мации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д. [5].
В дальнейшем в рамках репродуктивной деятельности используются элементы поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к психолого-педагогической деятельности у обучающихся.
Переход от репродуктивной деятельности к продуктивной осуществляется постепенно посредством увеличения доли творческих заданий и способов деятельности. Не последнюю роль в формировании индивидуального стиля деятельности играет мотивационная составляющая индивидуальности обучающегося.
Собственно продуктивная деятельность может реализоваться при помощи современных компьютерных обучающих систем для проведения учебно-исследовательских работ; системы виртуаль-
ной реальности, в которых обучающиеся становятся участниками компьютерной модели, отображающей окружающий мир.
Библиографический список
1. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.В. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. - М.: Академия, 2003.
3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.
4. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: Учеб. пособие. - Мн.: ТетраСис-темс, 2005.
5. Коджаспирова Г.М., Петров КВ. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.
6. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2006.
7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Академия, 2003.
Е.В. Романова ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Актуальность проблемы формирования профессиональной мотивации будущих учителей определяется недостаточной разработанностью психолого-педагоги-ческих условий и средств формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Существенная особенность профессиональной педагогической деятельности состоит в том, что она является первичной по отношению ко многим другим профессиональным видам деятельности, качество которых во многом определяется характером и результатами работы педагога. Совершенствование качества подготовки педагогических кадров в условиях университетского образования невозможно без учета психо-лого-педагогических факторов.
У значительной части студентов-педагогов отмечается явное противоречие между высокой оценкой значимости профессии учителя и сла-
бым желанием заниматься этим видом деятельности. Среди них немало и тех, кто невысоко оценивает общественную значимость этой профессии. Для них учебное заведение - это временное пристанище. Понятно, что они, не имея стремления к педагогической работе, после окончания высшего учебного заведения будут избегать того, чтобы работать в школе.
Те же, кто в силу определенных обстоятельств вынужден будет заниматься педагогической деятельностью, не смогут в полной мере проявить себя, достичь высот в этой области, поскольку принуждение не является тем основанием, на котором строится здание профессионализма как интегрального качества, свойства личности, которое складывается из совокупности общекультурных, общетеоретических, специальных и пси-холого-педагогических знаний, умения передать эти знания своим воспитанникам и самокоррек-ции профессиональной деятельности.
280
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
© Е.В. Романова, 2008
Повышение учебно-профессиональной мотивации в вузе необходимо начинать с формирования у студентов понимания общественной значимости профессии учителя. Причем решение данной задачи не должно проводиться изолированно силами и средствами кафедр и других подразделений, осуществляющих профессиональную подготовку. Уже на первом этапе при изучении общеобразовательных и общественных дисциплин необходимо проводить работу, связанную с повышением интереса к избранной профессии, поскольку существует прямая зависимость результативности обучения от профессиональной направленности. Следующим условием повышения уровня мотивации является организация учебного процесса, поскольку мотивация не только выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции, но и сама формируется в процессе деятельности.
Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза, а также разработка программы по формированию профессиональной мотивации студентов.
Экспериментальной базой исследования выступил Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. В исследовании принимали участие 141 студент 4-5 курсов математического факультета, обучающихся по специальности «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика».
Психологическая диагностика студентов проводилась по следующим методикам:
- изучение мотивации успеха и боязни неудачи (опросник А. Мехрабиана в обработке М.Ш. Магомед-Эминова) [3];
- изучение мотивации учебной деятельности студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин) [1];
- изучение степени сформированности профессиональной направленности студентов (блок-схема стереоанкеты А.Б. Каганова) [2];
- изучение мотивов привлекательности и непривлекательности в выбранной профессии (А.А. Реан) [1].
В качестве важных критериальных показателей формирования профессиональной мотивации у будущих педагогов выступали: наличие профессиональной направленности (Е.А. Климов,
Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Ядов); сформи-рованность мотивов учебно-профессиональной
деятельности (А.А. Вербицкий, Н.В. Комусова, В.Г. Леонтьев, В.И. Шкурин, Л.Б. Юшкова, В.А. Якунин); эмоциональное принятия студентами будущей профессиональной деятельности (В.К. Вилюнас, В.С. Ильин, М.С. Каган).
В результате исследования на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что у большинства исследуемых студентов педагогического вуза доминируют «жестко» прагматические мотивы, тем самым можно предположить, что у студентов появляются сомнения в правильности выбора профессии.
В любой деятельности, и особенно в педагогической, большое значение имеют личностные качества, формирование которых определяется, прежде всего, социальными мотивами. В мотивационной структуре студентов на одном из последних мест находятся мотивы социальной идентификации. У некоторых студентов слабо развиты такие мотивы, как добиться уважения преподавателей, одобрения родителей и окружающих. Конечно, на процесс познания они не могут оказать существенного влияния, поскольку они внешние по отношению к нему, но их роль нельзя недооценивать в плане формирования социально значимых качеств личности будущего учителя.
По результатам исследования можно констатировать, что у студентов в меньшей степени развито эмоционально-познавательное отношение к профессии, эмоционально-познавательное и активно-деятельное отношение к формированию профессиональной самостоятельности, эмоциональное и активно-деятельностное отношение к общественной работе.
Результаты исследования показали, что позитивно значимыми факторами, определяющими отношение студентов к профессии, являются: возможность работы с людьми, возможность достичь социального признания, уважения, возможность постоянного творчества, самосовершенствования, соответствие способностям, характеру. Негативно значимые факторы: небольшая зарплата, мало оценивается важность труда, работа вызывает переутомление. Эти выше перечисленные факторы явились основанием для выбора данной профессии.
У респондентов четко выражена ориентация на достижение социального благополучия, возможность работы с людьми, повышение квалификации, творческую деятельность.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
281
По результатам исследования у испытуемых доминирующее положение занимает мотив избегания неудач, в то время как, мотив стремления к успеху выражен в меньшей степени.
Таким образом, не смотря на стремление к самореализации, отмечается высокая мотивация избегания неудач.
Корреляционный анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе показал:
- несформированность у студентов педвуза целостной функциональной структуры профессиональной мотивации;
- оппозиционирование мотивов учебной деятельности с профессиональной направленностью и мотивацией стремления к успеху;
- слабая интегрированность профессиональной направленности и мотивации стремления к успеху.
С целью успешного формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза была разработана программа спецкурса «Психология профессионального развития учителя», направленная на коррекцию профессиональной направленности, сформированность мотивов учебно-профессиональной деятельности, эмоциональное принятие студентами будущей профессиональной деятельности и формирование у студентов образа «Я - профессионала», как системообразующего компонента функциональной структуры развития профессиональной мотивации личности.
В ходе занятий студентам предлагался информационный материал о учебно-профессиональной мотивации, её особенностях в студенческом возрасте, о последствиях неверного или неосознанного выбора профессии, роли индивидуально-психологических свойств и качеств личности при профессиональном выборе.
Таким образом, формируется способность к целостному восприятию своего образа «Я» как субъекта профессиональной деятельности, повышается осознанность при получении конкретной специальности, ответственность за профессиональный выбор.
Спецкурс проводился в форме лекционных и практических занятий, построенных в виде тренинга.
Таким образом, в результате реализации программы спецкурса у студентов экспериментальной группы произошла коррекция уровня профессиональной направленности, что проявилось в стабилизации активно-жизненной позиции, в повышении положительного отношения к избран-
ной профессии, а так же к содержанию и условиям осуществления деятельности; у большинства студентов отмечается: повышение познавательного отношения к профессии, к творческому содержанию выбранной профессии, к подготовке к профессиональной деятельности; отмечается положительные изменения в структуре мотивов учебно-профессиональной деятельности; у большинства студентов можно констатировать повышение уровня осознанности и снижение социальной зависимости профессионального выбора.
Корреляционный анализ результатов тестирования показал, после реализации программы тренинга, наличие более целостной функциональной структуры профессиональной мотивации студентов педвуза с множеством устойчивых взаимосвязей ее отдельных компонентов. Наиболее тесные отношения взаимообусловливания и вза-имоподкрепления имели показатели мотивации успеха с профессиональной направленностью студентов, на которые, в свою очередь, опирались мотивы учебной деятельности и факторы привлекательности профессии.
Наиболее важными для проведенного исследования и подтверждающими его гипотезу оказались следующие результаты корреляционного анализа: «ключевым» фактором успешности профессиональной мотивации студентов педагогического вуза является положительная профессиональная направленность; в процессе тренинга нивелируются негативные проявления противопоставления профессиональной направленности, мотивации стремления к успеху и избегания неудач, имевшие место у студентов педвуза, и намечаются положительные тенденции интеграции мотивов учебной деятельности и мотивацией успеха в целостную структуру; наиболее значимый компонент - эмоциональное принятие будущей профессиональной деятельности, имеет положительные связи как с показателями факторов привлекательности профессии, так и с мотивацией успеха и мотивами учебной деятельности.
Кроме того, по сравнению с результатами корреляционного анализа показателей тестирования студентов на констатирующем этапе, произошло повышение зависимости мотивов учебной деятельности от факторов привлекательности профессии.
Проведение программы спецкурса способствовало формированию более устойчивой функциональной структуры профессиональной мо-
282
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
тивации студентов, ориентированной на овладение будущей профессией как ценностью.
Библиографический список
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
2. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - БГУ 1983. - 93 с.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
Н.Н. Свиридов
ГОТОВИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ И КОМПЕТЕНТНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ XXI ВЕКА
Подготовка менеджеров всех уровней является общегосударственной задачей. Отставание в этом направлении можно характеризовать как угрозу безопасности страны. Проблема ещё больше актуализируется в связи с тем, что Россия становится открытым государством в рамках международного сотрудничества. Идёт жёсткая конкуренция не только государств, их союзов, фирм, корпораций, но и управленческих кадров всех уровней.
В своём обращении к Совету Федерации 16 мая 2003 года Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что «страна испытывает острую нехватку кадров на каждом уровне и во всех управленческих структурах. Это нехватка современных менеджеров, квалифицированных людей».
Надо полагать, что такой вывод Президента России даёт сигнал всей системе образования, включая высшее, пересмотреть в значительной мере взгляд на подготовку компетентных управленцев.
Как и любая наука, управление развивается и совершенствуется под воздействием нескольких специфических факторов.
Во-первых, понимание самой методологической сущности управления в новых условиях и методами измерения результатов исследования этой науки.
Напомним, что машинное производство потребовало измерения производительности труда, трудоёмкости продукции. Это породило необходимость решения вопросов нормирования труда и рационального управления работниками. Далее процесс шёл в направлении решения более сложной задачи - мотивационной теории, рациональных действий в определённой ситуации, непредсказуемости поведения среды, человека, возрастания рисков.
Следовательно, управление человеческими ресурсами становится важнейшим направлением менеджмента. Меняется сама парадигма управления всех уровней, отраслей и сфер деятельнос-
ти. Всё большее признание получает принцип «3-х П»: персонал - производство - прибыль и трехмерное управленческое мышление - во-первых, внимание к человеку; во-вторых, внимание к деятельности и решаемым задачам и, в-третьих - эффективность, результат управления в различных условиях деятельности. Такой принципиальный подход подводит нас к управлению по ситуации, когда не существует никакого раз и навсегда данного способа управления. Лучший же способ управления надо выбирать, исходя из сложившейся ситуации. Например, в армии управление в мирных условиях существенно отличается от управления в военное время. То же самое управление фирмой в условиях, например, реконструкции и модернизации отличается от управления в условиях успешного роста и развития. Особо хотелось бы отметить специфику управления в регионе и его народнохозяйственным комплексом.
В регионе в большей мере проявляется социально-политическая составляющая, которая взаимообусловлена темпами и уровнем развития региональной экономики.
Особое место принадлежит подготовке менеджеров по антикризисному управлению. Здесь требуется некоторый комментарий. Антикризисное управление часто ассоциируется с управлением фирмой (организацией) находящейся в финансово-экономическом банкротстве. Такое представление не совсем правильно. Надо учить студентов методологии и приёмам удержания организации в таком состоянии, которое аргюй не может быть ввергнуто в кризисное положение.
Известно, что после дефолта 1989 года в России ряд фирм (включая крупные банки) смогли выстоять в общем кризисе. Эти фирмы располагали мощной аналитической базой, которая представляла систему индикаторов, предсказывающих наступление финансового банкротства государства, и были приняты упреждающие меры. В связи с этим как раз и надо научить аналитическому мышлению
© Н.Н. Свиридов, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008І