Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК АПТЕК'

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК АПТЕК Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА / АПТЕКА / КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АПТЕК / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Реутская Л.А., Кугач В.В., Игнатьева Е.В.

В статье представлены результаты исследования организации контроля за деятельностью аптек, проведенного путем анкетирования 200 фармацевтических работников из различных регионов Республики Беларусь. Установлено, что, по мнению большинства респондентов, контролирующие органы соблюдают периодичность и сроки проведения, схемы проверок аптек, порядок ознакомления должностных лиц проверяемых организаций с результатами проверки. Большинство проверяющих проявляет объективность и знание нормативных правовых актов по фармацевтической деятельности, придерживается перечня вопросов, указанных в предписании на проведение проверки. Результаты анкетирования показали целесообразность проведения регулярного обучения работников аптек, в том числе по вопросам контрольно-надзорной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о наличии резервов для совершенствования контрольной (надзорной) деятельности за работой аптек: уменьшение количества проверок, направленность проверок на профилактику нарушений, повышение объективности проверяющих, соблюдение этики взаимоотношений проверяющих и проверяемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PHARMACEUTICAL WORKERS’ VIEW IN THE REPUBLIC OF BELARUS ON ORGANIZATION OF PHARMACY INSPECTION

The article presents the results of the study of control organization over the work of pharmacies conducted by questioning 200 pharmaceutical workers from various regions of the Republic of Belarus. It is established that by the opinion of the majority of respondents controlling bodies follow the periodicity and timing of the conduct, test set-ups of pharmacies, the order of acquainting officials of auditing organizations with the results of the audit. The majority of inspectors displays objectivity and knowledge of regulatory legal acts on pharmaceutical work, adheres to the list of issues specified in the inspection order. The results of the questionnaire have confirmed expediency of conducting regular training of pharmacy workers including the issues of control and supervision activity. The obtained results testify to the availability of reserves for improving verification (supervisory) activities over the work of pharmacies: decrease in the number of inspections, the focus of inspections on prevention of breaches, increase in objectivity of inspectors, compliance of ethics in mutual relations of inspectors and the inspected.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК АПТЕК»

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА

Л. А. Реутская1, В. В. Кугач2, Е. В. Игнатьева2

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК АПТЕК

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, 2Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

В статье представлены результаты исследования организации контроля за деятельностью аптек, проведенного путем анкетирования 200 фармацевтических работников из различных регионов Республики Беларусь.

Установлено, что, по мнению большинства респондентов, контролирующие органы соблюдают периодичность и сроки проведения, схемы проверок аптек, порядок ознакомления должностных лиц проверяемых организаций с результатами проверки. Большинство проверяющих проявляет объективность и знание нормативных правовых актов по фармацевтической деятельности, придерживается перечня вопросов, указанных в предписании на проведение проверки.

Результаты анкетирования показали целесообразность проведения регулярного обучения работников аптек, в том числе по вопросам контрольно-надзорной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии резервов для совершенствования контрольной (надзорной) деятельности за работой аптек: уменьшение количества проверок, направленность проверок на профилактику нарушений, повышение объективности проверяющих, соблюдение этики взаимоотношений проверяющих и проверяемых.

Ключевые слова: проверка, аптека, контроль за деятельностью аптек, анкетирование.

ВВЕДЕНИЕ

Надзор за деятельностью аптек и обращением лекарственных средств в Республике Беларусь имеет многолетнюю историю [1]. Транспортировка, хранение лекарственных средств в ненадлежащих условиях, реализация некачественной продукции, нарушение правил ее реализации могут причинить вред здоровью и жизни граждан. Поэтому контроль различных направлений работы аптек очень важен [2].

С точки зрения менеджмента, контроль за деятельностью организаций, наряду с предупреждением и выявлением ошибок и нарушений в работе, предполагает сбор информации о проверяемом объекте, оценку реального положения дел в организации и прогноза ее развития, оценку персонала, способствует сохранности товарно-материальных ценностей и финансовых ресурсов [3].

Эффективность контрольно-надзорной деятельности за работой субъектов хозяйствования существенным образом зависит от своевременности и полноты

проводимых проверок, обследований, мо-ниторингов, их периодичности и сроков проведения, четкого взаимодействия проверяющего органа и проверяемых субъектов и других факторов [4].

Аптеки в силу многогранности и специфичности своей деятельности могут подвергаться проверкам со стороны различных контролирующих и надзорных органов: Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, центра гигиены и эпидемиологии, органов государственного пожарного надзора, Министерства по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и др. [5].

Цель настоящего исследования -изучить мнение фармацевтических работников об организации проверок аптек в Республике Беларусь.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В период с февраля по июнь 2017 г. проведено анкетирование, в котором при-

няли участие 200 человек. Из них: заведующие аптеками - 86 (43%); заместители заведующих аптеками - 32 (16%); фармацевтические работники аптечного склада -6 (3%); директор - 1 (0,5%); провизоры-рецептары - 52 (26%); провизоры - 9 (4,5%); провизоры-аналитики, старший провизор, начальники отделов - 10 (5%) (рисунок 1).

Из 200 опрошенных высшую квалификационную категорию имели 9 человек (4,5%), первую - 92 (46%), вторую - 51 (25,5%). Не имели квалификационной категории 46 респондентов (23%). Не ответили на вопрос 2 человека (1%) (рисунок 2).

По стажу работы респонденты распределились следующим образом: до 10 лет -55 человек (27,5%), от 10 до 20 лет - 23 (11,5%), от 20 до 30 лет - 55 (27,5%), от 30 до 40 лет - 57 (28,5%), от 40 до 50 - 10 (5%) (рисунок 3).

Анкетированием были охвачены пред-

ставители всех регионов Республики Беларусь: г. Минск и Минская область - 50 (25%), Могилевская область - 23 (11,5%), Брестская область - 24 (12%), Витебская область - 39 (19,5%), Гродненская область -10 (5%), Гомельская область - 25 (12,5%). Не указали регион 25 человек (12,5%) (рисунок 4).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь аптечные организации относятся к средней группе риска, для которой периодичность проверок должна составлять 1 раз в 3 года [6]. На вопрос «Соблюдается ли периодичность проведения проверок Вашей аптеки?» положительно ответили 177 респондентов (88,5%), не всегда соблюдается - 7 (3,5%). Затруднились ответить 11 человек (5,5%),

Провизор-аналитик Начальник отдела Провизор Провизор-рецептар Директор

Фарм.работники аптечного склада Зам.зав.аптекой Зав. аптекой

=11,5

13,5 = 4,5

] 0,5

□ 6

□ 26

□ 16

43

10

15

20

25

30

35

40 45 50 доля, %

50 п

05 45 -

Ц о 40 -

35 -

30 -

25 -

20 -

15 -

10 -

5 -

0 -1

46

4,5

25,5

23

первая

вторая

нет категории

не ответили категория

0

5

1

Рисунок 1. - Распределение респондентов по должностям

Рисунок 2. - Распределение респондентов по наличию квалификационной категории

не ответили на вопрос 5 анкетируемых (2,5%) (рисунок 5).

Проверяемая организация имеет право

обратиться в контролирующий (надзорный) орган с заявлением о переносе сроков проведения плановой проверки [6]. 7 человек из

30

5?

ос

с 25

о

Ч

20 15 10 5 0

28,5

27,5

11,5

27,5

до 10

11 - 20

21 - 30

31 - 40

41 - 50 стаж, лет

5

Рисунок 3. - Распределение респондентов по стажу работы

не указали регион Гомельская обл. Гродненская обл. Витебская обл. Брестская обл. Могилевская обл. г. Минск и Минская обл.

112,5

112,5

15

119,5

112

111,5

125

0 5 10 15 20 25 30 доля, %

Рисунок 4. - Распределение респондентов по регионам

100

90

80

70

5? 60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к с 50

о ч 40

30

20

10

0

0

3,5

_п

5,5

1

2,5

да

нет

не всегда

соблюдается ли периодичность проведения проверок

затруднились ответить

не ответили

5

Рисунок 5. - Распределение ответов респондентов о соблюдении периодичности

проведения проверок

проанкетированных (3,5%) указали, что их организации обращались в контролирующие органы с таким заявлением, 150 (75%) - что не обращались, затруднились ответить - 28 (14%), не ответили - 15 (7,5%) (рисунок 6).

В соответствии с Указом в адрес проверяемой организации контролирующим органом направляется уведомление о проверке [6]. 128 респондентов (64%) отметили, что контролирующий орган всегда своевременно направлял в адрес аптечной организации уведомление о проведении проверки, 14 человек (7%) ответили, что не всегда, затруднились ответить 46 респондентов (23%), не ответили 12 человек (6%) (рисунок 7).

Большинство анкетируемых (162 человека, 81%) подтвердили, что проверяющие всегда предъявляли предписание на проведение проверки, 18 респондентов (9%)

указали на то, что не предъявляли, не ответили на вопрос 20 человек (10%).

Проверка должна проводиться по вопросам, обозначенным в предписании. 163 респондента (81,5%) отметили, что проверки осуществлялись в соответствии с вопросами, указанными в предписании на проведение проверки, 22 (11%) указали, что проверяющие не соблюдали перечень вопросов предписания (один из респондентов указал, что дополнительно к предписанию проверялось соблюдение санитарно-эпидемиологических требований для аптек), 15 респондентов (7,5%) не ответили на данный вопрос.

13 респондентам (6,5%) приходилось не выполнять требования проверяющих, так как они не относились к вопросам, подлежащим проверке.

80 -|

70 -

60

50 -

к с 40 -

о

ч 30

20

10 -

0

3,5

75

14

7,5

да

нет затруднились ответить

просьба о переносе сроков проверки

не ответили

Рисунок 6. - Распределение ответов респондентов о переносе сроков проведения проверки

Рисунок 7. - Распределение ответов респондентов о своевременности направления контролирующими органами уведомления о проведении проверки

На вопрос «Все ли участки работы аптеки (склада) были охвачены при проведении проверки?» положительно ответили 168 опрошенных (84%), отрицательно - 18 респондентов (9%). В качестве примера участка работы, не охваченного проверкой, один анкетируемый привел аптечное изготовление лекарственных средств. Не ответили на данный вопрос 14 человек (7 %).

134 респондента (67%) считают, что схемы проверок построены логично, 47 человек (23,5%) отмечают, что не всегда, 3 человека (1,5%) считают построение схем проверок нелогичным, не ответили на вопрос 16 человек (8%) (рисунок 8).

На вопрос о том, соблюдают ли проверяющие схемы проверок, положительно ответили 158 респондентов (79%), отрицательно -2 человека (1 %), не всегда соблюдают -

23 (11,5%). При этом большинство опрошенных (179 человек, 89,5%) отметили, что сроки проверок соблюдаются, не всегда соблюдаются - 13 (6,5%) (рисунок 9).

На вопрос «Все ли недостатки выявляются проверяющими в ходе проверки?» положительно ответили 127 человек (63,5%), отрицательно - 10 (5%), не всегда -39 (19,5%). 24 респондента (12%) не ответили на данный вопрос (рисунок 10).

119 анкетируемых (59,5%) утверждают, что проверяющие были объективны при проведении проверок, не всегда объективны - 66 респондентов (33%). Не ответили на вопрос 15 человек (7,5%) (рисунок 11). Один анкетируемый отметил негативную настроенность проверяющих, желание выявить недостатки, за которые можно наказать.

80 70 60 55 50 £ 40

67

23,5

1,5

да

нет не всегда

логичность схем проверок

не ответили

8

Рисунок 8. - Распределение мнений респондентов о логичности построения схем проверок

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

89,5

79

11,5

1

0

6,5

8,5

□ схема проверки

□ сроки проверки

да нет не всегда не ответили

соблюдение схемы и сроков проверки

4

Рисунок 9. - Распределение ответов респондентов о соблюдении проверяющими схем и

сроков проведения проверок

Рисунок 10. - Распределение ответов респондентов о полноте выявления

проверяющими недостатков

70

60

50

5? 40

к

л

о д 30

20

10

0

63,5

да

19,5

12

нет не всегда не ответили

все ли недостатки выявляются проверяющими

70

60

50

чО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

К

Ц

о Ч 30

20

10

0

59,5

33

0

7,5

объективны не объективны не всегда объективны

объективность проверяющих

не ответили

Распределение мнений респондентов об объективности проверяющих

5

Рисунок 11. -

150 опрошенных (75%) считают, что проверяющие знают требования нормативных правовых актов по фармацевтической деятельности, не знают - 1 (0,5%), не всегда знают - 35 (17,5%). В качестве примера приводилось постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь №154. Не дали ответа на данный вопрос 14 человек (7%) (рисунок 12).

36 опрошенных фармацевтических работников (18%) отмечают, что со стороны проверяющих были замечания, с которыми работники не были согласны, у 146 человек (73%) таких замечаний не было. Не ответили на вопрос 18 человек (9%).

В качестве примеров замечаний, с которыми работники были не согласны, респонденты называют правила оформления кассовой книги (1, или 0,5%), требования наличия лекарственных средств отечественного производства при их от-

сутствии на рынке (2, или 1%); хранение лекарственных средств в витринах (1, или 0,5%); выявление пыли под батареей в торговом зале бумажным одноразовым платком после посещения 175 человек за смену (1, или 0,5%).

17 респондентов (8,5%) указывают на некорректное, неэтичное поведение проверяющих, которое проявлялось повышением голоса (11 ответов, 5,5%), оскорблением (1 ответ, 0,5%), угрозой увольнения (3 ответа, 1,5%). 172 (86%) с таким поведением со стороны проверяющих не сталкивались. Не ответили на данный вопрос 11 человек (5,5%). Со стороны самих проверяемых тоже имели место случаи некорректного, неэтичного поведения (8 ответов, 4%), однако у 142 респондентов (86%) таких случаев не было, не ответили на данный вопрос 20 человек (10%) (рисунок 13).

80

70

60

50

к с 40

о

ч 30

20

10

0

75

17,5

0,5

да

нет не всегда

хорошо ли знают проверяющие НПА

не ответили

Рисунок 12. - Распределение мнений респондентов об уровне знания проверяющими

требований нормативных правовых актов

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

86 86

8,5

5,5

10

□ проверяющие

□ проверяемые

да нет не ответили

случаи некорректного поведения

Рисунок 13. - Распределение ответов респондентов о случаях некорректного, неэтичного поведения со стороны проверяющих и проверяемых

После проведения проверки проверяющие всегда знакомили работников аптек со справками (актами) о результатах проверки - так ответили 178 проанкетированных (89%), не всегда знакомили - 4 (2%) ответа, нет ответа у 18 человек (9%).

181 респондент (90,5%) отмечает, что выявленные в ходе проведения проверки замечания впоследствии устраняются и больше не повторяются. 19 человек (9,5%) не ответили на данный вопрос.

162 проанкетированных специалиста (81%) отмечают, что в их аптеках проводится обучение работников, 21 (10,5%) -обучение не проводится. 17 человек (8,5%) не ответили на данный вопрос. 168 (84%) респондентов считают, что проводимое обучение помогает подготовиться к проверкам, 5 (2,5%) - не помогает, не определились с ответом 27 человек (13,5%).

По мнению 164 респондентов (82%), необходимо обучение персонала аптек по вопросам контрольно-надзорной деятельности. 18 (9%) опрошенных считают, что в таком обучении нет необходимости. Не ответили на вопрос 18 человек (9%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное анкетирование фармацевтических работников Республики Беларусь показало, что при организации проверок аптек:

- контролирующие органы соблюдают периодичность проведения проверок (88,5% респондентов), своевременно направляют уведомление о проведении проверки (64%), предъявляют предписание на проведение проверки (81%); знакомят работников проверяемой организации с ре-

7

4

зультатами проверки (89%);

- проверяющие придерживаются вопросов, указанных в предписании на проведение проверки (81,5%), соблюдают схемы (79%) и сроки проверок (89,5%);

- проводимые проверки, как правило, охватывают все направления работы аптеки (84%).

В то же время:

- только 63,5% анкетируемых отметили, что в ходе проверки контролирующие органы выявляют все недостатки, имеющиеся в работе аптек;

- проверяющие не в должной мере проявляют объективность (33% респондентов) и знание требований нормативных правовых актов (17,5%);

- имеют место случаи некорректного, неэтичного поведения как со стороны проверяющих (8,5%), так и со стороны проверяемых (4%).

Более 80% респондентов считает целесообразным проведение обучения работников аптек, особенно по вопросам контрольно-надзорной деятельности.

С точки зрения респондентов, проверок должно быть меньше, проверки должны носить превентивный характер, работа контролирующих (надзорных) органов должна быть направлена на профилактику нарушений.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии резервов для совершенствования контрольной (надзорной) деятельности за работой аптек.

SUMMARY

L. A. Reutskaya, V. V. Kuhach, A. V. Ihnatsyeva STUDY OF PHARMACEUTICAL WORKERS' VIEW IN THE REPUBLIC OF BELARUS ON ORGANIZATION OF PHARMACY INSPECTION

The article presents the results of the study of control organization over the work of pharmacies conducted by questioning 200 pharmaceutical workers from various regions of the Republic of Belarus.

It is established that by the opinion of the majority of respondents controlling bodies follow the periodicity and timing of the conduct, test set-ups of pharmacies, the order of acquainting officials of auditing organizations with the results of the audit. The majority of inspectors displays objectivity and knowl-

edge of regulatory legal acts on pharmaceutical work, adheres to the list of issues specified in the inspection order.

The results of the questionnaire have confirmed expediency of conducting regular training of pharmacy workers including the issues of control and supervision activity.

The obtained results testify to the availability of reserves for improving verification (supervisory) activities over the work of pharmacies: decrease in the number of inspections, the focus of inspections on prevention of breaches, increase in objectivity of inspectors, compliance of ethics in mutual relations of inspectors and the inspected.

Keywords: inspection, pharmacy, control over pharmacy activities, questionnaires.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реутская, Л. П. История организации инспектирования аптек в XVI-XIX веках на территории современной Беларуси / Л. А. Реутская // Вестник фармации. -2016. - № 3 (73). - С. 6-13.

2. Пилотный проект по ранжированию аптек планируют запустить в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gmpnews.ru/2017/01/pilotnyj-proekt-po-ranzhirovaniyu-aptek-planiruyut-zapustit-v-2017-godu. - Дата доступа: 10.10.2017.

3. Основы менеджмента: учебное пособие [Электронный ресурс] / М. В. Цыпленкова [и др.]. - Режим доступа: https: // monographies.ru/. - Дата доступа: 09.10.2017.

4. Электронный ресурс. - Режим доступа: https: main.tpkelbook.com. - Дата доступа: 10.10.2017.

5. Маркович, М. Мы к вам с проверкой [Электронный ресурс] / М. Маркович. - Режим доступа: https://www.katrenstyle.ru/. -Дата доступа: 10.10.2017.

6. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 16 октября 2009 г., № 510.

Адрес для корреспонденции:

220048, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Мясникова, 39, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Управление фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения. Реутская Л. А.

Поступила 12.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.