Научная статья на тему 'Гражданское общество и непосредственная демократия: к постановке вопроса'

Гражданское общество и непосредственная демократия: к постановке вопроса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
733
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непосредственное осуществление власти народом / народный суверенитет / народовластие / гражданское общество / peo-ple"s sovereignty / the direct exercise of power by the people / government by the people / civil society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Янчук Артем Александрович

Данная статья посвящена вопросам соот-ношения гражданского общества и непосредственной де-мократии, их взаимосвязи. Отмечается, что полноценная, объективная, независимая и беспристрастная непосред-ственная властная деятельность народа может осуществ-ляться исключительно при условии функционирования устойчивого и развитого гражданского общества. Также ис-следовано влияние гражданского общества на процессы функционирования государства рассмотрено определение перспективных направлений развития государства, форми-рования органов государственной власти и т.д. Автор отме-чает, что непосредственное народовластие и гражданское общество взаимосвязаны и одновременно взаимозависимы: гражданское общество стимулирует развитие народовла-стия, непосредственной демократии, в то же время народ, осуществляя принадлежащую ему власть непосредственно, развивает гражданское общество, способствует становле-нию его институтов. Делается вывод о том, что граждан-ское общество является неотъемлемой составляющей народного суверенитета, который одновременно выступает его ограничивающим звеном в форме суверенитета личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY AND THE DIRECT DEMOCRACY: RAISING AN ISSUE

This article is devoted to the issue of the links between the civil society and the direct democracy, and their interrelationship. It is noted that a complete, objective, inde-pendent and impartial peoples" direct state power activity may be achieved exclusively in sustainable and developed civil soci-ety. The issues of civil society"s influence on the processes of the state functioning, determination of promising directions of its development, the formation of public authorities, based on the principles of democracy (in accordance with the peculiari-ties of the states" political system) are also examined. The au-thor notes that direct democracy and civil society are interre-lated phenomena, and at the same time interdependent: civil society stimulates the development of peoples’ power, direct democracy, and people, exercising their power directly, are de-veloping civil society and promoting its institutions. The author concludes that the civil society is an integral part of the peo-ples" sovereignty, limiting for the sovereignty of the individual.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество и непосредственная демократия: к постановке вопроса»

УДК 342.57 (477)

А. А. Янчук

кандидат юридических наук, доцент старший научный сотрудник заведующий сектором развития парламентаризма Институт законодательства Верховной Рады Украины, г. Киев, Украина

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам соотношения гражданского общества и непосредственной демократии, их взаимосвязи. Отмечается, что полноценная, объективная, независимая и беспристрастная непосредственная властная деятельность народа может осуществляться исключительно при условии функционирования устойчивого и развитого гражданского общества. Также исследовано влияние гражданского общества на процессы функционирования государства; рассмотрено определение перспективных направлений развития государства, формирования органов государственной власти и т.д. Автор отмечает, что непосредственное народовластие и гражданское общество взаимосвязаны и одновременно взаимозависимы: гражданское общество стимулирует развитие народовластия, непосредственной демократии, в то же время народ, осуществляя принадлежащую ему власть непосредственно, развивает гражданское общество, способствует становлению его институтов. Делается вывод о том, что гражданское общество является неотъемлемой составляющей народного суверенитета, который одновременно выступает его ограничивающим звеном в форме суверенитета личности.

Ключевые слова: непосредственное осуществление власти народом, народный суверенитет, народовластие, гражданское общество.

A. A. Yanchuk

Candidate of law, assistant professor senior research scientist, head of the development of parliament division Legislation Institute of the Verkhovna Rada of Ukraine, Kyiv, Ukraine

CIVIL SOCIETY AND THE DIRECT DEMOCRACY: RAISING AN ISSUE

Abstract. This article is devoted to the issue of the links between the civil society and the direct democracy, and their interrelationship. It is noted that a complete, objective, independent and impartial peoples' direct state power activity may

be achieved exclusively in sustainable and developed civil society. The issues of civil society's influence on the processes of the state functioning, determination of promising directions of its development, the formation of public authorities, based on the principles of democracy (in accordance with the peculiarities of the states' political system) are also examined. The author notes that direct democracy and civil society are interrelated phenomena, and at the same time interdependent: civil society stimulates the development of peoples' power, direct democracy, and people, exercising their power directly, are developing civil society and promoting its institutions. The author concludes that the civil society is an integral part of the peoples' sovereignty, limiting for the sovereignty of the individual.

Key words: the direct exercise of power by the people, people's sovereignty, government by the people, civil society.

За годы независимости Украины свобода и демократия стали основными инструментами всех общественных преобразований, происходивших в государстве. Данные понятия вошли в общественное сознание как основополагающие, неотъемлемые атрибуты конституционализма, повседневной жизни. Важная роль в данном процессе принадлежит гражданскому обществу, с которым и связывается возможность реализации естественного права каждого гражданина на участие в управлении государством и местными органами.

Понятие «гражданское общество» является достаточно устоявшимся. Ему посвящено большое количество статей, диссертаций, монографий. Однако в аспекте органической связи с непосредственной демократией данная категория остается малоисследованной

Данное явление достаточно подробно изучено западными учеными, среди которых можно назвать Джона Эренберга [1], Кэйт Тестер [2] и других. Зарубежные исследователи по-разному отражают концепт гражданского общества. Так, например, Майкл Эдвард рассматривает гражданское общество через ряд элементов - гражданское общество, как жизнь (сожительство) различных ассоциаций, гражданское общество как хорошее общество, гражданское общество как публичная сфера [3]. Гельмут Анкер в своей работе «Гражданское общество: измерения, оценки, политика» отмечал, что гражданское общество является, вероятно, одним из самых иллюзорных подходов, которые используются общественными науками и развиваются в сегодняшних дискуссиях [4, с. 6].

Конституционное право под гражданским обществом, как правило, понимает систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению. Структурными элементами гражданского общества являются: а) добровольно сформированные первичные самоуправляющиеся социальные группы и ассоциации (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации, клубы по интересам, другие общественные объединения); б) совокупность негосударственных общественных отношений; в) хозяйственная и частная сфера жизнедеятельности людей, их обычаи, традиции; г) сфера самоуправляющихся организаций и индивидов [5, с. 190].

Гражданское общество также определяется как комплексный конституционно-правовой институт, который представляет собой структурированное объединение населения данной страны с развитыми экономическими, политическими, духовными и другими отношениями и связями и который взаимодействует с государством и функционирует на принципах демократии и права [6, с. 89].

Таким образом, гражданское общество в основном рассматривается в двух аспектах: как система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и как общественно-правовой институт. Обе формы гражданского общества позволяют реализоваться (раскрыться) при условии существования демократии.

Следует отметить, что влияние гражданского общества на процессы функционирования государства, определение перспективных направлений развития, формирования органов государственной власти и т.д. осуществляется на принципах народовластия - в соответствии со спецификой политической системы государства [7, с. 41]. При этом деятельность гражданского общества и государства сближают единые публичные интересы, ценностные ориентиры, конституционно определенные приоритеты социального развития, которые имеют под собой общую территориальную основу, суверенитет народа. И хотя гражданское общество составляют множество самоуправляющихся ассоциаций, каждая из которых, кроме общих, имеет собственные социальные интересы, установки, цели, только вместе с государственными и муниципальными органами, средствами массовой информации они могут достигать своих уставных - общенацио-

нальных и корпоративных целей, интегрируясь в единое общенародное сообщество. Указанное, собственно, и позволяет достигать, утверждать и поддерживать гражданское согласие, обеспечивать консенсусные принципы взаимодействия структур гражданского общества и государства [8, с. 12].

Признавая роль гражданского общества, страны развитой демократии системно привлекают граждан и их объединения к формированию и реализации государственной политики во всех сферах. Это позволяет, во-первых, освобождать государство от реализации отдельных чрезмерно обременительных социальных задач с сохранением высоких социальных стандартов для населения (так, в частности, в Германии привлечение общественных организаций позволяет экономить 30-37% стоимости таких услуг для государства), во-вторых, повышать качество политических и публично-правовых решений через полный учет потребностей населения, альтернатив и возможных последствий решений (повышение качества решений способствует повышению уровня легитимности органов публичной власти), в-третьих, обеспечивать полную имплементацию публично-правовых решений населением [9, с. 3].

В широком смысле есть три пути решения обществом коллективных проблем - через общеобязательные нормы права, обеспеченные принудительной силой государства; через непредсказуемые последствия индивидуальных решений в рамках рыночных отношений; через социальные механизмы, воплощенные в добровольные акции (действия), дискуссии и поиск согласованных решений (согласование) [10, с. 21].

Именно третий подход к решению обществом коллективных потребностей и станет предметом нашего исследования в рамках проблематики соотношения понятий гражданского общества и непосредственного осуществления власти народом, изучение их форм взаимодействия. Фундаментальной основой для реализации института народовластия выступают конституционные принципы: «общество обусловливает сущность государства», а «права и свободы человека и гражданина» определяют цели и задачи осуществления народовластия [11, с. 4].

Таким образом, в условиях народовластия на первое место выступают требования сбалансированности публичных и частных интересов, на что и направлены усилия гражданского общества.

Основой гражданского общества, его источником и одновременно условием существования является наличие индивидов и сообщества. То есть гражданское общество - это, безусловно,

общество свободных индивидов. Впрочем, каждый из них прекрасно понимает, что достичь чего-то от государства можно только через сочетание собственных усилий с такими же усилиями других. Из этого следует, что реализация индивидуальных целей имеет своим условием объединения индивидуальных свобод на основе осознания общности индивидуальных интересов [12, с. 90].

Изучая концепт связи непосредственного осуществления власти народом и гражданского общества, следует обратить внимание на общие угрозы, которые существуют как для развития гражданского общества, так и для непосредственного народовластия. Так, главной потенциальной угрозой суверенитета народа является государство, которое способно поглотить гражданское общество и является потенциальным агрессором по отношению как к правам отдельного индивида, так и к совокупным правам всего народа [13, с. 57].

В связи с указанным, следует предусмотреть эффективные механизмы участия институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной политики, что будет способствовать как развитию гражданского общества, так и институтов непосредственного народовластия.

На уровне местного самоуправления формой нормативно -правового определения инструментов и процедур общественного участия в принятии решений являются уставы территориальных общин, которые утверждают органы местного самоуправления (местные советы). Однако только 11% территориальных общин в Украине имеют утвержденные уставы. Это означает, что жители общин не имеют необходимых механизмов участия в работе местных советов. Несмотря на существующие несовершенства в законодательном регулировании процедур участия граждан в принятии решений (общественные советы и консультации с общественностью), большинство проблем находится в плоскости практики правоприменения.

Таким образом, можно сделать вывод, что непосредственное народовластие и гражданское общество являются взаимосвязанными явлениями, и одновременно взаимозависимыми -гражданское общество стимулирует развитие народовластия, непосредственной демократии, в то же время народ, осуществляя принадлежащую ему власть, непосредственно развивает гражданское общество, способствует становлению его институтов.

Гражданское общество является постоянным «участником», «стимулом» проведение тех или иных видов инициативной

деятельности народа, а попытка государства поглотить гражданское общество является фактическим посягательством на суверенитет народа, создает предпосылки для инициирования и проведения защитной деятельности народа даже в наиболее реакционных его формах (речь идет, в частности, о восстании против деспотической власти).

Из данного заключения следует и вывод о взаимодействии гражданского общества и непосредственного народовластия с государственной властью, который воплощается в формуле: человек - гражданское общество - народный суверенитет - государственная власть.

Следовательно, гражданское общество является неотъемлемой составляющей народного суверенитета, которая одновременно выступает его ограничивающим звеном в форме суверенитета личности (т.е. народный суверенитет, а, несомненно, и непосредственная властная деятельность народа в пределах гражданского общества ограничивается правами и свободами граждан).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в рамках конституционно-правовой модернизации для развития взаимосвязи, взаимодополнения гражданского общества и непосредственной властной деятельности народа необходимо соблюсти следующие условия:

- создать благоприятную конституционную и законодательную среду для дальнейшего развития, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, видов непосредственной властной деятельности народа;

- конституционно закрепить основы эффективного участия членов гражданского общества в видах непосредственной властной деятельности народа;

- упростить участие общественности в принятии государственных решений, в том числе через непосредственную властную деятельность народа;

- усовершенствовать процедуры участия общественности в формировании и реализации политики на всех уровнях осуществления общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.

Библиографический список

1. Ehrenberg John Civil Society // J. Ehrenberg. 1999. - 285 p.

NYU Press.

2. Tester Keith Civil Society // K. Tester. - First published by Routledge. - 1992. - 198 p.

3. Edwards, M. (2005) Civil society, the encyclopedia of informal education: [Электронной ресурс]. - Режим доступа: http:// www.infed.org/association/civil_society.htm (дата обращения: 19.09.2012)

4. Anheier, Helmut K. - 1954. - Civil society: measurement, evaluation, policy // by Helmut K. Anheier. - Publisher: London [u.a.]: Earthscan, 2004. - 220 p.

5. Вггик 1.Р., Вггик Ю.1. Констигуцшне право Укра1ни: Пщруч-ник для студенев вищих навчальних закла^в. За загальною редакщею Вггика 1.Р. - К.: Видавець Карпенко В.М., 2012. - 692 с.

6. Парламентаризм: реестр термтв i понять: довщк. вид. / авт.-упоряд.: О.Л. Копиленко та iн.; 1н-т законодавства Верховно! Ради Украни. - К.: К.1.С., 2012. - 512 с.

7. Мiрошниченко Ю.Р. Конституцшно-правове забезпечення народовладдя в Украшк Монографiя / Ю.Р. Мiрошниченко; за ред. О.Л. Копиленка. - К.: «Фенкс», 2012. - 360 с.

8. Мiрошниченко Ю.Р. Конституцшно-правове забезпечення народовладдя в Укра!ш (теоретичний та практичний аспекти) // Ав-тореф. на здобут. наук. ступеня д.ю.н. за спещальшстю 12.00.02 -конституцiйне право; мунщипальне право. - К., 2012. - 38 с.

9. Про стан розвитку громадянського суспьльства в Украшг -Доповщь - Нацюнальний 1нститут стратегiчних досAiджень. // Кулик В.О., Яблонський В.М., Розумний М.М. - Кит, 2012. - 56 с.

10. Edwards Michael Civil society // M. Edwards. - Printed and bound in Great Britain by MPG Books Ltd. - Bodmin. - Cornwall. -181 p.

11. Селiванов А.О. Доповщь Комюп з питань здшснення народовладдя щодо розумшня i реалiзацil конституцшних положень «влада народу» // Доповщь проголошена на пленарному засщант Конституцшно! Асамбле! 21 вересня 2012 року. - Кит. - логос. -2012. - С. 4-33.

12. Медведчук В.В. Громадянське суспгльство: Украшський вибiр: моногр. / В.В. Медведчук. - К.: Логос, 2012. - 568 с.

13. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма, 2011. - 384 с.

Referenses

198 p.

1. Ehrenberg John Civil Society, NYU Press Publ., 1999, 285 p.

2. Tester Keith Civil Society, First published by Routledge, 1992,

3. Edwards, M. Civil society, the encyclopedia of informal education. Available at: http://www.infed.org/association/civil_society.htm (accessed 19 September 2012)

4. Anheier, Helmut K. Civil society: measurement, evaluation, poli-cyby Pub., London [u.a.] Earthscan, 2004, 220 p.

5. Vitik I.R., Vitik Iu.I. Konstitutsiine pravo Ukraini: Pidruchnik dlia studentiv vishchikh navchal'nikh zakladiv. [Constitutional Law of Ukraine: A Textbook for higher education institutions students]. Kiev, Vidavets' Karpenko V.M. Publ., 2012, 692 p.

6. Kopilenko O.L. Parlamentarizm: reestr terminiv i poniat': dovidkove vidannia [Parliamentarism: register of terms and concepts: the reference book], Kiev, K.I.S. Publ., 2012, 512 p.

7. Miroshnichenko Iu.R. Konstitutsiino-pravove zabezpechennia narod.ovlad.dia v Ukraini: Monografiia [Constitutional and legal framework for people power in Ukraine: Monograph] Kiev, «Feniks» Publ., 2012, 360 p.

8. Miroshnichenko Iu.R. Konstitutsiino-pravove zabezpechennia narodovladdia v Ukraini (teoretichnii ta praktichnii aspekti) Avtoref. Doct. diss. iur. nauk [Constitutional and legal framework for ensuring the people power in Ukraine (theoretical and practical aspects)] Kiev, 2012, 38 p.

9. Kulik V.O., Iablons'kii V.M., Rozumnii M.M. Pro stan rozvitku gromadians'kogo suspil'stva v Ukraini. Dopovid'. NatsionaVnii Institut strategichnikh doslidzhen' [On the state of civil society in Ukraine. - Report. - National Institute for Strategic Studies]. Kiev, 2012, 56 p.

10. Edwards Michael Civil society, Printed and bound in Great Britain by MPG Books Ltd, Bodmin, Cornwall, 181 p.

11. Selivanov A.O. Dopovid' Komisii z pitan' zdiisnennia narodovladdia shchodo rozuminnia i realizatsii konstitutsiinikh polozhen' «vlada narodu» [Report of the Commission on the implementation of democracy on understanding and implementation of the constitutional provisions of the «people power»] Kiev, logos Publ., 2012, pp. 4-33.

12. Medvedchuk V.V. Gromadians'ke suspil'stvo: Ukrains'kii vibir: monogr. [Civil society: Ukrainian choice: Monograph]. Kiev, Logos Publ., 2012, 568 p.

13. Ebzeev B.S. Lichnost' i gosudarstvo v Rossii: vzaimnaia ot-vetstvennost' i konstitutsionnye obiazannosti [Individual and state in Russia: mutual responsibility and constitutional obligations]. Moscow, Norma Publ., 2011, 384 p.

Информация об авторе

Янчук Артем Александрович - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник, заведующий сектором развития парламентаризма, Институт законодательства Верховной Рады Украины, 04053, г. Киев, Нестеровский переулок 4, Украина, e-mail: artem_yanchuk@ukr .net.

Author

Yanchuk Artem Alexandrovych - Candidate of law, assistant professor, senior research scientist, head of the development of parliament division, Legislation Institute of the Verkhovna Rada of Ukraine, 4 Nester-ovsky Lane, Kiev, 04053, Ukraine, e-mail: artem_yanchuk@ukr.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.