МаисИпо-ргакйсИеБЙу иИигпа!
УДК 34
Некоторые аспекты взаимодействия государства с некоммерческим сектором*
*
Фадеева Анастасия Николаевна, старший преподаватель кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Аннотация: В настоящее время наблюдается тенденция активного поиска новых эффективных форм взаимодействия гражданского общества и государства. Механизмом такого взаимодействия становятся некоммерческие неправительственные организации. В статье определяется место НКО в структуре гражданского общества, а также обосновывается необходимость развития наиболее эффективных направлений взаимодействия НКО с государственными структурами. Ключевые слова: гражданское общество, государство, государственная власть, негосударственные некоммерческие организации, активность, взаимодействие, управление, партнерство.
Опыт развития гражданского общества вового государства и гражданского общества и его институтов в индустриально развитых в создании ими условий и предпосылок для странах показал взаимообусловленность пра- развития друг друга, а не параллельного раз-
* Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект N 16-13-33008 р_центра.
UDC 34
Some aspects of interaction between state and non-profit sector
Fadeeva Anastasiya Nikolaevna, senior lecturer of the department of public and international legal disciplines of the Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs
Annotation: Now the tendency of active search of new effective forms of interaction of civil society and the state is observed. Non-profit non-governmental organizations become the mechanism of such interaction. In article the place of non-profit organizations in structure of civil society is defined and also need of development of the most effective directions of their interaction with government institutions is proved. Keywords: civil society, state, government, non-state non-profit organizations, activity, interaction, management, partnership.
вития общества по отношению к государству.
Государство возникает из множества самых разных индивидов, существующих в виде членов гражданского общества и так или иначе участвующих в политической жизни общества.
В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных демократических, межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общества и индивида. Гражданское общество наделяет своих граждан по-
литическими правами и свободами, которые провозглашаются законодательными актами в России и реализуются путем создания представительных учреждений и органов государства — институтов гражданского общества.
В плюралистическом демократическом обществе, где сталкиваются нередко противоположные групповые и индивидуальные интересы, именно гражданские структуры, принимают на себя функции посредника.
Количество организаций и людей, занятых в данной сфере, постоянно увеличивается. Ор-
Научно-практический журнал
ганизационной основой гражданского общества выступает некоммерческий сектор.
Частью системы институтов гражданского общества являются общественные объединения, которые выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Общее между всеми объединениями состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии.
Реализуя свое право на объединения, граждане РФ образуют такой институт гражданского общества, как некоммерческие неправительственные организации. НКО создаются в различных организационно-правовых формах: организации, учреждения, фонды, партнерства, товарищества и др. НКО работают в социальных, экологических, образовательных, просветительских и иных сферах общественных отношений. По данным Общественной палаты РФ, главными сферами их деятельности являются образование и наука (32 %), культура и спорт (27 %), здравоохранение, работа профсоюзов и профессиональных организаций. В основе создания НКО лежат различные интересы, выражаемые как отдельными лицами, так и коллективами. Эти интересы могут не совпадать с интересами государства и даже вступать с ними в конфликт.
Государство часто не учитывает мнение НКО в публично-властных решениях. Органы отдают явное предпочтение партийно-политическим интересам и предлагают только партиям участвовать в формировании представительных и иных органов. Механизмов
участия в политике специально для НКО в законодательстве не предусмотрено. Эти организации могут вливать свои интересы во власть через индивидуальные и коллективные конституционные права, в частности организовывать и поддерживать народную законодательную инициативу; участвовать в выдвижении и поддержке кандидатов на выборные должности; проводить с уведомления уполномоченных органов публичные мероприятия; выступать участниками публичных слушаний и др.
Положения и регламенты российских органов исполнительной власти содержат нормы о включении представителей различных организаций, в том числе и НКО, в составы консультативных и совещательных органов, а также о возможности обращения с просьбой о независимой экспертизе. При этом недостаточно внимания уделено особенностям и тенденциям развития НКО на федеральном, региональном и местных уровнях, а также определению возможности их реального воздействия на деятельность органов местного самоуправления.
Неудовлетворенность состоянием общественного участия в политике заставляет специалистов задуматься об установлении дополнительных механизмов привлечения НКО к управлению делами муниципального образования и повышения интереса граждан к деятельности неправительственных организаций.
Неправительственные некоммерческие организации должны стать эффективным катализатором реализации обратной связи между
гражданами и правительством, что способствует развитию у граждан чувства патриотизма, ответственности, гражданской солидарности, формированию активного жизненного позиции, развитию самоорганизации и самоуправлению.
Сегодня главные акценты переносятся с задач выстраивания социального партнерства на условиях взаимодействия на задачи формирования и реализации стратегии партнерства на условиях равноправного сотрудничества. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость выстраивания системы взаимовыгодного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными, иными некоммерческими организациями и бизнесом как тремя равноправными субъектами взаимодействия в целях объединения совместных усилий для реализации приоритетных для страны социально значимых программ.
Негосударственные некоммерческие организации еще далеко не всегда готовы взять на себя ту роль, которую их аналоги успешно выполняют в ряде зарубежных стран
Вместе с тем современные реалии доказывают, что общественно-государственное партнерство в предоставлении социальных услуг следует рассматривать в качестве важного инструмента повышения качества этих услуг и повышения эффективности в основных отраслях.
По мнению С. В. Суслова некоммерческий сектор занимает особую нишу в национальных экономиках и политике [1]. Типичные
представители этого сектора сосредоточены на производстве нерыночных благ, а их деятельность во многих странах является определяющей для развития целых отраслей — здравоохранения, образования, социального обслуживания, а также для улучшения условий повседневной жизни граждан. Частные неприбыльные организации могут не только дополнять деятельность органов власти по созданию общественных и социально значимых частных благ, но и конкурировать с ними и представителями бизнеса. Кроме того, часто именно представители «третьего сектора» выступают от лица граждан при защите их интересов от нарушения властью и бизнесом [2]. Согласно разным подходам некоммерческий сектор выполняет две основные функции: 1) компенсирует провалы рынка и государства в части производства чистых и смешанных общественных благ, а также некоторых частных благ; 2) ослабляет социальную напряженность и политические конфликты (исполняет роль «буфера» между государством и обществом.
Дальнейшее углубление взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества диктует необходимость решения данной проблемы и повышения статуса элементов гражданского общества.
Современные НКО активно предоставляют, прежде всего, социальные услуги. Некоммерческие организации накопили огромный потенциал интеллектуальных, материальных, информационных и человеческих ресурсов, которые используются ими в повседневной ра-
Nauchno-prakticheskiy zhurnal
боте по повышению эффективности социальных технологий, выработке новых вариантов решения социальных проблем в тех секторах социальной сферы, где государство не может полностью осуществить свою социальную функцию. Более того, одним из направлений деятельности российского государства как демократического и социального является создание механизма поддержки социально-ориентированных негосударственных некоммерческих организаций (НКО).
Бесспорно, что работа в данном направлении должна быть продолжена. Создание условий для успешного развития институтов гражданского общества и построение системы социального партнерства органов государственной власти, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества являются важными задачами для решения вопросов социально-экономического развития России и регионов.
rossiyskoy-ekonomiki-kak-provodnik-innovatsion nogo-razvitiya-sotsialnyh-institutov-obschestva.
Примечания
1. Суслова С. В. Вклад российских некоммер-ческихорганизаций в национальную экономику: что показывает статистика. URL: http://finbiz. spb.ru/download/1_2015/suslova.pdf.
2. Вейс Т. П., Крутиков В. К., Щербакова Е. С. Некоммерческий сектор современной российской экономики как проводник инновационного развития социальных институтов общества. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/nekommercheskiy-sektor-sovremennoy-