Научная статья на тему 'Партнерские отношения между государством и гражданским обществом: необходимость и проблемы становления'

Партнерские отношения между государством и гражданским обществом: необходимость и проблемы становления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2994
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПАРТНЕРСТВО / CIVIL SOCIETY / GOVERNMENT / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / ACTIV ITY / INTERACTION / MANAGEMENT / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Анастасия Николаевна

Введение: ключевые компоненты гражданского общества право на самооргани зацию, поиск единомышленников, возможность выражать свои интересы публично. Современное развитие России основано на принципе расширения полномочий инсти тутов гражданского общества в обеспечении жизнедеятельности общества во всех сферах. Важным инструментом здесь становятся некоммерческие организации. Общественные объединения играют ключевую роль как в жизни общества, так и в деятельности государства. Цель: рассмотреть вопрос определения роли и места общественных организаций и движений в гражданском обществе современного Рос сийского государства, особенно на уровне субъектов РФ, обосновать необходимость нормативно-правового совершенствования и разработки новых механизмов их со трудничества с властными административными органами. Методологическая основа: системный подход к теоретическим проблемам развития некоммерческих организаций на общероссийском и региональном уровнях, который позволяет выявить теоретико-методологические основы исследования гражданского общества, определив понятие и содержание основных его институтов, осветив правовое регулирование, структуру, а также раскрыть основные правовые и организационные формы совре менных некоммерческих организаций. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно дальнейшего развития форм взаимодействия гражданского общества и государства; выявлены проблемы современной организации данного про цесса. Выводы: главным принципом построения взаимоотношений между государ ством и НКО должно стать партнерство, существующее между государством и гражданским обществом, между органами государственной (региональной) власти и НКО, направленное на развитие третьего сектора, патриотизма и истинной де мократии в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNERSHIP RELATIONS BETWEEN THE STATE AND CIVIL SOCIETY: NECESSITY AND PROBLEMS OF FORMATION

Background: the article touches upon the crucial aspects of the civil society the right to self-organization, seeking like-minded persons, possibility to express its interests in public. Modern development of Russia is based on widening civil society institutes authorities in providing life-sustaining activity in all spheres of life. The important tool of such an activity are non-profit organizations. Public associations play the key role both in the life of the society and in the activity of the state. Objec tive: the author of the article supposes to examine the question of determining the role and place of public organizations and movements in the civil society of the modern Russian state, especially at the level of the Russian Federation subjects, to determine and justify the need for regulatory improvement and development of the new mecha nisms of their cooperation with the authoritative administration. Methodology: while doing the research the author used the systematic approach to the theoretical prob lems of NPOs development at the national and regional levels. It allows to identify theoretical and methodological basis of the civil society study, defining the concept and content of the key institutions, highlighting legal regulation, structure, and also to reveal the main legal and institutional forms of modern non-profit organiza tions. Results: the author’s position concerning the further development of forms of interaction between civil society and the state is reasoned in the article, problems in the modern organization of this process are also identified. Conclusion: the main principle of building relationships between the government and NPOs should become the principle of partnership existing between the state and civil society, between the bodies of state (regional) authorities and NPOs, aimed at the development of the third sector, of patriotism and of true democracy in the country.

Текст научной работы на тему «Партнерские отношения между государством и гражданским обществом: необходимость и проблемы становления»

6. Chudaikin A.V. Gaps in the Legislative Regulation of Conciliation Procedures to Resolve Legal Disputes // Gaps in Russian legislation. 2010. N 4. P. 97-100.

7. Zhiltsov M.A. Defects of Employment Law. Ekaterinburg: USTU-UPI, 2010. 312 p.

8. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 100 000 words, terminology, idiomatic expression / S.I. Ozhegov. Moscow, 2012. 736 p.

9. Big Legal Dictionary / edited by A.Ya. Sukharev, V.E. Krutskikh. M, 2002. 704 p.

УДК 342.7

А.Н. Фадеева

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ*

Введение: ключевые компоненты гражданского общества — право на самоорганизацию, поиск единомышленников, возможность выражать свои интересы публично. Современное развитие России основано на принципе расширения полномочий институтов гражданского общества в обеспечении жизнедеятельности общества во всех сферах. Важным инструментом здесь становятся некоммерческие организации. Общественные объединения играют ключевую роль как в жизни общества, так и в деятельности государства. Цель: рассмотреть вопрос определения роли и места общественных организаций и движений в гражданском обществе современного Российского государства, особенно на уровне субъектов РФ, обосновать необходимость нормативно-правового совершенствования и разработки новых механизмов их сотрудничества с властными административными органами. Методологическая основа: системный подход к теоретическим проблемам развития некоммерческих организаций на общероссийском и региональном уровнях, который позволяет выявить теоретико-методологические основы исследования гражданского общества, определив понятие и содержание основных его институтов, осветив правовое регулирование, структуру, а также раскрыть основные правовые и организационные формы современных некоммерческих организаций. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно дальнейшего развития форм взаимодействия гражданского общества и государства; выявлены проблемы современной организации данного процесса. Выводы: главным принципом построения взаимоотношений между государством и НКО должно стать партнерство, существующее между государством и гражданским обществом, между органами государственной (региональной) власти и НКО, направленное на развитие третьего сектора, патриотизма и истинной демократии в стране.

й © Фадеева Анастасия Николаевна, 2017

Старший преподаватель кафедры юриспруденции (Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых); e-mail: [email protected]

© Fadeeva Anastasia Nikolaevna, 2017

Senior lecturer, Jurisprudence department (Murom Institute, branch of Vladimir state university named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs)

* Статья выполнена при поддержке РГНФ в рамках реализации гранта Российского фонда фундамен-52 тальных научных исследований (проект № 16-13-33008 р_центр_а)

Ключевые слова: гражданское общество, государство, негосударственные некоммерческие организации, государственная власть, активность, взаимодействие, управление, партнерство.

A.N. Fadeeva

PARTNERSHIP RELATIONS BETWEEN THE STATE AND CIVIL

SOCIETY: NECESSITY AND PROBLEMS OF FORMATION

Background: the article touches upon the crucial aspects of the civil society -the right to self-organization, seeking like-minded persons, possibility to express its interests in public. Modern development of Russia is based on widening civil society institutes authorities in providing life-sustaining activity in all spheres of life. The important tool of such an activity are non-profit organizations. Public associations play the key role both in the life of the society and in the activity of the state. Objective: the author of the article supposes to examine the question of determining the role and place of public organizations and movements in the civil society of the modern Russian state, especially at the level of the Russian Federation subjects, to determine and justify the need for regulatory improvement and development of the new mechanisms of their cooperation with the authoritative administration. Methodology: while doing the research the author used the systematic approach to the theoretical problems of NPOs development at the national and regional levels. It allows to identify theoretical and methodological basis of the civil society study, defining the concept and content of the key institutions, highlighting legal regulation, structure, and also to reveal the main legal and institutional forms of modern non-profit organizations. Results: the author's position concerning the further development of forms of interaction between civil society and the state is reasoned in the article, problems in the modern organization of this process are also identified. Conclusion: the main principle of building relationships between the government and NPOs should become the principle of partnership existing between the state and civil society, between the bodies of state (regional) authorities and NPOs, aimed at the development of the third sector, of patriotism and of true democracy in the country.

Key-words: civil society, government, non-profit organizations, government, activity, interaction, management, partnership.

Источником государства выступают отдельные индивиды, которые являются Ч

субъектами гражданского общества и его институтов, стремящимися внести о

свой вклад в его политическую сферу в формах, предусмотренных законом. Су- К

ществование эффективного гражданского общества невозможно без государства, м

которое определяет границы зарождения и последующей эволюции обществен- I

ной жизни. Каждый гражданин так или иначе участвует в политической жизни №

и сталкивается с органами государственной власти, с которыми он периодически 1

вступает в связь. ^

В России существует множество форм взаимодействия институтов граждан- 7 ского общества с государством, к числу которых можно отнести публичные мероприятия, отзыв депутата, референдум, народную правотворческую инициативу, журналистское расследование, общественную экспертизу законопроектов, право на обращение. Так, например, Общественная палата выступает с ежегодными докладами о состоянии гражданского общества. Вместе с тем в настоящее время

в законодательстве отсутствует закрепление основных критериев оценки форм 53

взаимодействия, повышения эффективности и укрепления принципов партнерства гражданского общества и государства. Дальнейшее углубление совместной работы властных структур государства и институтов гражданского общества диктует необходимость решения данной проблемы и повышения статуса элементов гражданского общества.

Россия долгое время пребывала в статусе переходного государства, фундаментальной задачей которого является формирование общественно-политической системы, отвечающей требованиям демократически-развитого общества, в котором человек признается наивысшей ценностью. Анализ теории построения идеального гражданского общества по-прежнему актуален, что обусловлено неоспоримым фактом увеличения роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной.

Более того, в настоящее время важным направлением развития нашего государства стало укрепление партнерских отношений с институтами гражданского общества, а в некоторых случаях и обеспечение возможности передачи государством части своих полномочий и обязанностей в социальной сфере на неправительственные некоммерческие организации (НКО). Гражданское общество с развитой структурой его институтов, способных реально обеспечить реализацию, защиту основных прав граждан и участвовать в решении политических вопросов — неотъемлемый атрибут демократии.

Часто высказывается позиция о том, что России следует использовать опыт зарубежных стран в вопросе формирования и развития гражданского общества. й Представляется, что западные модели не могут прижиться и создать основу ? данного процесса без учета менталитета народа, а также политических, эконо-

сл

(11 мических, социальных и идеологических предпосылок формирования граждан-

g ского общества, которые исторически сложились в России. В качестве базовых

i характеристик гражданского общества принято выделять политическое, соци-

1 альное многообразие, взаимное желание власти и гражданских институтов на

го

J конструктивный диалог, толерантность, партнерские отношения со структурами

§ гражданской кооперации, законодательное закрепление всеобщих прав челове-

| ка, обеспечение идеологического плюрализма. Идеал гражданского общества

2 может быть достигнут только при демократически развитой политической ° структуре, где отношения между властью и гражданским обществом строятся « на основе публичного соглашения. Основной принцип осуществления демокра-| тических процедур — это публичность, которая предполагает обязательное

0 присутствие возможности для граждан оценить качество деятельности органов

1 государственной власти и влиять на принимаемые ими решения.

° Проблема взаимоотношения государства и человека — это проблема общества,

го

s его устройства, конструкции. Общество есть естественная «форма существования I биологического вида homo sapiens». Но общество — это и сфера реализации по-| литики государства, развития государственно-правовых явлений и закономерностей, т.е. государство и его институты «растворены» в обществе. Не существует ни одного общества, которое было бы абсолютно изолировано от государства. Выполнение общественных дел служит фактором становления и развития государства, которое впоследствии выступает механизмом урегулирования процессов, происходящих в обществе. Гражданское общество, как считают многие 54 исследователи, первично по отношению к правовому государству, так же как и

традиционное общество — по отношению к «доправовому» государству: сначала формируется гражданское общество, а уже потом на его основе создается правовое государство, а не наоборот.

По мнению Ю.Ю. Гладышевой, история развития государственных и правовых явлений показывает, что государство не занимает позицию наблюдателя и стремится так или иначе повлиять на процессы, происходящие в обществе, причем в достаточно активных формах [1, с. 52].

В идеале эффективное и демократически развитое гражданское общество призвано создавать условия и предпосылки для демократических, свободных, межличностных отношений, направленных на удовлетворение разнообразных интересов, потребностей общества и конкретного индивида. Такая процедура наделяет граждан политическими правами и свободами, которые отражены в законодательных актах и реализуются путем создания соответствующих представительных учреждений и органов государства — институтов гражданского общества.

М.Т. Баймаханов отмечает, что «процессы формирования гражданского общества и построения правового государства как бы подталкивают друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба этих процесса проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него» [2].

При определении механизма соотнесения государства и общества нельзя допускать слишком гипертрафированного преуменьшения или, наоборот, безмерной силы и роли государства по отношению к обществу и наоборот. Каждый из таких вариантов представляет угрозу для дальнейшего развития общества и существования государства.

Стоит согласиться с мнением Л.Ю. Грудцыной, согласно которому нельзя в принципе установить четкого различия между членом гражданского общества и гражданином государства, каждый из которых является одновременно членом семьи, частью гражданского общества и участвует в политической жизни общества, сталкиваясь при этом с государством в лице органов государственной власти. Гражданское общество рассматривается Гегелем как сфера понятия государства и именно как сфера его конечности. Как указывал К. Маркс (правда, в своих ранних произведениях), государство выступает для гражданского общества как его «внешняя необходимость». Невозможно существование гражданского общества вне рамок государства, которое благодаря нормам права определяет границы развития гражданского общества. Именно это создает предпосылки двуединства индивида как члена гражданского общества и как гражданина государства [3, с. 35].

Гражданское общество и государство — это социально-политические явления, которые объективно взаимосвязаны и взаимозависимы, тандем, в котором ведущее положение должно принадлежать гражданскому обществу. При недостаточном развитии институтов гражданского общества или отсутствии должных гарантий эффективности их деятельности нельзя говорить о наличии в таком государстве истинной демократии.

Опыт зарубежных стран доказывает пропорциональность существования гражданского общества и правового государства. Оба этих элемента создают друг для друга условия для укрепления взаимодействия, а не параллельного развития общества по отношению к государству.

В плюралистическом демократическом обществе, где сталкиваются нередко противоположные групповые и индивидуальные интересы, именно гражданские структуры принимают на себя функции посредника. Число организаций и людей, занятых в данной сфере, постоянно увеличивается.

Организационной основой гражданского общества выступает некоммерческий сектор. Неправительственные некоммерческие организации становятся катализатором реализации обратной связи между правительством и гражданами, что способствует развитию у них чувства патриотизма, ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления.

Современные НКО заняли нишу, связанную с предоставлением социальных услуг. Ими накоплены значительные потенциал, способности, система ресурсов (интеллектуальных, материальных, информационных и человеческих), которые применяются в ежедневной работе по увеличению эффективности социальных технологий, разработке новейших методов разрешения социальных проблем в тех секторах социальной сферы, где государство не может всесторонне осуществить свою социальную функцию. Сейчас на всех уровнях власти внимание государственных органов сконцентрировано на развитии форм обеспечения постоянного партнерского взаимодействия с институтами гражданского общества й и их законодательном закреплении. Государство старается предусмотреть новые ? и развивать уже созданные механизмы обеспечения сотрудничества с предста-3 вителями некоммерческого сектора с целью результативного решения вопросов | социально-экономического развития России и регионов.

I Преобладающими становятся идеи развития социального партнерства,

| основанного на равноправном сотрудничестве. Для эффективного претворения ! в жизнь положений социальных программ, реализуемых в России, отношения § между органами государственной власти, бизнесом и некоммерческим сектором | должны выстраиваться на базе принципов солидарности, сотрудничества и | партнерства с целью оптимизации совместных усилий в данном направлении. 'I Негосударственные некоммерческие организации далеко не всегда готовы взять | на себя роль, которую их зарубежные аналоги успешно выполняют в ряде стран. | Катализатором для построения истинной демократии с развитой структурой

институтов гражданского общества в современной реальности выступают технические инновации и информационно-коммуникационные технологии. В руках ё людей они стали инструментом выражения их мнения о политике государства § и происходящих явлениях, реализации возможности донесения до властных | структур и внедрения в жизнь гражданской инициативы. Наблюдается тенден-| ция перехода к новому уровню реализации гражданами их конституционных прав. Распространение Интернета расширяет права граждан путем предоставления моментального доступа к политико-правовой информации, увеличения возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств. Все эти процессы направлены на повышение гражданской активности и правовой культуры граждан Российской Федера-56 ции. Однако имеются и проблемы, обусловленные социально-психологическими

И.В. Кушнир • Некоторые тенденции развития института юридической ответственности

характеристиками многочисленной группы граждан, проживших большую часть своей жизни в советском социалистическом государстве. Их гражданская политическая культура, не может быть быстро и безболезненно сформирована после многовекового существования страны в условиях политической деспотии (абсолютная монархия) и тирании (тоталитарный режим И.В. Сталина). В этом смысле, «посткоммунистический синдром» порождает у большого количества граждан чувства беспомощности, безынициативности, пессимизма и политического отчуждения и в то же время надежду на выход из кризиса в виде сильной президентской власти, олицетворяемой в достойной личности харизматического типа.

Библиографический список

1. Гладышева Ю.Ю. Проблемы соотношения гражданского общества и государства, их взаимного функционирования // Общество и право. 2011. № 4. С. 51-54.

2. Ралько О.В. Правовое государство: переход от абстрактных понятий к конкретным характеристикам // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 5. С. 3-8.

3. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Роль информации в управлении гражданским обществом: философские и правовые аспекты // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 30-38.

References

1. Gladysheva Y.Y. Problems of Correlation of civil Society and State, Their Mutual Functioning // Society and law. 2011. N 4. P. 51-54.

2. Ralko O.V. Legal State: Transition from Abstract Concepts to Specific Characteristics // State power and local self-government. 2010. N 5. P. 3-8.

3. Grudtsyna L.Y., Lagutkin A.V. Role of Information in Administrating Civil Society: Philosophical and Legal Aspects // Journal of Russian law. 2014. N 10. P. 30-38.

УДК 340.114.7

И.В. Кушнир

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: статья посвящена некоторым тенденциям развития института юридической ответственности в законодательстве РФ. Констатируется, что на современном этапе развития общества проблема юридической ответственности стала мировоззренческой, что в свою очередь, предопределяет новые направления

© Кушнир Ирина Владимировна, 2017

Преподаватель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Kushnir Irina Vladimirovna, 2017

Teacher of law, Theory of state and law department (Saratov state law academy) 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.