УДК 616.314-089.28:378.147+378.180.6
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОБ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ С КУРСОМ ОРТОДОНТИИ
Аболмасов Н.Н., Адаева И.А., Верховский А.Е., Массарский И.Г., Пожилова Е.В., Ратникова С.П., Сердюков М.С., Статенина Е.А..
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. В статье описываются результаты анонимного анкетирования студентов и ординаторов на кафедре ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии, позволяющие оценить работу коллектива кафедры и применяемые методики с учетом мнения обучающихся.
Ключевые слова: анкетирование студентов, оценка качества учебного процесса.
ASSESSMENT OF DENTAL STUDENTS' OPINION ON THE TEACHING PROCESS AT THE DEPARTMENT OF ORTHOPEDIC DENTISTRY WITH COURSE OF ORTHODONTICS
AbolmasovN.N., Adaeva I.A., Verhovskiy A.E., Massarskiy I.G., Morozova G.A., Pozhilova E. V., Ratnikova S.P., Serdiukov M.S., Statenina E.A.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya str., Smolenks, Russia, 214019
Abstract. Results of the anonymous survey of students and post-graduates carried out at the Department of Orthopedic Dentistry with course of Orthodontics are discussed in the article. The findings make it possible to assess work of teaching staff of the department as well as educational techniques applied taking the students' opinion into consideration.
Key words: students' survey, assessment of quality of teaching process.
Актуальность
Высшее медицинское образование предполагает получение и освоение обучающимися определенного объема теоретических знаний и практических навыков [1,2].
Подготовка врача - стоматолога при освоении всех профессиональных дисциплин требует не только значительного внимания со стороны преподавателей во время разбора теоретического материала, но и соответствующего материально-технического оснащения профильных кафедр. Последнее связано с появлением и внедрением в повседневную практику большого спектра диагностического, лечебного, лабораторного оборудования. Немаловажное значе-
ние отводится самостоятельной работе студентов, которая может быть организована таким образом, чтобы при ее выполнении студент научился не только готовить реферативные сообщения, но и приобрел навыки, связанные с будущей профессиональной деятельностью, такие как дентальная фотографическая съемка или коммуникативное общение с пациентами и коллегами.
Профессорско-преподавательскому составу весьма важно знать мнение обучающихся по использованию проверенных временем или внедрению новых методик обучения, применяемых на кафедре [3].
Особенностью освоения модулей, включенных в программу изучения ортопедической стоматологии, является необ-
ходимость проведения клинико-лабораторных занятий, которые занимают до 40% всех аудиторных занятий, предусмотренных рабочей программой и ФГОС.
Во время лабораторной или клинической части занятия студенты имеют возможность отработать навыки по проведению клинических и лабораторных этапов изготовления различных протезов на моделях и специализированных фантомах. Учитывая тот факт, что прием пациентов студенты самостоятельно проводить не могут, вышеназванные технологии обучения имеют основополагающее значение для профессиональной подготовки врача-стоматолога.
Цель исследования
Оценить качество преподавания и значимость методик обучения на кафедре ортопедической стоматологии с курсом ор-тодонтии по результатам анонимного анкетирования.
Методика
Нами было проведено анкетирование 226 студентов 3, 4, 5-х курсов и 17 ординаторов с последующим анализом полученных данных. Вопросы анкеты (рис. 1) были согласованы с отделом качества образования, деканатом стоматологического факультета и отделом послевузовского образования.
Хноннмняя анкета дли студентов стоматологического факультета «Оценка качества преподавания на кафедре ортопедической стоматологии с курсом ортодонтип»
Оцените по 5-бальной шкале, насколько Вы удовлетворены различными сторонами уебного процесса на кафедре: Качество лекционного материала Ч баллов Качество теоретической части занятия Ч баллов
Качество клинической части занятия 3 баллов
3
б) ©
г)
4.
а)
б)
г)
5.
Качество лабораторной (зуботехнической) части занятия
баллов
Оцените по 5-бальной шкале значимость различных видов учебного процесса при изучении ортопедической
стоматологии:
Лекционного материала * баллов Теоретического разбора на занятии Ь баллов Демонстрации и самостоятельной работы на фантомах и пациентах _баллов
Демонстрации и самостоятельной работы в зуботехнической лаборатории баллов
Какой из видов самостоятельной работы, предлагаемой на кафедре, наиболее полезный (может быть несколько ответов): Подготовка и публичная защита презентации Моделирование зубов
Изучение контрольно-диагностических моделей Профессиональная (дентальная) фотография I? каком объеме, по Вашему мнению, необходимо изучать лабораторные этапы изготовления протезов? Достаточно теоретических знаний
Проведение наглядной демонстрации зубными техниками Демонстрация с последующей самостоятельной работой Нет необходимости в изучении Назовите 2-х лучших преподавателей
Назовите 2-х лучших техников
Рис.1. Образец заполненной анонимной анкеты для студентов стоматологического факультета и ординаторов кафедры.
Студентам 4 и 5-х курсов и ординаторам, кроме вопросов оценочного характера предлагалось назвать двух лучших преподавателей и зубных техников.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных результатов анкетирования показал, что студенты всех курсов и ординаторы высоко оценивают значимость лекционного материала, практических знаний и теоретической части, так-
же дана высокая оценка качеству указанных видов аудиторной работы, проводимой профессорско-преподавательским составом кафедры. В то же время анкетируемые не менее важным считают работу на фантомах и в зуботехнической лаборатории, но уровень проведения данных видов деятельности несколько ниже, чем теоретических занятий, что, по-видимому, связано с недостаточным уровнем материаль-
но-технического оснащения и невозможностью многократной отработки практических навыков.
Большинство обучающихся понимают необходимость проведения различных форм освоения теоретического и практического материала, но больше времени, по их мнению, необходимо уделять знаниям и навыкам, имеющим прикладное значение.
Таблица 1
Вопросы анкеты и средние значения или уровень значимости ответов студентов по курсам и ординаторов
Оцениваемый ответ 3-й курс (П=105) 4-й курс (П=71) 5-й курс (П=50) Ординаторы (П=17)
1. Оцените по 5 балльной шкале, насколько Вы удовлетворены различными сторонами учебного процесса на кафедре
Качество лекционного материала 4,1 4,7 4,7 3,9
Качество теоретической части занятия 3,7 4,2 4,4 3,5
Качество клинической части занятия 3,3 3,5 4,0 3,8
Качество лабораторной (зуботехнической) части занятия 3,4 3,9 3,9 3,0
2. Оцените по 5 балльной шкале значимость различных видов учебного процесса при изуче-
нии ортопедической стоматологии
Лекционного материала 4,0 4,3 4,4 4,7
Теоретического разбора 4,0 4,5 4,4 3,8
Демонстрации и самостоятельной работы на фантомах и пациентах 3,6 4,2 4,4 4,7
Демонстрации и самостоятельной работы в зу-ботехнической лаборатории 3,6 4,3 4,4 3,5
3. Какой вид самостоятельной работы, предлагаемый на кафедре, наиболее полезный (может быть несколько ответов), в %
Подготовка и публичная защита презентации 14,2 12,3 12,9 21,4
Моделирование зубов 41,9 34,4 32,1 28,6
Изучение контрольно-диагностических моделей 27,1 38,5 39,4 42,9
Профессиональная (дентальная) фотография 16,8 14,8 15,6 7,1
4. В каком объеме, по Вашему мнению, необходимо изучать лабораторные этапы изготовле-
ния протезов, (в %)
Достаточно теоретических знаний 4,3 6,0 1,6 0
Проведение наглядной демонстрации зубным техником 42,7 52,4 49,2 41,2
Демонстрация с последующей самостоятельной работой 51,3 40,4 49,2 58,8
Нет необходимости в изучении 1,7 1,2 0 0
По результатам данной анкеты нам также удалось оценить наиболее «популярных» преподавателей и зубных техников (по этическим соображениям фамилии не указываются).
Заключение
Таким образом, анонимное анкетирование обучающихся позволяет оценить уровень преподавания, значимость различных видов аудиторной и самостоятельной работы, выявить сильные и слабые стороны
работы всего коллектива и отдельных со- проведению SWOT-анализа учебно-
трудников, предупредить возможные рис- методического процесса и позволяет пла-
ки и провести необходимую коррекцию нировать цель и задачи педагогической
методического обеспечения учебного про- деятельности коллектива в системе ме-
цесса с учетом мнения обучающихся. По- неджмента качества образования. следнее значительно облегчает работу по
Литература
1. Коломиец, О.М. Психолого-педагогические условия повышения уровня подготовки студентов-медиков [Текст]. Русский медицинский журнал. - 2011. - № 18. - С. 11221125.
2. Мандриков, В.Б., Вершинин, М.А. Проектирование педагогических технологий в учебном процессе [Текст]. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2005. - № 1. - С. 78-84.
3. Поройский, С. В., Крайнов, С.В., Попова, А.Н. и др. Индивидуализированный подход к оценке знаний студентов-медиков как способ мониторинга учебного процесса [Текст]. Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2014. - № 2. - С. 5-9.