Научная статья на тему 'Изучение моделей взаимодействия гражданского общества и института государства: теоретико-концептуальный аспект'

Изучение моделей взаимодействия гражданского общества и института государства: теоретико-концептуальный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1041
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ДЕМОКРАТИЯ / CIVIL SOCIETY / MODEL OF INTERACTION / FUNCTIONAL INTERACTION / SOCIAL DIALOGUE / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чумаков Денис Дмитриевич

Статья посвящена изучению проблематики взаимодействия государства и гражданского общества. В статье рассматриваются теоретические, концептуальные и практические аспекты взаимодействия института государства и гражданского общества. Материал основывается на исследованиях известных авторов, а также собственных исследованиях и заключениях автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying Of Models Of Interaction Between Civil Society And State: Theoretical And Conceptual Aspect

The article is devoted to analysis of issues of interaction between state and civil society. The article examines the theoretical, conceptual and practical aspects of interactions between state and civil society. The material is based on research of well-known authors, as well as own research and findings of the author. Studying of models of interaction between the state and civil society allows us to consider the proper perspective in the functional aspect.

Текст научной работы на тему «Изучение моделей взаимодействия гражданского общества и института государства: теоретико-концептуальный аспект»

ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Д.Д. Чумаков

Кафедра политологии и международных отношений Институт труда и социальных технологий Восточноукраинский национальный университет имени В. Даля Квартал Молодежный, 20-а, Луганск, Украина, 91034

Статья посвящена изучению проблематики взаимодействия государства и гражданского общества. В статье рассматриваются теоретические, концептуальные и практические аспекты взаимодействия института государства и гражданского общества. Материал основывается на исследованиях известных авторов, а также собственных исследованиях и заключениях автора.

Ключевые слова: гражданское общество, модель взаимодействия, функциональное взаимодействие, социальный диалог, демократия.

Становление демократической политической системы невозможно без активного участия гражданского общества, которое является залогом преодоления общественных авторитарных деформаций и критических вызовов современности. Указанные обстоятельства обуславливают общественную и научную важность комплексных теоретико-эмпирических исследований, направленных на проработку процесса формирования взаимодействия государства и гражданского общества. В мировой практике вопросы активизации гражданского общества тесно связываются с главными направлениями обеспечения достойного существования современного общества, поскольку гражданское общество выступает своеобразным основателем правового, демократического и социального государства. От модели, формы и качественных характеристик взаимодействия государства и гражданского общества зависит, по сути, вектор общественно-политического развития любой страны в перспективе на десятки лет.

Для многих стран мира, в том числе республик бывшего СССР, которые в настоящее время ведут собственный путь развития, подобная проблематика является более чем актуальной. Кроме того, для постсоветских стран очень значимой является проблема чрезмерной формализации и декларатизации гражданского общества. Именно так наблюдается наличие существенных разногласий между теоретической институционализацией и действительной активностью гражданского общества, в частности реальными возможностями контролировать и влиять на процесс выработки и принятия политических решений, определять составляющие социальной политики. То есть можно говорить о том, что исследование форм и моделей взаимодействия гражданского общества с государством и сегодня остается важной теоретической проблемой.

Актуальность проблематики обуславливается и усиливается недостаточным уровнем развитости гражданского общества на постсоветском пространстве. Не-

смотря на определенные достижения последних 15 лет, наглядной является напряженность в отношениях между государственными институтами и элементами гражданского общества, что подтверждается современными кризисными явлениями в политической и социальной сферах. Указанные обстоятельства подтверждают общественную и научную важность дальнейших теоретико-концептуальных исследований, направленных на проработку всех аспектов формирования интеракции между государственной и гражданской сферой.

Проблематика взаимодействия государства и гражданского общества всегда была актуальной на протяжении существования современной цивилизации. Несмотря на неравномерность социально-гуманитарного развития человечества в различные исторические периоды, форма сосуществования государственных, персональных и гражданских интересов всегда оказывалась определяющей для общественного развития.

Кроме хронологического синтеза основных теоретико-концептуальных основ взаимодействия государства и гражданского общества современная политологическая наука позволила выделить взаимодействие этих категорий в отдельные подсистемы. Сегодня практика знает попытки многих исследователей систематизировать и типологизировать взаимоотношения между государством и гражданским обществом. Соответствующие модели опираются на разные критерии и определяются по разным методологиям. Например, в фундаментальной по значению для западной политической науки работе «Демократия и гражданское общество» современного политолога Дж. Кина определяются несколько макетов существования и функционирования легитимного института государства и его взаимодействия с гражданским обществом. Так Дж. Кин выделяет: государство, которое обеспечивает безопасность; конституционное государство; минимализированное государство; общее государство; демократическое государство [1. С. 29—49] в соответствии с тем, какую именно роль государство выполняет по отношению к обществу, и на каком уровне она доминирует и подчиняет себе другие сферы.

По мнению некоторых исследователей, систематизация конкретно-исторических моделей взаимодействия гражданского общества и государства происходит на основе существования трех культурно-исторических традиций — итальянской, немецкой и англо-американской, на основе чего в современной практике сформировались три базовых концептуальных подхода к пониманию природы и проблем формирования гражданского общества: индивидуально-групповой; персональный; корпоративно-групповой. Далее, из этого выделяются три основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: социал-демократическая, кор-поративистская и либеральная [6. С. 167—169].

Согласно социал-демократической модели государство выступает результатом общественной структуризации, и как главный политический институт подчиняет себе все другие сферы с помощью нормативного регламентирования (законов, распоряжений, кодексов) и структурного воздействия (бюрократии, исполнительных институтов, аппарата принуждения).

Гражданское общество в такой модели представляет собой сферу частных и общественных интересов с объединением граждан по различным признакам и целям и находится ниже иерархического уровня государства.

С увеличением веса гражданского общества и роста его влияния на государство оно постепенно набирает признаки государственности и переходит в собственную государственную форму (в некоторых случаях в тоталитарное государство). То есть вопрос баланса и взаимоконтроля в такой модели является фактором существования общественной системы в целом.

Корпоративистская модель основана на теории сочетания института государства и гражданского общества. Согласно соответствующей модели предусмотрено существование трех главных корпоративных групп: профсоюзы (которые представляют волю и интересы рабочих); экономические круги (бизнес-группы, компании, корпорации, работодатели); государство (административные и бюрократические органы, институты власти). Между этих групп распределены рычаги управления, которые определяют форму, структуру, характер социальной политики.

Главная суть корпоративистской модели заключается в том, что солидарность всех сторон и их взаимодействие призваны отстаивать приоритет группового (корпоративного) интереса над частным. Такая модель предполагает сильный централизованный государственный институт, который сотрудничает с различными медиаторными группами и участвует в организации всех процессов.

Согласно либеральной модели основным назначением государственного образования является сохранение и защита естественных прав человека, а сами отношения между отдельным лицом и государством определяются на договорной основе. При этом верховенство права является главным инструментом общественного контроля и регулирования. Однако в таких общественных отношениях приоритет отдается гражданским свободам над политическими, моральными и юридическими нормами. Влияние государства ограничено конституционными и нормативными документами, а экономическая и общественная жизнь почти обосабливаются от его воздействия [6. С. 168—174].

Если непосредственно рассматривать прямой уровень отношений между государством и гражданским обществом, то достаточно развернутой является типология, которая определяется на основе трех базовых детерминант: сотрудничество, игнорирование, конфронтация.

В свою очередь, соответствующие детерминанты позволяют выделить восемь исторически-обусловленных моделей взаимодействия государства и гражданского общества [3. C. 209—237]:

— модель поддержки — при которой органы государственной власти содействуют в нормативном и институциональном оформлении негосударственных организаций;

— модель партнерства — когда государство и его институты соглашаются с необходимостью и важностью структур гражданского общества и способствуют налаживанию взаимодействия в виде социального диалога и социального партнерства;

— модель архитектора — когда элементы гражданского общества участвуют в формировании и реализации публичной политики, определении общественно важных проблемы и путей их решения, реформировании институтов государственной власти, образовании структурных элементов государственных институтов;

— модель патернализма — при которой государство способствует определенной автономии негосударственных гражданских структур при определенных условиях (например, лояльности и не противодействие существующему политическому курсу);

— модель «приводных ремней» — характерная для моно-идеологических государственных образований, при такой модели все негосударственные структуры рассматриваются исключительно как рычаги влияние правящей номенклатуры по отношению к рядовым гражданам;

— модель игнорирования — при которой государство не препятствует, но и не сотрудничает с элементами гражданского общества, такая форма не может носить долговременный характер, так как в любом случае расширение интересов одной из сторон приведет к переходу к другой модели взаимодействия;

— модель борьбы — когда государство рассматривает негосударственные общественные институты как потенциально опасные с политической и общественной точки зрения и деятельность соответствующих институтов выводится за пределы официальных институциональных связей;

— модель неповиновения — когда между властью и обществом разворачивается политическая и даже силовая борьба, которая проявляется в митингах, столкновениях с силовыми структурами, несанкционированных забастовках, бунтах, такая модель развивается в случае потери существующей властью легитимности и противозаконных действий со стороны государства по отношению к ее гражданам (репрессии, нарушения прав и свобод, посягательства на частную жизнь и собственность).

Как можно увидеть, приемлемыми для современных реалий являются первые три модели взаимодействия, при которых так или иначе происходит необходимая институционализация и сегментизация гражданского общества.

В то же время совершенствование соответствующих связей, исходя из реалий, выявляется весьма значимым моментом.

Становление наиболее развитой и функциональной модели взаимодействия между государством и гражданским обществом имеет важное общественно-политическое значение не только в национальном масштабе для каждой страны, но и мировом масштабе. Поскольку обеспечение достойного существования современного общества базируется на балансе интересов между всех сфер, когда взвешенные и оптимальные отношения между сторонами повышают результативность деятельности каждой из них, а взаимный контроль и регуляция позволяют оптимально использовать ресурсы и внутренний потенциал.

В основу развития функциональной модели взаимодействия государства и гражданского общества прежде всего должны быть положены принципы самоорганизации, саморегуляции, пропорциональности, взаимоинтеграции. Решающим аспектом оказывается пропорциональное соотношение в контексте централизации и децентрализации властных полномочий между государственными и гражданскими организациями, центром и регионами. Так впоследствии образовывается саморегулирующая система, как результат консенсусной интеграции взаимодействия государственной и гражданской плоскости.

В основу такой саморегулирующей системы должна быть положена обратная связь между государственными и гражданскими элементами, тем самым обеспечивая способность к устойчивому развитию социума в целом. Циклы обратной связи содержат условия, при которых институты гражданского общества действуют в пределах Конституции и содействуют государству в реализации национальной идеи, сохранении национального суверенитета, прав и свобод гражданина. С другой стороны, государство, как главный политической институт своим влиянием и ресурсами способствует свободному развитию институтов гражданского общества (см. [4. С. 187—190]).

Для улучшения функциональной способности гражданского общества эффективно взаимодействовать с государством, оно должно быть обеспечено правом законодательной инициативы, правом контроля и мониторинга деятельности исполнительных структур и органов местного самоуправления, что в результате позволит эффективно внедрить принципы прямой и представительной демократии и активизировать гражданскую политическую и социальную активность.

Функциональное взаимодействие гражданского общества и государства базируется на совокупности объективных вертикальных и горизонтальных связей, где институты гражданского общества должны передавать государственным институтам те функции и обязанности, которые находятся за пределами их возможностей и компетенций, и соответственно, тот же принцип касается и стороны государства. Такая модель взаимодействия государства, как главного политического института и гражданского общества как совокупности активных граждан призвана определить границы влияния и объемы полномочий на основе необходимости и целесообразности, отрицая чрезмерное вмешательство и принуждение с боку одной стороны по отношению к другим, не сводясь при этом к простому ограничению функций.

Исследование моделей взаимодействия государства и гражданского общества позволяет рассматривать соответствующую проблематику в функциональном разрезе. Определение и обеспечение оптимальной модели взаимодействия между государством и гражданским обществом является назревшим и необходимым условием политической модернизации и демократизации, является прямым путем к политической стабильности любого государства, так как адекватное взаимодействие между сторонами опирается на взвешенный баланс интересов каждой из них, а взаимовыгодное партнерство на основе паритетного социального диалога способствует не только совершенствованию и повышению эффективности социальной политики, но и стабилизации всего общественного бытия в целом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кин Д. Демократия и гражданское общество [пер. с англ.] / Послесл. М.А. Абрамова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

[2] Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Демократия, разум, нравственность. М.: Academia, 1995.

[3] Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / Под ред. Л.И. Якобсона. М.: Вершина, 2008.

[4] Бойчук М.А. Влада i громадянське сусшльство: мехашзми взаемоди: Монографiя. К.: Вид-во НПУ iменi М.П. Драгоманова, 2007.

[5] Габермас Ю. Структур Hi перетворення у сферi ввдкритосп. До^дження категори громадянське сусшльство. Львiв: Лiтопис, 2000.

[6] Гурицька М.С. Основш моделi громадянського суспiльства в iсторiï полiтичноï думки // Полиолопчний вiсник. 2007. Вип. 30.

[7] Дегтяр А. О., Халецький А.В., Белай С.В. Взаемод1я оргашв державно'£ влади з гро-мадсьюстю: теорiя та практика державного управлшня: монографiя. Донецьк: Видав-ництво «Донбас», ООО «РА Ваш iмiдж», 2012.

[8] Пасько Я.1. Сощальна держава i громадянське сусшльство: спiвпраця versus протистояння. Монографiя. К.: ПАРАПАН, 2008.

REFERENCES

[1] Kin D. Demokratija i grazhdanskoe obshhestvo [per. s angl.] / Poslesl. M.A. Abramova. M.: Progress-Tradicija, 2001.

[2] Habermas Ju. Grazhdanstvo i nacional'naja identichnost' // Demokratija, razum, nravstvennost'. M.: Academia, 1995.

[3] Faktory razvitija grazhdanskogo obshhestva i mehanizmy ego vzaimodejstvija s gosudarstvom / pod red. L.I. Jakobsona. M.: Vershina, 2008.

[4] Bojchuk M.A. Vlada i gromadjans'ke suspil'stvo: mehanizmi vzaemodii: Monografija. K.: Vid-vo NPU imeni M.P. Dragomanova, 2007.

[5] Gabermas Ju. Strukturni peretvorennja u sferi vidkritosti. Doslidzhennja kategorii gromadjans'ke suspil'stvo. L'viv: Litopis, 2000.

[6] Guric'ka M.S. Osnovni modeli gromadjans'kogo suspil'stva v istorii politichnoi dumki // Politologichnij visnik. 2007. Vip. 30.

[7] Degtjar A.O., Halec'kij A.V., Belaj S.V. Vzaemodija organiv derzhavnoi vladi z gromads'kistju: teorija ta praktika derzhavnogo upravlinnja: monografija. Donec'k: Vidavnictvo «Donbas», OOO «RA Vash imidzh», 2012.

[8] Pas'ko Ja.I. Social'na derzhava i gromadjans'ke suspil'stvo: spivpracja versus protistojannja. Monografija. K.: PARAPAN, 2008.

STUDYING OF MODELS OF INTERACTION

BETWEEN CIVIL SOCIETY AND STATE: THEORETICAL AND CONCEPTUAL ASPECT

D.D. Chymakov

The Department of Political Science and International Relations The Institute of Labor and Social Relations V. Dahl East Ukrainian National University Molodizhnyi kvartal, 20-a, Luhansk, Ukraine, 91034

The article is devoted to analysis of issues of interaction between state and civil society. The article examines the theoretical, conceptual and practical aspects of interactions between state and civil society. The material is based on research of well-known authors, as well as own research and findings of the author. Studying of models of interaction between the state and civil society allows us to consider the proper perspective in the functional aspect.

Key words: civil society, model of interaction, functional interaction, social dialogue, democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.