Научная статья на тему 'Обеспечение качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии как основа успеха подготовки врачей-стоматологов'

Обеспечение качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии как основа успеха подготовки врачей-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МАНУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СПЕЦИАЛИСТ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MANUAL SKILLS / THE DENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасева В. В., Жолудев С. Е.

Студентами-стоматологами производственной практики по ортопедической стоматологии в современных условиях. Особое внимание уделено вопросам качества учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасева В. В., Жолудев С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSURANCE OF THE QUALITY OF THE MANUFACTURING PRACTICE FOR PROSTHETIC DENTISTRY STUDENTS AS THE BASIS OF SUCCESS FOR THE TRAINING OF STOMATOLOGISTS

This article describes the peculiarities of passing by students-dentists the manufacturing practice at prosthodontics in modern conditions. Particular attention is paid to the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии как основа успеха подготовки врачей-стоматологов»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ КАК ОСНОВА УСПЕХА ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Карасева В В

к.м.н., доцент кафедры ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО УГМА, г. Екатеринбург, ortoped_stom@mail.ru

Жолудев С . Е .

д.м.н., профессор, зав. кафедрой ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО УГМА, г. Екатеринбург, ortoped_stom@mail.ru

Резюме

В статье отражены особенности прохождения студен-тами-стоматологами производственной практики по ортопедической стоматологии в современных условиях. Особое внимание уделено вопросам качества учебного процесса.

Ключевые слова: качество образовательного процесса, профессиональные компетенции, мануальные навыки, специалист, стоматологическое образование.

ASSURANCE OF THE QUALITY OF THE MANUFACTURING PRACTICE FOR PROSTHETIC Dentistry STUDENTS AS THE BASIS OF SUCCESS FOR THE TRAINING OF STOMATOLOGISTS

Karaseva V.V., Zholudev S.E.

The summary

This article describes the peculiarities of passing by students-dentists the manufacturing practice at prosthodontics in modern conditions. Particular attention is paid to the quality of the educational process.

Keywords: quality of education, professional competence, manual skills, the dental education.

Производственная практика (1111) является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки врачей-стоматологов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся в медицинском вузе. Структура и продолжительность производственной практики определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Цель учебной практики - формирование общекультурных и профессиональных навыков и компетенций, закрепление ранее приобретенных навыков и освоение практических умений из рекомендуемого учебной программой перечня [1, 4].

Цель ПП такая же, как и практического занятия, - формирование умения применить знания в реальной ситуации, но практика имеет и некоторые существенные отличия. На практическом занятии преподаватель и студент имеют возможность общаться постоянно, а на ПП могут получить консультацию эпизодически или (иногородние студенты) только перед началом практики или в сети Интернет. Таким образом, обучение на ПП в большей мере основано на самостоятельной работе студентов, где они встречаются с реальной деятельностью врача.

ПП по ортопедической стоматологии проводится по окончании IV курса в качестве помощника врача стоматолога-ортопеда. К этому моменту студентами пройдены основные методы ортопедической реабилитации пациентов с дефектами твердых тканей зубов, частичной и полной потерей зубов, а также заболеваниями пародонта. Практика студентов преследует цель расширить теоретические знания и приобрести практические навыки по

профессиональной подготовке будущего врача по ортопедической стоматологии. Главная ее задача

- закрепить теоретические знания, приобрести умения и практические навыки для самостоятельного выполнения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Выполнению поставленных ПП задач способствует то, что проводится она после курсового экзамена, т.е. когда студенты имеют достаточно высокий исходный уровень теоретических знаний и опре-

деленный набор практических навыков. Важно. что допускаются к ПП только те студенты, которые успешно прошли этот рубеж.

Студент, выполняющий функцию помощника врача стоматолога-ортопеда, должен научиться формулировать диагноз в соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ10 - 3С), проводить обследование и составлять план лечения больного в ортопедической стоматологической клинике. Прохождение ПП позволяет в реальных условиях ознакомиться с организацией ортопедической стоматологической помощи населению. Совместная работа с непосредственным руководителем - опытным врачом стоматологом-ортопедом позволяет расширить представления об объемах квалифицированной ортопедической помощи при дефектах коронок зубов, частичных дефектах и деформациях зубных рядов, полной потери зубов, а также о подготовительных лечебных мероприятиях в полости рта перед проведением зубного протезирования больных.

Преподаватели кафедры (кураторы практики) осуществляют информационное, научно-методическое и педагогическое сопровождение в ходе учебной практики [2].

Организация производственной практики студентов IV курса отражена в «Дневнике производственной практики по ортопедической стоматологии в качестве помощника врача сто-матолога-ортопеда», «Методическом пособии по ведению дневника и сдаче зачета по производственной практике по ортопедической стоматологии студентами стоматологического факультета в качестве помощника врача стоматолога-орто-педа», «Методическом пособии по проведению производственной практики студентов IV курса стоматологического факультета по ортопедической стоматологии в качестве помощника врача стома-толога-ортопеда (для профессорско-преподавательского состава и врачей-стоматологов, руководящих практикой)» [3]. В данных изданиях определены цели, содержание и методы реализации процесса обучения студентов во время производственной практики по ортопедической стоматологии.

Разработаны ситуационные задачи для аттестации студентов по разделу «производственная практика», которые включают в себя описание клинических случаев и требуют от студента постановки диагноза, описание этапности манипуляций, знание этапов изготовления разных видов протезов и т.д. Таким образом, при итоговой аттестации объединяются теоретические знания и практические навыки и умения.

Подготовка к проведению ПП на кафедре начинается в конце осеннего семестра. Пересматривается и дополняется согласно требованиям программы практический минимум, выясняются пожелания студентов о месте прохождения практики (дома или по месту учебы), преподаватели заключают договоры с клиническими базами, уточняют количество рабочих мест, совместно с главврачами подбирают руководителей практики. Перед ПП руководители практики проводят общее собрание студентов, на котором до их сведения доводятся задачи практики, правила заполнения учетной и отчетной документации, проведение итогового зачета.

К производственной практике в июле 2012 г. было допущено 118 человек. Подавляющее число студентов выбрали производственные базы в г. Екатеринбурге - 100 чел. (84,7%), а в городах Свердловской области (Н. Тагиле, К.-Уральском, Первоуральске, В. Пышме) прошли ПП всего 18 человек (15,3%) (рис. 1).

В качестве клинических баз использованы государственные стоматологические учреждения -52 чел. (44%) и частные структуры - 66 чел. (56%). В Екатеринбурге только 39 человек (39%) проходили ПП в госучреждениях, большинство же - в частных стоматологических учреждениях - 61 человек (61%). Это отрадный факт, поскольку в госучреждениях в летнее время большинство специалистов (ортопедов и зубных техников) уходят в отпуск. В городах области обратное соотношение - 13 человек (72%) в государственных и 5 человек (28%) - в частных стоматологических учреждениях (рис. 2).

В период прохождения производственной практики студенты осваивают заполнение таких учетно-отчетных документов, как «Дневник учета работы врача стоматолога-ортопеда» (учетная форма №039-4у), «Листок ежедневного учета работы врача стоматолога-ортопеда (учетная форма №037-1у), технический наряд-заказ на выполнение зуботехнической конструкции.

Выполняя обязанности помощника стомато-лога-ортопеда, студенты, обучаясь сами, активно

Рис. 1. Распределениестудентов поместу прохожденияПП

Проблемы стоматологии / Actual момш or stoiatoloci

2012. СТ!

□ госучреждения

60%

40%

20%

0%

частные

72%

всего г. Екатеринбург Свердловская

обл.

Рис . 2 . Соотношение клинических баз ПП в зависимости от формысобственности

помогают врачу в ведении документации, подборе нужных инструментов и слепочных ложек, замешивании оттискных материалов, стерилизации инструментов, ассистируют «в четыре руки» при приеме пациентов и т.д. (рис. 3).

Организация и про ведение производственной практики у студентов стоматологического факультета имеют свои сложности. Они обусловлены высокой требовательностью пациентов к обеспечению, сохранению и поддержанию стоматологического здоровья, негативным отношением к проведению ортопедического лечения студентами

на платной основе. Поэтому только безупречное качество лечения с клинической точки зрения со стороны врачей и студентов и соответствующие ему гарантии, повышение ответственности непосредственных руководителей практики и стоматологических учреждений за качество оказываемой студентами ортопедической помощи позволят обеспечить полноценное прохождение производственной практики в условиях переполненного рынка стоматологических услуг. Несмотря на это, студентам довелось принимать пациентов на этапах протезирования зубов, выполняя различные манипуляции под чутким руководством опытных врачей. Особенно радует, что первые шаги большинство студентов делают на клинических базах, оснащ енных по последнему слову техники (рис. 4.)

Отрадно отметить, что у многих студентов интерес к протезированию зубов вышел за рамки лечебных кабинетов и они нашли время во время прохождения ПП посетить и поработать в зуботехнических лабораториях. Знание технических этапов изготовления протезов позволяет осознанно проводить клинические этапы, а также ценить и уважать труд зубного техника, без которого ортопедический прием не представляется возможным. Студенты с удовольствием (среди них много

Рис . 3 .Этапы работы студентов - помощников стоматолога-ортопеда

Рис. 4. Студенты участвуют в приеме пациентов _ ’ 1^

девушек) отливали оттиски, подрезали гипсовые модели, изготавливали восковые базисы, делали постановку искусственных зубов, моделировали цельнолитые каркасы, полировали протезы, проводили параллелометрию и т.д. (рис. 5).

За время прохождения практики по ортопедической стоматологии студенты не только учатся, но и помогают практическому здравоохранению в проведении санитарно-просветительской работы среди пациентов: проводят беседы и выпускают санбюллетени. Только в 2012 году было прочитано 52 лекции и выпущено 47 красочных бюллетеней (в т.ч. типографским способом). Наиболее частыми темами стали: «Протезирование металлокерамическими протезами», «Протезирование на имплантатах», «Виды съемных протезов», «Особенности

ухода за протезами», «Гигиена полости рта лиц, пользующихся зубными протезами» и др. (рис. 6).

Студенты с гордостью отмечали, что те бюллетени, которые высоко оценены руководителями практики, вывешены на видном месте в клинике для всеобщего обозрения. В ортопедическом отделении стоматологической клиники УГМА также ежегодно обновляется (пополняется) наглядная информация для пациентов, выполненная студентами за время производственной практики. За «творчество» (мультимедийные презентации, лекции, санитарные бюллетени) студенты получают дополнительные баллы.

В УГМА разработан единый принцип требований при аттестации студентов по ПП, позволяющий наиболее полно оценить результат обучения. Аттестация проводится по следующим формам:

Рис . 5. Студенты-практиканты в зу6отєхничєской лаборатории

Рис . б .Участие студентов-практикантов в санпросветработе

1. Собеседование по дневнику производственной практики, который отражает объем выполненной студентом работы. Методика проведения зачета заключается не в оценке теоретических знаний, а в оценке практических умений путем воспроизведения алгоритма выполнения действий (например, местной инфильтрационной анестезии); обоснования диагноза по записям в дневнике практики, обоснования выбора лечения по перечню практических умений (в данном случае интеллектуальных) или поэтапного выполнения самого действия (подобрать слепочную ложку, подготовить оттискной материал или набор инструментов для препарирования зубов, оценить рентгенограмму, перечислить манипуляции при определении центрального соотношения челюстей и т.д.). При этом форма участия студента может быть различной: от присутствия и наблюдения до самостоятельного выполнения обследования или какой-либо манипуляции.

2. Демонстрация навыков, предусмотренных программой. Реально оценить умение можно только в самом действии на муляже или в воспроизведении алгоритма действия. Принципиально важно, что оценивается не дневник, а соответствие написанного там реальным знаниям и умениям студента, т.е. умению применять знания в решении профессиональных задач. Профессиональная задача - это реальный пациент, запись о курации которого проводится в дневнике-журнале по производственной практике.

На кафедре ортопедической стоматологии УГМА доказательной базой прохождения ПП

Рис . 7. Отчеты студентов по ПП

Рис. 8. Результаты аттестации по производственной практике

и демонстрации мануальных навыков являются многочисленные мультимедийные презентации, подготовленные студентами во время прохождения практики (это особенно актуально для тех, кто проходил ее в др. населенных пунктах) (рис. 7).

3. Выполнение тестовых заданий, позволяющих определить степень готовности студента выполнить те или иные действия. Принципиально важно, что акцент делается на проверку тех знаний, которые отражают уровень умений [2].

Обязательным условием для аттестации является наличие положительной характеристики на студента, написанной руководителем ПП.

Аттестацию по производственной практике получили все 118 студентов. Средний балл оказался достаточно высоким и составил 4,8: с оценкой «отлично» - 98 человек (83%), «хорошо»

- 18 человек (15%) и «удовлетворительно» - всего 2 человека (2%) (рис. 8).

Такой высокий результат, помимо хорошо организованной практики, объясним тем, что многие студенты - 50% (44% - мужчины и 54% - девушки) вынуждены совмещать учебу в вузе с работой. Отрадно, что большинство из них - 37% (24% -мужчины и 46% - девушки) работают ассистентами стоматолога, т.е. непосредственно в той сфере (а возможно в том месте), где им предстоит работать в будущем (рис. 9).

Не могут не радовать результаты мониторинга мнения студентов об уровне обучения на стоматологическом факультете УГМА. На вопрос о динамике изменения мнения о специальности у 66% опрошенных за время обучения в вузе мнение о выбранной профессии улучшилось (60% мужчин и 69% - женщин), у 23% осталось прежним (24% мужчин и 23% - женщин) и появилось разочарование у 11% (16% мужчин и 8% - женщин) (рис. 10).

Эти цифры свидетельствуют в значительной мере о сознательном выборе будущей профессии нашими выпускниками, сформированном в семье, школе, медицинском колледже в процессе непрерывного образования, и иллюстрируют достаточно серьезную социально-профессиональную ориентацию выпускников стоматологического факультета УГМА.

Помимо этого, кафедра ортопедической стоматологии УГМА в текущем году возродила необоснованно утраченный положительный опыт работы с практическим здравоохранением в виде лекций для врачей АНО «Стоматология» города Екатеринбурга, прочитанные преподавателями -руководителями 1111. На лекциях, кроме студентов и клинических ординаторов, присутствовало около 50 стоматологов разных специальностей (рис. 11).

Темы лекций для врачей были определены на стыке специальностей: «Специальная подготовка полости рта перед протезированием», «Хирургическая подготовка многокорневых зубов перед протезированием», «Заболевания полости рта, вызванные зубными протезами». Все слушатели проявили большой интерес к услышанному, живо участвовали в дискуссии и выразили пожелание сделать подобные встречи регулярными. По итогам этой работы администрация лечебных учреждений направила благодарственные письма руководству академии.

Выводы

Обучение студентов-стомато-логов на производственной практике по ортопедической стоматологии позволяет приобретать будущим специалистам профессиональную мобильность, позволяет закреплять те мануальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности, предоставляет возможность адаптироваться в сложных реалиях жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богословская Л. В. Методические подходы к оцениванию результатов производственной практики в медицинском вузе / Современные педагогические технологии оценивания учебных достижений в медицинском вузе. Мат. рег. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 27 янв. 2010 г., ч. 1.

- С. 31-34.

2. Жолудев С.Е. Педагогические аспекты обеспечения качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии / В.В.Карасева, Ю.В.Димитрова / Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Мат.третьей межрегиональной конференции с международным участием. - Екатеринбург, 23 янв. 2013 г.// Екатеринбург. - «Издательство УГМА». - 2013. - С. 382-387.

3. Жолудев С. Е. Особенности организации самостоятельной работы студентов на профильной стоматологической кафедре в современных условиях / С.Е.Жолудев, В.В.Карасева, В.А.Стрижаков // Проблемы стоматологии. - 2013. - №1. - С. 67-70.

4. Маренкова М.Л. Программа международного обмена студентов-стоматологов

- неотъемлемая часть современного образовательного процесса / М.Л.Маренкова, А.В.Абдуллаев // Проблемы стоматологии.

- 2012. - №5. - С. 74-76.

56% 54%

всего мужчины женщины

Рис. 9.Результатыинтервьюированиястудентов о совмещении работы и учебы в вузе

I ухудшилось

11% ВСЕГО

] осталось прежним 23%

МУЖЧИНЫ

Рис.Ю.Ди намика изменени я мнения о специальности в процессе обучен

ЖЕНЩИНЫ

студентов ия (в %)

Рис . 11 .Лекции для практических врачей, проводимые преподавателями, руководителями ПП

прежним

24%

ухудшилось

8%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.