ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
5. Malikov R.Sh., Zakirova N.R., Mustaev R.Sh. Life safety of an individual in the aspect of formation of distinctive features of intelligence (on the example of the Tatar Folk Pedagogy) [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2015. No. 6. URL: http://www.science-education.ru/130-23745.
6. Malikov R.Sh., Zakirova N.R. Mustaev R.Sh. Formation of some distinctive features of intelligence in the Tatar Folk Pedagogy, providing the individual with life safety [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2015. No. 6. URL: http://www.science-education.ru/130-23727.
УДК 372.882 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13008
Мухарлямова Г.Н., Абдуллина Д.М.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В АСПЕКТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Мухарлямова Гульназ Нурфатовна, кандидат филологических наук, заведующий отделом национального образования
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия E-mail: [email protected] тел.: 8(905) 023 85 39
Абдуллина Дилария Маратовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела национального образования
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия E-mail: [email protected] тел.: 8(917) 259 54 26
Актуальность статьи обусловлена недостатком внимания к вопросам изучения литературных произведений сквозь призму понятий художественного времени и пространства на уроках родной литературы в школе. Использование категорий художественного времени и пространства при анализе произведения позволяет расширить теоретико-литературные знания учащихся, совершенствовать восприятие художественного текста, формировать адекватное эмо-
93
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
ционалъно-ценностное отношение к нему. Их рассмотрение проводится во взаимосвязи с сюжетными, композиционными и жанровыми особенностями литературного произведения.
В статье обозначена проблема необходимости раскрытия основных путей изучения литературного произведения на основе анализа хронотопа. Цель исследования - рассмотреть особенности изучения литературного произведения в аспекте художественного времени и пространства на уроках родной (татарской) литературы в средней школе.
Методами исследования явились теоретический анализ, синтез, обобщение информации.
Результаты. Изучение литературного произведения в аспекте художественного времени и пространства основывается на поэтапном освоении категорий хронотопа; анализе конкретных хронотопических образов; использовании при анализе художественного текста бинарных оппозиций; осмыслении учащимися существования разных типов пространственно-временных отношений.
Ключевые слова: хронотоп, художественное время и пространство, хронотопический образ, открытое пространство, закрытое пространство, бинарная оппозиция, хронотоп дороги, перцептуальный хронотоп, пути изучения литературного произведени, предметный результат.
Для цитирования: Мухарлямова Г.Н., Абдуллина Д.М. Изучение литературных произведений в аспекте художественного времени и пространства (на примере уроков родной литературы). // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 3(42). С. 93-102. DOI: 10.24411/20781024-2019-13008.
Mukharlyamova G.N., Abdullina D.M.
STUDY OF LITERARY WORKS IN THE ASPECT OF ARTISTIC TIME AND SPACE CONTINUUM (ON THE EXAMPLE OF LITERATURE LESSONS)
Mukharlyamova Gulnaz Nurfatovna, Candidate of Philology, head of the Department of National education
Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia Email: [email protected] tel.: 8(905) 023 85 39
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
Abdullina Dilaria Maratovna, Candidate of Philology, a leading researcher of the Department of National Education
Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia E-mail: [email protected] tel.: 8(917) 259 54 26
The relevance of the article is due to the lack of attention to the issues of studying literary works through the prism of the concepts of artistic time and space in Literature lessons at school. The use of the categories of artistic time and space in the analysis of a work allows us to expand theoretical and literary knowledge of students, improve the perception of a literary text, and form an adequate emotional and value attitude to it. Their consideration is carried out in conjunction with plot, compositional and genre features of a literary work.
The article outlines the problem of the need to disclose the main ways of studying a literary work on the basis of the analysis of a chronotope. The purpose of the study is to consider the features of studying a literary work in the aspect of artistic time and space in the lessons of native (Tatar) Literature in a secondary school.
The research methods used are theoretical analysis, synthesis, generalization of information.
The results. The study of a literary work in the aspect of artistic time and space is based on the phased development of the categories of chronotope; analysis of specific chronotopic images; use of binary oppositions in the analysis of literary text; students' understanding of the existence of different types of spatio-temporal relationships.
Key words: chronotope, artistic time and space, chronotopic image, open space, closed space, binary opposition, road chronotope, perceptual chronotope, ways of studying a literary work, objective result.
For citation: Mukharlyamova G.N., Abdullina D.M. Study of literary works in the aspect of artistic time and space continuum (on the example of Literature lessons) // Vestnik of Maikop State Technological University. 2019. Issue 3(42). P. 93-102. DOI: 10.24411 /2078-1024-2019-13008.
Одной из задач литературного образования в современной школе является развитие читательской компетентности у учащихся и как следствие формирование квалифицированного читателя. Учителю-словеснику необходимо приложить немало умений и усилий, с целью научить учащихся анализировать литературное произведение. Анализ текста нужен не только для того, чтобы глубже его понять
95
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
и осознать, он необходим и для дальнейшего самостоятельного выбора учащимися литературного произведения для чтения, его правильной интерпретации и оценки.
Анализ литературного произведения в школе всегда опирается на теоретический материал, разработанный в литературоведении. В связи с этим во время его изучения внимание учащихся следует обращать на анализ поэтики литературного произведения, подразумевающий освоение определенных знаний о закономерностях искусства слова. Таким образом, освоение теоретико-литературных понятий занимает важное место в преподавании родной литературы. Художественное время и пространство, в числе этих понятий служат более глубокому пониманию литературного произведения, правильному осмыслению его идеи.
Сегодня в программе по родной литературе изучение категории хронотопа, как «существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [1, с. 234] указано как обязательное для усвоения.
Художественное время и пространство являются неотделимой важной составляющей, особенностью любого произведения, будь то литературное или музыкальное произведение, произведение изобразительного или театрального искусства. В то же время именно художественная литература, по сравнению с другими видами искусства, обладают наибольшей способностью свободно обращаться с такими категориями как время и пространство [2, с. 82].
Изучение литературных произведений в аспекте художественного времени и пространства способствуют ясному пониманию особенностей художественной действительности, немаловажна их роль и в раскрытии внутренней специфики литературного произведения, в осмыслении закономерностей читательского восприятия.
Следует отметить, что определение пространственно-временных отношений в художественном тексте может вызвать у учащихся определенные трудности, особенно если они не подготовлены. Связано это с тем, что восприятие человеком пространства и времени крайне субъективно. Поэтому изучение данных категорий должно проходить поэтапно, начиная с определения самых несложных, достаточно распространенных хронотопических образов. Учащиеся шаг за шагом вместе с учителем проникают вглубь этих понятий, понимая суть и определяя их роль в понимании идейно-художественной стороны литературного произведения.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
Отталкиваясь от данного утверждения, следует отметить, ознакомление с понятием хронотопа можно начать уже в среднем звене, с пятого класса. И целесообразнее будет, если для анализа учитель выберет эпическое произведение. На примере небольшого рассказа учащимся предлагается определить время и место, в котором разворачивается то или иное событие. Так, при изучении в 5 классе рассказа Г. Ибрагимова «Яз башы» («Начало весны») учащиеся без труда могут охарактеризовать время и пространство, исходя из времени года и связанного с ним места действия событий. Далее при изучении последующих литературных произведений можно усложнить задачу, организовав рассмотрение описания пространства комнаты, дома героев. Обращение внимания в данном случае на отдельные детали, определяющие это пространство, дает понимание и их смысло-образующих функций. В каждом случае важно, чтобы учащиеся приводили примеры из текста.
Заданные в ходе анализа пространственной среды такие вопросы как: Перечислите предметы пространства, описанные в этой части произведения. Как они характеризуют пространство? Достаточно ли их, или вы думаете, что автор опустил из описания некоторые предметы и явления? Почему? В чем проявляется связь пространства со временем? Как пространство характеризует героя? Проявляется ли в тексте художественного произведения отношение героя к данному пространству? Помогает ли оно определять его личное пространство, или пространство лишено личной индивидуальности героя? подразумевают более четкое нахождение учащимися примет хронотопа.
Таким образом, учащиеся учатся самостоятельно анализировать в художественном тексте пространственные, а затем временные образы.
В старших классах предполагается знакомство с видами открытого и закрытого пространства. В татарской литературе широко распространен образ Волги как открытого пространства. При изучении произведений, в которых данный образ присутствует, учащиеся должны определить, что он может выступать в разных значениях. Например, в одном случае он указывает на место событий, в другом - определяя течение реки, отождествляется с жизнью человека, отмечая в большинстве случаев ее беспрерывность и бесконечность. Учащиеся уясняют, что художники слова используют этот образ также и для показа изменений в чувствах и переживаниях литературного героя.
Немаловажную роль в раскрытии идейной составляющей литературного произведения играют и образы закрытого пространства. Образ дома, как один из
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
видов закрытого пространства можно рассмотреть в ходе анализа в 9 классе повести Ф. Амирхана «Хэят» («Хаят»), Данный хронотопический образ в произведении выражается в многочисленных и душных комнатах, поэтому учащиеся определяют это пространство, прежде всего, как узкое, и отождествляют с закрытой клеткой. Принимая во внимание, что «пространство притягивая человека к себе, и чувствуя главенствующее положение пространства над человеком, организовано так, что оказывает влияние на внутренний мир» [3, с. 57], учащиеся определяют, что все это воздействует и на чувственное состояние героини повести.
На следующем этапе работы с хронотопом в литературном произведении проводится анализ конкретных пространственных и временных (хронотопиче-ских) образов. Например, для анализа можно взять хронотоп дороги, так как «в художественной литературе значение данного хронотопа существенно, большинство произведений построено непосредственно на введении в сюжетную ткань произведения мотива дороги» [5, с. 22].
Дорога, путь героя по ней во многих случаях предполагается как поиск и достижение конечной цели. Данный хронотоп, раскрывая сильные и слабые стороны литературного героя, его отношения с обществом, пути достижения своей цели, характеризуя личные нравственные ценности дает возможность полноценного суждения о нем. В пути раскрываются характеры героев, их взаимоотношения, отношение к окружающей действительности. Так, во второй части изучаемого в 9 классе романа татарского классика М. Галяу («Ме11аж;ирлэр»), («Мухаджиры»), в котором изображаемый мир дается в непрерывном движении, хронотоп дороги выступает средством, определяющим направление этого движения. Он дает возможность писателю введения в повествование различных персонажей, которые оказываются перед определенными трудностями и испытаниями.
Дорога помогает читателю раскрыть положительные и отрицательные стороны героев, пронаблюдать за их духовным ростом. Так, изучая повесть А. Гилязова «Эч аршын ж;ир» («Три аршина земли») учащиеся 11 класса смогут увидеть, что дорога героя на родину способствовала его нравственному совершенствованию, приходят к пониманию представления ее как дороги к самому себе, так как дорога «один из постоянных образов самосознания жизни, раскрывающий ее смысл, движения и разветвление по линиям жизненных судеб» [4, с. 98]. При анализе этого произведения в школе с целью определения особенно-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
стей хронотопа дороги учащимся можно предложить следующие вопросы: 1) Обратите внимание на то, что писатель дает различные описания дороги. Давайте пронаблюдаем, в каком значении может выступать хронотоп дороги. Сойдя с поезда, Шамсегаян провожают в больницу, в это время дорога сужается. Как думаете, что обозначает данное сужение дороги? 2) Прямая дорога заставляет Мирвали волноваться, он, напротив, радуется встретившемуся на пути крутому повороту. Почему прямая и ровная дорога ему не нравится? 3) В каком направлении ведут дороги героев? По каким признакам можно это определить? 4) Всегда ли дорога идет прямо? Найдите это место в тексте. Что означают долины, пригорки, низины, встречающиеся на пути героев? 5) Объясните слова автора: «как стрела, широкая дорога была совсем пустынна». 6) Приближаясь к деревне, дорога неожиданно вновь сужается и повозка вдруг оказывается на бездорожье. Почему Мирвали выбирает такое направление? Что он хочет сделать? Как вы относитесь к желанию Мирвали, не заезжая в деревню, похоронить свою жену в этом безлюдном месте? Что можно означать потеря нужного направления дороги, съезд с прямой дороги?
Таким образом, предметный результат при изучении данной темы сводится к пониманию учащимися роли хронотопа дороги в осмыслении идейного содержания произведения.
Учащимся важно также понять, что характер художественного времени и пространства связан с образами мира, выражающимся в разных областях деятельности человека. В связи с этим на уроке можно рассмотреть хронотопиче-ские образы, которые имеют культурологический смысл и символизируют определенный образ жизни и нравственные устои татарского народа. К ним относят, например, образы дороги, порога, родной земли, отчего дома, двора, усадьбы мурз, леса, дома, Волги [6, с. 33]. Учащийся должен понимать, что каждый из этих хронотопов в произведении несет свою определенную смысловую нагрузку. Так, в повести Г. Исхаки «Кез» («Осень») образ пристани отождествляется с хронотопом встречи двух героев после долгой разлуки. А в повести А. Кутуя «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма») пристань, напротив, ассоциируется с хронотопом расставания, так как главная героиня повести Галия, уплывая на пароходе из родного города прощается со своей прошлой жизнью и едет навстречу новой.
В более старших классах учащиеся будут уже подготовлены и у них будет сформировано представление о хронотопе. При изучении в 10 классе романа
99
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
Г. Ибрагимова «Яшь йерэклэр» («Молодые сердца») определение пространства героев можно организовать на основе анализа образов. Учащиеся определяют, что главная героиня романа дочь мурзы Марьям - романтический образ. Живя в деревне, она не похожа на своих сверстниц, в отличие от них, не любит шумных развлечений, общений. Ей нравится быть в одиночестве. Марьям живет в своем мире, и она очень довольна этим. Можно предложить учащимся отобразить это схематически:
Учащиеся отмечают, что образ жизни Марьям очень схож с образом жизни ее возлюбленного Зыи. Он также воспитывается в закрытой среде. Отец-священнослужитель запрещает ему общаться, веселиться с деревенскими парнями. Образ жизни его регламентируется законами шариата. Таким образом, пространство, в котором он живет, также определяется замкнутым кругом. Учащиеся, сравнивая пространства этих двух молодых людей, ставят знак равенства, изоб-
В ходе работы с категорией хронотопа использование во время анализа понятия бинарная оппозиция дает учащимся возможность определить отношение литературного героя к действительности, к жизни. Например, анализ с этих позиций лирических произведений приводит учащихся к интересным выводам. Так, при изучении в 10 классе творчества известного татарского поэта Дардмен-да при помощи бинарной оппозиции учащиеся легко могут определить, что поэт делит человеческую жизнь на две части - прошлое и настоящее. В стихотворениях Дардменда два этих временных пласта воспринимаются не как продолже-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
ние друг друга, а скорее как противопоставленные понятия, определяющие, в свою очередь, бинарную оппозицию Прошлое / Настоящее. Здесь молодость, то есть прошлое поэта отождествляется с образом весны. Весна жизни - молодость, ассоциируется со временем года «свежей, солнечной, душистой» весной календарного времени. Настоящее же предстает в образе зимы. Оно обозначает потерю смысла жизни для поэта, конец его жизненного пути. Осознание этого учащимися приводит их к пониманию пессимистических настроений Дардменда.
Изучение в старших классах литературного произведения в аспекте времени и пространства подразумевает также и обращение к перцептуальному хронотопу. Как известно, данный вид хронотопа связан с психологическими процессами, происходящими у литературных героев. Он обычно принимает форму воспоминаний, мыслей, мечтаний, сновидений, бреда героев. В ходе работы с категориями времени и пространства учащиеся понимают, что данные понятия субъективны и в отличие от объективного времени и пространства они ориентированы на человека, с которым связаны картины субъективного мира, а именно его психическое состояние, его внутренний духовный мир.
В изучаемой в 10 классе повести Г. Рахима «Идел» («Волга») на первый план выступают размышления, мечтания, бред героя - виды перцептуального хронотопа. Главный герой повести - Ильяс любитель помечтать. Учащиеся отмечают, что мечтает он много, некоторые мечтания приходят, когда он пребывает в одиночестве, некоторые появляются во время его бредового состояния. Бред Иль-яса отличается своим специфичным содержанием, указывая в большинстве случаев на состояние героя. Так, в одном из своих снов он видит, как скатывается с крутого склона. Здесь прослеживается оппозиция Высокий / Низкий. Учащиеся понимают, что такие сновидения, бредовые состояния случаются с героем из-за того, что он не может найти свое место в жизни, обрести покой в душе.
Таким образом, художественное время и пространство являются одними из значимых звеньев в идейно-художественном анализе любого литературного произведения. Учащиеся должны понять, что существует очень много хронотопов, выступающих в разных интерпретациях и несущих глубокую смысловую нагрузку. Анализ и интерпретация художественных произведений на основе особенностей художественного времени и пространства обеспечивает расширение теоретико-литературных знаний учащихся, совершенствование восприятия художественного текста и формирует правильное эмоционально-ценностное отношение к нему. Следует также добавить, что изучение литературного произве-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42
дения в аспекте художественного времени и пространства служит более полному пониманию взаимосвязей между ее восприятием, анализом и интерпретированием.
Литература:
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.
2. Есин А.Б. Пространство и время // Литературоведение. Культурология: избранные труды. М.: Флинта, 2002. С. 82-97.
3. ЗаЬидуллина Д.Ф., ИбраЬимов М.И., Эминева В.Р. Эдэби эсэргэ анализ ясау: Урта гомуми белем биру мэктэбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары Ьэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма. Казан: Мэгариф, 2005. 111 6.
4. Меркулова И.И. Хронотоп дороги в русской прозе 1830-1840-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2007. 221 с.
5. Мухарлямова Г.Н. Хронотоп в татарской прозе 20-30-х годов XX века. Казань: ИЯЛИ, 2018. 152 с.
6. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д.Ф. ЗаЬидуллина [и др.]. Тулыл. 2 нче басма. Казан: Мэгариф, 2006. 319 б.
Literature:
1. Bakhtin М.М. Forms of time and chronotope in a novel // Questions of Literature and Aesthetics. M., 1975. P. 234-407.
2. Esin A.B. Space and time // Literary criticism. Culturology: selected works. M.: Flinta, 2002. P. 82-97.
3. ЗаЬидуллина Д.Ф., ИбраЬимов М.И., Эминева B.P. Эдэби эсэргэ анализ ясау: Урта гомуми белем биру мэктэбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары Ьэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма. Kazan: Margarif, 2005. 111 р.
4. Merkulova I.I. Chronotope of a road in the Russian prose of 1830-1840s: dis. ... Cand. of Philology. Saransk, 2007. 221p.
5. Mukharlyamova G.N. Chronotope in Tatar prose of the 1920-1930s. Kazan: IALI, 2018. 152 p.
6. Tatars 9d9byty: Theory. Tarih / D.F. Zaidullina [et al.]. Tulyl. 2 nee basma. Kazan: Margarif, 2006. 319 p.