УДК 159.9.072.423
Д. А. Бреднева
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования социально-психологических особенностей мотивации к обучению студентов-психологов. Даны сравнительные характеристики мотивационной обусловленности результатов профессионально направленной учебной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: мотивация, обучение, психологические особенности, профессиональный выбор.
В настоящее время общество особо нуждается в профессионально мобильных людях, которые готовы принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, людях, способных эффективно и успешно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Современному обществу необходимы специалисты с высоким уровнем профессионализма, предприимчивости, инициативы, а также творческих способностей.
Мотивация является основной движущей силой в поведении человека и его деятельности, а также в процессе формирования будущего специалиста. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов [1].
Мотивация деятельности является одним из тех понятий в психологии, которые привлекают внимание ученых и практиков во всем мире. В образовании и управлении этот вопрос находится в центре внимания. Одним из основных условий будущей профессиональной деятельности субъекта является высокий уровень учебной мотивации [1].
В последние годы в психологической литературе изучению мотивации учебной деятельности уделяется большое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах -это вопрос о качестве учебной деятельности. Если доминируют внешние, утилитарные мотивы, то это ведет к тому, что обучение приобретает формальный характер. Более того, при внешней мотивации отсутствует творческий подход, самостоятельная постановка и достижение учебных целей. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к обучению становится одной из причин низкой успеваемости или, что еще хуже, неуспеваемости студента, и это в будущем может негативно отразиться на его профессиональной деятельности. Успешная учебная деятельность студента зависит от высокого уровня мотивации к ней.
Соответствие будущей профессии и выявленных профессиональных склонностей и интересов является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессиональной деятельностью. Причиной необдуманного выбора будущей профессии могут выступать внешние факторы, которые связаны с отсутствием умений осуществить профессиональный выбор по интересам. Кроме того, причиной могут выступать психологические или внутренние факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Само отношение к профессии и мотивы ее выбора являются факторами, которые обусловливают успешность профессионального обучения. Отсюда следует, что крайне важно определить те особенности мотивации студентов, которые наилучшим образом способствовали бы максимальному развитию личности [1].
Проблема учебной деятельности никогда не теряла своей злободневности, а в последние десятилетия в связи с происходящими процессами многократного роста «произ-
водства» информации приобретает все большую актуальность. Современный специалист, чтобы оставаться востребованным, вынужден постоянно повышать свой профессионализм, занимаясь самообразованием, и периодически повышать свою квалификацию. Поэтому сейчас перед вузами стоит задача не только обеспечить усвоение студентом необходимого минимума базовых знаний, но и помочь ему овладеть умением учиться самостоятельно [2].
Одной из стержневых проблем в психологии является проблема мотивации. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Изучением мотивации занимались выдающиеся отечественные ученые: В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, Л. И. Петражицкий, П. В. Симонов, П. М. Якобсон. Среди зарубежных исследователей выделяются Д. В. Аткинсон, М. Д. Вернон, У. Клейнбек, К. В. Мадсен, А. Г. Маслоу, Р. С. Петерс, X. Хекхаузен. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, особо отмечают значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она дает гарантию формирования познавательной активности и, как следствие, способствует развитию мышления, приобретению знаний, которые так необходимы для успешной деятельности личности [2].
Несмотря на то, что проблеме мотивации учебной деятельности студентов высших учебных заведений было посвящено достаточно большое количество исследований, а также высоко оценивая вклад отечественных и зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что в этом вопросе все же остаются немаловажные аспекты, требующие более детального анализа.
Целью данного исследования стало изучение социально-психологических особенностей мотивации к обучению студентов-психологов.
Была выдвинута гипотеза о том, что существуют особенности в мотивационной сфере у студентов-психологов по сравнению со студентами других специальностей.
В исследовании приняли участие 60 человек. Из них 30 студентов-психологов и 30 студентов-юристов. Средний возраст испытуемых составил 25 лет.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: «Методика изучения факторов привлекательности профессии» (автор В. А. Ядов, в модификации И. Кузьминой и А. Реана); «Методика диагностики учебной мотивации студентов» (авторы А. А. Реан, В. А. Якунин, в модификации Н. Ц. Бадмаевой); «Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза» (авторы С. А. Пакулина, С. М. Кетько); «Тест-опросник измерения мотивации достижения» (автор А. Мехрабиан, в модификации М. Ш. Магамед-Эминова); а также анкета, направленная на выявление будущих профессиональных намерений студентов-психологов. В процессе обработки данных были использованы методы количественной и качественной обработки данных, математические методы обработки данных - критерий ¿-Стьюдента и ^критерий Фишера.
Для изучения факторов привлекательности профессии была использована «Методика изучения факторов привлекательности профессии» (автор В. А. Ядов, в модификации И. Кузьминой и А. Реана).
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что наиболее привлекательными факторами профессии студенты-психологи считают возможность самосовершенствования, работу с людьми, творчество, соответствие профессии способностям. Таким образом, в профессии «психолог» студентов больше всего привлекает возможность развиваться в личностном и профессиональном плане. В выбранной студентами специальности немаловажной представляется работа с людьми. Студенты видят в своей будущей профессии возможность заниматься творчеством, что тоже является привлекательным
фактором. Кроме того, они уверены, что их способности соответствуют выбранной профессии, а это, в свою очередь, может в будущем эффективно повлиять на удовлетворенность трудовой деятельностью.
Наиболее привлекательными факторами профессии у студентов-юристов являются важность профессии в обществе, соответствие профессии характеру, достижение социального признания, уважения. Студенты-юристы высоко оценивают значимость своей профессии в обществе. Также их привлекает возможность достижения социального признания и уважения. Соответственно, они больше ориентированы на получение выгоды для самих себя от своей будущей профессии, чем на оказание помощи другим.
Самыми непривлекательными факторами профессии для студентов-психологов оказались заработная плата, важность профессии в обществе, переутомление. Непривлекательность такого фактора, как заработная плата, студенты связывают с тем, что не видят возможности заработать в своей профессии. Кроме того, они считают, что профессия «психолог» не является одной из важнейших в обществе и вызывает переутомление.
Среди непривлекательных факторов большинство студентов-юристов отметили контакт с людьми, переутомление. Следовательно, студентов-юристов не привлекает перспектива частого контакта с людьми и то, что работа будет вызывать переутомление.
Для сравнения учебной мотивации студентов-психологов и студентов-юристов статистическая обработка данных проводилась по критерию ¿-Стьюдента для независимых переменных [3]. Результаты статистической обработки представлены в табл. 1.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели учебной мотивации студентов
Шкалы Группа 1 Группа 2 Тэмп
Коммуникативные мотивы 14,73 14,33 0,5
Мотивы избегания 10,73 11,63 0,7
Мотивы престижа 13 13,9 0,7
Профессиональные мотивы 24,43 22,97 1
Мотивы творческой самореализации 7,83 5,73 2,7*
Учебно-познавательные мотивы 23,6 23,67 0,1
Социальные мотивы 15,67 18,5 3,1*
* Различия статистически значимы.
Ткр = 2, при р < 0,05.
Ткр = 2,66, при р < 0,01.
Ткр = 3,47, при р < 0,001.
По результатам сравнения достоверные различия наблюдаются по шкале «социальные мотивы». Это указывает на то, что для студентов-юристов, в отличие от студентов-психологов, главными в обучении являются получение хорошей оценки, диплома, похвалы, признания друзей, выполнение требований преподавателя. Студенты-юристы уверены, что от успешной учебы зависит уровень их материальной обеспеченности в будущем, они в большей степени ориентированы на будущее служебное положение.
Также статистически значимые различия наблюдаются по шкале «мотивы творческой самореализации». Студенты-психологи, по сравнению со студентами-юристами, видят больше возможностей для творческой самореализации в своей будущей профессии. Студенты-психологи в большей степени ориентированы на то, чтобы давать ответы на проблемы развития общества и жизнедеятельности людей, они хотят узнавать что-то новое в своей будущей профессии и заниматься творческой деятельностью. Можно предположить, что студенты-юристы менее ориентированы на творческую деятельность потому,
что будущая профессия обязывает их быть консерваторами и в связи с этим у них развивается конвергентный тип мышления.
По шкалам «коммуникативные мотивы», «мотивы избегания», «мотивы престижа», «профессиональные мотивы», «учебно-познавательные мотивы» статистически значимые различия отсутствуют.
Для сравнения ведущих мотивов учения студентов-психологов и студентов-юристов статистическая обработка данных проводилась по критерию ¿-Стьюдента для независимых переменных [3]. Сравнение осуществлялось по двум видам мотивации: внутренней и внешней. Результаты статистической обработки представлены в табл. 2.
Таблица 2
Среднегрупповые показатели ведущих мотивов учения студентов
Мотивация Группа 1 Группа 2 Tэмп
Внутренняя 65,4 58,5 2,4*
Внешняя 56,2 55,9 0,1
* Различия статистически значимы.
Ткр = 2, при р < 0,05.
Ткр = 2,66, при р < 0,01.
Ткр = 3,47, при р < 0,001.
Статистически значимые различия наблюдаются по внутренней мотивации. Это указывает на то, что в обучении у студентов-психологов, в отличие от студентов-юристов, наблюдается интерес к профессии, они хотят успешно учиться и приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализовываться и самосовершенствоваться. Тенденция к продолжению учебной деятельности исходит из активности и самостоятельности студентов. У них наблюдаются высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности, творческое решение проблемы. Студенты-психологи лучше и продуктивнее адаптируются к вузовской среде и к вузовской системе обучения.
Для сравнения мотивации достижения студентов-психологов и студентов-юристов статистическая обработка данных проводилась по К-критерию Фишера [4]. Результаты статистической обработки представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели выраженности мотивации достижения студентов (в процентах)
Показатель Группа 1 Группа 2
Стремление к успеху 93,4 6,6
Избегание неудачи 6,6 93,4
Ккр = 1,64, при р < 0,05.
Кф = 2,31, при р < 0,01.
В результате было выявлено, что эмпирическое значение находится в зоне значимости, так как Кэмп = 14,863.
Таким образом, можно утверждать, что у студентов-психологов в большей степени проявляется мотивация стремления к успеху, в то время как у студентов-юристов руководствующей является мотивация избегания неудач. Это свидетельствует о том, что студенты-психологи в своей деятельности отличаются настойчивостью в достижении цели, склонностью планировать свое будущее на большие промежутки времени, активностью и инициативностью, способностью ставить перед собой реально достижимые цели. Для них
привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. Они способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи.
Результаты исследования могут быть использованы в консультационной работе специалистами психологической службы вуза, позволяют решать практические задачи по улучшению качества обучения в вузе. К тому же полученные данные можно учитывать при разработке тренинговых программ по повышению уровня мотивации студентов.
Список литературы
1. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. : Питер, 2002.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.
3. Автоматический расчет f-критерия Стьюдента. - URL: http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/ (дата обращения: 29.03.2014).
4. Автоматический расчет /-критерия Фишера. - URL: http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher/ (дата обращения: 04.04.2014).
Бреднева Дарья Анатольевна
магистрант,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
УДК 159.9.072.423 Бреднева, Д. А.
Исследование социально-психологических особенностей мотивации к обучению студентов-психологов / Д. А. Бреднева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). -C. 13-17.
Bredneva Dar'ya Anatol'evna
master degree student, Penza State University