Научная статья на тему 'Изучение мотивации школьников к урокам физической культуры'

Изучение мотивации школьников к урокам физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация школьников / уроки физической культуры

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ведерникова Елена Владимировна, Быков Александр Сергеевич, Крошихин Дмитрий Игоревич

В статье авторы обратили внимание на снижение уровня мотивации к занятиям физической культурой среди обучающихся школ и других образовательных учреждений. Авторы показали, что у детей, которые дополнительно занимаются в спортивных секциях, уровень мотивации к занятиям физкультурой достоверно выше, также он выше у девочек, чем у мальчиков. Кроме того, в статье перечислены факторы, способствующие понижению мотивации учащихся к урокам физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ведерникова Елена Владимировна, Быков Александр Сергеевич, Крошихин Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации школьников к урокам физической культуры»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-300-303

Изучение мотивации школьников к урокам физической культуры

Ведерникова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Быков Александр Сергеевич, магистрант

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Крошихин Дмитрий Игоревич, учитель физкультуры, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ с УИОП № 52, г. Киров

Аннотация: в статье авторы обратили внимание на снижение уровня мотивации к занятиям физической культурой среди обучающихся школ и других образовательных учреждений. Авторы показали, что у детей, которые дополнительно занимаются в спортивных секциях, уровень мотивации к занятиям физкультурой достоверно выше, также он выше у девочек, чем у мальчиков. Кроме того, в статье перечислены факторы, способствующие понижению мотивации учащихся к урокам физической культуры.

Ключевые слова: мотивация школьников, уроки физической культуры.

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных и актуальных задач развития нашей страны. Печальным фактом остается то, что с каждым годом возрастает число ослабленных детей не только из-за врожденных заболеваний, но и вследствие недостатка двигательной активности и физических нагрузок. Физическая культура вносит значительный вклад в процесс формирования всесторонне развитой здоровой личности. В связи с этим, большое значение приобретают систематические занятия физической культурой и спортом у школьников. Главная роль в этом процессе принадлежит мотивации. Мотивированный

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

человек более эффективно реализует любое дело. Он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели [1, с. 21-25].

В настоящее время мы наблюдаем снижение мотивации учащихся и студентов к занятиям физической культурой [2, с. 9-17]. По мнению ряда авторов, снижение мотивации обусловлено недостаточной подготовкой физкультурных кадров, недооценкой значимости занятий физической культурой в школе и другими причинами [3, с. 141]. Таким образом, возникла необходимость пересмотра системы физического воспитания школьников. Стратегическими целями на этом пути являются формирование у детей и учащейся молодежи морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации осознанной потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.

Вместе с тем, до сих пор не раскрыты психологические и педагогические механизмы мотивации восприятия физической культуры, как фактора общего гармонического развития личности; не выяснены структурные элементы сознательного отношения детей и учащейся молодежи к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни; практическая педагогика, теория и методика физического воспитания, спортивной подготовки требует научного обоснования структурных компонентов положительной мотивации и методики ее формирования у детей и учащейся молодежи на уроках физической культуры, в условиях внеклассной работы, при выполнении домашних заданий по физической культуре, в условиях семейного физического воспитания [4].

Методы и организация исследования. Анализ литературных источников позволил нам сформулировать цель исследования: изучить уровень сформиро-ванности мотивации к занятиям физической культурой у учащихся. В исследовании приняли участие 24 школьника 7-го класса школы № 52 города Кирова. Для изучения уровня мотивации использовали опросник Е. М. Ревенко: «Диагностика мотивации к реализации двигательной активности» [5, с. 17].

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании приняли участие 13 девочек и 11 мальчиков, обучающихся в общеобразовательной школе и имеющих различный объем двигательной активности.

Часть школьников имели более высокую двигательную активность, связанную с дополнительными занятиями в секциях. Другая часть школьников, имела объем двигательной активности, ограниченный только занятиями по физической культуре в школе.

Нами были проанализированы ответы учащихся на вопросы опросника Е. М. Ревенко «Диагностика мотивации к реализации двигательной активности». Анализ показал, что у школьников, занимающиеся физической культурой с использованием дополнительных занятий в секциях, преобладает высокий уровень мотивации к реализации двигательной активности (62,8±0,6%), тогда как в группе, где школьники занимались физической культурой только в рамках занятий в школе он составил всего 20,4±0,57% (р<0,05). В тоже время, при сравнении результатов, полученных у мальчиков и девочек, выявили, что уровень мотивации у девочек был выше, чем у мальчиков (54,3±0,11% против 32,1±0,44 % соответственно).

Наши результаты согласуются с данными литературы, анализ которой показал, что несмотря на то, что для занятий физической культурой в школе создаются все условия (совершенствуется материально-техническая база, увеличивается выбор спортивных секций во внеурочное время), у большей части обучающихся отсутствует положительное отношение и мотивация к ним.

Так же в ходе исследования и анализа литературных источников нами сформулированы факторы, способствующие понижению мотивации к урокам. Мы разделили их на две группы: зависящие от мастерства педагога и зависящие от самого учащегося.

К факторам, зависящим от мастерства педагога, относятся:

1. Неправильный подбор учебного материала, вызывающий перегрузку учеников или наоборот маленькую загруженность.

2. Неумение анализировать мотивационную сферу учеников.

3. Некоторые особенности личности учителя.

4. Неумение выстраивать отношения с учащимися, находить с ними психологический контакт.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

5. Отсутствие у педагога знаний о современных методах обучения и их оптимальном сочетании друг с другом.

К факторам, зависящим от самого учащегося, относятся:

1. Низкий уровень физической подготовки.

2. Несложившиеся отношения с классом.

3. Задержки или аномалии развития.

4. Проигрыш в спортивной игре.

5. Насмешки одноклассников.

Таким образом, школьники с расширенным режимом двигательной активности имеют более высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой, что можно объяснить наличием у этих школьников систематических физических нагрузок на протяжении длительного времени с использованием разнообразных вариантов двигательной активности. Тем не менее, подбор правильных средств, методов и условий педагогических воздействий на занятиях по физической культуре в школе позволит повысить интерес и уровень мотивации у школьников.

Библиографический список

1. Ананьев Н.А. Ямпольская Ю.А. Школа здоровья. Здоровье и развитие современных школьников. - 2010. - С. 21-25.

2. Ведерникова Е.В., Волкова Г.А. Особенности мотивации участников образовательного процесса к занятиям физической культурой // Вопросы теории и методики профессионального образования: сборник статей научно-практической конференции «Чтения Ушинского» / под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: РИО ЯШУ, 2023. - С. 9-17.

3. Григоренко В.Г. Теоретические и методические аспекты оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры. - М.: Изд-во ФСИ России, 1992. - С. 141.

4. Заведено Н.Н. Петрухин А.С., Успенская Г.Ю., Суворикова Н.Ю., Борисова Т.Х.: Вопросы психологии. № 4/12.

5. Ревенко Е.М. Диагностика мотивации к реализации двигательной активности: методические рекомендации. - Омск: СибАДИ, 2017. - С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.