Научная статья на тему 'Изучение манипулятивных практик в информационном обществе'

Изучение манипулятивных практик в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МANIPULATIVE PRACTICIANS / MASS CONSCIOUSNESS / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркин Александр Викторович

Актуальность данной статьи обусловлена проблемами развития информационно-коммуникационной среды во всем мире, и в Российской Федерации в частности. Данная среда создает условия для осуществления различного рода манипуляций индивидуального и коллективного сознания. Рассмотрению этого социального феномена и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING MANIPULATIVE THE PRACTICIAN IN INFORMATION SOCIETY

Relevance of this article is caused by problems of development of the information and communication environment around the world, and in the Russian Federation in particular. This environment creates conditions for different implementation of manipulations of individual and collective consciousness. This article is also devoted to consideration of this social phenomenon.

Текст научной работы на тему «Изучение манипулятивных практик в информационном обществе»

УДК 94 ББК 63. 3 (7) М 34

ИЗУЧЕНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ПРАКТИК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

(Рецензирована)

Маркин Александр Викторович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (903) 410 11 51, e-mail: alemar2004@mail.ru

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена проблемами развития информационно-коммуникационной среды во всем мире, и в Российской Федерации в частности. Данная среда создает условия для осуществления различного рода манипуляций индивидуального и коллективного сознания. Рассмотрению этого социального феномена и посвящена данная статья.

Ключевые слова: манипулятивные практики, массовое сознание, средства массовой информации.

STUDYING MANIPULATIVE THE PRACTICIAN IN INFORMATION SOCIETY

Markin Alexander Viktorovich,

candidate of sociological sciences, associate professor of humanitarian and mathematical disciplines of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (903) 410 11 51, e-mail: alemar2004@mail.ru

Summary. Relevance of this article is caused by problems of development of the information and communication environment around the world, and in the Russian Federation in particular. This environment creates conditions for different implementation of manipulations of individual and collective consciousness. This article is also devoted to consideration of this social phenomenon.

Keywords: мanipulativepracticians, mass consciousness, mass media.

Вхождение в глобальное пространство в современных условиях происходит в результате применения электронно-информационных технологий, эксплуатирующих природу бессознательного человека, что не позволяет оставлять без внимания тему манипуляции массовым сознанием, носящую теперь уже глобальный характер. Такой регулятивный механизм, каким является манипуляция сознанием, существовал практически всегда, однако до недавнего времени он использовался в подавляющем большинстве случаев либо индивидуально, либо локально. Информационные электронные средства доставки информации и построенные на их основе СМИ дают возможность распространить манипулятивные практики на все человечество. Риск использования манипуляции сознанием выступает как неопределенность в результате деятельности человека. Исследование социальных

проблем манипуляций как индивидуальным, так и общественным сознанием в девиантологическом аспекте позволяет определить возможные сценарии поведения индивида, стратегии формирования общественных настроений и общественного мнения. Понимание возможности манипуляции сознанием позволяет приблизиться к вероятностным прогнозам социальных событий, имеющих отрицательные последствия, чтобы смягчить их или предотвратить. Сегодня невозможно говорить о манипуляции сознанием без учёта роли СМИ и массовой коммуникации в жизни социума. Многие исследователи отмечают отрицательное воздействие СМИ на массовое сознание, так как именно эти средства участвуют в формировании потребительских ценностных установок в массовом сознании, продвигают массовую культуру, лишённую практически всякой связи с национальной культурой, а также их

деятельность приводит к информационной перегрузке, являющейся одним из важнейших факторов риска. [1; 123-137]

Наряду с этим, современная Россия, как и другие страны, включена в объективный процесс формирования и развития глобального политического, экономического, информационного и культурного пространства, взаимосвязанного функционирования мировых товарных рынков, рынков капитала и труда, знаний, информации и культуры. Всестороннее развитие различных сфер жизнедеятельности человеческого общества является главным условием продвижения к его принципиально новому качественному состоянию, которое определяется как «информационное». Для нашей страны, стремящейся занять значимое место в новом мире, все более актуальным становится не только решение целого ряда проблем экономического и политического характера, но и формирование социальной среды, способствующей развитию демократических принципов, прав и свобод, гражданского общества, складыванию новой политической культуры. Развитие указанных процессов происходит в особой социокультурной среде, неотъемлемой составляющей которой является ее информационно-культурная часть. История развития человечества, государств и народов свидетельствуют, что перспективы развития каждой страны и ее место в глобальной экономике в целом во многом зависят от качества ее информационно-культурной среды.

Ценность информационно-культурной среды определяется тем, что она с одной стороны, представляет собой фундамент для развития социума и личности, а, с другой, - средство для удовлетворения разносторонних потребностей социальных групп и индивидов. Учитывая высокую динамику современного общественного развития, роль и значение информационно-культурной среды в различных областях человеческой деятельности становятся все более очевидными. [2; 44]

Значительные перемены в духовной сфере жизни российского общества и общественном сознании россиян объективно связаны с противоречивой динамикой социальных, экономических, культурных отношений в стране и мире. Современное общественно-экономическое и социальное развитие страны требует от гражданина максимального проявления интеллекта, творческих возможностей, восприимчивости к происходящим изменениям, высокой социальной мобильности и психологической устойчивости. Именно поэтому в современных условиях развития российской государственности и гражданского общества объективно возрастает значение информации и культуры в формировании качеств личности, которые бы

соответствовали изменившимся характеристикам отечественной социальной системы. Очевидно, что усиливающаяся зависимость состояния общественного сознания российских граждан от влияния социокультурной среды требует целенаправленного участия институтов государства и общества в процессах создания, распространения и потребления информационно-культурных продуктов и услуг, активизации позитивного информационно-культурного воздействия на общественное сознание социальных групп и индивидов [3; 69-70].

Сознание человека формируется под влиянием процессов созидания, освоения и распространения культурных ценностей, а также находится под воздействием информационных потоков различного содержания, объема и интенсивности. При этом СМИ выступают не только как каналы доставки информации, но и как активное средство формирования образов и стереотипов восприятия и поведения человека. Одновременно, культура во всем многообразии ее форм и видов оказывает непосредственное воздействие на мировоззрение, чувства и эмоции человека, непосредственно участвуя в процессах формирования и функционирования политического сознания граждан. Таким образом, культурная и информационная среды комплексно, совместно и всеобъемлюще влияют на адаптацию и функционирование личности в социуме - в его социализации как способе и средстве освоения личностью сферы социальной жизни, а связующим звеном процессов взаимодействия информационно-культурной среды и социализации личности выступает сознание [4; 125]. В связи с этим, следует отметить актуальную потребность формирования научного представления о содержании и направленности влияния информационно-культурной среды на сознание россиян с учетом изменений, происходящих в различных сферах человеческой деятельности, формах и методах воздействия на общественное сознание в целом. По мнению ряда исследователей, в российском обществе, с одной стороны, отсутствует консолидированное понимание роли и значения информационно-культурной среды для обеспечения национально-государственных интересов, и, с другой стороны, - нет единства в подходах к проблеме целенаправленного формирования общественного сознания гражданина вообще.

Манипуляция сознанием представляется, во-первых, как скрытая и спланированная форма воздействия на сознание, во-вторых, обращенная на социальное бессознательное, и, в-третьих, способная выполнять регулятивную функцию. В основе манипуляции лежит воздействие на базовый уровень массового сознания, ориентированный на

эмоционально-чувственную сферу и сферу бессознательного. Изменения, происходящие на базовом уровне, ведут к трансформациям другого, более рационального, уровня массового сознания, включающего в себя когнитивные компоненты: общедоступные знания и представления, разделяемые массами.

Манипуляция сознанием является противоречивым феноменом в силу того, что использование манипулятивных технологий в процессе влияния на сознание ведёт не только к негативным последствиям. Манипулятивный тип общения может быть использован в политике, для разрешения социальных конфликтов как способа выхода из социальной депрессии. Эффективность манипулятивного воздействия как альтернативы императивному, более жёсткому, налицо в чрезвычайных ситуациях, когда апелляция к разумному, осознанному восприятию ситуации невозможна, а единственный выход - это обращение к бессознательной сфере как единственной возможности регулирования сложившейся ситуации.

Манипуляция сознанием, имеющая древнюю историю, активно использовалась как в советском, так и в постсоветском обществе. Главные цели советского общества, развивавшегося по экстенсивному типу, были выражены в идеологемах, внедряемых в массовое сознание и рассчитанных на усиленное поддержание трудового энтузиазма членов экстенсивно развивающегося общества, в котором оценка труда носила уравнительный характер. Идеологемы советского общества носили долгосрочный характер, имели конкретную декларируемую цель - построение коммунистического общества, и базировались на коллективистских ценностях.

В постсоветском обществе меняются субъект, применяющий манипуляцию массовым сознанием, и сам характер манипуляции. Субъектом манипуля-тивной стратегии становятся представители правящей элиты, бизнесмены, владельцы средств массовой информации и рекламных компаний. Ставшие коммерциализованными социальные институты, в том числе и институты культуры, внедряют в массовое сознание новые идеологемы, отражающие ценности рыночного человека с потребительской ориентацией. [5; 150]

Общественные приоритеты советского общества, опиравшиеся на характерные для российского менталитета идеи справедливости и поиск правды, сменились в постсоветском рыночными, что привело к обострению социальной аномии, проявляющейся в невозможности достичь определяемых культурой целей средствами, одобряемыми обществом. Одним из главных рисков является накопле-

ние социальной инерции. Современное российское общество характеризуется отсутствием осознанной готовности измениться. Причиной этого среди многих других выступает утрата социально одобряемых целей успеха. Состояние аномии приводит к нарушению равновесия между намерениями, интересами и целями, являющимися законными для всех членов социума, и приемлемыми способами достижения этих целей. Неспособность членами общества выбирать культурно одобряемый тип адаптации приводит к бегству от трудностей жизни, замене её различными суррогатами: членством в оккультных сектах, увлечением психоделическими практиками и медитацией, нетрадиционными сексуальными опытами, уходом в мир наркотических галлюцинаций, виртуальную реальность.

К накоплению социальной инерции в современном обществе приводит деинтеллектуализация содержания образования, произошедшая вследствие разрушения системы традиционного образования. Разрушение целостного мышления, реального восприятия действительности является следствием применения манипулятивных технологий влияния на массовое сознание.

Пропагандируемые манипулятивными стратегиями ценности - наслаждение, погоня за успехом, нажива, победа любой ценой, выступающие в качестве экзистенциального эрзаца, противоречат тем ценностям, которые обеспечили процветание капиталистическому обществу: трудолюбию, скромности, активности, устойчивости представлений о мире. Освобождение от потока фрагментарной информации, от знаковости, не отражающей реальность, то есть от информационной аномии, стало исключительно сложным занятием для человека. Личность не может чувствовать свою полноценность без стабильных, ясных представлений о жизни, где принципиально несоединимы фрагментарные опыты человека. Такое существование личности, из которого элиминирована устойчивость, есть «пустое существование», как правило, приводящее к социальной напряжённости и бунту. [6; 98]

Растущее в обществе недоверие к правящей элите выражает несостоявшееся согласие между ней и обществом. Недоверие вместо «веры -доверия» в несформированном гражданском обществе при отсутствии практической гарантии прав личности и механизмов контроля её обязанностей, может привести к непредсказуемым последствиям в отношениях между элитой и народом. Правящая российская элита, не сумевшая доказать свое предназначение и отягощенная грузом эгоистичных интересов, в российском менталитете традиционно оценивается как паразитический слой. Манипуляция сознанием создает предпосылки для по-

пулистской оценки всех решений и действий элиты без их дифференциации, в упрощённой оценочной системе координат, где доминируют леность массового сознания, склонность массы к проявлению агрессии, образуется порочный круг, в котором манипуляторы и агенты манипуляции становятся заложниками стереотипного обывательского типа мышления.

Таким образом можно отметить, что реалии современных социальных процессов в России свидетельствуют о серьезных противоречиях в информационной и культурной сферах, что отражается на состоянии общественного сознания граждан. Важнейшей особенностью переживаемого нашей страной этапа развития является обострение проблем социально-политического единства общества, этноконфессиональной толерантности. В этих условиях эффективные информационная и культурная политика в Российской Федерации выступают в качестве важнейших направлений деятельности государства по формированию такого уровня сознания, которое позволяло бы обеспечить динамичное развитие демократического, социального, правового государства, внутриполитическую стабильность, укрепление международных позиций и авторитета России. Все это связано с необходимостью реализации новых научных подходов к оценке роли и места информационно-культурной среды в обществен-

ной жизни общества, формировании политического сознания российских граждан, соответствующего интересам развития и совершенствования демократических принципов жизнедеятельности, формирования современного гражданского общества, обеспечения поступательного характера развития социального процесса и стабильности в обществе.

ИСТОЧНИКИ:

1. Маркин А.В. Функции отклоняющегося поведения в условиях информационной аномии. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Негодаева О.Б. Информационная аномия и манипуляция сознанием в советском и постсоветском обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 3. - С.43-47.

3. Калюжная Н.А. Фанатизм: личностные и групповые черты // Философские науки. - 2007. - № 9.

- С. 66-81.

4. Козлова О.Н. Манипуляция сознанием и субъект-ность в XXI веке // Вестник РГГУ. - 2010. - № 3.

- С.113-130.

5. Тартыгашева Г.В. Демагогия - форма деформации общественно-политической жизни // Вестник РГГУ. - 2010. - № 3. - С.144-160

6. Желтоносов В.М., Зиниша О. С. Интеграция финансовых и информационных услуг на базе ин-фокоммуникационного рынка // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 12. -С. 97-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.