Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ'

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебренникова Н.А.

Актуальность статьи обусловлена тем, что мотивация достижений у студентов спортивных вузов отличается разной степенью сформированности, что отражается в нестабильности их результатов. Автором рассмотрены наиболее актуальные проблемы формирования мотивации достижения. Целью статьи выступило изучение степени сформированности мотивации достижений у студентов спортивных вузов. Проведенное исследование показало, что мотивационная сфера студентов отличается следующими особенностями: не устойчивостью и разной степенью сформированности от низкого до высокого уровней. В исследовании показано наличие противоречий между высоким уровнем притязаний на достижения и страхом неудачи у студентов-спортсменов, что находит отражение в нестабильности их результатов и импульсивности поведения. Полученные выводы указывают на необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза программы формирования мотивации достижений, которая должна быть направлена на развитие тех качеств личности, которые способствуют адекватному переживанию спортивных успехов и неудач. Статья предназначена для преподавателей спортивных вузов, аспирантов и студентов высших учебных заведений, практических работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE MOTIVATION FOR THE ACHIEVEMENTS OF STUDENTS OF SPORTS UNIVERSITIES

The relevance of the article is due to the fact that the motivation of achievements among students of sports universities differs in different degrees of formation, which is reflected in the instability of their results. The author considers the most pressing problems of the formation of achievement motivation. The purpose of the article was to study the degree offormation of achievement motivation among students of sports universities. The study showed that the motivational sphere of students is distinguished by the following features: not stability and varying degrees of formation from low to high levels. The study shows the presence of contradictions between a high level of aspirations for achievement and the fear of failure among student athletes, which is reflected in the instability of their results and impulsivity of behavior. The findings indicate the need to introduce a program for the formation of achievement motivation into the educational process of the university, which should be aimed at developing those personality traits that contribute to the adequate experience of sports successes and failures. The article is intended for teachers of sports universities, graduate students and students of higher educational institutions, practical education workers.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ»

УДК 88.3

Изучение мотивации достижений студентов спортивных вузов

Studying the motivation for the achievements of students of sports universities

Серебренникова Н.А., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, nikoletta_sudden@mail.ru

Serebrennikova N., Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, nikoletta_sudden@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.021

Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, студенты.

Keywords: motivation, motive, need, achievement motivation, failure avoidance motivation, students.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что мотивация достижений у студентов спортивных вузов отличается разной степенью сформированности, что отражается в нестабильности их результатов. Автором рассмотрены наиболее актуальные проблемы формирования мотивации достижения. Целью статьи выступило изучение степени сформированности мотивации достижений у студентов спортивных вузов. Проведенное исследование показало, что мотивационная сфера студентов отличается следующими особенностями: не устойчивостью и разной степенью сформированности от низкого до высокого уровней. В исследовании показано наличие противоречий между высоким уровнем притязаний на достижения и страхом неудачи у студентов-спортсменов, что находит отражение в нестабильности их результатов и импульсивности поведения. Полученные выводы указывают на необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза программы формирования мотивации достижений, которая должна быть направлена на развитие тех качеств личности, которые способствуют адекватному переживанию спортивных успехов и неудач. Статья предназначена для преподавателей спортивных вузов, аспирантов и студентов высших учебных заведений, практических работников образования.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the motivation of achievements among students of sports universities differs in different degrees of formation, which is reflected in the instability of their results. The author considers the most pressing problems of the formation of achievement motivation. The purpose of the article was to study the degree offormation of achievement motivation among students of sports universities. The study showed that the motivational sphere of students is distinguished by the following features: not stability and varying degrees of formation from low to high levels. The study shows the presence of contradictions between a high level of aspirations for achievement and the fear of failure among student athletes, which is reflected in the instability of their results and impulsivity of behavior. The findings indicate the need to introduce a program for the formation of achievement motivation into the educational process of the university, which should be aimed at developing those personality traits that contribute to the adequate experience of sports successes and failures. The article is intended for teachers of sports universities, graduate students and students of higher educational institutions, practical education workers.

Введение. Проблема мотивации достижений является важной проблемой педагогической науки и практики. Понятие «мотивация достижений» вошло в научный обиход более 50 лет назад для описания усилий человека, направленных на выполнение, например, задания, лучше других, а также для характеристики процесса преодоления трудностей. Сегодня данная дефиниция трактуется как выполнение поставленной цели, достижения чего-либо. Мотивация достижения студентов спортивных

вузов - характеристики, которые позволяют обучающимся достичь совершенства, высокого уровня физической подготовленности, а также повысить процесс усвоения знаний [10].

Изучение мотивации достижения нашло отражение в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Наиболее широко известны «Теория потребности достижения», «Теория атрибуции», «Теория достижения цели». Так, Дж. Аткинсон отмечает важность

личностных и ситуативных факторов в качестве важнейших показателей поведения [11].

Цель статьи: изучить мотивацию достижений у студентов спортивных вузов и определить направления работы по ее формированию.

Материалы и методы исследования. Опираясь на подход К. Роджерса, подчеркнем, что «потребность в достижении можно рассматривать как потребность,

аккумулирующую тенденции к актуализации, когда врожденному потенциалу удается найти наилучшее свое выражение» [5].

В ситуации, когда расхождение между ожидаемым и реальным велико, человек, по справедливому замечанию Мак-Клелланда, «испытывает негативные эмоции, которые приводят к реакциям избегания» [3]. Напротив, человек испытывает позитивные эмоции в тех ситуациях, когда это расхождение незначительное. Если соотнести негативные и позитивные эмоции с потребностями человека, то реакции приближения и избегания будут указывать на их направленность. Мак-Клелланд подчеркивает, что драйв приближения к малым и избегания больших различий приводит к выраженному мотиву достижения.

Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Например, Гордеева Т.О. выделяет непосредственные и опосредованные мотивы учебно-спортивной деятельности. Автор подчеркивает, что основным мотивом, побуждающим человека заниматься сортом, является чувство удовлетворения [4]. Среди непосредственных мотивов также выделяют удовольствие от ловкости движений и от красоты спортивного подтянутого тела, от мышечной активности; от участия в соревнованиях и др. Опосредованные мотивы учебно-спортивной деятельности связаны с пониманием важности спорта в жизни

современного человека, со стремлением стать сильным, здоровым и подготовить себя к жизни в социуме [2].

Для исследования мотивации достижения студентов спортивных вузов были применены следующие психодиагностические методики: методика «Оценка потребности в одобрении», разработанная американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу, адаптированная Ю.Л. Ханиным; методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса; методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана; методика «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова; методика «МАС», разработанная М. Кубышкиной. Всего исследованием было охвачено 156 обучающихся спортивных вузов.

Результаты. Проведение методики «Оценка потребности в одобрении» позволило сформулировать следующие выводы.

Из рисунка 1 видно, что 40% опрошенных респондентов отличаются средней степенью выраженности потребности в одобрении, 35% студентов спортивных вузов продемонстрировали высокий уровень зависимости от одобрения окружающих. Таким образом, большинство опрошенных студентов спортивных вузов (75%) продемонстрировали чувствительность к одобрению со стороны окружающих, а, следовательно, данная потребность, в зависимости от уровня ее удовлетворения, оказывает влияние на их поведение.

Только 25% опрошенных респондентов не зависят от одобрения окружающих. Однако отрицание наличия у себя данной потребности может свидетельствовать и о наличии стремления у студентов спортивных вузов показать себя либо независимыми и самостоятельными, либо о психологических защитах исследуемых.

Рисунок 1. -Процентное распределение обучающихся спортивных вузов по уровню выраженности показателя

по методике «Оценка потребности в одобрении»

Результаты по методике «Мотивация к успеху» представлены на рисунке 2. Анализ результатов, полученных в ходе проведения данной методики показал, что 50% студентов спортивного вуза отличаются высоким уровнем мотивации к успеху, что позволяет им достигать значимых и высоких результатов, побеждать в соревнованиях, показывать свои лучшие качества и ориентацию на победу, на положительный результат. Однако, возможно, при высокой мотивации к успеху повышение уровня тревожности и страха перед, например, соревнованиями и выступлениями. Поэтому у тренерского состава есть определение «оптимальный уровень мотивации», при котором студент спортивного вуза выбирает средние и сложные задачи, при этом цель должна быть реально достижимой для конкретного студента и

соответствовать его уровню подготовки и желаниям. Из рисунка 2 видно, что 40% опрошенных респондентов отличаются средним, оптимальным, с нашей точки зрения, уровнем мотивации к успеху.

Проведение данной методики также позволило выделить респондентов,

отличающихся низким уровнем мотивации к успеху. Так, 10% опрошенных не мотивированы на успех и нуждаются в проведении с ними работы, направленной на уточнение причин снижения уровня мотивации и ее последующего формирования. Отметим, что в ходе бесед со студентами и педагогами было выявлено, что они испытывают заметные трудности как на этапах теоретического обучения и тренировочного процесса, так и на этапе соревнований.

Рисунок 2. -Распределение студентов по уровню выраженности показателя методики «Мотивация к успеху»

Из рисунка 3 видно, что 80% опрошенных респондентов из числа студентов спортивного вуза опасаются осуждения и порицания, стараются избежать неудачи. Все их достижения и успехи обусловлены не стремлением к победе, а желанием уйти от разочарования неудачи. Так, 20% студентов отличаются очень высоким уровнем мотивации к избеганию неудачи, 10 % опрошенных - высоким уровнем выраженности данной потребности. 50% студентов показали среднюю степень выраженности данной потребности, что позволяет сделать вывод о том, что они в спортивной, учебно-спортивной, тренировочной и соревновательной деятельности проявляют себя с оглядкой на возможность неудачи.

Только 20% студентов спортивных вузов, принявших участие в нашем исследовании, показали низкую степен выраженности данного мотивационного показателя.

Полученные в ходе проведения методики «Мотивация к избеганию неудач» результаты позволили сформулировать вывод о том, что мотивационная сфера у студентов спортивных вузов не обладает достаточной устойчивостью. Так, в одних ситуациях студенты проявляют направленность на победу и на достижения, в других ситуациях демонстрируют страх неудачи, с одной стороны, у них превалируют притязания на успех, на победу, а с другой - страх потерпеть поражение и проиграть, что также может свидетельствовать о тревожности и импульсивности испытуемых.

Рисунок 3. -Распределение студентов по данным методики «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса)

В такой ситуации необходима организация и проведение работы, направленной на снижение уровня тревоги, связанной с возможностью неудачи, на повышение уверенности в себе, в своих силах и возможностях, мотивирование на успех и достижения. Здесь также стоит добавить, что студенты в определенной степени максималисты и в различных жизненных ситуациях склонны к крайним оценкам, поэтому неудача, неуспех воспринимаются и переживаются ими обостренно и зачастую рассматриваются как крах, провал, полный неуспех, что естественно отражается на уровне самооценки и может привести к импульсивным необдуманным поступкам, направленным на повышение своего престижа, но уже какими-то иными средствами. Поэтому работу по формированию мотивации достижений необходимо проводить даже с теми студентами, кто приобрел определенный статус и имеет опыт побед, успехов ввиду нестабильности имеющейся внутренней ситуации у большинства обучающихся.

Результаты, полученные в ходе проведения методики «Мотивация успеха и боязнь неудач» показали, что у 56% опрошенных студентов спортивных вузов мотивационный полюс не выражен, поскольку они по данной методике получили от 8 до 13 баллов. Эти данные можно сопоставить с данными предыдущей методики как взаимоподтверждающие. При анализе полученных результатов мы также обратили внимание на то, что среди данных студентов можно выделить респондентов с тенденцией на мотивацию успеха (12 - 13 баллов) и респондентов с тенденцией на мотивацию неудач (8-9 баллов). Таким образом, мы можем сформулировать вывод о несформированности мотивационной сферы обучающихся спортивного вуза.

Проведение методики показало, что 26% опрошенных респондентов отличаются выраженной направленность на успех и 18% - на неудачу.

Результаты по методике «Мотивация достижения» представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. -Распределение студентов по результатам методики «Потребность в достижении»

Из рисунка 4 видно, что 50% опрошенных студентов спортивных вузов продемонстрировали высокий уровень потребности в достижениях и 45% опрошенных студентов - средний. Полученные результаты говорят о желании и стремлении студентов получить результат, добиться чего-либо значимого. Можно предположить, что достижения рассматриваются студентами-спортсменами как своеобразный механизм жизненного успеха, продуктивности и, поэтому, выраженность данного показателя может косвенным образом рассматриваться как своего рода показатель самоактуализации.

5% опрошенных респондентов отличаются низким уровнем выраженности потребности в достижении, что может свидетельствовать об отсутствии у них целей и диффузной мотивации. Работа по формированию мотивации достижений должна фокусироваться на данной группе респондентов и учитывать выявленные особенности, формировать у них навыки целеполагания и повышение деятельностной эффективности.

Результаты по методике «МАС» представлены в таблице 1.

Таблица 1. -Распределение студентов по результатам методики «МАС»,%

№ Шкалы Уровни

п/п Высокий Средний Низкий

1 Стремление к социальному престижу 62 30 8

2 Стремление к соперничеству 44 41 15

3 Стремление к достижению цели 50 40 10

Из таблицы видно, что подавляющее большинство испытуемых имеют высокую и среднюю степень выраженности по всем трем рассматриваемым показателям. 62%

респондентов имеют высокие значения по показателю «стремление к социальному успеху», что достаточно явно демонстрирует желание испытуемых проявить себя в социальном плане, получить одобрение со стороны окружающих, добиться определенного социального статуса и престижа.

Достаточно большое количество испытуемых демонстрирует высокую выраженность стремления к достижению цели и к соперничеству (50% и 44% соответственно). На наш взгляд, названные показатели весьма хорошо согласуются и дополняют друг друга: для многих испытуемых характерными или достаточно близкими поведенческими характеристиками являются амбициозность, целеустремленность, склонность к соперничеству и конкуренции.

Заключение. Проведенное эмпирическое исследование позволило сформулировать вывод о том, что наиболее выраженными показателями, с которым связаны возможные трудности в достижении спортивных результатов, являются «боязнь неудач» и «мотивация к избеганию неудач». Страх перед неудачами может быть присущ и тем студентам, которые имеют скромные спортивные достижения, так и тем обучающимся, которые уже достигли значительных спортивных высот.

На основании анализа результатов психодиагностических методик, наблюдения за

испытуемыми, интервьюирования студентов и педагогов нами были выделены и систематизированы несколько проблемных блоков:

- нарушения в области мотивации достижений (отсутствие или недостаточная выраженность мотивации на успех, преобладание мотивации на избегание неудачи);

- нарушения экзистенциального плана: проблемы с восприятием спортивной деятельности (напр., несерьезное восприятие спорта или восприятие его как чего-то временного, непостоянного, восприятие его как развлечения). И, наоборот, спорт может восприниматься как сверхценность, т.е. любая неудача может восприниматься как трагедия (дезадаптация) [8]. Проблемы могут быть связаны с сожалением по поводу того, что респондент стал заниматься спортом вообще и данным его видом в частности;

- нарушения коммуникативных аспектов мотивации: влияние окружающих на снижение мотивации деятельности (критические замечания, высмеивание, придание статуса непрестижности данному виду спорта, несерьезное восприятие либо вида спорта, либо самого спортсмена и т.п., а также конфликты с тренером, со сверстниками, с членами команды, другими спортсменами).

Анализ результатов проведенного исследования убедительно демонстрирует актуальность проблемы, для решения которой необходимо повышать мотивацию достижений у студентов и внедрять в учебно-воспитательный процесс вуза программы, направленной на ее

формирование. Первый модуль программы был направлен на развитие мотивации достижений в ходе прохождения мотивационного тренинга, поскольку студенты-спортсмены

продемонстрировали неустойчивость

мотивационной сферы и не достаточно высокий уровень мотивации к достижениям в целом.

Второй модуль программы был направлен на развитие волевой организации личности и мотивационной сферы личности обучающихся, поскольку наиболее выраженными показателями, с которым связаны возможные трудности в достижении спортивных результатов, являются «боязнь неудач» и «мотивация к избеганию неудач». Исследование показало, что страх перед неудачами может быть присущ как тем, кто имеет скромные спортивные достижения, так и тем, кто уже достиг значительных спортивных высот [7].

Проводимые в рамках реализации программы формирования мотивации достижения занятия, игры и тренинги были направлены на повышение уровня мотивации к достижениям за счет осознания значимости происходящего для себя, принятия и одобрения значимыми людьми, потребности и возможности в самовыражении себя на совместных занятиях и тренингах, осознание обучающимися значимости физической подготовки для формирования определенных психологических и физических свойств [6].

В ходе выполнения упражнений, требующих принятия самостоятельных решений (спортивные игры, различные виды единоборств), выполнения приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам, могут быть развиты такие качества как сообразительность, инициатива, находчивость [1]. При выполнении специальных упражнений и дополнительных заданий, требующих отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке (спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств), возможно совершенствование устойчивости внимания и способности его переключения [9].

Обобщая результаты проведенного исследования отметим, что мотивация достижений у студентов спортивных вузов носит разнонаправленный характер: от низкого до максимальной степени выраженности. Неустойчивость мотивации часто связана с наличием внутренней тревоги, опасений и приводит к нестабильности результатов. Наблюдается тенденция на мотивацию успеха, достижению цели и социального престижа, стремления к признанию себя, своей роли и значимости в социуме.

Предлагаемая программа формирования мотивации достижений студентов направлена на развитие тех качеств личности, которые способствуют адекватному переживанию спортивных успехов и неудач.

Литература:

1. Абыденова Я.А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Абыденова Надежда Александровна. - Н. Новгород, 2008.

2. Бубнова И.С., Грязнов А.Н. Формирование стрессоустойчивости у студентов посредством фитнес-технологии / И.С. Бубнова, А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2 (133). - С. 125130.

3. Виндекер О.С. Психология мотивационных различий: методические рекомендации для студентов / О.С. Виндекер. - Екб: УрФУ, 2013. - 62 с.

4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 512 с.

6. Масалимова А.Р., Трещенко А.Г., Бубнова И.С. Гуманистическая стратегия процесса современного обучения в высшей школе / А.Р. Масалимова, А.Г. Трещенко, И.С. Бубнова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5 (136). - С. 52-56.

7. Соломатин С.А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений / С.А. Соломатин // Психология в России и за рубежом / Материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011г.). - СПб., 2011. - С. 89-93.

8. Терещенко А.Г., Бубнова И.С., Черных Г.К. Структура бессознательных процессов разновозрастных групп как фактор их социально-психологической адаптации / А.Г. Терещенко, И.С. Бубнова, Г.К. Черных // В мире научных открытий. -2015. - № 9-1 (69). - С. 214-232.

9. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 16-27.

10. Федулов И.С. Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков / И.С. Федулов // Психологические науки: теория и практика / Материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 119-126.

11. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. -860 с.

References:

1. Abydenova Ya.A. Psychological mechanisms of the formation of the personal significance of students of pedagogical specialties: author. dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Abydenova Nadezhda Aleksandrovna. - N. Novgorod, 2008.

2. Bubnova I.S., Gryaznov A.N. Formation of stress resistance among students by means of fitness technology / I.S. Bubnova, A.N. Gryaznov // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 2 (133). - S. 125-130.

3. Windecker O.S. Psychology of motivational differences: guidelines for students / O.S. Windecker. -Ekb: UrFU, 2013. - 62 p.

4. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation / T.O. Gordeeva. - M.: Sense; Publishing Center "Academy", 2006. - 336 p.

5. Ilyin E.P. Motivation and motives / E.P. Ilyin. -SPb.: Peter, 512 p.

6. Masalimova A.R., Treshchenko A.G., Bubnova I.S. Humanistic strategy of the process of modern education in higher education / A.R. Masalimova, A.G. Treshchenko, I.S. Bubnova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 5 (136). - S. 52-56.

7. Solomatin S.A. Structure and features of motivation in sports of higher achievements / S.A. Solomatin // Psychology in Russia and abroad / Materials of the international. scientific. conf. (St. Petersburg, October 2011). - SPb., 2011. - S. 89-93.

8. Tereshchenko A.G., Bubnova I.S., Chernykh G.K. The structure of unconscious processes of different age groups as a factor of their socio-psychological adaptation / A.G. Tereshchenko, I.S. Bubnova, G.K. Chernykh // In the world of scientific discoveries. - 2015. - № 9-1 (69). - S. 214-232.

9. Chirkov V.I. Self-determination and internal motivation of human behavior / V.I. Chirkov // Questions of psychology. - 1996. - № 3. - S. 16-27.

10. Fedulov I.S. The problem of the formation of achievement motivation in the sports activity of adolescents / I.S. Fedulov // Psychological sciences: theory and practice / Proceedings of the international. scientific. conf. (Moscow, February 2012). - M.: Buki-Vedi, 2012. - S. 119126.

11. Heckhausen X. Motivation and activity / H.

Heckhausen. - 2nd ed. - SPb.: Peter; M.: Smysl, 2003. - 860 p.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторе:

Серебренникова Николетта Александровна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры теории и методики волейбола и баскетбола, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: nikoletta_sudden@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.