Вестник фармации № 1 (43) 2009, УО «ВГМУ»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ
В.В. Кугач, Е.В. Игнатьева,
Т.А. Дорофеева, И.В. Прохорова,
Ф.И. Фидельман, Н.М. Игнатович,
И.П. Воронецкая, В.В. Пахомов
О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Витебский государственный медицинский университет
Повышение качества лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения является одной из задач аптечных организаций. С целью изучения состояния и качества фармацевтической помощи, оказываемой населению, было проведено анкетирование 148 специалистов аптек Витебского РУП «Фармация». Ответы фармацевтических работников на предложенные вопросы позволили оценить работу аптек, уровень лекарственного обеспечения, выявить проблемы, создающие трудности в повышении качества оказываемой фармацевтической помощи: несоблюдение врачами порядка выписывания рецептов, недостаточное качество лекарственных средств отечественных производителей, сложности с организацией их хранения в соответствии с установленными требованиями и др.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из приоритетных задач белорусского государства является охрана здоровья его граждан. Государственная политика в сфере обращения лекарственных средств основывается на принципах государственного регулирования и доступности населению медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Ведущая роль в организации лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения принадлежит торгово-производственным республиканским унитарным предприятиям «Фармация» [1].
Цель настоящего социологического исследования - сбор и оценка мнений ра-
ботников аптек РУП «Фармация» о состоянии и качестве оказываемой населению фармацевтической помощи, использование полученных данных для улучшения лекарственного обеспечения, а также совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей фармацевтическую деятельность.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
На базе аптек Витебского РУП «Фармация» было проведено анкетирование 148 специалистов аптек г. Витебска и Витебской области, из которых 26% работают в аптеках первой, 10% - второй, 12% -третьей, 30% - четвертой и 22% - пятой категорий (рис. 1). Среди проанкетированных 83% занимают должность заведующего аптекой, 10% - заместители заведующего, 2% - провизоры, 4% - фармацевты (рис. 2). Высшее образование имеют 54% респондентов. 33% опрошенных имеют вторую квалификационную категорию, 31% -первую, 5% - высшую, у 28% квалификационной категории нет. Значительная часть респондентов (37%) имеет стаж работы по специальности от 21 до 30 лет, 22,5% - от 16 до 20 лет, 17% проработали свыше 31 года, 14% - от 11 до 15 лет и стаж 6% проанкетированных насчитывает менее 5 лет (рис. 3). Таким образом, в анкетировании приняли участие высококвалифицированные специалисты, мнение которых может учитываться при оценке состояния лекарственного обеспечения населения Витебской области.
Среди респондентов 67,5% работают в городских аптеках, в том числе 30% в аптеках, расположенных в центре города, 18% - в спальном районе, 10,5% - при поликлиниках, 9% - на окраине города. 31% респондентов из сельской местности, 1,5% - из поселков городского типа. Таким образом, исследованием были охвачены все виды аптек по категориям и по территориальному расположению, что позволяет получить достаточно полную и объективную картину, характеризующую работу государственных аптек.
30
25
о4 20
О е СО 15
г 10
5
0
2 3 4
категория аптеки
Рис. 1. Структура респондентов в зависимости от категории аптеки
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
/'
У
о
$
должность
респондента
Рис. 2. Структура респондентов в зависимости от занимаемой должности
40 35 <£ 30 2 25
Ш 20
1 15
2 10
, ле"
<0 К<3 г£> о£>
^ ^ ^
<Ь^ ч\^ ^ Г|^ ^
О4 & °
Рис. 3. Структура респондентов в зависимости от стажа работы
АНКЕТА Укажите, пожалуйста, сведения о себе:
• Занимаемая должность________________________
• Образование:
А.) высшее
Б.) среднее
• Квалификационная категория__________________
• Стаж работы по специальности________________
1. Ваша аптека расположена:
A.) в центре города Б.) в спальном районе
B.) в сельской местности
Г.) другое______________________________
2. Ваша аптека относится к___________категории
3. Продолжают ли поступать в Вашу аптеку назначения рецептурных ЛС, выписанных врачом не на бланках рецептов утвержденных форм:
A.) да, редко Б.) да, часто
B.) нет
4. Часто ли поступают в аптеку неправильно выписанные рецепты?
A.) да, редко Б.) да, часто
B.) нет
5. Как часто требуется повторное направление больного к врачу, связанное с неправильно выписанным рецептом:
A.) да, редко Б.) да, часто
B.) нет
6. Часто ли приходится отказывать больному в связи с отсутствием ЛС:
A.) да, редко Б.) да, часто
B.) нет
7. В течение какого срока Вы обеспечиваете
больного отсутствовавшим в аптеке ЛС:___________
8. Лекарственные средства за полную стоимость в рецептах должны выписываться под названием:
A.) только торговым Б.) только МНН
B.) по усмотрению врача
8. Считаете ли Вы необходимым внесение изменений в нормы единовременной реализации лекарственных средств:
А.) да Б.) нет
Если да, то каких изменений.____________
9. Лекарственные средства, отпускаемые из аптеки бесплатно и на льготных условиях, должны выписываться под названием:
A.) только торговым Б.) только МНН
B.) по усмотрению врача
10. С Вашей точки зрения, следует ли ужесточить ограничения на рекламу ЛС:
А.) да Б.) нет
Если да, то что конкретно?______________
11. Существуют ли у Вас проблемы во взаимодействии с врачом:
A.) да, постоянно
Б.) да, но они легко разрешаются
B.) нет
Если да, то в чем они проявляются_______
12. Имеется ли спрос со стороны посетителей аптеки на возможность конфиденциальной беседы с провизором:
A.) да, редко Б.) да, часто
B.) не возникает
13. Достаточно ли торгового оборудования в торговом зале Вашей аптеки:
А.) да Б.) нет
14. Достаточно ли холодильного оборудования в Вашей аптеке:
■ А.) В торговом зале
А.) да Б.) нет
■ Б.) в помещениях хранения
А.) да Б.) нет
15. Какие требования по правилам измерения
температуры в холодильнике предъявляют проверяющие Вас инстанции:__________________
16. Существуют ли трудности в организации хранения ЛС и ИМН и других товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и листков - вкладышей (инструкций)
А.) да Б.) нет
Если да, то какие_______________________
17. Существуют ли трудности в организации хранения запаса товара в торговом зале с использованием приказа МЗ РБ №149
А.) да Б.) нет
Если да, то какие_______________________
18. Существуют ли трудности в размещении в витринах торгового зала ЛС, требующих особых условий хранения; в том числе отечественных производителей:
А.) да Б.) нет
Если да, то какие_______________________
19. Существуют ли трудности в организации хранения в материальных комнатах ЛС отечественного производства:
А.) да Б.) нет
Если да, то какие_______________________
20. Устраивает ли Вас оформление упаковок ЛС отечественного производства:
А.) да Б.) нет
Если нет, то что не устраивает______
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анкетирования работников аптек подтвердили, что в Республике Беларусь по-прежнему острой остается проблема, связанная с невыписыванием врачами рецептов на лекарственные средства на рецептурных бланках утвержденных форм. Так, 33% опрошенных указывают на то, что в их аптеки довольно часто поступают назначения рецептурных лекарственных средств, выписанные врачом не на бланках рецептов утвержденных форм. 47% проанкетированных указывают на то, что такая ситуация редко, но наблюдается.
В аптеку продолжают поступать неправильно выписанные рецепты, что, к сожалению, зачастую вынуждает работников аптек отказывать посетителю в реализации лекарственного средства и повторно направлять его к врачу. Наиболее распространенные ошибки - неверное указание дозировки лекарственного средства, наличие в рецепте неоговоренных исправлений, нечеткий оттиск печати. Так, у 1,5% опрошенных это явление наблюдается часто, 64% респондентов отмечают, что к ним в аптеку неправильно выписанные рецепты поступают редко, и только 34,5% с такой проблемой не сталкиваются (рис. 4). При этом повторное направление больного к врачу, связанное с неправильно выписанным рецептом, в 1 % случаев требуется часто, в 63% случаев повторное направление требуется, но редко.
Рис. 4. Частота поступления в аптеки неправильно выписанных рецептов
В профилактике поступления в аптеки неправильно выписанных рецептов важную роль играет разъяснительная работа с врачами организаций здравоохранения. На вопрос: Существуют ли у Вас проблемы во взаимодействии с врачом? - утвердительно ответили 3% опрошенных, 21 % отметили, что при наличии проблем они легко разрешаются, 75% таких проблем не испытывают.
Несмотря на стремление каждого руководителя аптечной организации иметь оптимальный ассортимент лекарственных средств, позволяющий обеспечить безот-
казную реализацию и, соответственно, гарантированное получение прибыли, иногда необходимое больному средство отсутствует в аптеке. Результаты опроса показали, что такая ситуация возникает достаточно часто у 1% проанкетированных работников аптек, 81% респондентов в редких случаях отказывали больным в связи с отсутствием в аптеке лекарственного средства, и 18% не сталкиваются с подобной проблемой.
Надлежащая аптечная практика, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 27 декабря 2006 г. №120, обязывает в случае отсутствия в аптеке лекарственного средства организовать его доставку в течение 5 дней [2,3]. На вопрос: В течение какого срока Вы обеспечиваете больного отсутствующим в аптеке лекарственным средством? - ответы распределились следующим образом: 49,32% респондентов указали период до 5 дней, 43,04% - свыше 5 дней, в единичных случаях время доставки достигает 21 дня, а 6,94% респондентов затруднились ответить. Таким образом, каждая вторая государственная аптека не в состоянии выполнить данное требование Надлежащей аптечной практики.
Обеспечение доступности лекарственной помощи населению в значительной мере зависит от рационального выбора лекарственного средства из множества существующих альтернатив. Поэтому государственная политика в сфере лекарственного обращения базируется на перечне основных лекарственных средств, необходимых для лечения наиболее социально значимых и распространенных заболеваний населения Республики Беларусь [1]. Льготное, в том числе бесплатное, обеспечение лекарственными средствами некоторых категорий граждан осуществляется в пределах перечня основных лекарственных средств, включающего около 500 международных непатентованных наименований (что соответствует более чем 3000 торговых названий) [4].
Как известно, лекарственное средство имеет несколько названий: химическое, международное непатентованное, торговое. На белорусском фармацевтическом рынке многие лекарственные средства представлены в нескольких вариантах: оригинальное лекарственное средство и ряд генериков, выпускаемых различными организациями - производителями и, соответственно, отличающихся по цене. Поэтому много дискуссий вызывает вопрос, под каким наименованием лекарственное средство должно выписываться в рецепте врача за полную стоимость, под каким на льготных условиях, в том числе бесплатно.
35% опрошенных работников аптек считает, что за полную стоимость лекарст-
венные средства в рецептах должны выписываться только под торговым наименованием, 2% - только под международным непатентованным наименованием, 62% считает, что врачу должно быть предоставлено право принимать решение в каждом конкретном случае. В то же время, при назначении лекарственных средств, отпускаемых из аптек бесплатно и на льготных условиях, за их выписывание только под торговым названием высказалось 71% респондентов, 3% - только под международным непатентованным наименованием, 23% оставляют этот вопрос на усмотрение врача и 3% ответить затруднились. Таким образом, большинство работников аптек предпочитает получать рецепт, в котором указано конкретное торговое наименование лекарственного средства, что, несомненно, облегчает работу провизора (фармацевта) - рецептара. Однако Министерство здравоохранения указывает на необходимость выписывания рецептов врача на лекарственные средства на бесплатных и льготных условиях в первоочередном порядке по международным непатентованным наименованиям, и лишь в исключительных случаях - по торговым названиям [5].
Для ряда лекарственных средств Министерством здравоохранения установлены нормы единовременной реализации, т. е. предельные количества, которые могут быть отпущены по одному рецепту [3]. Нами было изучено мнение работников аптек относительно необходимости их корректировки. 49% анкетируемых не видят необходимости изменять существующие нормы единовременной реализации лекарственных средств, 18% высказываются за внесение изменений. Респондентами предлагается уменьшить норму единовременной реализации психотропных веществ; установить норму по количеству упаковок; по лекарственным средствам, отпускаемым без рецепта, ограничения снять; 33% затруднились дать ответ на этот вопрос.
Результаты проведенного нами ранее анкетирования посетителей аптек [6] показали, что выбор ими лекарственного средства чаще всего определяется назначением
врача (52,3% респондентов), рекомендациями провизора (29,7%) и в 37,9% случаев собственным опытом применения лекарственного средства (при этом респонденты имели возможность выбирать одновременно несколько ответов из предложенных). Несмотря на то, что только 4,1% опрошенных нами посетителей аптек указали рекламу в качестве определяющего выбор источника информации о лекарственных средствах, среди работников аптек довольно широко распространено мнение, что сильнее всего на предпочтения потребителей влияет реклама. При этом 43% фармацевтических работников считает существующие ограничения на рекламу лекарственных средств достаточными, 27% указывают на необходимость их ужесточения, в частности, предлагают ограничить рекламу в средствах массовой информации, исключить жесткое навязывание лекарственных средств, запретить рекламу лекарственных средств для внутреннего применения, сделать рекламу более корректной и др.
Одним из международных принципов оказания фармацевтической помощи является возможность получения гражданином консультации у работника аптеки в конфиденциальных условиях [7]. Точка зрения работников аптек на востребованность этой услуги такова: 11% анкетируемых указали, что при покупке лекарственного средства у посетителей аптеки часто возникает потребность в конфиденциальной беседе с фармацевтическим работником, 58% указали, что такой спрос возникает иногда, а 30% ответили, что посетители не нуждаются в такой услуге. 1% респондентов ответить затруднился. Сравнивая ответы работников аптек и посетителей, можно заметить, что их мнения по данному вопросу практически совпадают (рис. 5). При этом 45,4% посетителей аптеки не нуждаются в конфиденциальности при приобретении лекарственного средства, а работники аптек считают, что таких людей около 30%.
Рис. 5. Востребованность конфиденциальных условий для беседы посетителя
с работником аптеки
Качество и доступность реализуемых товаров и предоставляемых в аптеке услуг, уровень сервиса, привлекательный внешний вид торгового зала, удобство оборудования определяют степень лояльности потребителей, от которой напрямую зависит конкурентоспособность аптечной организации. 74% опрошенных работников аптек считают, что в торговом зале их аптеки
достаточно торгового оборудования, и 87% - холодильного.
На сохранение качества и безопасности лекарственных средств, предоставленных производителем, влияет соблюдение надлежащих условий их хранения в оптовом и розничном звене.
Поэтому одной из стоящих перед аптекой задач является правильная организация хранения лекарственных средств, из-
делий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента в полном соответствии с требованиями нормативных правовых актов. На наличие трудностей в решении этой задачи указывает 25% опрошенных работников аптек. Наиболее частыми проблемами названы недостаток помещений и оборудования для хранения основного запаса лекарственных средств, требующих защиты от света, сложность организации хранения в прохладном месте (8-15 град.), недостаточная прочность или отсутствие вторичной упаковки у отдельных лекарственных средств. При этом на достаточное количество холодильного оборудования в помещениях хранения указывают только 66% респондентов.
На сложность обеспечения соответствия условий хранения в торговом зале запаса термолабильных и требующих защиты от света лекарственных средств требованиям приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.05.1998 г. №149 указали 10% респондентов [8].
У 57% опрошенных существуют трудности в размещении в витринах торгового зала лекарственных средств, требующих особых условий хранения, в том числе отечественных производителей (необходимость выставлять на витрину пустую вторичную упаковку, отсутствие вторичной упаковки у ряда лекарственных средств отечественных производителей, в т. ч. термолабильных, недостаток холодильного и торгового оборудования, в т.ч. обеспечивающего защиту от солнечного света).
Также проведенное анкетирование выявило такую проблему, как отсутствие у контролирующих органов единого мнения в отношении количества термометров, необходимых для измерения температуры в холодильниках (наличие термометра на каждой полке холодильника; достаточность одного термометра, который следует перекладывать с полки на полку; проводить измерение температуры одним термометром на одной определенной полке холодильника).
Несмотря на то, что Министерство здравоохранения предъявляет самые серь-
езные требования к качеству лекарственных средств отечественного производства, и в Республике Беларусь была принята государственная программа перехода фармацевтической промышленности на принципы ОМР [9], у работников аптек имеется ряд претензий к отечественным лекарственным средствам.
Большинство лекарственных средств отечественного производства требует хранения в прохладном и защищенном от света месте, что вызывает затруднения в организации их хранения в материальных комнатах у 20% опрошенных.
72% респондентов высказывают претензии к оформлению лекарственных средств отечественного производства, отмечая малопривлекательный дизайн вторичной упаковки, ее большие размеры и одинаковую цветовую гамму, непрочность. Кроме того, значительно затрудняет организацию хранения термолабильных и светочувствительных лекарственных средств отсутствие вторичной упаковки. Значительная доля опрошенных указывает на часто наблюдающееся протекание жидких лекарственных средств (например, ксило-метазолин). Также указывают на идентичность оформления упаковок лекарственных средств с разной дозировкой и часто отклеивающиеся этикетки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что у провизоров и фармацевтов аптек в процессе их трудовой деятельности возникает ряд проблем, связанных с организацией работы учреждений здравоохранения по выписке рецептов врачами (неправильно выписанные рецепты или без использования рецептурных бланков), что не всегда позволяет осуществлять безотказную фармацевтическую помощь населению. Некоторые трудности обусловлены недостатками в работе организаций - производителей лекарственных средств, особенно отечественных: отсутствие у ряда лекарственных средств вторичной упаковки, большие размеры упаковок, отклеивающиеся этикетки, протекание жидких лекарственных средств, необходимость организации хра-
нения большинства отечественных лекарственных средств в прохладном и защищенном от света месте, что также затрудняет работу провизоров и фармацевтов по качественному обслуживанию населения. Иногда проблемы возникают с доставкой отсутствующих в аптеке лекарственных средств и других товаров с аптечного склада в определенные нормативными правовыми актами сроки.
Таким образом, проведенное социологическое исследование показало, что в системе организации лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения существуют определенные проблемы, требующие скорейшего решения.
SUMMARY V.V. Kugach, E.V. Ihnatsyeva,
T.A. Dorofeeva, I.V. Prohorova,
F.I. Fidelman, N.M. Ignatovich,
I.P. Voronetskaya, V.V. Pahomov ABOUT IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE PHARMACEUTICAL HELP Improvement of quality of medicinal maintenance of the population and the organizations of public health services is one of problems of the chemist's organizations. With the purpose of studying a condition and quality of the pharmaceutical help rendered to the population, questioning 148 experts of drugstores Vitebsk RUE "Pharmacy" has been carried out. Answers of pharmaceutical workers to the suggested questions have allowed to estimate work of drugstores, a level of medicinal maintenance, to reveal the problems creating difficulties in improvement of quality of the rendered pharmaceutical help: nonobservance by doctors of the order of recipes prescription, insufficient quality of medical products of domestic manufacturers, complexities with the organization of their storage according to the established requirements, etc.
ЛИТЕРАТУРА
1. Реутская, Л.А. Национальная лекарственная политика Республики Беларусь (по материалам доклада на III международном форуме «Здравоохранение: государство,
общество и бизнес») / Л.А. Реутская // Рецепт. - 2008. - №3 (59). - С. 14-20.
2. Об утверждении Надлежащей аптечной практики: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120, зарегистрировано в НРПА 25.01.2007. рег. № 8/15774.
3. Об утверждении Инструкции о порядке выписки рецепта врача и о внесении изменений и дополнений в ПМЗРБ от 27.12.2006 г. №120: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12-0.2007 №99.
4. Об утверждении перечня основных лекарственных средств: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 65 (в ред. постановления от 12.05.2008 №96).
5. О лекарственном обеспечении населения республики, порядке обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами на льготных условиях и бесплатно: Постановление Коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. №4.1.
6. Кугач, В.В. Витебские аптеки: взгляд посетителей / В.В. Кугач, Т.А. Дорофеева, ЕВ. Игнатьева, ИВ. Прохорова, Ф.И. Фи-дельман, Н. М. Игнатович, В. В. Пахомов // Рецепт. - 2008. - №3 (59). - С.27-31.
7. Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых государствах: Руководство по разработке и внедрению стандартов. -Копенгаген, Дания, 2001. - 78 с.
8. Об утверждении Инструкции по организации хранения на аптечных складах, в аптечных учреждениях и предприятиях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения : Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.05.1998 г. №149.
9. Об утверждении Государственной программы перехода фармацевтической промышленности Республики Беларусь на принципы надлежащей производственной практики: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2002 №1437.
Поступила 08.12.2008 г.