, что выбор места учебы сделан ребятами не случайно, а это будет способствовать успешности их обучения в тех-

По каждому из 11 факторов был подсчитан коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: кЗ=(п-т)/1Ч где: N — объем выборки (количество обследуемых), п — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А (фактор привлекательности профессии), т — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б (фактор непривлекательности профессии). Коэффициент значимости может изменяться в пределах от -1 до +1 [2]. Общие результаты, полученные при использовании мето-

никуме. Результатом этого обучения станет хорошее конкурентное преимущество выпускников техникума на рынке труда региона и успешное трудоустройство по выбранной профессии.

Вместе с изучением профессиональной ориентации обучающихся были также изучены те факторы, которые привлекают (или, наоборот, отталкивают) ребят в профессии. Для данного исследования применялась методика

В. А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Ре-ана) [1]. Первокурсникам в количестве 50 человек было предложено оценить 11 факторов привлекательности (непривлекательности) выбранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в колонке Б — «что не привлекает». Нужно было выделить действительно значимые для испытуемых пункты — то есть правила не принуждают делать выбор во всех без исключения строках.

дики изучения факторов привлекательности профессии, представлены в таблице. Исходя из анализа данной таблицы видно, что есть непривлекательные аспекты поварской деятельности, их выбрали опрошенные ребята из всех групп первого курса. Это фактор 4 — «Работа вызывает переутомление» (что во многом отвечает действительности, и ребята это понимают) и фактор 9 — «Большой рабочий день» (что соответствует современным нормам трудового права и установленным на конкретных предприятиях питания правилам).

Группы А/Б

1. Профессия одна из важнейших в обществе/Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми/Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества/Нет условий для творчества

4. Работа не вызывает переутомления/Вызывает переутомление

5. Большая зарплата/Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования/Невозможность самосовершенствования

7. Работа соответствует моим способностям/Не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру/Не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день/Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми/Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения/Невозможность достичь социального признания, уважения

Таблица

Факторы привлекательности профессии

Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

n 33 34 33 9 35 35 35 26 21 13 37

m 10 3 6 30 17 9 7 8 25 7 7

КЗ 0,5 0,6 0,5 -0,4 0,4 0,5 0,6 0,4 -0,08 0,1 0,6

Примечание: название выборки «Общие данные»; объем выборки: N = 50.

Проанализировав каждый из факторов, можно констатировать следующее:

1. Более половины опрошенных (66%) понимают социальную функцию будущей профессии, следовательно, на реализацию данной деятельности должны ориентироваться достаточно серьезно.

2. 68% опрошенных импонирует то, что им предстоит работать с другими людьми, и всего лишь 6% не нравится этот фактор профессиональной деятельности.

3. 66% респондентов готовы к творческой реализации в процессе профессиональной деятельности, что является хорошим показателем их будущей активности. А 12%, напротив, не нашли это привлекательным для себя (в принципе, это не страшно, так как работа повара, например на предприятии быстрого питания или в столовой, не требует креативных способностей или оригинальных идей).

4. С утверждением «Работа не вызывает переутомления» оказались не согласны 60% опрошенных и только 18% уверены в своей трудоспособности. Опасения большинства респондентов не напрасны, так как работа повара действительно требует хорошей физической подготовки и подчас бывает достаточно тяжела.

5. 70% респондентов отметили фактор заработной платы, но коэффициент его значимости остался небольшим (0,4), так как 34% посчитали, что больших денег поварами они не заработают.

6. Фактор возможности самосовершенствования в профессиональной деятельности привлек внимание 70% опрошенных, что говорит о большом потенциале тех ребят, кто обратил на данный аспект свое внимание.

7. В своих способностях уверены 70% респондентов, и только 14% думают, что не смогут соответствовать профессиональным требованиям.

8. Фактор соответствия работы особенностям характера выбрали чуть больше по-

ловины опрошенных (52%), 16% считают, что особенности их характера никак не совпадают с работой повара, а 32% участников опроса вообще этот фактор не указали.

9. Примерно одинаково распределились предпочтения девятого фактора привлекательности профессии повара (42% опрошенных нравится небольшой рабочий день, 50% — не нравится большой рабочий день, то есть фактор имеет большое значение для всех опрошенных).

10. На такой фактор привлекательности профессии повара, как частый контакт с другими людьми, обратили внимание не более половины опрошенных. Из них 26% выбрали фактор как привлекательный, т. е. отметили отсутствие частого контакта с людьми.

11. 37 человек из 50 опрошенных показали, что в профессии повара их привлекает возможность достичь социального признания и уважения. В процентном соотношении это составляет 74% респондентов.

Если рассматривать коэффициенты значимости факторов привлекательности профессии повара, то выходит, что обучающихся привлекает в профессии гораздо больше, чем отталкивает или вызывает опасения. Хотя такие негативные факторы, как большой рабочий день или наличие переутомления от работы, также были отмечены большим количеством первокурсников. Наибольший коэффициент значимости получили факторы 2, 7, 11, что свидетельствует о желании ребят работать в команде, выстраивать взаимоотношения с другими людьми в процессе трудовой деятельности, а может, даже о потребности в общении с окружающими людьми; о собственных амбициях и позиционировании себя как обладающих необходимыми способностями для работы по профессии (что является хорошей тенденцией, если это обосновано, для формирования конкурентоспособности выпускников). И самое главное — это выбор последнего фактора (возможность достичь социального

признания, уважения), так как это стремление часто является основой карьерного роста, профессиональных достижений, что может быть быстро достигнуто только при формировании конкурентоспособности выпускника.

Для выявления у первокурсников уровня мотивации к успеху и боязни неудач был применен тест-опросник МУН (А. А. Реан), где испытуемым было предложено 20 вопросов, ответы на которые сравнивались с ключом. За каждое совпадение испытуемый получал 1 балл. При количестве набранных баллов от 1 до 7 диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8—9 — есть определенная тенденция к мотивации на неудачу, а если количество баллов 12—13 — имеется определенная тенденция мотивации на успех [3].

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех

и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность [4].

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. В основе этой мотивации лежит идея избегания и негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха [5].

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответ-ственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Результаты диагностики первокурсников по опроснику Реана нашли отражение на рисунке 2.

60%'

50%

40%

30%'

20%

10%'

0%

50%

40%

18% . „г

10% I и

и/и ■ п 1

□ Мотивация на неудачу

■ Мотивация на успех

□ Мотивационный полюс не выражен

□ Тенденция к мотивации на неудачу

■ Тенденция к мотивации на успех

□ Тенденция не определена

Рис. 2. Мотивация успеха и боязнь неудачи

Мотивация на неудачу была диагностирована у 10% опрошенных, а мотивация на успех наблюдается у 50%.

Мотивационный пол юс ярко не выра жен у 40% испытуемых, из них тенденцию мотивации на неудачу имеют 6%, тенденцию к мотивации на успех 18% и 16% находятся ровно посередине.

Анализируя результаты, полученные в ходе данного исследования, можно сделать вывод

о том, что у первокурсников преобладает мотивация на успех (к половине всех опрошенных можно добавить еще 18% с тенденцией на успех и в качестве своеобразного ресурса еще 16% респондентов, кто набрал 10—11 баллов). Это может быть связано с тем, что закончено обучение по первому семестру, успешно прошел период адаптации в техникуме, появилось понимание своих функциональных обязанностей и достигнуты первые хорошие результаты.

Как было отмечено выше, мотивация на успех относится к позитивной мотивации. Безусловно, при такой мотивации обучающиеся будут стремиться к достижению положительных образовательных результатов, будут испытывать потребность в достижении успеха и активно, ответственно идти к ней. А это внутренний ресурс для формирования личных и профессиональных качеств, включенных в понятие конкурентоспособности.

Что касается тех ребят, которые показали мотивацию на неудачу (10% опрошенных), стоит обратить на них повышенное внимание уже сейчас, так как для преодоления этой проблемы еще есть время (как минимум 2 года).

Кураторы учебных групп, преподаватели и мастера производственного обучения, применяя современные воспитательные и педагогические технологии, могут направить свою работу на создание комфортных ситуаций в образовании этих ребят, помочь им выработать уверенность в себе, ликвидировать проявления их ситуативной тревожности, что скажется благотворно на дальнейших возможностях обучающихся.

Для более тщательного анализа мотивации к успеху была применена также методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [6]. Полученные результаты показаны на рисунке 3.

Рис. 3. Мотивация на достижение успеха

По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что низкую мотивацию к успеху имеют всего 6% опрошенных, а это очень хороший показатель. Средний уровень мотивации имеют 58% испытуемых, 18%—умеренно высокий и 18% — слишком высокий уровень мотивации к успеху. Безусловно, на основании этих данных можно делать оптимистичные и радужные прогнозы относительно обучения ребят, если уже к началу второго семестра первого курса у них такой высокий показатель мотивации на достижение успеха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая результаты диагностики по всем примененным методикам, можно утверждать, что набор 2012/13 учебного года — это контингент перспективных ребят, настроенных на получение профессионального образования

и дальнейшую работу по профессии «повар». Следовательно, с формированием конкурентоспособности этих ребят проблем не возникнет, и к моменту выпуска это будут первоклассные специалисты.

1. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. — Донецк: ООО ПКФ

«БаО», 2006. — 800 с.

2. Там же. — С. 792

3. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — Спб., 2004. С. 147.

4. Там же. — С. 138.

5. Там же.

6. Розанова В. А. Методика диагностики мотивации

к достижению успеха Т. Элерса//Гуру в мире тестов: сайт. — URL: http://www.gurutestov.ru/test/162/ (дата обращения: 29.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.