Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МИКРОФЛОРЫ МОРСКОЙ ВОДЫ В РАЙОНАХ ПРОМЫСЛА АНТАРКТИЧЕСКОГО КРИЛЯ'

ИЗУЧЕНИЕ МИКРОФЛОРЫ МОРСКОЙ ВОДЫ В РАЙОНАХ ПРОМЫСЛА АНТАРКТИЧЕСКОГО КРИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МИКРОФЛОРЫ МОРСКОЙ ВОДЫ В РАЙОНАХ ПРОМЫСЛА АНТАРКТИЧЕСКОГО КРИЛЯ»

считаны лишь в 5 проектах. Во всех проектах не уточнялись меры, исключающие стробоскопический эффект.

В некоторых проектах использовались недействующие СНиП. Общим серьезным недостатком всех проектов являлось крайне слабое отражение ряда вопросов эргономики, в частности выбор наиболее рациональных размеров оборудования, размещение и оснащение рабочих мест. Выводы. 1. Качество проектной документации АТП отстает от роста гигиенических требований к ним.

УДК 614.777:876.

В настоящее время как в СССР, так и за рубежом большое значение придается изучению новых районов промысла рыбы и беспозвоночных животных. В последние годы большое внимание уделяется антарктическим промысловым объектам (А. С. Богданов и Т. Г. Любимова). Одним из таких объектов является антарктический криль — мелкий холодно-водный рачок, обитающий в теплый период года в поверхностных слоях воды в виде больших скоплений — «пятен» (А. Г. Наумов).

Поскольку криль по способу своего питания — активный фильтратор, в нем накапливаются микроорганизмы, в том числе патогенные. Впоследствии после его вылова при несоблюдении санитарных и технологических требований такие микроорганизмы могут интенсивно размножаться в сырце и полуфабрикате и приводить к выпуску недоброкачественных продуктов.

Целью данной работы являлось изучение состояния микрофлоры морской воды в районах поиска и промысла криля.

Проведены микробиологические исследования морской воды в тихоокеанском и индоокеанском секторах Антарктики в теплый период года (январь — апрель). Все исследования выполнены по общепринятым методикам в соответствии с требованиями ГОСТа 18963—73 «Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа» и инструкций № 1150-70 (1974) и 1135-73 (1975). При этом определяли общее количество психрофильных и мезофильных микроорганизмов в 1 мл воды, выявляли санитарно-показательные микроорганизмы [бактерий группы кишечных палочек (БГКП), фекальные кишечные палочки (ФКП), споровые анаэробные мезофильные бактерии] и измеряли их количество. При исследованиях на психрофилы использовали среды с добавлением 3% хлористого натрия или морскую воду, рН 7,8—8,0, температура

2. Расширение парка АТП, увеличение чи работающих в них, применение новых видов то л ива, горюче-смазочных масел и современных м рок автомобилей требуют дальнейшего изучен влияния перечисленных факторов на окружающу среду, условия труда и быта работников АТП.

3. Назрела необходимость разработки отрасл вых санитарных правил по содержанию и прое тированию АТП. До выхода таких правил пр рассмотрении проектов АТП следует обращать вн манне на замечания, изложенные в данной раб01

Поступила 13/У 1980

инкубации 20 °С. Кроме того, во время отбора про определяли температуру воды и воздуха. Всего ис следовано 187 проб воды. Полученные данные статистически обработаны.

В результате проведенных исследований морской воды установлено, что в 1 мл поверхностной воды психрофильные микроорганизмы составляли от 10 до 870 (в среднем 86±36,1) микробных клеток. В основном это были бесспоровые, грамотрицатель-ные бактерии. В пробах воды, отобранных с глубины 7—10 мл, психрофилы обнаруживались в 172—2 раза чаще, чем в поверхностной воде, особенно в марте — апреле, когда температура последней была значительно ниже (/>>0,1). Количество психрофилов на этой глубине колебалось от 40 до 925 клеток (в среднем 175±69,2) в 1 мл. Количество психрофильных микроорганизмов в воде различных районов Антарктики меняется в зависимости от сезона года: наибольшее (до 1-Ю3 в 1 мл) отмечалось в летний период года (январь — февраль) при температуре воды от 1,6 до —0,8 °С (в среднем 660± ±129,4 клеток в 1 мл), в то время как в осенний период (март — апрель) при температуре воды от —1,0 до —1,8 °С психрофил выделялось значительно меньше (в среднем 35±9,3 клеток; /><0,01).

При рассмотрении биологической связи взаимоотношений между макро- и микромиром в антарктических водах (киты, рыбы, птицы — зоопланктон, основным представителем которого является криль,— фитопланктон — микрофлора) можно предположить, что психрофильные микроорганизмы в этих взаимоотношениях играют весьма важную рольк По-видимому, они участвуют не только в круговороте веществ в природе, но и используются как пищевой материал. Так, А. Г. Наумов указывает, что в зимнем питании криля определенную роль играет развивающаяся на нем микрофлора. Поэтому нам представляется, что в антарктических водах

8(269) 1

Канд. мед. наук Ю. И. Григорьев

ИЗУЧЕНИЕ МИКРОФЛОРЫ МОРСКОЙ ВОДЫ В РАЙОНАХ ПРОМЫСЛА АНТАРКТИЧЕСКОГО КРИЛЯ

Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии,

Владивосток

лжно быть значительно большее количество раз-образных видов психрофильных микроорганиз-ов, в том числе ультравидов, в довольно больших онцентрациях. Обнаружение нами и другими оте-ественными авторами (В. П. Быков) небольшого оличества психрофилов, по-видимому, обуслов-ено несовершенством методик микробиологи-еских исследований и отсутствием специфических итательных сред для их выделения. В Южном кеане вдоль берегов Антарктиды, всегда темпе-атура воды даже летом около О °С, нет условий я постоянной жизнедеятельности и размноже-ия мезофильных микроорганизмов.

При микробиологических исследованиях мезо-илы обычно выделялись в местах деятельности че-: овека, в частности в воде промысловых районов, ни обнаруживались как в поверхностном слое во-' (в среднем 122±41,7 клеток в 1 мл), так и на глу-ине 7—10 м (в среднем 119±31,6 клеток в 1 мл; <0,1). В поисковых районах, где работало одно удно, мезофилы практически не обнаруживались. В районах промысла, где в составе экспедиции находилось несколько производственных судов, в начальный период промысла в воде было незначительное количество мезофилов, затем происходило постепенное накопление их в поверхностном 10-метровом слое. В феврале—марте количество их достигало 7,5-102 клеток в 1 мл. Особенно много мезофилов встречалось в местах сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод (корма судна), где их число достигало 3-Ю1—2,7• 103 в 1 мл (в среднем 877± 195,1; Р<0,001). При исследовании морской воды на наличие санитарно-пока-зательных и патогенных бактерий в 12,0% проб обнаружены БГК.П, что свидетельствовало о микробном загрязнении окружающей морской среды. Подтверждением этого служило обнаружение ФКП— показателей свежего фекального загрязнения, особенно в вечернее и ночное время. В зависимости от места и времени отбора проб количество БГК.П в 1 л воды было различным. Коли-титр колебался от 4 до 333. Наибольшие индексы БГКП отмечены в местах стока хозяйственно-бытовых и производственных вод. Там же обнаружены и споры анаэробных мезофильных бактерий (в 10% проб).

На основании полученных данных можно говорить о постепенном микробном загрязнении мор-

ской воды в районах промысла криля. В результате действия гидродинамических факторов происходят перенос и перемешивание поступающих в морскую среду загрязнений как на расстоянии, так и на определенную глубину, что способствует созданию общего фона микробного загрязнения. Указанное обстоятельство подтверждает возможность накопления санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов в воде районов промысла и определенную роль морской воды как передаточного механизма, поскольку она может являться источником обсеменения этими микроорганизмами не только обитающего в ней криля, но и может загрязнять технологическое оборудование и непосредственно пищевые продукты из мяса криля при их приготовлении.

Таким образом, результаты исследований показали, что морская вода исследуемых районов относится к умеренно загрязненной. Поэтому выловленный в такой воде криль обычно отличается приемлемым качеством, а присутствие в воде небольшого количества фекальных бактерий не должно означать, что в изученных районах промысел следует ограничить. Необходимо идти по пути совершенствования деятельности фановых систем, переработки или дезинфекционной обработки фекальных, производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, неукоснительно выполнять рекомендации по сбросу фановых вод в определенных местах и на заданном расстоянии от районов промысла криля.

При использовании морской воды в технологических целях и для санитарной обработки оборудования и инвентаря в процессе производства продукции из мяса криля обязательно ее предварительное обеззараживание.

ЛИТЕРАТУРА. Богданов А. С., Любимова Т. Г. —

Рыбное хоз-во, 1978, № 10, с. 6—9. Быков В. П. — Там же, с. 60—64.

Инструктивно-методические указания по обнаружению возбудителей кишечных инфекций бактериальной и вирусной природы в воде. М., 1974. Инструкция о порядке расследования, учета и проведения лабораторных исследований в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы при пищевых отравлениях. М., 1975.

Наумов А. Г. — Рыбное хоз-во, 1978, № 10, с. 9—12.

.Поступила 20/1II 1980 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.