Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЗВАНИЙ ПАБОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИЗУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЗВАНИЙ ПАБОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРА / НОМИНАЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ПАБ / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / УРОЧНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулаева Ольга Александровна, Бондарь Людмила Сергеевна

Статья посвящена проблеме изучения английских лингвокультурных особенностей Великобритании, чему в современных школах уделяется мало внимания. При изучении лингвокультурного материала авторы предлагают рассмотреть в старших классах непривычный лингвистический материал - названия английских пабов. Этот выбор они обосновывают тем, что, с одной стороны, пабы являются для англичан культурным достоянием, а с другой - их названия могут быть интересны для обучающихся. Авторы предлагают ряд заданий, направленных на изучение и рассмотрение грамматического и лексического материала, а также на расширение кругозора старшеклассников. Данные задания могут вводиться на уроке английского языка в качестве упражнений на критическое мышление, как урочный проект (индивидуальный, групповой, коллективный), а в дальнейшем активизация подобной работы позволяет ребенку и учителю определиться с темами по проектно-исследовательской деятельности. Работа с ними может проводиться в нескольких режимах: они могут выполняться учениками в классе самостоятельно или в группах, распределение названий пабов по типам может стать частью увлекательной викторины или соревнования между командами, что, несомненно, повысит мотивацию учащихся к изучению материала. Статья может быть интересна учителям иностранного языка, методистам, преподавателям системы дополнительного образования, педагогам, руководящим проектной и исследовательской деятельностью учащихся. Интересная тема, увлекательные задания помогут им вызвать у старшеклассников интерес к изучению английской истории и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING LINGUISTIC AND LINGUO-CULTURAL FEATURES OF PUB NAMES IN THE UK IN ENGLISH CLASSES

The article is devoted to the problem of studying the linguistic and cultural characteristics of the British English language, which is given little attention in modern schools. When studying linguistic cultural material, the authors propose to consider in high school unusual linguistic material - the names of English pubs. They justify this choice by the fact that, on the one hand, pubs are a cultural asset for the British, and on the other, their names may be interesting for students. The authors offer a number of tasks aimed at studying grammatical and lexical material and at expanding the outlook of high school students. These tasks can be done in the English lesson as exercises for critical thinking, a lesson project (individual, group, collective), and in the future the activation of such work allows the child and teacher to decide on topics for project research. Work with them can be carried out in several modes: they can be performed by students in the classroom themselves or in groups, the distribution of pub names by type can become part of an exciting quiz or competition between teams, which will undoubtedly increase the motivation of students to study the material. The article may be of interest to foreign language teachers, methodologists, teachers of the additional education system, teachers, leading project and research activities of students. An interesting topic, fascinating tasks will help them to arouse interest in the study of English history and culture among high school students

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЗВАНИЙ ПАБОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.1

ИЗУЧЕНИЕ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЗВАНИЙ ПАБОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

STUDYING LINGUISTIC AND LINGUO-CULTURAL FEATURES OF PUB NAMES IN THE UK IN ENGLISH CLASSES

© 2022

О.А. Кулаева, Л.С. Бондарь О. А. Kulaeva, L.S. Bondar

Статья посвящена проблеме изучения английских лингвокультурных особенностей Великобритании, чему в современных школах уделяется мало внимания. При изучении лингвокультурного материала авторы предлагают рассмотреть в старших классах непривычный лингвистический материал - названия английских пабов. Этот выбор они обосновывают тем, что, с одной стороны, пабы являются для англичан культурным достоянием, а с другой - их названия могут быть интересны для обучающихся. Авторы предлагают ряд заданий, направленных на изучение и рассмотрение грамматического и лексического материала, а также на расширение кругозора старшеклассников. Данные задания могут вводиться на уроке английского языка в качестве упражнений на критическое мышление, как урочный проект (индивидуальный, групповой, коллективный), а в дальнейшем активизация подобной работы позволяет ребенку и учителю определиться с темами по проектно-исследовательской деятельности. Работа с ними может проводиться в нескольких режимах: они могут выполняться учениками в классе самостоятельно или в группах, распределение названий пабов по типам может стать частью увлекательной викторины или соревнования между командами, что, несомненно, повысит мотивацию учащихся к изучению материала.

Статья может быть интересна учителям иностранного языка, методистам, преподавателям системы дополнительного образования, педагогам, руководящим проектной и исследовательской деятельностью учащихся. Интересная тема, увлекательные задания помогут им вызвать у старшеклассников интерес к изучению английской истории и культуры.

Ключевые слова: лингвокультура; номинация; лингвистические особенности; тематические задания; английский паб; имя собственное; урочный проект, проектная деятельность.

The article is devoted to the problem of studying the linguistic and cultural characteristics of the British English language, which is given little attention in modern schools. When studying linguistic cultural material, the authors propose to consider in high school unusual linguistic material - the names of English pubs. They justify this choice by the fact that, on the one hand, pubs are a cultural asset for the British, and on the other, their names may be interesting for students. The authors offer a number of tasks aimed at studying grammatical and lexical material and at expanding the outlook of high school students. These tasks can be done in the English lesson as exercises for critical thinking, a lesson project (individual, group, collective), and in the future the activation of such work allows the child and teacher to decide on topics for project research. Work with them can be carried out in several modes: they can be performed by students in the classroom themselves or in groups, the distribution of pub names by type can become part of an exciting quiz or competition between teams, which will undoubtedly increase the motivation of students to study the material.

The article may be of interest to foreign language teachers, methodologists, teachers of the additional education system, teachers, leading project and research activities of students. An interesting topic, fascinating tasks will help them to arouse interest in the study of English history and culture among high school students

Keywords: linguistic culture; nomination; linguistic features; thematic tasks; English pub; proper name; lesson project; project activity.

Изучение иностранных языков часто связано не только с приобретением языковой и коммуникативной компетенции, но и с освоением лингвострановедческих знаний. Последние часто помогают учащимся правильно употреблять лексические едини-

цы, а порой и грамматические конструкции. Однако в современных школах изучению культуры и истории стран преподаваемых иностранных языков уделяется мало внимания, так как тенденции развития языка, политические и экономические веяния, со-

циальный строй зачастую не входят в сферу интересов большинства учащихся общеобразовательных учреждений.

При этом некоторые лингвострановед-ческие темы могут вызвать интерес учеников, а потому использоваться на уроках английского языка. Одной из таких тем является рассмотрение названий пабов в Великобритании (естественно, в старших классах). Данный материал может быть освещен как с точки зрения языка - лингвистические особенности названий, так и с точки зрения культуры - как явление, которое характерно только для Великобритании. Для англичан пабы - важная часть жизни. Традиция посещения одного и того же паба несколькими поколениями, культура пития, дизайн самого заведения и его название - все это является культурным достоянием английского народа, которое он старается сохранить в неизменном виде как памятник истории [1].

Изучение этой темы, как и других подобных, может проходить в различных форматах: от тематических заданий, разработанных учителем и использованных как этап урока или в качестве урочного проекта, до полноценного проекта в рамках про-ектно-исследовательской деятельности.

На уроке по предлагаемой теме можно предложить старшеклассникам, с учетом их общих и лингвистических знаний, различные упражнения, которые не только обратят их внимание на лексический материал, покажут различные грамматические конструкции, варианты их употребления, но и расширят кругозор учащихся, подвигая их узнавать больше о различных сферах жизни населения англоговорящих стран [2].

Однако чтобы вызвать интерес учеников, а также предоставить им минимальную теоретическую базу для лучшего восприятия конкретных названий, для сознательного выполнения заданий, необходимо предложить старшеклассникам некоторую информацию об истории появления и развития пабов на территории Великобритании, об их цели, функциях, оказываемых услугах (включая подачу напитков и пищи), о появлении слова pub [3].

Примером задания, которое может быть использовано на уроке, может послужить упражнение на распределение названий пабов по принципу их мотивированности (с учетом ограниченной выборки фактического материала).

Сообщим учащимся, что существует несколько основных принципов номинации:

а) связь внутригородского объекта с человеком и его жизнедеятельностью (личные имена, профессии, орудия труда, геральдика и т.д.);

б) отношение к другим значимым объектам: улицам, сооружениям и т.д.;

в) свойства и качества объекта: подаваемые еда и напитки или особенности здания; богатство растительного и животного мира Великобритании [4, с. 52].

Важно подчеркнуть, что существует еще одна группа наименований пабов -названия, имеющие неясную мотивацию и потому не поддающиеся распределению по указанным выше рубрикам. Считается, что они имеют больший смысл для владельцев заведений и коренного населения, так как вбирают в себя особенности той или иной местности или быта местных жителей [5].

Названия с неясной мотивацией можно оставить в тексте задания, если учитель желает усложнить его, или исключить, что, несомненно, упростит выполнение упражнения.

Итак, учащимся предлагается список наименований пабов, заранее отобранных учителем. Им нужно распределить названия на группы по принципам номинации, а также выявить те, которые сложно отнести к той или иной группе, и попытаться интерпретировать их в соответствии с собственными представлениями.

Примерный список названий:

The Bottle, The Hole in The Wall, The Oxford Bar, The Charles Darwin, The Trip to Jerusalem, The First and Last, The Olive Branch, The Royal Union, The Dog and Duck, The Golden Lion, The Blooming Rose, Ye Olde Cock Tavern,, The Nowhere, The Bee, The Bird, The Mortal Man, The Jug and Glass, The

Yard of Ale, The Punch Bowl, The Bottle, The Flat Top, The Shoulder of Mutton, The Sandford Park Ale House, Square & Compass, The Blackmore Vale, The Blyth and Tyne, The Bleeding Wolf, The Rose, The Jolly Knight, The Abbot John, The Archery, The Red Lion, The Bell, The Bobsleigh, The Gamecock, The Between, The Plough, The Star Inn, The Shakespeare's Head, The Blue, The Invin-

При выполнении данного упражнения поощряется использование любой доступной дополнительной литературы, а также ресурсов сети Интернет, так как некоторые названия не так легко классифицировать, не имея некоторых исторических и социокультурных сведений о стране изучаемого языка.

Данное упражнение может выполняться на уроке. В этом случае из-за ограниченного времени учащиеся смогут обращаться к различным источникам информации только в случае крайней необходимости, а значит, будут использовать общие знания, полученные в течение всей жизни, и лингвистическое чутье. Если задание выполняется в рамках занятий по внеурочной деятельности, то время, отведенное на выполнение, может увеличиться. Задание может быть предложено в качестве домашней работы, что даст учащимся еще больше времени на поиск источников мотивации при номинации пабов; сведения, полученные при поиске, расширят кругозор учащихся. Так изучение мотивов присвоения названия поможет старшеклассникам узнать больше об истории Великобритании, о жизни и мировоззрении ее населения.

Если все же учитель принимает решение предложить это задание на уроке, то оно может выполняться не индивидуально, а группой учащихся, что позволит педагогу оценить слаженность работы коллектива и степень ответственности, индивидуальной

cible, The Charles Darwin, The Anne Boleyn, The Bonnie Prince Charlie, The United, The King's Head, The White Horse, The Oliver Twist, The Robin Hood, The Sherlock Holmes. (Источником фактического материала для нас послужили названия пабов, взятые с популярнейших туристических сайтов [6-9] и из словаря названий пабов [10].)

Пример выполнения задания:

заинтересованности каждого участника группы [11].

Другим не менее интересным и информативным упражнением может послужить распределение названий пабов в соответствии с их структурными особенностями. Так, их можно распределить в соответствии с использованными в названиях частями речи.

Кроме того, необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что большая часть выборки представляет собой названия, которые состоят более чем из одного знаменательного слова, но не представляют собой полноценных предложений (при этом артикль не считается отдельным элементом, а входит в состав слова либо словосочетания) [12 ; 13]. Зачастую такие названия включают в себя слова нескольких частей речи, в том числе предлог, а потому ответ на задание должен быть представлен в схематическом виде.

Учащимся предлагаются следующие условные обозначения: N - noun (существительное); prop. N. - proper noun (имя собственное); N's - существительное в притяжательном падеже; Adj - adjective (прилагательное); Num - numeral (числительное); Past Participle - причастие прошедшего времени; Ad - adverb (наречие); Pron -pronoun (местоимение).

Пример выполнения задания:

The Bottle - N.

The Hole in The Wall - N + in + N.

The Oxford Bar - prop. N + N.

Связь с человеком и его жизнедеятельностью Отношение к другим значимым объектам Свойства и качества объекта

The Charles Darwin The Oxford Bar The Bottle

Еще одной интересной областью изучения являются функции названий заведений.

Так, собственные имена некоторых пабов выполняют информативную функцию и указывают на особенности ассортимента или же расположение паба. Другие названия выполняют адресную функцию, т.е. просто выделяют заведение из множества подобных. Однако, несомненно, каждое из названий выполняет еще одну функцию - рекламную, привлекая клиентов, так как зачастую в его составе используются яркие и экспрессивные слова и выражения [14].

Таким образом, учащимся нужно разделить представленные учителем названия на две группы в соответствии с функцией, которую они выполняют.

Пример выполнения задания:

Информативная Адресная

функция функция

Ткв Jug апё Glass The Mortal Man

Что касается рекламной функции, часто ее выполняют даже не сами названия, а вывески заведений, на которых они написаны. Вывески представляют собой небольшие железные или деревянные таблички, на которых размещается наименование заведения и какое-либо яркое красочное изображение, во многих случаях поясняющее или конкретизирующее название [15].

Одним из увлекательнейших заданий может стать «восстановление вывесок». Ученикам предоставляются список названий пабов и макеты (распечатки) вывесок некоторых пабов, на которых сами наименования стерты. Учащимся предстоит восстановить первоначальный вид вывесок, выбрав из списка подходящие названия

и вписав их в распечатки. (Изображения вывесок приведены после текста статьи.)

Данное упражнение поможет проверить качество усвоения лексического материала, введенного на уроке, а также визуализирует некоторые названия, что будет иметь положительный эффект в долгосрочной перспективе, так как яркие изображения станут ассоциацией со всей темой, а следовательно, с пройденным материалом.

Если оставшееся на уроке время позволит, старшеклассникам может быть предложено творческое задание. Так, им предстоит самостоятельно придумать название паба и вывеску для него, а затем представить их классу. Формулируя задание, важно подчеркнуть, что работа должна быть связана с культурными или историческими реалиями страны изучаемого языка.

Полагаем, что обращение к функциям названий и анализу вывесок пабов поможет учащимся познакомиться с влиянием различных изображений на восприятие человека и научиться создавать их самостоятельно.

Работа с предложенными заданиями может проводиться в нескольких режимах. Они могут выполняться старшеклассниками в классе самостоятельно или в группах, а распределение названий пабов по типам может стать частью увлекательной викторины или соревнования между командами, что, несомненно, повысит мотивацию учащихся к изучению материала.

Подытоживая все сказанное, следует отметить, что рассмотрение на уроках иностранного языка различных, порой специфических тем поможет учащимся не только узнать больше о грамматическом и лексическом уровнях языка, но и расширить свой кругозор, а также привьет им интерес к языку.

Вывески

* * *

1. Аюбов А.Р. Топонимы как ценное наследие культуры // Ученые записки Худжандско-го гос. ун-та им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно -общественных наук. 2018. № 4. С.53-57.

2. Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур. М. : Р. Валент, 2001. 133 с.

3. Elliott K. A Brief Introduction to the History of Names. URL: http://heraldry.sca.org/names/namehist.html (дата обращения: 05.11.21).

4. Казакова С.Л. Прагмалингвистический аспект английской урбанонимии (на материале названий английских пабов) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пятигорск, 2011. 35 с.

5. Ковалева Н.Б. К вопросу о принципах номинации в топонимике (на материале географических названий бассейна р. Ини) // Ученые записки УрГУ. 1971. № 114. С. 133-136.

6. Best pubs in the UK for a peaceful pint and gastro grub. URL: https://www.gq-magazine.co.uk/article/best-pubs-in-the-uk (дата обращения: 01.11.21).

7. Bryson B. The Mother Tongue: English and How It Got That Way. URL: https://royallib.com/read/Bryson_Bill/the_mother_tongue_english_and_how_it_got_that_way.html#0 (дата обращения: 01.11.21).

8. The 50 best UK pubs. URL: https://www.theguardian.com/travel/2018/oct/27/50-best-uk-pubs-sunday-lunch-craft-beer-history-dog-friendly (дата обращения: 01.11.21).

9. 60 Of The Best Pubs In Britain. URL: https://www.esquire.com/uk/food-drink/bars/a9866/best-pubs-bars-in-britain/ (дата обращения: 01.11.21).

10. The Dictionary of Pub Names - Words worth Editions - 2006. URL: https://books.google.ru/books/about/Dictionary_of_Pub_Names.html?id=k-4SrdUPNFoC&redir_esc=y (дата обращения: 01.11.21).

11. Кулаева О.А. Становление юного исследователя: среда, условия, мотивация // ICRES'2020 : сборник трудов междунар. конференции по исследовательскому образованию школьников «От учебного проекта к исследованиям и разработкам». М. : НТА АПФН, 2020. С. 185-192.

12. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М. : Наука, 1973. 360 с.

13. Криворот В.В. О типологии лингвистических номинаций // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире. Минск : БГУ, 2018. С. 75-82.

14. Козлов Р.И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2000. 151 с.

15. Молчанова Г.Г. Концептосфера вывески английского паба как когнитивная память сим-болария английской культуры // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 20-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.