Научная статья на тему 'Изучение мнения руководителей образовательных учреждений о готовности выпускника педагогического вуза ксоциальному партнёрству'

Изучение мнения руководителей образовательных учреждений о готовности выпускника педагогического вуза ксоциальному партнёрству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ ВЫПУСКНИКА / ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНЁРСТВУ / PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL GRADUATE / HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES AND SKILLS OF THE GRADUATE / READINESS FOR SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созонова С. Д.

В работе определены профессиональные и личностные качества и навыки выпускника вуза, формирующие готовность к установлению партнёрских отношений в современном образовательном пространстве, описано изучение предъявляемых требований работодателей-руководителей образовательных учреждений к выпускникам педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Созонова С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS HEADS' OPINION ABOUT READINESS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL GRADUATES FOR SOCIAL PARTNERSHIP

This work defines both professional and personal qualities and skills of high school graduate that form readiness for partner relations establishment in modern educational space. The given article describes studying of educational institutions employers-heads' requirements to graduates of pedagogical high school.

Текст научной работы на тему «Изучение мнения руководителей образовательных учреждений о готовности выпускника педагогического вуза ксоциальному партнёрству»

увеличилось незначительно: с 40% до 47%, а количество всех ной динамики развития детских взаимоотношений в эксперимен-

отрицательных выборов осталось прежним 67%. Также не изме- тальном классе, о формировании благоприятного эмоциональ-

нилось количество взаимных выборов и отклонений: 20% и 33% ного фона в классе за счет целенаправленной работы по форми-

соответственно, индекс групповой сплоченности остался на пре- рованию представлений о качествах личности в процессе вне-

жнем низком уровне. Полученные данные свидетельствует о не- классного чтения. Разработанная нами обучающая методика ока-

благополучном состоянии психологического климата в данном

классе, наличии конфликтных ситуаций и недоброжелательного зала положительное влияние на формирование нравственных

эмоционального фона в контрольной группе. понятий, развитие благоприятных межличностных отношений и

Результаты контрольного эксперимента, проведенного в двух оптимального психологического климата в классе слабослыша-

параллельных классах, свидетельствуют о наличии положитель- щих младших школьников.

Библиографический список

1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.

2. Красильникова, О.А. Развитие младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. - СПб, 2005.

3. Никитина, М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. - М., 1991.

4. Гайдова, Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед.

наук. - М., 2005.

Bibliography

1. Bogdanova, T.G. Surdopsikhologiya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.

2. Krasiljnikova, O.A. Razvitie mladshikh slaboslihshathikh shkoljnikov na urokakh literaturnogo chteniya. - SPb, 2005.

3. Nikitina, M.I. Uroki chteniya v shkole dlya slaboslihshathikh deteyj. - M., 1991.

4. Gayjdova, Yu.V. Formirovanie mezhlichnostnihkh otnosheniyj deteyj s narusheniem slukha mladshego shkoljnogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 24.02.2012

УДК 37.01

Sozonova S.D. STUDYING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS HEADS' OPINION ABOUT READINESS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL GRADUATES FOR SOCIAL PARTNERSHIP. This work defines both professional and personal qualities and skills of high school graduate that form readiness for partner relations establishment in modern educational space. The given article describes studying of educational institutions employers-heads' requirements to graduates of pedagogical high school.

Key words: pedagogical high school graduate, heads of educational institutions, professional and personal qualities and skills of the graduate, readiness for social partnership.

С.Д. Созонова, соискатель учёной степени канд. пед. наук каф. педагогики Тобольской гос. социальнопедагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, Е-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНРСТВУ

В работе определены профессиональные и личностные качества и навыки выпускника вуза, формирующие готовность к установлению партнёрских отношений в современном образовательном пространстве, описано изучение предъявляемых требований работодателей-руководителей образовательных учреждений к выпускникам педагогического вуза.

Ключевые слова: выпускник педагогического вуза, руководители образовательных учреждений, профессиональные и личностные качества и навыки выпускника, готовность к социальному партнёрству.

На современном этапе развития общества рыночные отношения спроса и предложения из сферы экономики плавно распространились в сферу образования. Не только образовательное пространство, но и сам процесс подготовки молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений, стал формироваться и претерпевать изменения под влиянием спроса руководителей образовательных учреждений на молодых специалистов. Сегодня в педагогике много говорится о том, что спрос на рынке образовательных услуг формирует предложение, что он порождает необходимость реформирования, модернизации всего процесса подготовки будущих учителей. Несмотря на это до сих пор остаются не совсем понятными ответы на вопросы: Какой специалист требуется современной школе? Каким именно его хотят видеть работодатели-руководители образовательных учреждений? Что необходимо изменить в организации процесса подготовки молодых специалистов, чтобы они стали конкурентоспособными уже сегодня?

Мы считаем целесообразным, изучить спрос работодателей-руководителей образовательных учреждений на выпускников педагогического вуза. Для этого нами было организовано анкетирование, которое поможет представить реальную картину того, какими знаниями, качествами и навыками, с точки зрения работодателя, должен обладать выпускник вуза при трудоустройстве на работу, а также позволит определить, в каком специалисте нуж-

даются руководители образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели нами были разработаны вопросы анкеты «Выпускник педагогического вуза глазами работодателя» [1; 2; 3]. Подобного рода анкеты в настоящее время разрабатываются во многих российских вузах, так как в современных условиях всё более требовательными и избирательными к будущим своим сотрудникам стали работодатели в лице директоров средних общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и досуга.

Сложность в том, что очень трудно подобрать и сформулировать корректные и в тоже время конкретные вопросы для определения знаний, умений и качеств, которыми должен обладать выпускник педагогического вуза, по мнению работодателей, при трудоустройстве в образовательные учреждения.

На вопросы анкеты «Выпускник педагогического вуза глазами работодателя» мы предлагали ответить директорам средних общеобразовательных школ города Тобольска и Тобольского района Тюменской области, в том числе директорам лицея, гимназии №10 им. Н.Д. Лицмана. Всего с анкетой ознакомились и согласились ответить на предложенные вопросы двадцать четыре руководителя образовательных учреждений.

Обратимся к анализу полученных результатов. Первые четыре вопроса анкеты ориентированы на определение того, с каким уровнем образования молодой специалист будет более востребован (со средним профессиональным или с высшим профес-

сиональным образованием) и по какой форме обучения он завершил курс в высшем учебном заведении (очная или заочная форма).

Из 24 (100%) работодателей-руководителей образовательных учреждений, отвечавших на вопросы анкеты, при ответе на первый и второй вопросы («С каким уровнем педагогического образования Вы примите выпускника на работу?» и «Учившего, по какой форме обучения (очной или заочной) Вы выберите?») все (100%) единодушно сказали, что возьмут на работу молодых специалистов только с высшим профессиональным образованием и завершивших обучение по очной форме.

Также перед нами стояла задача выяснить, будет ли работодатель обращать внимание на наличие-отсутствие опыта работы по специальности и дополнительного образования у выпускника вуза.

Семнадцать (70,8%) работодателей-руководителей образовательных учреждений при ответе на третий вопрос («Будете ли Вы обращать внимание на наличие-отсутствие опыта работы (стажа) при приёме выпускника вуза на работу?») ответили, что нуждаются в молодом специалисте, уже имеющем опыт работы по специальности.

Отвечая на четвертый вопрос («Для Вас важно наличие-отсутствие у выпускника вуза дополнительного образования (педагог-психолог, логопед, организатор досуга детей, пользователь персонального компьютера, гувернер, домашний воспитатель и т.д.») двадцать два (91,7%) респондента из двадцати четырёх (100%) ответили, что для них важно, чтобы у выпускника вуза было дополнительное образование. Двое (8,3%) руководителей образовательных учреждений написали, что для них, как для работодателей, не имеет никакого значения, обладает или не обладает выпускник вуза дополнительным образованием, главное, чтобы он имел глубокие знания по полученной специальности и умел организовывать свою педагогическую деятельность.

Далее руководителям образовательных учреждений предлагалось ответить на первый блок вопросов «Профессиональные качества и навыки выпускника», направленный на выявление профессиональных качеств и навыков выпускника, сформированных по окончанию обучения в высшем учебном заведении. Данный блок мы составили из двух типов вопросов:

• вопросы, направленные на выявление теоретических знаний выпускника;

• вопросы, ориентированные на выявление практических умений и навыков выпускника.

Ответы на вопросы данного блока респонденты должны были оценить по трёхбалльной шкале:

• 0 баллов - иногда деятельность выпускника может соответствовать данному качеству, но редко;

• 1 балл - деятельность выпускника соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у выпускника вести себя именно так, но она неустойчива;

• 2 балла - данное качество присутствует у выпускника, всегда является устойчивой чертой его личности.

Оценивая «Знание теоретических основ дисциплин, необходимых для решения профессиональных задач» 24 (100%) из 24 (100%) руководителей образовательных учреждений оценили в 2 балла. Это означает, что для каждого потенциального работодателя важным условием трудоустройства является наличие у выпускника вуза глубоких знаний теоретических основ дисциплин, необходимых для решения профессиональных задач.

При оценивании знания «Знание основных направлений и перспектив развития образования в стране» 18 (75%) из 24 (100%) респондентов оценили в 2 балла. По их мнению, выпускники вуза должны не только хорошо знать основные направления, но и перспективы развития отечественного образования. 6 (25%) опрошенных допускают, что выпускники вуза могут знать направления развития отечественного образования, но не быть в курсе перспектив его развития.

Оценивая «Знание школьных программ и учебников, средств обучения и их дидактических возможностей» все (100%) респонденты оценили в 2 балла. Это означает, что каждый выпускник педагогического вуза должен хорошо знать уже имеющиеся разработанные школьные программы, учебники и современные средства обучения.

При оценке умения «Умение планировать и проводить учебные занятия по предмету» руководители образовательных учреждений высказались единодушно. 24 (100%) из 24 (100%) опрошенных оценили в 2 балла. Выпускник педагогического вуза дол-

жен уметь не только планировать, но и проводить учебные занятия по преподаваемому предмету.

Оценивая «Умение использовать современные технологии, приемы, методы и средства обучения» мы получили следующие результаты. По мнению 14 (58,3%) директоров средних общеобразовательных заведений, выпускники вуза должны уметь использовать в своей профессиональной деятельности современные технологии, приёмы, методы и средства обучения детей на уроках. Десять респондентов (41,7%) допускают, что выпускники вуза не всегда правильно и уместно могут применять современные технологии, приёмы, методы и средства обучения, так как это умение будет у них формироваться постепенно в процессе их педагогической деятельности, с приобретением и накоплением личного опыта планирования и проведения уроков по предмету.

Оценивая умение «применять современные средства оценивания результатов обучения», мнение респондентов снова разделилось: 19 (79,2%) считают, что выпускники вуза должны уметь применять современные средства оценивания; 5 (20,8%) считают, что выпускники могут прекрасно знать современные средства оценивания результатов учебной деятельности учащихся, но не всегда умеют их правильно использовать в своей профессиональной деятельности.

Большинство 20 (83,3%) руководителей образовательных учреждений отметили, что у выпускников педагогического вуза должно быть сформировано такое профессиональное качество, как «готовность к решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования», а 4 (16,7%) допускают, что не всегда и не все выпускники в полной мере готовы к решению типовых профессиональных задач, должны быть ещё сформированы потребность и желание молодого специалиста их решать.

В современном образовательном пространстве школы выпускнику вуза также необходимо владеть приёмами личностноориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания у них мотивации к обучению. Так считают 24 (100%) из 24 (100%) опрошенных руководителей образовательных учреждений.

Оценивая «умение организовывать работу по обучению и воспитанию учащихся с учетом коррекции отклонений в развитии» мнение респондентов разделилось: 16 (66,7%) руководителей образовательных учреждений считают, что у выпускника педагогического вуза должно быть сформировано данное умение, и оно должно быть устойчивой чертой его личности; 8 (33,3%) -допускают, что выпускник вуза не в каждой конкретной ситуации будет готов организовать работу по обучению и воспитанию учащихся с учётом коррекции отклонений в развитии, по причине отсутствия подобного опыта, так как иногда даже педагогам с двадцатилетним педагогическим стажем это сделать очень сложно.

Все руководители образовательных учреждений 24 (100%) считают, что выпускники вуза должны уметь оказывать учащимся помощь в социализации не только посредством проводимых индивидуальных бесед, но и в процессе вовлечения детей в выполнение разного рода заданий, поручений, обязанностей, как на своих уроках, так и во внеурочное время. Данное умение, если им владеет выпускник вуза, позволит ему быстро наладить контакт с учащимися и в целом установить диалогичные, дружеские отношения в ученическом коллективе.

Также нас интересовало мнение опрошенных руководителей средних общеобразовательных учреждений об умении выпускника вуза, устанавливать контакт с конкретными группами лиц (с учащимися, с директором и педагогами образовательного учреждения, с родителями учащихся, с представителями учреждений культуры и досуга и др.). Большинство руководителей (22 (91,7%)) считают, что данное умение должно быть хорошо сформированной и устойчивой чертой личности молодого специалиста, пришедшего работать в учебное заведение. Двое (8,3%) допускают, что у выпускника вуза умение устанавливать контакт с данными группами людей может быть и не сформированным, так как для этого ему не хватает практического опыта общения с вышеназванными лицами.

По мнению 24 (100%) руководителей образовательных учреждений, «умение выполнять научно-методическую работу» должно быть развито у выпускника педагогического вуза, так как в современном образовательном пространстве педагогу важно не только уметь организовывать свою научную и методическую работу, а также научную деятельность учащихся и школьного научного общества по преподаваемому предмету

Оценивая умение «Умение делать самоанализ и давать самооценку с целью повышения своей педагогической квалификации», мнение респондентов вновь разделилось. Двадцать (83,3%) респондентов сказали, что выпускники вуза должны уметь делать самоанализ и давать самооценку проведенных уроков, дополнительных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий по предмету, так как формированию данного умения уделяется пристальное внимание в процессе преподавания курса теории и методики обучения предмету и в результате прохождения педагогической практики в вузе. Четверо (16,7%) руководителей образовательных учреждений считают, что у выпускника вуза есть потребность в умении делать самоанализ и давать самооценку с целью повышения своей педагогической квалификации, но она не устойчива, потому что иногда учителю банально не хватает сил и времени, чтобы сесть и спокойно, проанализировать и оценить этапы проведённого урока, внеклассного мероприятия или произошедшей нестандартной ситуации на перемене.

Все (100%) респонденты считают одним из важных умений выпускника вуза - «Умение рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления и сохранения здоровья школьников». По их мнению, данное умение является устойчивой чертой личности каждого выпускника педагогического вуза, так как в современном образовательном пространстве школы в настоящее время много внимания уделяется здоровьесбережению учащихся всех возрастных групп и процессу укрепления их здоровья в условиях образовательного заведения.

«Умение организовывать самостоятельную работу и внеурочную деятельность учащихся» 24 (100%) руководителя считают необходимым умением педагога и сказали о том, что оно должно быть развито и сформировано у всех выпускников педагогического вуза, планирующих связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с работой в общеобразовательных учреждениях в не зависимости от их типа.

«Умение вести школьную и классную документацию» 21 (87,5%) респондент назвал устойчивым и необходимым каждому выпускнику вуза умением. Трое (12,5%) руководителей образовательных учреждений считают, что данное умение нужно молодым специалистам для организации качественной и продуктивной профессионально-педагогической деятельности, но оно может реализовываться не в полной мере, так как вносятся изменения, меняются требования к ведению школьной и классной документации.

«Умение выполнять функции классного руководителя» - умение, необходимое каждому педагогу, но, к сожалению, не каждый хороший педагог может стать хорошим классным руководителем. В данном вопросе, наша точка зрения совпала с мнением директоров образовательных учреждений. Несмотря на то, что 17 (70,8%) опрошенных сказали о том, что молодому специалисту следует владеть умением выполнять функции классного руководителя, 7 (29,2%) респондентов считают, что данное умение в процессе обучения в вузе в идеале должно быть сформировано у всех выпускников. Следует заметить, что сформировано оно будет у выпускников в разной степени. Причина этого в том, что у одних выпускников есть не только сформированное умение выполнять функции классного руководителя, но и заложенный природой талант быть педагогом-наставником, а у других, в теории данное умение в наличии, но на практике, оказавшись в роли классного руководителя они реализовать себя не могут, не получается у них ни организовать, ни заинтересовать учащихся внеклассной работой.

По мнению всех (100%) директоров средних общеобразовательных заведений выпускнику вуза при трудоустройстве на работу следует знать предъявляемые требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, а также подсобных помещений (препараторских), потому что наглядные материалы, размещаемые в учебных кабинетах способствуют активизации у учащихся процессов запоминания и повторения изученного. Учебное оборудование, различные приборы и макеты, планшеты позволяют педагогу наглядно продемонстрировать какой-либо процесс или явление в действии. Оттого насколько будет увлечён и заинтересован своим предметом молодой учитель, настолько оформленным и подготовленным к обучению детей будет его кабинет, даже с учётом того, что во многих средних общеобразовательных заведениях до сих пор нет в наличии самого элементарного (портретов писателей и поэтов, великих учёных-физиков и химиков, опорных таблиц, приборов для проведения опытов).

Единодушным было мнение респондентов о наличии у выпускника вуза знания санитарных правил и норм, правил техники безопасности и противопожарной защиты. Все (100%) руководители считают, что выпускнику вуза следует знать (если он пришёл устраиваться на работу в учебное заведение) что на него возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей, которых он будет обучать и воспитывать. Молодой педагог должен следить за соблюдением: санитарно-гигиенических норм в своём кабинете (за освещение кабинета, за чистотой классной доски и пола, за температурой воздуха в кабинете и т.д.), за поведением учащихся на уроке и на перемене, за соблюдением техники безопасности при работе с оборудованием во время проведения опытов и лабораторных работ.

Далее руководителям образовательных учреждений предстояло ответить на вопросы анкеты второго блока «Личностные качества выпускника». Они должны оценить необходимые выпускнику вуза (с нашей точки зрения) личностных качеств.

Все (100%) руководители отметили «трудолюбие» как всегда устойчивую черту личности каждого выпускника. Именно желание и умение трудиться поможет молодому специалисту стать специалистом высокого уровня и ощутить положительные моменты педагогической профессии.

Такое личностное качество, как «целеустремлённость» также, по мнению 24 (100%) респондентов, должно быть сформировано у каждого выпускника вуза. Целеустремленность, как в личном, так и в карьерном росте просто необходима. Данное качество наполняет жизнь молодого специалиста определенным смыслом, появляется то, ради чего стоит не просто жить, но и работать, учить и воспитывать учащихся.

«Инициативность» 19 (79,2%), по мнению опрошенных, не всегда является устойчивым качеством личности выпускника вуза, хотя его деятельность соответствует данному качеству чаще всего, и у него есть потребность его проявлять. Хотя 5 (20,8%) работодателей считают, что это качество должно быть хорошо развито у выпускников и являться устойчивой чертой их личности.

Все (100%) руководители образовательных учреждений считают «коммуникабельность», «доброжелательность», «мобильность» важными личностными качествами выпускников. Общительность позволяет выпускнику вуза легко устанавливать контакт с окружающими, как в педагогическом коллективе, так и за его пределами. Мобильность даёт возможность выпускникам вуза самим формировать свою дальнейшую образовательную траекторию, ориентироваться и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой в условиях современного образовательного пространства школы. Доброжелательность служит основой «расположения» контактирующих сторон и построения дружеских взаимоотношений. По мнению руководителей-работодателей, выпускники вуза (все без исключения) должны быть доброжелательными, мобильными и коммуникабельными.

Разделились ответы респондентов по поводу такого качества, как «толерантность»: 13 (54,2%) руководителей считают, что данное качество должно быть устойчивой чертой личности выпускника вуза, 11 (45,8%) - считают, что деятельность выпускника может соответствовать, а может и не соответствовать данному качеству, но у него есть потребность быть терпимым по отношению к окружающим.

Единодушное (100%) мнение руководители образовательных учреждений высказали о таком качестве, как «дисциплинированность». Дисциплинированность работодатели считают одной из обязательно сформированных и устойчивых черт личности выпускника вуза, без которой вряд ли будет возможна эффективная организация собственной профессиональной деятельности и деятельности его учащихся.

«Эмоциональная устойчивость» и «Стрессоустойчивость» -это те качества личности, которые должны быть развиты в выпускнике вуза ещё в период обучения, но на практике, оказывается, что они формируются только с началом профессиональной деятельности молодых учителей. 22 (91,7%) респондента посчитали, что у выпускников есть потребность быть стрессоустойчивыми и обладать эмоциональной устойчивостью, но она неустойчива; 2 (8,3%) опрошенных считают, что данное качество должно присутствовать у выпускников всегда, и не смотря ни на какие обстоятельства быть устойчивой чертой их личности.

Проведение анкетирования руководителей образовательных учреждений позволило получить ответы на интересующие нас вопросы.

Мы определили, что современной школе требуется новый учитель (бакалавр образования), способный и готовый организо-

вать образовательный и воспитательный процессы в условиях модернизирующегося образовательного пространства. Полученные в ходе анкетирования ответы руководителей образовательных учреждений дали возможность представить такого современного выпускника вуза, каким его хотят видеть директора образовательных учреждений. Также по результатам анкетирования мы

выявили, какие изменения необходимо внести в организацию процесса подготовки молодых специалистов (бакалавров образования), для того, чтобы они стали соответствовать требованиям, предъявляемым руководителями-работодателями, и чтобы они уже сегодня были конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Малышева, А.А. Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей / А.А. Малышева, И.В. Невраева // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309. - № 8.

2. Аврамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская // Социологические исследования. - 2006. - №4. - [Э/р]. - Р/д: http://demoscope.ru/weekly/2007/0291/analit01.php

3. Рыкун, А.Ю. Региональная система высшего образования и рынок труда / А.Ю. Рыкун, К.М. Южанинов, В.В. Матулис, Л.Н. Мухин. -Томск, 2005.

Bibliography

1. Malihsheva, A.A. Kompetencii molodihkh vihpusknikov vuzov glazami rabotodateleyj / A.A. Malihsheva, I.V. Nevraeva // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. - 2006. - T. 309. - № 8.

2. Avramova, E.M. Rabotodateli i vihpuskniki vuzov na rihnke truda: vzaimnihe ozhidaniya / E.M. Avraamova, Yu.B. Verpakhovskaya // Sociologicheskie issledovaniya. - 200б. - №4. - [Eh/r]. - R/d: http://demoscope.ru/weekly/2007/0291/analit01.php

3. Rihkun, A.Yu. Regionaljnaya sistema vihsshego obrazovaniya i rihnok truda / A.Yu. Rihkun, K.M. Yuzhaninov, V.V. Matulis, L.N. Mukhin. -Tomsk, 2005.

Статья поступила в редакцию 06.02.12

УДК 159.922.73

Sorokoumova S.N., Averkin A.V. THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE INCLUSIVE TRAINING'S PARTICULARITIES IN FOREIGN AND RUSSIAN PSYCHOLOGY. The article is devoted to the main problems of the inclusive training of the disabled. Special attention is focused on the organization of the training process. The main approaches to the organization of the inclusive training in foreign and Russian education are analyzed by the authors.

Key words: organizational conditions of the inclusive training, student, teacher, parents.

С.Н. Сорокоумова, канд. психол. наук, доц. ННГАСУ, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected];

А.В. Аверкин, соискатель ННГАСУ, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Статья посвящена основным проблемам инклюзивного обучения лиц с «ограниченными возможностями здоровья». Особое внимание уделено условиям организации учебного процесса. Авторами проанализированы основные подходы к организации инклюзивного обучения в зарубежном и отечественном образовании

Ключевые слова: инклюзивное обучение, условия организации инклюзивного обучения, учащийся, педагог, родители.

В последнее время различные аспекты проблемы интеграции вызывают повышенный интерес у многих специалистов коррекционной направленности. В последнее время различные аспекты проблемы интеграции вызывают повышенный интерес у многих специалистов коррекционной направленности. В современной специальной психологии достаточно теоретико-экспериментальных разработок, раскрывающих общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающими сверстниками (Н.Л. Белопольская, 1999; Е.Е. Дмитриева, 2005; М.В. Жигорева, 2009; Н.А. Киселева, 2008; И.А. Коробейников, 2002; Т.Н. Князева, 2005, 2011; И.Ю. Левченко, 2000, 2006; Е.А. Медведева, 2007; Н.М. Назарова, 2006; Л.И. Плаксина, 1998, 2006; К. Рейсвепкван, 2004; Л.Э. Семенова, 2009, 2010; Т.Н. Симонова, 2009, 2011; Е.А. Стре-белева, 1996, 2000, 2009; В.В. Ткачева, 2005, 2009; О.Н. Усано-ва, 1999, 2003; У.В. Ульенкова, 1983, 1990, 2008; Н.В. Шутова, 2009 и др.).

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспе-

чивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзия отличается от интеграции. Для достижения инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие - дети с ОВЗ, их родители, воспитатели, учителя и педагоги, то есть все граждане, проживающие в обществе и т.д.

Соотнесем понятия интеграция и инклюзия.

Многие отечественные ученые в области гуманитарных наук наряду с инклюзивным рассматривают интегрированное (лат. ^дгайо - соединение, восстановление), обучение которое представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребенка рассматриваются в педагогике (Л.С. Волкова, А.А. Дмитриева, Н.Н. Малофеев, Л.И. Новикова, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, К. Рейсвепкван, Л.М. Шипицына и др.). Н.М. Назарова под интеграцией понимает «процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех ее ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодежи с проблемами в развитии - обучение или в специальном образовательном учреждении, или с равными возможностями в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.