Научная статья на тему 'Инновационные процессы в современной аптеке и их влияние на качество лекарственного обслуживания населения'

Инновационные процессы в современной аптеке и их влияние на качество лекарственного обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / АПТЕКА / МЕРЧАНДАЙЗИНГ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / INNOVATIONS / DRUGSTORE / MERCHANDISING / SOFTWARE / ECONOMIC INDICATORS / SERVICE QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кугач В. В., Барковская А. В.

На примере аптеки №75 г. Минска проведена оценка влияния инновационных мероприятий на экономические показатели деятельности аптеки, определена удовлетворенность посетителей качеством лекарственного обслуживания; изучена восприимчивость персонала аптеки к инновациям. С помощью социологических и экономических методов исследования установлено, что внедрение мероприятий мерчандайзинга и программного обеспечения «Белорусская аптека» способствовало привлечению в аптеку дополнительных покупателей, росту товарооборота и производительности труда, снижению времени обслуживания посетителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the example of the drugstore №75 of Minsk the estimation of the influence of innovational arrangements for economical indicators of activity of the drugstore was made; satisfaction of visitors by the quality of medicinal service was determined; the receptivity of the personal of the drugstore to innovations was studied. With application of sociological and economic methods of research it was determined that the introduction of arrangements of merchandising and the software «Belarusian drugstore» promoted attraction of additional customers to the drugstore, the growth of turnover and labour productivity, the decreasing of the time of servicing of visitors.

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы в современной аптеке и их влияние на качество лекарственного обслуживания населения»

внедрение мероприятий мерчандайзинга и программного обеспечения "Белорусская аптека" способствовало привлечению в аптеку дополнительных покупателей, росту товарооборота и производительности труда, снижению времени обслуживания посетителей.

Ключевые слова: инновации, аптека, мерчандайзинг, программное обеспечение, экономические показатели, качество обслуживания.

В.В. Кугач, А.В. Барковская

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ АПТЕКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Витебский государственный медицинский университет

На примере аптеки №75 г. Минска проведена оценка влияния инновационных мероприятий на экономические показатели деятельности аптеки, определена удовлетворенность посетителей качеством лекарственного обслуживания; изучена восприимчивость персонала аптеки к инновациям. С помощью социологических и экономических методов исследования установлено, что

ВВЕДЕНИЕ

Фармацевтический рынок отличается высокой степенью конкуренции [1, 2]. Ликвидация дефицита лекарственных средств и развитие частного розничного сектора заставляют аптечные организации искать новые формы организации работы для привлечения посетителей в аптеку и улучшения ее экономических показателей [3].

Одним из путей формирования конкурентоспособной стратегии аптечных организаций являются инновации [3, 4]. Состояние инновационной деятельности на любом предприятии рассматривается как важнейший индикатор его развития [5].

Характерной чертой белорусского фармацевтического рынка является постоянный рост его емкости, а также увеличение номенклатуры реализуемых из аптек лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента [6, 7].

Расширение ассортимента реализуемой продукции потребовало от аптек эффективного представления в торговом зале всего многообразия имеющихся товаров, обеспечения их полного и своевременного наличия в аптеке, создания системы непрерывного учета их поступления и реализации. В связи с этим важными инновационными направлениями деятельности аптечных организаций страны являются мероприятия мерчандайзинга и внедрение новых компьютерных технологий [8 - 10].

Мерчандайзинг - маркетинговая стратегия привлечения внимания покупателей в местах продажи товаров - рассматривается аптекой как один из главных инструментов фармацевтической помощи населению, способствующий прежде всего удовлетворению его потреб-

ностеи в аптечных услугах, а также увеличению товарооборота и прибыли [11, 12].

В 2008 году начато внедрение в работу аптек РУП "БелФармация" программного обеспечения "Белорусская аптека", построенного на базе программы "1С Предприятие 8.1" [13]. Данное программное обеспечение позволяет осуществлять таксирование рецептов; учет движения лекарственных средств, изделии медицинского назначения, медицинскои техники и других товаров аптечного ассортимента; учет отпуска лекарственных средств на льготных условиях. Оно дает возможность формировать заявки на аптечныи склад, вести кассовые операции и оформлять кассовые отчетные документы, осуществлять автоматическую синхронизацию справочников, первичныи бухгалтерский учет и многое другое [13, 14].

Внедрение новои техники и новых организационных технологий требует от специалистов как приобретения новых знаний, так и освоения новых навыков работы. Поэтому инновации не всегда воспринимаются персоналом аптек как позитивные и необходимые изменения. В связи с этим их эффективное внедрение часто зависит от восприимчивости работников и организации в целом к новым возможностям улучшения работы [15, 16].

Целью настоящего исследования было оценить инновационную восприимчивость работников и влияние внедряемых инноваций на качество лекарственного обслуживания населения и показатели работы на примере аптеки №75 г. Минска.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Аптека №75 г. Минска является аптекой I категории. Рядом с аптекой находятся отделение РУП "Белпочта", за счет которого может быть обеспечен дополнительный поток посетителей в аптеку, а также конкурирующие организации: магазин косметики и аптека V категории негосударственной формы собственности в расположенном рядом универсальном магазине. Наличие двух лестниц при входе в аптеку делает ее труднодоступной для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Штат аптеки составляет 15 человек: заведующий аптекой - 1, заместитель заведующего аптекой - 2, бухгалтер - 1, провизор-рецеп-

тар - 6, провизор-аналитик - 1, фармацевт - 1, упаковщик-укладчик - 1, мойщик посуды и ампул - 1, уборщик помещений - 1.

Для оценки эффективности мероприятий мерчандайзинга в аптеке использовали социологические методы исследования [17].

Было опрошено 50 посетителей аптеки. Из них 16% - в возрасте от 21 до 30 лет, 12% - от 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 50 лет, 36% - от 51 до 60 лет, 22% - от 61 до 70 лет. 10% опрошенных посещают аптеку чаще одного раза в неделю, 60% - чаще одного раза в месяц, 30% -реже одного раза в месяц. 70% анкетируемых обычно приходят в аптеку за лекарственными средствами, 20% - за косметическими средствами, 10% - за витаминами и биологически активными добавками к пище.

Посетители аптеки отвечали на вопросы: "Что Вас устраивает в организации работы аптеки .№75 г Минска?" и "Что Вас не устраивает в организации работы аптеки №75 г. Минска?".

Проведено интервьюирование 10 работников, имеющих высшее образование. Стаж работы по специальности: до 5 лет - 2 человека, от 6 до 10 лет - 4 человека, от 11 до 20 лет - 3 человека, свыше 25 лет - 1 человек.

Работники аптеки отвечали на вопрос: "Повысило ли внедрение компьютерной программы "Белорусская аптека" эффективность Вашей работы? Да, нет. Почему?".

Коэффициент установочной площади торгового зала рассчитывали по формуле:

V

_ °Т.О уст. е (1)

V.

Т .З.

где К - коэффициент установочной пло-

щади;

$ТО - площадь торгового оборудования, м2; SТЗ - площадь торгового зала, м2 [18]. Коэффициент выкладки товара на витринах рассчитывали по формуле:

К,

витр.

(2)

Т .З.

где Квыкл - коэффициент выкладки;

Sвиmр - площадь витрин, м2;

SТЗ - площадь торгового зала, м2 [18]. Для оценки экономического эффекта от инновационной деятельности в аптеке использовали следующие показатели: товарооборот, производительность труда, трудоемкость.

Производительность труда рассчитывали как отношение товарооборота к трудовым ресурсам (числу работников) [19].

где ПТ - производительность труда, руб./раб.;

ТО - товарооборот, руб.;

ТР - трудовые ресурсы.

Расчет среднего времени, затраченного фармацевтическими работниками на обслуживание одного чека (фактически - на одного посетителя), производили по следующей схеме (на примере января 2010 года):

В будние дни аптека работала 13 часов с 8.00 до 21.00, таких дней было 19:

13 час. х 19 = 247 час.

В субботу и праздничные дни аптека работала 8 часов с 8.00 до 16.00, таких дней было 7: 8 час х 7 = 56 час.

Всего в январе 2010 года аптека работала 303 часа, или 303 х 60 = 18180 мин.

За это время было пробито 6429 чеков. Временем, в течение которого в аптеке не обслу-

живали посетителей, пренебрегали.

Следовательно, среднее время обслуживания одного чека

18180 : 6429 = 2,8 мин.

Аналогично рассчитано среднее время обслуживания одного посетителя аптеки с сентября 2008 года по март 2009 года и с сентября 2009 года по март 2010 года.

Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью компьютерной программы STATISTICA. Оценку значимости различий между исследуемыми признаками проводили с помощью и-критерия Манна-Уитни [20].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Площадь торгового зала аптеки составляет 30 кв.м. В 2009 году в аптеке осуществлена замена торгового оборудования (Фото 1).

До реорганизации площадь, занятая торговым оборудованием, составляла 6,5 кв.м, после реорганизации площадь была увеличена до 9 кв.м. (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема расположения торгового оборудования в аптеке №75 г. Минска: А) до реорганизации, Б) после реорганизации

Коэффициент установочной площади увеличился с 0,22 до 0,30, что соответствует рекомендациям российских специалистов (значение коэффициента установочной площади меньше 0,25 свидетельствует о неэффективном использовании площади торгового зала, больше 0,35 - о его перегрузке оборудованием) [18].

Увеличилась также площадь выкладки товара в витринах аптеки - с 13 до 36 кв.м. Коэффициент выкладки возрос с 0,3 до 1,2 (рекомендуется не ниже 0,7) [18]. Проведенные мероприятия позволили более эффективно использовать площадь торгового зала аптеки для представления имеющегося ассортимента товаров.

Интервьюирование посетителей аптеки показало, что 80% из них положительно оценили реорганизацию торгового зала и представление товара в витринах.

60% респондентов отметили высокий уровень обслуживания и профессиональной этики провизоров-рецептаров. 90% опрошенных посетителей положительно оценили возможность отсроченного обслуживания по отсутствующим на данный момент лекарственным средствам и уведомления об их поступлении по телефону.

В 2009 году в работу аптеки внедрено программное обеспечение "Белорусская аптека", и на рабочих местах провизоров-рецептаров установлены специальные компьютерные системы, совмещенные с кассовыми суммирующими аппаратами (Фото 2).

На рабочем месте провизора-рецептара размещены монитор, системный блок, клавиатура компьютера, платежный терминал для ре-

гистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, сканер для считывания штрих-кодов, ящик для хранения наличных денежных средств.

Только 20% от числа опрошенных работников аптеки считали, что внедрение программы "Белорусская аптека" повысило эффективность работы, 60% - не повлияло на эффективность работы.

В качестве обоснования эффективности приводились:

• возможность быстро предоставить посетителю информацию о наличии и стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента;

• возможность осуществления безналичного расчёта с покупателями;

• ускорение процедуры снятия остатков.

Провизоры-рецептары, считающие внедрение программы "Белорусская аптека" неэффективным, своё мнение обосновывали необходимостью набора на клавиатуре наименования товара для его поиска в базе данных, что сопровождалось удлинением времени обслуживания посетителей аптеки.

Заведующий аптекой отметила ускорение процедур составления заказов, оприходования товара по электронным накладным, формирования отчётов. Бухгалтер отметила возможность взаимодействия программы с системами автоматизированного бухгалтерского учёта.

Учитывая, что большинство провизоров указало на снижение скорости обслуживания посетителей аптеки, нами по хранящимся

Фото 2 - Рабочее место провизора-рецептара, оснащенное специальной компьютерной системой

контрольным лентам кассового суммирующего аппарата проведено сравнение количества чеков, выбитых до и после внедрения программы.

Для сравнения был выбран период с сентября по март 2008 - 2009 года, до внедрения новой системы обслуживания, и с сентября по март 2009 - 2010 года, после внедрения (таблица 1).

Количество выбитых чеков в сентябре-марте 2009 - 2010 гг. было достоверно выше, чем за аналогичный период 2008 - 2009 гг. (р = 0,025 при а= 0,05). Всего за 7 месяцев увеличение составило 12 694 чека, что может свидетельствовать о дополнительном привлечении в аптеку такого же количества посетителей.

Значительный рост выбитых чеков в ноябре 2009 года объясняется ажиотажным спро-

сом на противовирусные лекарственные средства, иммуностимуляторы, антибиотики и марлевые повязки в связи с эпидемией гриппа.

Рост числа выбитых чеков свидетельствовал об увеличении нагрузки на провизоров-рецептаров: среднее число чеков на одного фармацевтического работника в месяц увеличилось с 778 в 2008 - 2009 гг. до 1004 в аналогичный период 2009 - 2010 гг. (р = 0,025, таблица 2).

Максимальная стоимость покупки характерна для ноября 2010 г. и составила 79516,6 руб. В остальные исследуемые месяцы средняя стоимость покупки была в 8,5 - 10 раз ниже. При этом снижение средней стоимости покупки в период 2009 - 2010 гг. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было статистически незначимым

Таблица 1 - Количество выбитых чеков в аптеке №75 г. Минска (2008 - 2010 гг.)

Месяц 2008 - 2009 (до установки программного обеспечения) 2009 - 2010 (после установки программного обеспечения) % прироста

Сентябрь 5310 6269 18,06

Октябрь 6039 6834 13,16

Ноябрь 6122 14895 143,30

Декабрь 6243 6767 8,39

Январь 6307 6429 1,93

Февраль 6573 7273 10,64

Март 6959 7780 11,79

Всего 43553 56247 29,15

Таблица 2 - Количество чеков, приходящихся на одного работника аптеки №75 г. Минска,

и их стоимость

Месяц 2008 - 2009 гг. (до установки программного обеспечения) 2009 - 2010 гг. (после установки программного обеспечения)

Количество чеков на одного провизора-рецептара Средняя стоимость одной покупки, руб. Количество чеков на одного провизора-рецептара Средняя стоимость одной покупки, руб.

Сентябрь 451,3 9176,7 783,6 8066,0

Октябрь 754,9 8216,4 854,3 7894,6

Ноябрь 765,3 8186,3 1861,9 79516,6

Декабрь 780,4 8995.1 845,9 8541,1

Январь 788,4 9384.6 803,6 9256,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Февраль 821,6 9344,3 909,1 8786,5

Март 869,9 9148,6 972,5 8553,4

х±Дх 778 8921,7 1004 / 861,5* 18659,2 / 8516,3*

Примечание: *средняя стоимость покупки без ноября 2010 г.

(р=0,41).

Результаты исследования показали, что время обслуживания одного посетителя после внедрения программы "Белорусская аптека" уменьшилось на 0,2 - 0,55 мин (в ноябре 2009 г. на 1,67 мин) - в среднем на 0,46 мин. Однако это уменьшение было статистически незначимым (р=0,06, таблица 3).

Таблица 3 - Среднее время обслуживания одного посетителя аптеки №75 г. Минска

Месяц 2008 - 2009 гг. 2009 - 2010 гг.

Сентябрь 3,59 3,04

Октябрь 3,2 2,8

Ноябрь 2,89 1,22

Декабрь 2,7 2,5

Январь 3,13 2,8

Февраль 2,66 2,4

Март 2,7 2,52

Х±Дх 2,98±0,29 2,52±0,86

Таким образом, суждение провизоров о снижении скорости обслуживания посетителей аптеки было субъективным и не подтвердилось. Вероятно, внедрение данной инновации было затруднительным, потребовало от работников первого стола дополнительных усилий, что и повлияло на их ответы при опросе.

Проведенный нами анализ показал, что один из главных показателей работы аптеки -товарооборот - за семь месяцев 2009 - 2010 гг. по сравнению с аналогичным периодом 2008

- 2009 гг. вырос на 49,5% (р=0,0017). Это увеличение было вызвано на 20,8% увеличением количества реализованных упаковок и на 28,7% - ростом цен (таблица 4).

Увеличение товарооборота привело к росту производительности труда с 3248567 руб. на одного работника в сентябре 2008 года до 5178088,467 руб. в марте 2010 года. Максимальное значение производительности труда

- 9929897,60 руб. - наблюдали в ноябре 2010 года (рисунок 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На примере аптеки №75 г. Минска установлено, что инновационные мероприятия, связанные с реорганизацией торгового зала, установкой нового торгового оборудования и внедрением программного обеспечения "Белорусская аптека", за семь месяцев (сентябрь 2009 - март 2010 гг.), позволили оказать фармацевтические услуги дополнительно 12 694 посетителям, уменьшить среднее время обслуживания каждого посетителя с 2,98 до 2,52 минуты, увеличить товарооборот и производительность труда на 49,5%.

Определено, что субъективные ощущения работников первого стола о скорости обслуживания посетителей не совпадают с объективными данными, полученными в ходе исследования.

Таблица 4 - Показатели товарооборота аптеки №75 г. Минска, 2008 - 2010 гг.

Месяц Товарооборот, руб. Темп роста, %

2008 - 2009 гг. 2009 - 2010 гг. к 2008 -2009 гг. к базовому периоду

фактический индекс цен в сопоставимых ценах

Сентябрь 48728511 66039244 130,6 50566037 103,8 100,0

Октябрь 49618714 69381523 128,6 53951418 108,7 106,7

Ноябрь 56156414 148948464 125,8 118401005 210,8 234,2

Декабрь 50116581 71784650 124,2 57797624 115,3 114,3

Январь 59188715 72956013 122,6 59507351 100,5 117,7

Февраль 61289532 74384322 116,4 63904057 104,3 126,4

Март 63665022 77671327 118,5 65545424 103,6 129,6

Итого за 7 мес. 388763489 581165543 469672916

Прирост товарооборота по отношению к периоду 2008 - 2009 гг., % 49,5 20,8

п

5

CL

Н

Л

н

о

о

X

ц

£

S

4 о ш

п

5

о

о.

16000000

14000000

12000000

10000000

8000000

6000000

4000000

2000000

0

Я? J*

г\0

-0* О

■>о

▲ 2009/2010 -♦— 2008/2009

«Г ¿Г *

¡ST

Месяц

Рисунок 2 - Производительность труда в аптеке №75 г. Минска (сентябрь 2008 - март 2010 гг.)

SUMMARY

V.V. Kuhach, A.V. Barkovskaya INNOVATIVE PROCESSES IN THE MODERN DRUGSTORE AND THEIR INFLUENCE ON QUALITY OF MEDICINAL SERVICING OF THE POPULATION

On the example of the drugstore .№75 of Minsk the estimation of the influence of innovational arrangements for economical indicators of activity of the drugstore was made; satisfaction of visitors by the quality of medicinal service was determined; the receptivity of the personal of the drugstore to innovations was studied.

With application of sociological and economic methods of research it was determined that the introduction of arrangements of merchandising and the software "Belarusian drugstore" promoted attraction of additional customers to the drugstore, the growth of turnover and labour productivity, the decreasing of the time of servicing of visitors.

Keywords: innovations, drugstore, merchandising, software, economic indicators, service quality.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клиентоориентированные технологии в фармацевтическом бизнесе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.erpnews.ru. -Дата доступа 11 сентября 2010 г.

2. Сычева, А. Фармацевтический рынок России: 30 % роста за год / А. Сычева // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.e-xecutive.ru/commurity/. - Дата доступа 11 сентября 2010 г.

3. Ягудина, Р.И. Инновации в системе лекарственного обеспечения / Р.И. Ягудина // Новая аптека. - 2010. - №10. - С. 28-30.

4. Инновации - путь к успеху / Аптека. -2004. - №464 (43).

5. Матюшков, В.Е. Стратегия национального инновационного развития Республики Беларусь/ В.Е. Матюшков // Проблемы управления. - 2007. - №1(22). - С. 20 - 26.

6. Кугач, В.В. Новые технологии в фармации Республики Беларусь / В.В. Кугач // Рецепт. - 2007, №2. - С.19-26.

7. Фармацевтический рынок Республики Беларусь в 2009 году // Рецепт. - 2010, №1. -

С. 12-22.

8. Хаменюк, С.Р. Оценка работы аптечных организации по применению методов мерчандайзинга / С.Р. Хаменюк, В.В. Кугач // Материалы седьмого съезда фармацевтов Республики Беларусь "Фармация XXI века", 22 октября 2004 г. - Витебск, 2004. - С. 116-119.

9. Авдеенко, Л.М. Истоки и перспективы применения средств вычислительной техники в аптечной службе / Л.М. Авдеенко, К.Д. Белов // Респ. науч.-практ. конф. "Фармация Беларуси на рубеже веков": Тез. докл. - Минск. - 2001. - С. 3-5.

10. Куприянов, В.В. Автоматизированное управление запасами лекарственных средств в аптечных учреждениях и предприятиях Минской области / В.В. Куприянов // Фармация Бе-

ларуси на рубеже веков: Респ. научно-практ. конф.: Тез. докл. - Минск, 2001. - С.62-64.

11. Кугач, В.В. Мерчандайзинг в аптеке как составляющая часть фармацевтической помощи / В.В. Кугач. - Рецепт. - 2010, №»4 (72). - С. 26-32.

12. Дорофеева, В.В. Организация мерчандайзинга в аптеке / В.В. Дорофеева. - Москва, 2007. - 12 с.

13. Гончарова, Е.Н. Использование информационных технологий в работе аптеки РУП "БелФармация" / Е.Н. Гончарова // Материалы VIII съезда фармацевтических работников Республики Беларусь, 8-9 апреля 2010 г. - Витебск, 2010. - С.301-307.

14. Зверко, И.Е. Современные информационные технологии - один из основных инструментов обеспечения эффективной работы предприятия / И.Е. Зверко // Материалы VIII съезда фармацевтических работников Республики Беларусь, 8-9 апреля 2010 г. - г. Витебск, 2010. - С. 331-335.

15. Инновационный менеджмент // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ www.allbest.ru/. - Дата доступа 11 сентября 2010 г

16. Теслимов, А.Г. Интеллектуальные преграды восприятия нового: формы интеллектуального типа руководителя / А.Г. Теслимов // Новая аптека. - 2010. - №10. - С. 11-16.

17. Основы методики социологического исследования: учебное пособие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/fictionbook.m/. -Дата доступа 11 сентября 2010 г.

18. Экономика предприятия / Под ред Э.В. Трум, Т.В. Елецких. - Минск, "Вышэйшая школа". - 2005. - 318 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / М.: Медиа Сфера. - 2006. - 312 с.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

Витебский государственный медицинский университет, кафедра организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК, тел. раб.: 8 (0212) 24-94-38.

Кугач В.В.

Поступила 10.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.