Научная статья на тему 'Ожидания студентов и реалии учебного процесса на кафедре ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии'

Ожидания студентов и реалии учебного процесса на кафедре ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / СТОМАТОЛОГИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / SERVEY / DENTISTS / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аболмасов Н. Н., Ковальков В. К., Массарский И. Г., Куфтырев Д. А., Тымань И. С.

В статье приводятся результаты анкетирования студентов 4 и 5 курсов стоматологического факультета, в котором респонденты оценили работу коллектива кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии по теоретической и практической подготовке как хорошую. Выявлена необходимость уделять больше внимания освоению профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аболмасов Н. Н., Ковальков В. К., Массарский И. Г., Куфтырев Д. А., Тымань И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENT’S EXPECTATIONS AND REALITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PROSTHETIC DENTISTRY WITH ORTHODONTICS COURSE

The article presents the results of a survey of students of 4 and 5 courses of the faculty of dentistry, in which respondents assessed the work of the staff of the Department of prosthetic dentistry with orthodontics course in theoretical and practical training as good. The necessity to pay more attention to the development of professional skills is revealed.

Текст научной работы на тему «Ожидания студентов и реалии учебного процесса на кафедре ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии»

КРАТКО

УДК 616.314-089.28(07.07)

ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ И РЕАЛИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ С КУРСОМ ОРТОДОНТИИ Аболмасов Н.Н., Ковальков В.К., Массарский И.Г., Куфтырев Д.А., Тымань И.С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме. В статье приводятся результаты анкетирования студентов 4 и 5 курсов стоматологического факультета, в котором респонденты оценили работу коллектива кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии по теоретической и практической подготовке как хорошую. Выявлена необходимость уделять больше внимания освоению профессиональных навыков. Ключевые слова: анкетирование, стоматологи, качество образования.

THE STUDENT'S EXPECTATIONS AND REALITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PROSTHETIC DENTISTRY WITH ORTHODONTICS COURSE Abolmasov N.N., Kovalkov V.K., Massarsky I.G., Kuftyrev D.A., Timan I.S.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy st., 28

Summary. The article presents the results of a survey of students of 4 and 5 courses of the faculty of dentistry, in which respondents assessed the work of the staff of the Department ofprosthetic dentistry with orthodontics course in theoretical and practical training as good. The necessity to pay more attention to the development of professional skills is revealed. Key words: servey, dentists, quality management.

Подготовка врачей-стоматологов в Смоленском медицинском вузе осуществляется уже 55 лет со дня организации факультета в 1963 году. Можно с уверенностью сказать, что за это время сложилась собственная стоматологическая школа подготовки научных и практических кадров, широко представленных в образовательной и профессиональной среде многих регионов России [5].

Востребованность стоматологического факультета СГМУ последнее десятилетие значительно растет [4]. С одной стороны, это можно объяснить популярностью профессии, но с другой, на стоматологический факультет приходят учиться второе и даже третье поколение детей-выпускников предыдущих лет. Желание связать свою жизнь с профессиональным стоматологическим сообществом, получая образование в Смоленске, вызвано тем, что за эти пять с половиной десятилетий профессорско-преподавательским составом вуза, в том числе и выпускающих кафедр стоматологического факультета, были созданы условия для получения хорошей практической подготовки выпускников, способных после завершения образовательной программы к практической работе. К сожалению, в последние годы складывается тенденция снижения уровня теоретической и практической подготовки стоматологов [3]. Причинами этого являются бесконечные реформы образовательной деятельности,

а также ухудшение материально-технического оснащения учебного процесса [2].

Для того, чтобы оценить уровень теоретической и практической подготовки, внести коррективы для исправления ситуации, чтобы ожидания абитуриентов соответствовали тому качеству образования, которое они надеялись получить, мы провели анкетирование студентов 4 и 5 курсов стоматологического факультета.

Целью анкетирования явилась оценка студентами уровня их теоретической подготовки, материально-технического состояния кафедры, профессиональных навыков, получаемых в рамках освоения отдельных модулей, преподаваемых на кафедре, качества производственной практики и соответствие ожиданий при поступлении реальной ситуации.

В анкетировании принимали участие студенты, обучающиеся на 4 и 5 курсах, то есть последних 2 лет обучения, иными словами, те студенты, которые более чем на 75% освоили образовательную программу и могут объективно высказать свое мнение о качестве образовательного процесса. Анкетирование проводилось анонимно, и общее число респондентов составило 216 человек, из них 113 студентов 4 курса и 103 - 5 курса. В анкете (образец прилагается) были предложены 7 (для 4 курса) или 8 (для 5 курса) вопросов с выставлением балла от 1 до 10, и один вопрос (рис. 1), позволяющий оценить качество преподавания отдельных модулей.

Анкета для студентов 5 курса кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии СГМУ (2017/2018 уч.год)

№ Оцениваемый показатель Оценка по 10-балльной шкале

1 Оцените в целом работу коллектива кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии по теоретической подготовке студентов

2 Оцените в целом работу коллектива кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии по практической подготовке студентов

3 В какой степени уровень преподавания практических навыков на кафедре соответствует Вашим ожиданиям?

4 Как Вы оцениваете уровень материально-технического оснащения кафедры?

5 Оцените практическую часть занятия, проводимую преподавателями кафедры (лечебный кабинет)

6 Оцените практическую часть занятия, проводимую зубными техниками (зуботехническая лаборатория)

7 Оцените пройденную Вами производственную практику в качестве помощника врача-стоматолога ортопеда и ее значение для освоения практических навыков

8 Оцените, на сколько Вы готовы (будете готовы) по окончании ВУЗа к самостоятельной работе по проведению несложного ортопедического лечения

9. Назовите модуль (обведите соответствующую букву), преподаваемый на кафедре, который наиболее раскрыт с практической стороны: A) Простое протезирование (протезирование зубов) Б) Сложное протезирование (протезирование зубных рядов, патологическаястираемость, заболевания пародонта) B) Протезирование при полной потере зубов Г) Имплантология Д) Гнатология

В анкете для студентов 5 курса имелся вопрос по уровню обеспечения производственной практики в качестве помощника стоматолога-ортопеда, которую они проходят после 8 семестра.

Результаты статистической обработки анкет

Рис.1.Анкетадля студентов5курса

по балльным вопросам студентов 4 и 5 курсов представлены в таблице 1. Можно констатировать, что студенты 4 и 5 курсов практически одинаково оценивают качество своей теоретической подготовки (различие статистически недостоверно, p>0,5).

Таблица 1.

Результаты анкетирования студентов 4 и 5 курсов

Номер вопроса Среднее значение (балл) 4 курс Среднее значение (балл) 5 курс Среднее значение (балл) 4 и 5 курс

1 7,60±0,57 7,63±0,48 7,62±0,51

2 5,93±0,46 6,81±0,38 6,37±0,44

3 5,84±0,51 4,73±0,41 5,29±0,49

4 6,30±0,35 5,59±0,52 5,95±0,50

5 6,90±0,59 5,70±0,33 6,30±0,47

6 8,15±0,68 7,32±0,43 7,74±0,58

7 - 7,04±0,62 7,04±0,62

8 5,25±0,36 5,35±0,21 5,30±0,32

Наиболее высокий балл получен при оценке уровня теоретических знаний и практической части занятия, проводимой преподавателями совместно с зубными техниками кафедры (вопросы 1 и 6 анкеты - по двум курсам этот показатель составил 7,62 и 7,74 балла соответственно). Студенты обоих курсов оценили данные разделы подготовки как хорошие. В целом удовлетворительно оцениваются уровень материально-технического оснащения кафедры (вопрос 4 - 5,95 баллов из 10) и качество преподаваемых практических навыков во время клинической части занятия (вопрос 5 - 6,3 балла в среднем по двум курсам). Также достаточно низкими являются результаты при ответе на вопрос о том, насколько представление об учебном процессе у студентов соответствуют проводимому на кафедре образовательному процессу (вопрос 3) - общий балл по 4 и 5 курсам составил 5,29. В итоге свою готовность к самостоятельной работе по выполнению несложного ортопедического лечения (вопрос 8), что и предусмотрено ФГОС подготовки врача-стоматолога, студенты обоих курсов оценивают в 5,3 балла, что с нашей точки зрения является низким показателем.

Достаточно интересны данные о качестве преподавания по модулям, которые с точки зрения студентов наиболее хорошо оснащены в материально-техническом плане и раскрыты сотрудниками кафедры (преподавателями и зубными техниками) с практической стороны. Наибольшее число студентов, а именно: 55 и 46 человек на 4 курсе и 37 и 46 студентов среди пятикурсников отметили, что это модули «Простое протезирование» и «Протезирование при полной потере зубов». Это, по нашему мнению, связано с тем, что в рамках преподавания этих дисциплин две трети занятий являются клинико-лабораторными, проходящими при постоянном взаимодействии преподавателя и зубного техника. Кроме этого, данные модули неплохо оснащены фантомами, и студенты имеют возможность самостоятельно выполнять или участвовать в проведении клинических и лабораторных этапов изготовления протезов.

Значимость и уровень проведения производственной практики в качестве помощни-

ка стоматолога-ортопеда студентами 5 курса оценивается 7,3 балла, что можно рассматривать как хороший показатель. Тем не менее, при личных беседах со студентами, а также по мнению преподавательского состава кафедры продолжительность практики стоит увеличить и вернуться, как это было в рамках предыдущего ФГОСа, к 3-недельному варианту [1].

Заключение

Проведенное анкетирование показало, что студенты оценивают свою теоретическую подготовку в вузе как хорошую. Однако в целом готовность к самостоятельной работе и соответствие своего уровня подготовки тем ожиданиям, которые были при поступлении, оцениваются достаточно низко. Тем не менее, есть положительные, по нашему мнению, моменты, которые определенно показывают, какие следует принимать меры для улучшения ситуации. Для этого необходимо уделять больше внимания освоению профессиональных навыков, увеличить число клинико-лабораторных занятий, улучшить материально-техническое оснащение модулей, преподаваемых в 8-10 семестрах, увеличить продолжительность производственной практики.

Если такие мероприятия не будут проведены в ближайшее время, то с каждым годом практическое здравоохранение будет получать все больше врачей с низким уровнем подготовки. Попав в лечебные стоматологические учреждения различных форм собственности, они будут формировать негативный образ выпускника стоматологического факультета Смоленского медицинского университета как в глазах работодателя, так и пациента. В дальнейшем это приведет к уменьшению числа абитуриентов, а впоследствии - и врачей, обращающихся в вуз для получения дополнительного профессионального образования. В связи с вышесказанным необходимо провести неотложные меры по улучшению и расширению материальной базы, чтобы уровень практической подготовки выпускников соответствовал высокому уровню педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аболмасов Н.Н. Методика оценки результатов производственной практики студентов на клинических кафедрах на примере кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии // И.А. Адаева, В.К. Ковальков, А.Н. Кузьменков, Г.А. Морозова / Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 38-41.

2. Мещерякова, М.А. Технология профессионально ориентированного обучения в медицинских вузах / Учебное пособие системы послевузовского образования для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». - М., 2008. - 99 с.

3. Мурзова Т.В. Проблемы последипломного образования специалистов стоматологического профиля по результатам социологического исследования врачей-стоматологов // С.И. Гажва, И.В. Постнова / Российская стоматология. - 2011. -№ 5. - С. 27-29.

4. Правдивцев В.А. Престиж профессии врача и его роль в формировании профессионально значимых качеств личности студента // А.В. Евсеев, М.А. Евсеева / Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13. -С. 66-69.

5. Цепов Л.М. Стоматология как основное звено интеграции специалистов различного профиля// Н.Н. Аболмасов, Н.В. Гинали, А.С. Забелин / Вестник Смоленской государственной медицинской академии (К 90-летию СГМА). -2010. - № 2. - С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.