Научная статья на тему 'Модель выпускника с активной гражданской позицией как педагогический ориентир в развитии профессиональных и гражданских качеств личности современного выпускника колледжа'

Модель выпускника с активной гражданской позицией как педагогический ориентир в развитии профессиональных и гражданских качеств личности современного выпускника колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ВЫПУСКНИК КОЛЛЕДЖА / THE MODEL OF A GRADUATING STUDENT / PEDAGOGICAL GUIDELINE / PROFESSIONAL AND CIVIL FEATURES OF PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакенова Айман Оразовна

В статье автор представляет исследовательский опыт педагогического коллектива в создании образа модели выпускника колледжа. Идеальный образ современного выпускника с необходимыми профессиональными, гражданскими и личностными качествами способствует педагогическому ориентиру, созданию необходимой образовательной среды для ее формирования. Студенты, родители, работодатели имеют возможность представлять необходимые формируемые качества, способствующие успешной социализации в социально-трудовую сферу жизни. В статье представлены образовательные технологии, способствующие формированию необходимых качеств личности, а также диагностируемые методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жакенова Айман Оразовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of graduating student as a pedagogical guideline in developing of professional and civil features of modern graduating student

In the article the author researches the experience of teachers team in the developing of the model of a graduating student. The perfect model of a modern graduating student with professional, civil and personal features assists to make educational environment according to his needs. Students, their parents, employers have an opportunity to show required features leading to successful socialization in a social labour field. Also, in the article educational techniques and procedures forming features of a person are considered.

Текст научной работы на тему «Модель выпускника с активной гражданской позицией как педагогический ориентир в развитии профессиональных и гражданских качеств личности современного выпускника колледжа»

УДК 377

А. О, ЖАКЕНОВА

Омский колледж торговли, экономики и сервиса

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА С АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА

В статье автор представляет исследовательский опыт педагогического коллектива в создании образа модели выпускника колледжа. Идеальный образ современного выпускника с необходимыми профессиональными, гражданскими и личностными качествами способствует педагогическому ориентиру, созданию необходимой образовательной среды для ее формирования. Студенты, родители, работодатели имеют возможность представлять необходимые формируемые качества, способствующие успешной социализации в социально-трудовую сферу жизни. В статье представлены образовательные технологии, способствующие формированию необходимых качеств личности, а также диагностируемые методики.

Ключевые слова: модель выпускника, активная гражданская позиция, педагогический ориентир, профессиональные и гражданские качества личности, выпускник колледжа.

Проблема качества образования всегда находилась в поле зрения, как педагогической теории, так и практики образования. Исследования последних лет демонстрируют, что выпускники и преподаватели СПО недовольны качеством подготовки специалистов, так как не в полной мере отвечает современным и перспективным потребностям.

Думается, одна из причин заключается в том, что вопрос о качестве подготовки специалиста в практике сводится к текущей и итоговой оценке студента лишь по одному параметру— уровню знаний и умений. Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники-отличники, а те студенты, которые проявляют активность, реализовывая себя в различных видах с туденческой деятельности: общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т.д. Учебная деятельность — лишь одна из них, поэтому можно констатировать, что оценка качества выпускника ссуза по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, неадекватно характеризует действительное качество подготовки специалиста. Конкурентоспособность специалиста на производстве определяет его мотивационная готовность, эмоциональная устойчивость, толерантность, умение управлять своими психическими состояниями и т.д. Однако эти параметры развития личности специалиста не входят в критерии оценки качества его подготовки. Таким образом, на основании вышесказанного можно согласиться с обозначенными противоречиями в практике подготовки современных специалистов в среднем профессиональном образовании [ 1 ]:

• между увеличением роли и места специалистов среднего звена в увеличении потребностей экономики социальной сферы и личности с одной стороны, и качеством выпускника ссузов — с другой;

• между объективной потребностью в смещении акцента при оценке качества подготовки специалиста на личностно - деятельностную компоненту и преимущественной ориентации существующей практики на оценку лишь «знаниевой» компоненты будущих специалистов;

• между потребностью в обоснованной комплексной системе управления и обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена и преимущественной ориентацией системы качества подготовки на оценку лишь её результата;

• между усилением требований работодателей к выпускнику в части сформированное™ у специалистов умений решать профессиональные задачи уже с первого дня работы и ориентацией системы контроля качества на оценку теоретических знаний;

• между потребностью осуществить на высоком уровне отслеживание и оценку качества подготовки специалистов и неготовностью значительной части педагогов и руководителей к осуществлению этой деятельности, низкой квалиметрической культурой руководителей и педагогов;

• между ориентацией системы СПО на постсубъ-ектного потребителя своей «продукции» — выпускника (работодатель, личность, общество, система образования) и участием в процессе оценки качества выпускника лишь самого учебного заведения, представляющего систему образования, отстраненности от процесса оценки работодателей, общества, личности.

Выявленные противоречия заставляют педагогическое сообщество совместно с представителями государственно-частного партнерства искать оптимальные пути разрешения проблемы. Образовательные учреждения пытаются решить задачу подготовки выпускника, способного адекватно реагировать на изменения окружающего мира, вооруженного практико-ориентированными знаниями, которые позволят ему реализовать свои потенциальные возможности: ориентироваться в информационном пространстве, управлять технологическими процессами, обладать коммуникативными навыками, находить нестандартные решения в сложных ситуациях и нести за них ответственность. Думается, отчасти модель выпускника задаст системообразующий ориентир в целеполагании образовательного учреждения, станет неким конструктом, в соответствии с которым должен выстраиваться образовательный процесс. Конструирование модели выпускника стало практикой многих образовательных учреждений, как общеобразовательных школ, так и профессиональной школы. В формировании образа идеальной личности молодого специалиста характерно обращение к социальной направленности. Посредством идеалов личность находит свое место в социальной структуре, в том числе и профессиональной сфере. Идеал является ориентиром для идентификации, средством социального контроля, исполняет воспитательную функцию в процессе социализации личности. Большинство исследований в области профессиональной психологии касались в основном особенностей профессионалов, профессионального роста, содержания и динамики профессиональной карьеры. Изучения направленности личности в профессиональной сфере проводились в русле исследования ценностных ориентаций и трудовой мотивации, профессионально специфических особенностей социального восприятия. Представления о будущем, планируемом профессиональном пути изучены сравнительно мало. Профессиональный идеал до сих пор не является активным объектом изучения профессиональной психологии. В.Н. Гоголев рассматривает профессиональный идеал как субъективный образ профессионального совершенства личности, отражающий профессиональные стремления конкретного человека как результат его взаимодействия со средой [2].

В. Н. Гоголев обозначает профессиональный идеал как субъективный образ профессионального совершенства личности, отражающий профессиональные стремления человека как результат его взаимодействия со средой [2, с. 73]. Профессиональный идеал — это один из центральных мотивов профессиональной направленности личности. В этом плане особую роль приобретает проблема формирования направленности личности, которая наиболее ярко отражает социальную сущность человека.

Вместе с тем мы знаем, что проектирование целей воспитания в виде модели воспитанника вызывает в педагогическом сообществе большие дискуссии. Проектируя цель воспитания в виде «модели выпускника с активной гражданской позицией» для успешной социализации воспитанников в важнейшие сферы жизни, мы исходим из того, что педагог не может строить воспитательный процесс, не определившись в целевых установках, соотнесенных с возможностями субъектов к изменению. «Модель выпускника» определяет для воспитателя возможный характер детерминант организации учебно-воспитательного процесса. Целеполагание реализуется как вероятно-

стное прогнозирование в сочетании с прогнозированием результата учебно-воспитательной деятельности в виде «модели». Вместе с тем это не означает «полную зависимость» построения вероятностной модели желаемого будущего от «материала». Целе-полагание осуществляется с ориентацией на потребности общества, чей «заказ» корректирует выбор предпочитаемой модели изменения «объекта». Организация воспитательного процесса и его управление должны строиться как гибкая система, основывающаяся на выборе адекватных объекту средств, способов и методов его воспитания.

Изучив типы моделей выпускников многих образовательных учреждений, можно немного обобщить опыт работы в этом направлении. Понятие «модель специалиста» — довольно емкое и многообразное. Оно может быть определено множеством способов, например, таких как совокупность определенных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения; информационный массив, усвоение которого необходимо для эффективной работы по специальности; система обучения, позволяющая специалисту успешно реализовывать все виды деловых производственных контактов с окружающей средой (информационной, технологической, кадровой и др.); детальное описание всех интеллектуально-профессиональных социально-психологических качеств специалиста; формализованный перечень всех должностных функций и обязанностей специалиста; система навыков, позволяющая специалисту решать стандартные и нестандартные ситуации, возникающие в ходе производственной деятельности; описание статистически усредненных характеристик преуспевающего специалиста определенного профиля (возраст, пол, образование, владение современными информационными технологиями, знание иностранных языков) [3] и другие.

Целеполагание разработки модели выпускника образовательными учреждениями трактуются по-разному: как основа воспитательной работы, как основа мониторинга качества профессиональной подготовки, как основа для развития профессионально важных качеств личности, как путь к повышению качества профессионального образования. Полагаем, что все подходы оправданы и осуществимы.

Согласно предназначению профессиональной школы, целесообразно ставить воспитательные цели и задачи, исходя из главной функции: обучения профессии, подготовки конкурентоспособных специалистов. В этом случае основанием для выработки воспитательных целей может стать модель конкурентоспособного на рынке труда выпускника по каждой специальности в виде описания знаний, умений, навыков, способностей, профессионально важных качеств. Как правило, выделяют 3 блока: профессиональный; общепрофессиональный — учитывающий современный уровень производственных технологий, культуры труда, тенденции развития мира профессий и рынка труда; надпрофессиональный — характеристики важные для успешной адаптации выпускника в социуме. Построение модели специалиста является удачным, когда увязываются различная степень воздействия на него определенных условий: экономических, политических, социальных, демографических, культурных, образовательных, технологических и других факторов. Таким образом, в модели закладывается многовариативность эффективного поведения выпускника на рынке труда. Предусматриваются динамичные изменения в содер-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

жании, характере и условиях труда в большинстве профессий, изменения в структуре рынка. Общими умениями и навыками определены (для большинства профессий): навыки самоорганизации, планирование собственной трудовой деятельности, качества характера, способствующие освоению новых профессий, знание иностранных языков, коммуникативные навыки, умение предлагать и продвигать себя на рынке, работать в режиме самозанятости, организовывать собственное дело. Многолетний опыт работы показывает, что одним из наиболее перспективных и возможных вариантов модели может стать представление желаемого результата в виде личностных качеств, которыми должен обладать выпускник. Учитывая все сказанное, можем утверждать: модель выпускника, намечая пути реализации цели, является средством ее достижения.

Разрабатывая модель выпускника своего образовательного учреждения, мы ориентировались на некий образец, эталон, ориентир, образ желаемого результата, к которому надо стремиться. Особое внимание обращалось на выбор теоретических оснований подготовки специалиста сферы торговли и общественного питания, формирование структуры, содержательное наполнение элементов модели. Разрабатывая модель выпускника, мы исходили из социального заказа на подготовку специалистов данного профиля, опирались на анализ содержания основных нормативных документов о перспективах развития профессионального образования в Омской области, современной социальной ситуации в регионе.

Потребительский рынок Омского региона огромен как по территории, так и по емкости. Практически каждый месяц открываются новые предприятия сферы торговли и услуг, общественного питания. Привычные продуктовые магазины, гастрономы переходят на иной качественный уровень. Происходит совершенствование форм торговли, изменяются масштабы и форматы торговых предприятий; уже существенным становится изменение конъюнктуры спроса, усиливаются позиции местных товаропроизводителей, растет емкость потребительского рынка, достигнут определенный уровень его насыщения и т.п. Закончен период перестроечного хаоса и торговля вышла на новый уровень проблем, связанный с формированием торговых сетей, усилением внутриотраслевой конкуренции, переходом на более современные системы и технологии. Особого внимания заслуживает развитие ресторанно-развлекательной индустрии. За последние годы в городе введен в действие ряд крупных развлекательных центров. Ключевой задачей становится воспитание культуры качества обслуживания потребителей. Таким образом, в настоящее время подготовка кадров для предприятий торговли и общественного питания, повышение их профессионального уровня является актуальным занятием. Торговля и общественное питание относятся к группе отраслей, где сохраняется стабильно высокий спрос на рабочую силу. Период сезона уличной торговли приводит к значительному увеличению спроса на специалистов более чем в 3 раза.

В рамках мероприятий по формированию модели выпускника, в колледже была проведена большая предварительная работа двумя творческими группами: в числе которых — члены администрации, социально-психологической службы, преподаватели спец. дисциплин, работодатели, родители, студенчес-

кий актив. Подбор контингента участников творческих групп был сделан исходя из кадрового состава — педагоги-практики, имеющие опыт практической работы на производстве, ведущие преподаватели, а также молодые специалисты, со свежими представлениями о жизни; по признаку многопрофильности содержания образования ОУ — представители по каждой специальности и профессии; работодатели

— как непосредственные заказчики «продукта» в лице выпускника колледжа, а также являющиеся независимыми экспертами нашей деятельности. Родители — такие же заказчики и эксперты, они даже более заинтересованы в качестве подготовки специалиста, потому как более опытны в житейских вопросах, чем их дети; студенческий актив — как наиболее прогрессивная часть студентов — наших основных клиентов. В исследовании были использованы социально-педагогические методы: анкетирование, интервьюирование, проектные методы. Для проведения анализа профессиональных качеств выпускников нашего колледжа были разработаны анкеты и проведено исследование оценки работодателями необходимых теоретических знаний и практических навыков, адаптационных способностей молодых специалистов в производственном коллективе, требования работодателей к современным кадрам, а так же мнение самих выпускников о качестве подготовки. В целях определения и систематизации профессионально- важных (значимых) для специалиста сферы торговли и общественного питания, качеств, мы разработали несколько анкет. В задачу респондентов входило ранжирование профессионально значимых (общих и специфических) качеств личности, умений и видов деятельности выпускников колледжа. С анкетами работали разные категории респондентов: педагоги, руководители производственных предприятий, студенты. Обработка и анализ анкет позволили нам выделить набор профессионально важных (значимых) качеств личности выпускника, его профессиональных умений и видов деятельности. Анкета для работодателей выявляла следующие вопросы: наличие какого уровня образования работников предпочитают при приеме на работу; каким наиболее важным качествам личности выпускника колледжа отдают предпочтение; важно ли взаимосотрудничество с учебным заведением при подготовке кадров; оценка качества знаний, умений и навыков выпускников; какие встречаются затруднения у выпускников в профессиональной деятельности; какие будут рекомендации образовательному учреждению; какие из перечисленных профессий наиболее востребованы на том или ином предприятии; Анкета выпускника содержала следующие вопросы: занимаемая должность; какие способы (приемы поиска работы) использовали при трудоустройстве; достаточными ли оказались теоретические и практические навыки, полученные в период обучения в учебном заведении.

Анализ исследования показал следующее: на вопрос: «Какое образование имеет, значение при приеме на работу», ответили: для специальностей: товаровед, бухгалтер, коммерсант, экономист — 64 % респондента ответили, что высшее; 32 %, — что среднее; 4 % — не имеет значения. Для профессий: повар, кондитер, продавец, контролер-кассир — 73 % респондентов ответили, что достаточно иметь начальное профессиональное образование, но квалификация должна быть высокой.

Наиболее востребованы, по мнению работодателей, следующие профессии: продавцы, повара, товароведы, менеджеры (диаграмма 1).

Востребованность специалистов колледжа на рынке труда

25 20 -15 -10 -5 0

Какими качествами должен обладать выпускник колледжа? По мнению работодателей: на первое место — профессиональную компетентность — 64,5%; на второе место общую культуру — 21,5% ; на третье место — умение работать в команде — 21,5%; на четвертое место — дисциплинированность и коммуникабельность — вежливость; творческое отношение к труду; честность; порядочность; внимательность; стрессоустойчивость; мобильность; выносливость; гибкость мышления; оптимизм; современность; настойчивость; владение в совершенстве различными программами на компьютере.

По мнению работодателей, причины, которые препятствуют, овладению профессией, связаны с недостатком профессиональных знаний — 37%; неумение работать с техническими средствами — 28%; недостаточный интерес к профессии — 23%; лень — 12%; плохое здоровье — 19%.

Ключевой идеей профессионального образования в последние годы становится развитие компетенций и компетентностей как интегральных характеристик специалиста. Формирование модели выпускника по конкретной специальности и предполагает достижение профессиональной компетентности, состоящей из ключевых, базовых, специальных компетенций. Кратко напомним их содержание: ключевые — способность решать профессиональные задачи на основе использования информаций, коммуникативных социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе; базовые —учет специфики определенной отрасли; специальные — учет специфики конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Таким образом, разработанная нами модель выпускника колледжа включает в себя 3 функциональных блока. Наличие у выпускника колледжа социальных компетентностей (зрелость мироощущения, гражданская зрелость, личностно-этическая зрелость, коммуникативная культура); индивидуально-психологических компетентностей (психо-физиологическая зрелость, психологическая зрелость); профессиональных компетентностей (сформированность профессиональных знаний и умений, развитие профессиональных качеств и свойств, сформированность культуры внешнего вида). Общая модель выпускника колледжа предполагает 4 составляющие: 1. Компоненты компетентности и личности. 2. Характеристику компонентов компетентности выпускника. 3. Деятель-

ность педагогического коллектива по формированию заданных качеств (что должно найти отражение в деятельности ПЦК, семинаров кураторов, в классных часах, родительских собраниях). 4. Деятельность самих студентов по выработке у себя обозначенных качеств модели (что также должно обсуждаться на собраниях учебной группы, на родительских собраниях, на заседаниях студенческого актива, быть личным интересом каждого студента, осмысленно настроенного на совершение карьеры в жизни). 5. Методические рекомендации кураторам учебных групп и всем организаторам учебно-воспитательного процесса с конкретными предложениями по формированию модели выпускника.

Профессиональная личностная модель по специальностям состоит по структуре из 5 составляющих: общей характеристики специальности; профессионально- деятельностного компонента; личностно-развивающего компонента; основных медицинских противопоказаний по конкретной специальности; определение личной готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Разрабатывая проектную модель, мы исходили из ее характеристик: модель всегда индивидуальна. Невозможно чей-то опыт полностью скопировать. Практика показывает, что чужие проекты нежизнеспособны. Любой проект наполняется спецификой образовательного учреждения, сферой отрасли, для которой готовятся специалисты. Модель — это объект, которого нет в действительности, то есть то, к чему наш выпускник должен постоянно стремиться и быть на пути к этому идеалу, идти в верном направлении. Модель носит прогностический характер — это документ принципиально открытый для оперативного внесения корректив во все ее структурные блоки по мере изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на цели образования. Процесс создания модели является средством соорганизации деятельности всех участников проектирования. Проектирование — это акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут реализовывать этот проект.

Научная новизна результатов исследования проблемы повышения качества подготовки выпускников колледжа, заключается:

— в моделировании интегрированной с учебнопроизводственными предприятиями системы воспитательной практики по формированию гражданско-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

го самосознания студентов и образа выпускника колледжа как педагогический ориентир субъектов учебно-воспитательного процесса колледжа;

— в обосновании необходимости развития активной гражданской позиции будущего молодого специалиста как фактора повышения его профессиональной и гражданской мобильности, состоятельности и социальной ответственности.

Практическая значимость результатов исследования очевидна и применима в воспитательной практике любого образовательного учреждения Омского региона. Разрабатывая модель выпускника, мы исходили из социального заказа на подготовку специалистов сферы услуг, опирались на анализ основных нормативных документов о перспективах развития профессионального образования в Омской области, современной производственной и социальной ситуации в регионе. Создание и реализация технологии взаимодействия субъектов учебно-воспита-тельного процесса на основе использования технологии проектирования, моделирования необходимого образа будущего выпускника, социальных и педагогических резервов повышения эффективности гражданского воспитания способствуют повышению будущей профессиональной деятельности выпускников колледжа. Комплексно-целевая программа по гражданскому воспитанию студентов, а также разработка учебно-методического комплекса воспитательной деятельности педагогов по гражданскому воспитанию студентов, разработка методических рекомендаций по реализации системы формирования готовности выпускников колледжа к самостоятельной успешной профессиональной деятельности

будет неоценимым методическим материалом в работе любого педагогического сообщества, особенно профессионального учебного заведения. Подбор диагностических материалов, позволяющих определить сформированное™ необходимых качеств у студентов, состояние сформированное™ гражданской и профессиональной зрелости студентов, определить степень влияния на нее социальных и педагогических резервов гражданского воспитания в условиях колледжа можно использовать в любой профессиональной практаке.

Библиографический список

1. Третьяков, П.И. Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 8—Юдекабря 2005/П.И. Третьяков. — Смоленск: Смоленский промышленно-экономический колледж, 2006. — С. 7 — 16.

2. Гоголев, В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя :дис...канд. псих, наук/ В.Н. Гоголев. — Л., 1985. — 198с.

3. Артемова, Л.К. Модель выпускника-гимназиста профильного класса / Л.К. Артемова // Педагогика. — 2004. - № 9. -

С. 53-57.

ЖАКЕНОВА Айман Оразовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Адрес для переписки: e-mail: jakenova@rarnbler.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2009 г.

© А. О. Жакенова

уД« 378 3 Н. А. ВОРОБЬЁВА

Омский государственный педагогический университет

ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ____________________________________

В статье автор представляет результаты анализа современного понимания профессиональной коммуникации, определяет ее специфику в сфере образования и раскрывает возможности гуманитарных технологий в подготовке будущих учителей к профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, профессиональная коммуникация, технологии, гуманитарные технологии.

В современной информационной среде общества существуют новые возможности в профессиональной подготовке специалистов, способствующие созданию условий для их профессионального развитая, обсуждения профессиональных проблем, професси-

онального самообразования. В связи с этим становится актуальным вопрос подготовки к профессиональной коммуникации любого специалиста. Особенно актуальной становится подготовка к профессиональной коммуникации будущих учителей, так как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.