Научная статья на тему 'Изучение малой прозы русского модернизма в старших классах (на примере творчества И. Э. Бабеля)'

Изучение малой прозы русского модернизма в старших классах (на примере творчества И. Э. Бабеля) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
816
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская литература / методика преподавания русской литературы / старшая школа / поэтика / модернизм / И. Э. Бабель / Russian literature / methods of teaching Russian literature / senior school / poetics / modernism / Isaac Babel

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кравцова Алеся Николаевна, Колмакова Оксана Анатольевна

В статье проанализированы особенности изучения прозы русского модернизма в старшей школе. Подчёркнута важность ориентации на расширение филологических знаний старшеклассников, формирование целостного представления о литературе модернизма как составляющей мирового искусства, умений анализировать и интерпретировать художественные явления эпохи модернизма в историческом и культурологическом контексте. На примере изучения прозы Исаака Бабеля показаны ключевые закономерности работы с модернистской литературой в старшей школе. Выяснено место творчества Исаака Бабеля в школьном курсе литературы, акцентировано внимание на наиболее важных моментах в преподавании произведений писателя. Отмечен глубокий гуманистический пафос прозы И. Э. Бабеля, являющийся существенным ожидаемым компонентом читательской рецепции старшеклассников, проанализированы ключевые смысловые комплексы произведений писателя, важные для понимания учащихся. Сформулированы методические рекомендации к организации изучения творчества Исаака Бабеля в школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF SMALL PROSE OF RUSSIAN MODERNISM IN THE SENIOR CLASSES (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF ISAAC BABEL)

The article analyzes the features of studying the prose of Russian modernism in senior school. The importance of orientation to the expansion of philological knowledge of senior school pupils, the formation of a holistic view of the literature of modernism as a component of world art, the ability to analyze and interpret the artistic phenomena of the modern era in the historical and cultural context was emphasized. Using the example of the study of Isaac Babel’s prose, the key patterns of work with modern literature in senior school are shown. The place of creativity of Isaak Babel in the school course of literature is clarified, attention is focused on the most important moments in the teaching of the writer's works. The profound humanistic pathos of Isaac Babel’s prose, which is an essential expected component of the reader's reception of senior school pupils, was analyzed, key semantic complexes of the writer's works important for pupils’ understanding were analyzed. The methodological recommendations to the organization of the study of the creativity of Isaac Babel in the school are formulated.

Текст научной работы на тему «Изучение малой прозы русского модернизма в старших классах (на примере творчества И. Э. Бабеля)»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 372.882

ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И. Э. БАБЕЛЯ)

© Кравцова Алеся Николаевна

магистрант, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

© Колмакова Оксана Анатольевна

доктор филологических наук, доцент Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В статье проанализированы особенности изучения прозы русского модернизма в старшей школе. Подчёркнута важность ориентации на расширение филологических знаний старшеклассников, формирование целостного представления о литературе модернизма как составляющей мирового искусства, умений анализировать и интерпретировать художественные явления эпохи модернизма в историческом и культурологическом контексте. На примере изучения прозы Исаака Бабеля показаны ключевые закономерности работы с модернистской литературой в старшей школе. Выяснено место творчества Исаака Бабеля в школьном курсе литературы, акцентировано внимание на наиболее важных моментах в преподавании произведений писателя. Отмечен глубокий гуманистический пафос прозы И. Э. Бабеля, являющийся существенным ожидаемым компонентом читательской рецепции старшеклассников, проанализированы ключевые смысловые комплексы произведений писателя, важные для понимания учащихся. Сформулированы методические рекомендации к организации изучения творчества Исаака Бабеля в школе.

Ключевые слова: русская литература, методика преподавания русской литературы, старшая школа, поэтика, модернизм, И. Э. Бабель.

Специфика изучения литературы в школе определяется ее сущностью как вида искусства, составляющей контекста мировой художественной культуры. Глубокому осмыслению эстетической ценности произведений русской литературы в контексте мирового культурно-художественного наследия способствует введение их в дискурс крупнейших идейно-эстетических парадигм, одной из которых, несомненно, является модернизм. На уроках, посвященных рассмотрению модернистских тенденций в русской литературе, учитель имеет возможность создать условия для ознакомления учащихся с шедеврами мирового искусства, обогатить внутренний мир старшеклассников, способствовать развитию умения познавать эстетическое своеобразие явлений мирового искусства, формированию способности к эстетически глубокому чтению, слушанию и созерцанию.

Изучение литературы русского модернизма помогает ознакомить учащихся старших классов с фундаментальными ценностями мировой художественной культуры, углубить их эстетическую эрудицию, положительно влияет на формирование гуманистического мировоззрения, воспитание уважения к национальным и мировым культурным традициям. Одним из ярких представителей русского модернизма является творчество И. Э. Бабеля, аккумулирующее в себе черты различных культурных и этнических традиций и проникнутое глубоким гуманизмом человека, находящегося в ситуации трагической дисгармонии с миром.

Изучению методики преподавания литературы русского модернизма в старшей школе посвящено диссертационное исследование Р. В. Якименко[6]. Однако в современной методической науке отсутствуют специальные исследования, связанные с определением путей школьного анализа произведений И. Э. Бабеля.

В школьную программу творчество Бабеля вошло сравнительно недавно — во времена «перестройки», когда в курс литературы был введен цикл рассказов «Конармия». Существующие сегодня учебные программы, впрочем, оставляют обязательность изучения «Конармии» на выбор учителя, поскольку его рассказы рассматриваются в общем контексте произведений, посвященных событиям гражданской войны 1918-1920 гг.

На наш взгляд, изучение творчества И. Э. Бабеля в школьном курсе литературы невозможно без введения его в модернистский контекст, характеризующий развитие отечественного искусства слова первой трети ХХ века. Уроки, посвященные данной теме, должны формировать представление учащихся старших классов о литературе 1920-х годов как эпохе, которой был присущ эстетический плюрализм, новизна и многообразие решения вечных проблем.

Целесообразным представляется рассмотрение малой прозы И. Бабеля сквозь призму экспрессионистической поэтики, характерной для представителя эпохи кардинальных социальных и духовных потрясений. Начало ХХ века, вместившее в себя мировую войну и революцию, ознаменовало собой глубокий духовный кризис, приведший к дегуманизации, невозможности полагаться на всесильность ratio. Происходит переоценка существующих ранее идейно-мировоззренческих ориентиров. В этих условиях формируется литературно-философская экспрессионистическая парадигма с акцентом на потерянной в водовороте трагедийных событий личности, создании новых художественно-эстетических моделей.

Экспрессионизм для И. Э. Бабеля был тем творческим методом, который делал возможным «осознание граничных основ бытия и широкого круга смысло-жизненных проблем» [2, с. 55], стал той художественно-философской основой, которая позволила акцентировать внимание на личностном мировоззренческом измерении существования человека в кризисной ситуации. Проза И. Э. Бабеля постоянно обращена к контакту с ключевыми экзистенциальными категориями — смерти, потери духовных и идейных ориентиров и, собственно, самого себя, индивидуальным и общим отчуждением. Герои «Конармии» пытаются найти себя в новом, непонятном мире, заново переживая драму человеческого существования на обломках цивилизационной эры, в условиях, когда становится все сложнее сохранять трагический оптимизм. Единственным оружием, доступным этим людям, является своеобразный стоицизм как форма борьбы за человеческое достоинство. Экспрессионизм у Исаака Бабеля предстает не только на отрицании

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЯЗЫК. ЛИТЕРАТУРА. КУЛЬТУРА

2017. Вып. 5

мимесиса как такового, однако и выражается во взаимодействии с импрессионистической поэтикой, «опирающейся на выражение мгновенных впечатлений художника» [5, а 7].

Исходя из определенных поэтических доминант, присущих малой прозе И. Э. Бабеля, целесообразно, на наш взгляд, предложить следующую примерную структуру уроков, посвященных изучению цикла новелл «Конармия».

Вступительное слово учителя должно содержать информацию о переосмыслении русскими писателями-модернистами традиций русской литературной классики, причинах крушения традиционной ценностной системы и их влияния на литературный портрет эпохи, о новых гуманистических поисках в искусстве. Далее необходимо представить небольшую историческую справку об И. Э. Бабеле, поскольку это имя является новым для старшеклассников.

Стоит отметить, что противоречивость отзывов о творчестве Бабеля, в частности, относительно «Конармии», связана, прежде всего, с различиями в подходах к оценке литературных произведений писателя. Так, критики социологического толка ставили автору в вину отсутствие фактографической достоверности в цикле. Литературоведы же, отзывы которых выдержаны в положительной тональности, отмечали краткость, ясность и выразительность слога прозаика, его высокую культуру в работе со словом, что отличает его от большинства советских беллетристов того времени. Сопоставительный анализ критических мыслей по поводу малой прозы И. Э. Бабеля, без сомнения, способен осознанию учащимися литературного контекста эпохи.

Следует отметить особенности изображения конармейцев в цикле новелл И. Э. Бабеля. Бойцы конармии представлены разнообразными и противоречивыми, что обусловлено живым, полнокровным восприятием действительности, характерным для произведений Бабеля, тяготевшего к созданию оригинальных человеческих характеров, неординарных ситуаций.

Учителю целесообразно познакомить старшеклассников с точкой зрения литературоведа Е. Скарлыгиной, обращающей внимание на особенности подхода Бабеля к работе с жизненным материалом: «К жизненному материалу Бабель подошёл импрессионистически, выделив и заострив в нём то, что его наиболее поразило» [4, а 9]. Именно этим объясняются формальные особенности «Конармии» — текст является циклом новелл, герои которых будто прорисованы при помощи нескольких наиболее характерных штрихов, ярких эпизодов из жизни. Подтверждением тому служат сами названия новелл: «Эскадронный Трунов», «АфонькаБида», «Сашка Христос», «Переход через Збруч».

Стоит особенно остановиться на данной особенности поэтики Бабеля ввиду ее необычайной важности. Лишь адекватное понимание писательского замысла может помочь учащимся понять и разобраться в том, почему, к примеру, в «Переходе через Збруч» практически отсутствует описание самого перехода, а в новелле «Чесники» «незабываемой атаке» посвящено чуть ли не два слова.

Полный обзор цикла новелл «Конармия» осуществляется в форме беседы, материалом которой являются прочитанные рассказы, чей выбор можно оставить учителю и ученикам. К примеру, изучение рассказа «Переход через Збруч» инспирирует необходимость обратить внимание на пейзаж как важный элемент поэтики данной малой эпической формы. Совместно с учащимися учитель отсле-

живает постепенное изменение характера пейзажа, развитие мотива смерти, подчеркивает постепенность переходов в композиционной организации рассказа, связь его финала с экспозицией. Класс должен обратить внимание на совмещенные в рассказе патетику и трагизм, определяющие противоречивость авторской картины мира, характерной для экспрессионистической эстетики. Глобальные политические события сопоставляются с индивидуальной судьбой человека, высоким и низким. Бабель рисует гражданскую войну одновременно «великой» и «жестокой». Отдельно необходимо отметить языковое своеобразие бабелевской прозы, характеризующейся четким ритмом, живописностью, яркой метафоричностью.

Изучение рассказа «Письмо» связано со своеобразием повествования и идио-стиля автора, отмечается сказовая форма как оригинальный авторский ход. Б. Сарнов отмечает сопоставимость функции сказа у Бабеля с «иллюзией живой речи» [3, с. 52], по В. Шкловскому, когда для «второго плана» повествования характерно углубление, подкрепление созданного «первым планом» впечатления». Автор подчеркивает документальность описываемых событий, утверждая, что «переписал его, не приукрашивая, и передаю дословно, в согласии с истиной» [1, с. 32]. Необходимо отметить также несомненную актуальность поднятой в рассказе проблемы жестокости, ставшей нормой в годы гражданской войны.

При анализе рассказа «Мой первый гусь» наиболее важной, на наш взгляд, является проблема непреодолимой дистанции между Лютовым и казаками, а также насилия, являющегося единственным способом преодоления этой пропасти. На обсуждение учащихся целесообразно вынести эпизод неоднозначно воспринимаемого «ликования» героя, связанного с первым убийством, означавшим слияние с революционной массой, и ощущение неполноты данного слияния в глубине души.

Рассказ «Смерть Долгушова» не менее важен для понимания концепции гуманизма Исаака Бабеля. Рассмотрению данной проблемы, на наш взгляд, поспособствует постановка учителем вопроса о том, кто поступил более гуманно: Лю-тов, следующий Божьим заповедям, или Афонька, который убивает Долгушова с целью спасения его от физических страданий?

Считаем, что изучение цикла новелл «Конармия» в старшей школе будет более эффективным при условии подробного рассмотрения образа автора. Стоит отметить, что автобиографизм «Конармии» бесспорен, поскольку фигура Лютова является не только своеобразным отображением военного пути Бабеля, но и близка ему по степени противоречивости чувств и контрастных впечатлений, присущих интеллигентному человеку, попавшему в чуждую ему среду и пребывающему в поисках понимания незнакомцев, ее населяющих. Романтика революции в нем борется с суровым реализмом гражданской войны.

Также стоит отдельно уделить внимание пейзажным зарисовкам Бабеля и их функции в «Конармии». Война у писателя предстает почти «красивой», «цветистой». Рассматривая вопрос о своеобразии поэтики «Конармии», обратим внимание на особенности пейзажных зарисовок у Бабеля. Учащимся можно предложить проанализировать отрывки из новелл, связанные с колористикой бабелев-ского повествования, изобилием художественных средств.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЯЗЫК. ЛИТЕРАТУРА. КУЛЬТУРА

2017. Вып. 5

Необходимо обратить внимание учеников на натуралистическую составляющую в поэтике Бабеля. Натурализм особенно активно используется в батальных сценах, сопряженных с явным отстранением от зачастую жутких, невообразимо жестоких поступков красноармейцев и шляхты.

Обобщение изучения творчества И. Э. Бабеля содержит вывод об обреченности попытки интеллигента реализоваться в революционно-военных условиях.

Таким образом, изучение цикла новелл И. Э. Бабеля «Конармия» в старшей школе связано с неоднозначным, однако своеобразным и самодостаточным видением событий гражданской войны, реализованным в координатах модернистской поэтики, в частности, экспрессионизма, импрессионизма и натурализма, соответствующие маркеры которых воплощены в произведениях цикла рядом приемов. Гуманитарная и социальная катастрофа стала для Бабеля тем непосредственным материалом, который вызвал обращение к размышлениям об иррациональности бытия, хрупкости всех духовных и общественных устоев.

Литература

1. Бабель И. Избранное. М.: Адабият, 1989. 320 с.

2. Камю А. Записные книжки. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. С. 55.

3. Сарнов Б.М. Бесконечный лабиринт. М.: Московские учебники, 2005. 736 с.

4. Скарлыгина Е. Ю. Контрасты Исаака Бабеля // Вступ. статья к сборнику: И. Бабель. Избранное. М.: Адабият, 1989. — С. 5-18.

5. Эдшмид К. Про экспрессионизм в литературе // Крещатик. 2012. № 2. С. 6-10.

6. Якименко Р. В. Методика изучения поэзии «серебряного века» на уроках литературы в 11-м классе средней школы: дис. ... канд. пед. наук. М.: Изд-во МГПУ, 1998. 165 c.

STUDYING OF SMALL PROSE

OF RUSSIAN MODERNISM IN THE SENIOR CLASSES

(ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF ISAAC BABEL)

Alesya N. Kravtsova

Undergraduate student,

Buryat State University

24 a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Oksana A. Kolmakova

doctor of Sciences in Philology, associate professor,

Buryat State University

24 a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article analyzes the features of studying the prose of Russian modernism in senior school. The importance of orientation to the expansion of philological knowledge of senior school pupils, the formation of a holistic view of the literature of modernism as a component of world art, the ability to analyze and interpret the artistic phenomena of the modern era in the historical and cultural context was emphasized. Using the example of the study of Isaac Babel's prose, the key patterns of work with modern literature in senior school are shown. The place of creativity of Isaak Babel in the school course of literature is clarified, attention is focused on the most important moments in the teaching of the writer's works. The profound humanistic pathos of Isaac Babel's prose, which is an essential expected component of the reader's reception of senior school pupils, was analyzed, key semantic complexes of

the writer's works important for pupils' understanding were analyzed. The methodological recommendations to the organization of the study of the creativity of Isaac Babel in the school are formulated.

Keywords: Russian literature, methods of teaching Russian literature, senior school, poetics, modernism, Isaac Babel

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.